Создавая фильмы "Я все могу!" для самых маленьких, мы многое узнали о малышах и о том, как лучше их развивать и воспитывать. С 8 декабря мы открыли свой дневник на babyblog и с радостью поделимся с вами нашими знаниями и готовыми рецептами развития детей!
Многие дети засыпают, мирно посасывая бутылочку. Это можно понять: сосание бутылочки успокаивает малышей и дает уставшим за день родителям спокойно ретироваться из детской и наконец-то заняться своими делами. Однако, перед тем, как оставить ребенка наедине с этим, казалось бы, безобидным предметом, нелишним будет узнать кое-то о рисках, сопряженных с сосанием бутылочки:
Риск удушья. Засыпая с бутылочкой, ребенок рискует задохнуться оттого, что жидкость может попасть в его легкие. Если малыш вдохнет содержимое бутылочки в легкие, он может очень сильно испугаться и получить шок. Не проецируйте эту ситуацию на себя («Если бы я почувствовал, что задыхаюсь, я бы тут же проснулся!») – детский сон менее восприимчив к таким вещам. Даже если ребенок проснется при удушье и ничего серьезного не произойдет, все равно лучше избежать этой проблемы, которая может, как минимум, может вызвать у малыша сильный кашель, чувство дискомфорта и испуг.
Семейные терапевты и диетологи говорят о том, что питание семьи является очень важным аспектом жизни и что в семье должно существовать некое распределение обязанностей касательно его организации: дети должны сами выбирать, что они будут есть, но, естественно, выбирать они могут только из того, что есть в наличии, – вот этим-то и должны заниматься родители! Задача родителей по организации питания в семье сводится к тому, чтобы предоставить несколько альтернатив на выбор, и, конечно же, это должна быть полезная еда – тогда у детей сразу будет формироваться привычка правильно питаться, которую они сохранят на долгие годы.
Для малыша процесс еды заключает в себе намного больше, чем просто потребление пищи: в его ходе ребенок получает информацию о нормах, принятых в обществе, познает себя и окружающую среду, развивает чувство самостоятельности и, следовательно, уверенности в себе. Кормление, как и любой другой учебный процесс, дает ребенку представление о развитии: ребенок движется от полной зависимости к независимости. В представлении малыша этот путь очень нелегок, и ваша задача заключается в том, чтобы максимально облегчить этот переход к самостоятельности, которая позволит малышу не только утолять голод без помощи взрослых, но и самостоятельно выбирать еду, оценивать, какая еда полезна, а какую лучше не есть, сознательно контролировать момент, когда приходит сытость и нужно остановиться. Все эти задания не так легко выполнить (вспомните хотя бы, сколько взрослых людей не могут заставить себя правильно питаться и делать правильный гастрономический выбор). Именно в детстве закладывается основа здоровой жизни, поэтому пищевое воспитание должно составлять важную часть детского развития.
Исследования показали, что дети, которые идут в школу с правильным настроем и с навыками, которые помогают им научиться учиться, достигают бóльших успехов в учебе и в жизни вообще. Некоторые из таких навыков развиваются у малышей естественным образом, а некоторые из них можно развить с вашей помощью.
Обычно дети начинают активно познавать мир посредством личных ощущений и восприятий в возрасте 2 лет. Именно в этом возрасте можно начинать давать ребенку задачи, которые он будет решать методом проб и ошибок (например, ребенок может очень долго стараться засунуть подушку в специальный контейнер или на полку, все время переворачивая ее, пока не догадается сложить ее пополам). Такие задания не должны быть ориентированы на долгий срок – ребенку нужно сразу видеть результат (помните о том, что, чем старше ребенок, тем более долгосрочные задачи он может решать – маленьких детей невозможно мотивировать результатами, которые они увидят только через год!).
Если предложенные в первой части статьи советы не подействовали на детей и малыши все равно продолжают драться, попробуйте прибегнуть к такому воспитательному методу, как наказание, это следует сделать следующим образом:
- Устраните причину ссоры/драки: «Вы больше не подойдете к компьютеру, пока не придумаете, как использовать его вдвоем и не ссориться» или «Из-за вашей драки я забираю у вас игрушку на полчаса. Если после того, как я ее верну через это время, вы продолжите драться, я заберу ее на два дня!» и т.п.
- Отложите то, чего хотят дети (например, прогулку), до того момента, пока они не разрешат конфликт.
- Заставьте детей провести небольшое количество времени (от 5 минут до часа) по отдельности, при этом ни одна сторона не должна получить то, из-за чего произошла ссора/драка.
- Не давайте детям участвовать в принятии решения относительно ваших будущих действий: «Так как вы дрались, мы поступим следующим образом…» (малыши принимают ваше наказание, а не придумывают его сами – только не забывайте о том, что ваше решение должно быть действительно справедливым!).
- Настаивайте на придуманном вами наказании, если дети решили проигнорировать его с первого раза: увеличьте время без желанной игрушки или компьютера или возьмите тайм-аут (оставьте ребенка не несколько минут одного).
- Непродолжительные наказания, которые немедленно исполняются (такие как полчаса без любимой игрушки или тайм-аут), действуют на детей эффективнее всего: их цель заключается не в том, чтобы наказать ребенка, а в том, чтобы дать малышу понять, что его поведение моментально влечет за собой последствия.
Как относиться к детским дракам? Ответ один – терпимо, ведь эти конфликты являются частью процесса социализации – попросту говоря, ребенок еще только учится находить контакт с другими детьми (в том числе со своими братьями/сестрами) и не всегда может правильно повести себя в той или иной ситуации. Однако взрослые должны следить за тем, чтобы малыши не заходили слишком далеко в выяснении отношений подобным способом – тогда нужно помочь детям мирно разрешить конфликт и дать им понять, что драка является наименее конструктивным методом устранения противоречий (то же самое касается и случаев, когда дети обзывают друг друга):
Творческие игры крайне важны для развития детского воображения (они являются самым важным элементом игры для детей от года до трех лет). В таких играх нет ничего правильного или неправильного – то, как ребенок собирает конструктор, поет, рисует или играет в куклы, является его собственным видением и подходом, который нельзя оценивать с позиций корректности. Поддерживайте все порывы малыша создать что-либо, давая ему столько времени для игры, сколько ему нужно, – никогда не ограничивайте время творческой активности!
Не секрет, что малышам не очень нравится делиться своими вещами с кем бы то ни было, однако умение делиться очень важно для того, чтобы ребенок мог подружиться с другими детьми и весело играть в компании своих сверстников, а также для того, чтобы научиться справляться со своим разочарованием и находить компромисс в отношениях с другими людьми.. Как же помочь своему малышу овладеть этим непростым умением?
Читайте, пойте и рассказывайте истории на иностранных языках, даже если родной язык ребенка резко отличается от языка вашего рассказа. Все языки одинаково развивают речевые способности детей (например, знание русского языка поможет ребенку быстро освоиться в англоговорящей школе)! Используйте книжки, сопровождающиеся параллельным переводом на каждой странице. Также можно читать книжки на иностранном языке и обсуждать их на родном русском. Дети могут одновременно учить несколько языков (вспомните канадцев, в совершенстве говорящих на английском и французском языках)!
Чтение вслух, рассказывание историй, а также совместное пение – это не только замечательное развлечение для вас и вашего малыша, способное еще больше сблизить вас, но и прекрасный способ развить детскую речь, мышление, воображение играмотность. Читая ребенку или рассказывая ему что-то, вы знакомите его со звуками речи, со словами и с языком в целом, вы раскрываете для него значение книг и образования – вы помогаете малышу совершать первые шаги на пути обучения и закладываете основу для его будущего образования и успеха! Далее вы найдете несколько полезных советов, которые помогут вам максимально развить мышление своего малыша:
Обычно дети от года до трех очень часто болеют: то у них простуда, то кашель, то насморк, нередки даже случаи повышения температуры. Когда родители видят, что малышу нездоровится, единственное желание, которое может возникнуть у них, – это помочь ему чувствовать себя как можно лучше, однако не стоит опрометчиво начинать лечение! Если вы заранее позаботитесь о выборе хорошего врача и приобретении тех лекарств, к которым вы часто прибегаете для лечения ребенка, вы будете чувствовать себя намного спокойнее и увереннее. Что касается врачей: если доктор поставил малышу неутешительный диагноз или дал вам сомнительные рекомендации, не поленитесь отвести ребенка к другому врачу (желательно заранее узнать, что этот врач из себя представляет).
Чтобы стать гармоничной личностью и просто счастливым человеком, ребенку нужна забота и любовь, поэтому очень важно уделять малышу как можно больше внимания и выражать ему свою любовь. Для того, чтобы малыш получал максимум пользы от общения с родителями, Вам нужно быть с ним не только физически, но и морально и эмоционально! Естественно, работа мешает нам проводить достаточно времени с детьми, но самое ужасное, что она может сделать, – это поселиться в наших мыслях и сконцентрировать нас себе все наше внимание, так необходимое малышу! Даже совсем маленькие дети очень хорошо чувствуют, когда родители перестают обращать на них внимание. Конечно же, иногда это случается со всеми родителями (в конце концов, все мы люди, которые могут плохо себя чувствовать или просто быть в плохом настроении), но если такое отстраненность и погруженность в свои мысли становятся нормой, у ребенка могут возникнуть серьезные проблемы с самооценкой и самоощущением. Следующие советы помогут вам избежать этих страшных последствий и сделать своего малыша счастливее:
Несмотря на свои маленькие размеры, пустышка может очень много значить для ребенка, но, безусловно, «дружба» ребенка с пустышкой не может длиться вечно, и детям не всегда легко смириться с этим фактом (лишь немногие из них отказываются от пустышки сами). Однако именно вам как родителю предстоит решать, когда нужно начинать отучать малыша от соски, при этом не нужно ориентироваться на мнение или даже давление со стороны других людей. Сосание пустышки успокаивает ребенка и помогает ему справляться со стрессами, поэтому, чтобы не травмировать психику малыша, следует использовать постепенный подход к отучению от соски. Далее вы найдете несколько советов, которые могут быть вам полезны в вашем нелегком деле:
В среднем, детям от 1 до 3 лет нужно спать по 10-12 часов ночью и 1-2 часа днем. Обычно в этом возрасте дети уже не просыпаются по ночам, но вот уложить их спать не так-то просто, ведь малышам очень нравится показывать свою независимость!
Есть и другая причина активности малышей перед сном: в этом возрасте они все еще очень легко перевозбуждаются, когда не ложатся спать вовремя. Чтобы этого не случилось, нужно последовательно приучать ребенка к режиму, укладывая его спать в одно и то же время и не давая ему спать слишком долго днем (более 2 часов). Далее вы найдете еще несколько советов, как правильно укладывать малыша спать:
Если вы видите, что малышу трудно дается надевание какой-то вещи, не поддавайтесь первому импульсу помочь ему, дайте ему возможность справиться с возникнувшей трудностью самому. Вместо этого подбодрите ребенка. Ему будет приятно и лестно справиться с проблемой без вашей помощи – такие достижения очень повышают детскую самооценку! Помогайте малышу только в тех случаях, когда он действительно не может обойтись без вас.
Хвалите ребенка как можно больше, даже если он надел штаны задом наперед! Чем более позитивно вы будете относиться к его попытка одеться самостоятельно, тем больше удовольствия он будет получать от этого процесса и тем больше у него будет шансов на скорый успех.
Все родители знают, как трудно бывает ребенку одеться самостоятельно, однако для малыша очень важно научиться делать это, потому что это маленькое на первый взгляд достижение развивает у детей чувство независимости и уверенности в себе, а вам дает несколько свободных минут каждое утро! Кроме того, самостоятельное одевание помогает детям развивать мелкую моторику (этому способствует застегивание пуговиц и молний), крупную моторику (т.к. ребенку приходится стоять на одно ноге, пока он натягивает на другую штаны или носок), мышление (ведь малыш запоминает, что нужно надеть и в каком порядке), языковые навыки (запоминание и произнесение названий одежды, цветов, размеров и т.п.) и ориентацию во времени и пространстве (т.к. ребенок учится одеваться за определенный промежуток времени в соответствии с погодой и ситуацией). Как же помочь своему малышу овладеть таким важным навыком, как самостоятельное одевание?