Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение - легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка - центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.
Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.
И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!
При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.
Кто в деревне живет?
Лежебока – рыжий кот.
Маленький теленок,
Желтенький цыпленок,
Белая овечка,
Мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять,
Их не трудно сосчитать!
Кто в лесочке живет?
Под корягой - старый крот,
За горой лисенок,
В ельнике - лосенок.
Под кустом – лисичка,
На сосне – синичка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать!
Есть у нас игрушка:
Это – погремушка,
Это – толстый мишка,
Это – чудо-книжка,
Это – неваляшка,
Это – кукла Машка!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем снова проверять!
Соединяем одинаковые пальчики рук.
Дружат добрые зверята
(пальцы рук соединяются в "замок").
Дружат малые зайчата
(ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры,
(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары,
(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата,
(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата
(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались!
(руки опустить, потрясти кистями)
"Колечко"
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!
Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки;
"Пчелка"
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;
то же левой рукой;
то же двумя руками;
Я пчела, лечу, лечу,
Меда сладкого хочу!
Я лечу, я жужжу,
Я на клевере лежу!
"Ножки"
указательный и средний пальцы "бегают" по столу;
те же движения производить пальцами левой руки;
те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование")
Ножки, ножки,
Топ-топ-топ!
Ножки, ножки,
Шлеп, шлеп, шлеп!
Раз шажок, два шажок,
Догони меня дружок!
Шел бобер, нес топор,
Шел бобер через бор.
Шел бобер через болото,
Шел бобер искать работу!
"Рожки"
Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
Я коза-дереза,
Все деревни я гроза!
Забодаю я рогами,
Дай мне каши с пирогами!
У меня крутые рожки,
Дай конфеток мне немножко!
"Глазки"
Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;
Глазки у волчонка,
Глазки у зайчонка,
Глазки у котенка,
Глазки у козленка,
Глазки у цыпленка,
Глазки у утенка,
Глазки у лисенка,
Глазки у ребенка!
"Ушки-рожки"
Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;
то же упражнение выполнить пальцами левой руки;
то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;
У улитки-крошки
Маленькие рожки.
У зайчишки ушки,
Ушки на макушке!
"Ведерко"
Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие;
Приходил Егорка,
Приносил ведерко.
Расплескалась вода,
Лей скорей еще сюда!
"Тарелочка"
Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу;
У пушистой белочки
Круглая тарелочка,
У полосатой кошки
Маленькая плошка!
"Крыша"
Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук;
Заходите к нам в домишко!
Здесь живут кроты и мышки,
Волк, барашек, лягушонок,
Косолапый медвежонок!
Эти игры для того,чтобы научить ребенка последовательности действий:
1) ложить или полусадить ребенка на колени(моя уже пытается сидеть, то есть,уже почти села,поэтому я полусажу), и, слегка подпрыгивая ногами,напевать: "По кочкам,по кочкам,по рыхлым дорожкам, и в ямку бубух!"- и,придерживая ребенка руками,раздвинуть колени. Ребенок соскальзывает вниз,но вы его,естественно,держите. Моя аж замирает, ждет,когда же будет ямка,а потом радостно повизгивает.))))))
2)Взять пеленку двумя руками за уголки, и,когда малыш лежит на спинке, поднять её над ним, и плавно опустить,чтобы она (пеленка) накрыла его (ребенка), все его оголенные части тела(чтобы малыш чувствовал прикосновение ткани). К 5-6 накрыванию малыш будет радостно и нетерпеливо дрыгаться при виде нависшей над ним пеленкой. У нас,по крайней мере,так было)))) А сейчас эти нетерпеливые взмахи ручками и ножками начинаются,как только я беру в руки пеленку.
3) Та же "Идет коза рогатая,забодает-забодает..." Но мы на неё не реагируем пока. Хотя щекотки уже боится - заливается.
4) Ну и важно ежедневно повторять одни и те же действия примерно в одно и то же время - например,у нас - проснулись,умылись,помыли ручки,поменяли подгуз,сделали зарядку,поздоровались с хрюшей(на протяжении месяца подношу лапулю к стоящей в стенке игрушечной свинке. Рассказываю, как свинка делает хрю-хрю Машеньке, а Машенька говорит - привет,хрюша! Сначала никакой реакции не было,просто рассеяно рассматривала этого хрюшу,а теперь,когда начинаем здороваться,она аж вырывается с рук - радуется хрюшке))) Особенно радуется при словах-Машенька,хрю-хрю! Улыбается во все десны,агукает.
А вот еще игры для изучения частей тела. Их с рождения практикуют:
Домик
Стенка, стенка,
(потрогать щечки)
Потолок,
(потрогать лобик)
Две ступеньки,
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок!
(нажать на носик)
Личико
Где вы мои глазки? Где вы мои глазки?
(берём ручки малыша и закрываем его или свои глазки руками)
Вот они, вот они, вот мои глазки.
(быстро отводим руки от глаз и радуемся, что нашли глазки)
Где же ты мой носик? Где же ты мой носик?
(теперь прячем носик — сначала лучше ваш, а потом малыша)
Вот он, вот он, вот мой носик.
(указываем на нос)
(… повторяем с ушками, ротиком, ножками…)
Части тела
Рот, нос, голова,
Уши, щёки, лоб, глаза,
(просто показываем на себе или на малыше; своими руками или ручками малыша)
Плечи, плечи, шея, грудь
(хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)
Не забыть чего-нибудь
(разводим руки в стороны)
Руки-руки — хлоп-хлоп,
(хлопнуть в ладоши ручками малыша, а можно и своими)
Ноги-ноги — топ-топ,
(так же ножками в лежачем или сидячем положении)
Раз сюда и раз туда,
(повороты головы вправо-влево; можно поворачивать своей головой, чтобы малыш видел; гораздо интереснее из своей кисти сделать человечка, и даже нарисовать на ней глазки и носик)
Это — нет, а это — да.
(жесты головой «нет» и «да»; также можно кистью покрутить вправо-влево и вверх-вниз)
Наше богатство
Вот наш нос,
Вот уха два,
Вот большая голова,
Вот волосиков чуть-чуть,
И на них я буду дуть!
Вот у нашей деточки
Пятки и коленочки!
Вот бочок, я за бок хвать,
Буду долго щекотать!
Нос, рот, голова,
Уши, щёки, лоб, глаза,
Руки, плечи, шея, грудь
Про животик не забудь.
Это — нет, а это — да.
Это — раз, а это — два.
Будем пальчики считать:
Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять
Десять пальцев, пара рук —
Вот твое богатство друг!
Пальчиковые игры:
Комарики(собираем все пальчики в пучок и изображаем комара)
Комарики з-з-з-з-з…
(летаем везде и громко жужжим)
Комарики вились-кружились:
(летаем рядом с ушками и тихо жужжим)
В носик (ушко, пузико, ножку…) вцепились.
Кусь! Кап, прыг, тук
Дождик капает:
Кап, кап, кап.
(тычем пальчиком в ладошку другой руки)
Зайка прыгает:
Прыг, прыг, прыг.
(указательный и средний пальцы изображают уши зайчика)
Молоток стучит:
Тук, тук, тук.
(кулачком стучим по ладошке) Прятки
В прятки пальчики играли,
(ритмично сгибаем и разгибаем пальцы)
И головки убирали.
Вот так, вот так.
И головки убирали.
(собираем пальчики в кулачок)
Где наши пальчики?
(накрываем кулачок платком и удивлённо ищем пальчики)
Вот наши пальчики!
(весело снимаем платок) Улей
Вот маленький улей,
(сгибаем пальчики по одному на каждую строчку)
Где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
(разгибаем пальчики по одному)
З-з-з-з-з!
(резко поднимаем ручки вверх с растопыренными пальчиками — пчёлы улетели) источник пальчиковых игр и игр на изучение частей тела -
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей —
Маша, умывайся веселей! Мы пойдём купаться
И в воде плескаться:
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки
Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная! Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико. Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята. Шла баба из-за моря,
Несла кузов здоровья,
Тому-сему помаленьку,
А … (имя) весь кузовок! (поливаем водой) Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки. Настенька, пойдём купаться.
Будешь в водичке с мамой плескаться! Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
с Никиты худоба.
Водичка вниз,
А Никитушка вверх! От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается! Кто тут будет куп-куп,
По водичке — хлюп-хлюп?
В ванну быстро — прыг, прыг,
В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется. Мы бельё стирали,
В речке полоскали,
Выжали, развесили,
То-то стало весело! Источник:
и пальчиковые игры для зарядки:
Солнышко
Утром солнышко встает выше-выше,
(поднимаем руки малыша высоко вверх)
Ночью солнышко зайдет ниже-ниже.
(опускаем руки малыша вниз)
Хорошо-хорошо солнышку живется,
(делаем ручками фонарики)
И нам всем с солнышком весело живется.
(хлопаем в ладоши) Ручки
Ручку ручкой мы погладим,
(гладим ручки малыша друг о друга, раскрывая кулачки)
Пальчик пальчиком потрём,
(трём ладошки или пальчики друг об друга)
Отдохнём совсем немножко,
(трясём ручками; или гладим одной ручкой другую, или мамину ручку)
А потом опять начнём.
(можно похлопать ручками малыша) Сорока-ворона
Сорока-ворона кашку варила,
(своим указательным пальчиком делаем круговые движения по ладошке малыша)
Кашку варила — деток кормила.
(разминаем ладошку)
Этому дала, этому дала,
(загибаем пальчики или массируем каждый пальчик)
Этому дала, этому дала.
А этому не дала.
(массируем оставшийся пальчик)
Он в лес не ходил,
(можно хлопать по ладошке или разгибать пальчики на каждый пункт)
Дров не рубил, воду не носил.
Поделом ему. Пусть исправляется:
Вот он ходит, дрова рубит, воду носит.
(разминаем большой палец)
Здесь водица студёная
(массируем локоток)
Здесь водица тёплая
(касаемся плеча)
А здесь кипяток-щекоток, кипяток-щекоток!!!
(щекочем под мышками) Пробуждение
Утро настало,
(тянемся ручками)
Солнышко встало.
(называем пальчики и отгибаем их по очереди)
Привет, Большак!
Привет, Указка!
Привет, Серёдка!
Привет, Сиротка!
И Крошка-Мирошка!
Привет, Ладошка!
(гладим ладошку)
Все проснулись
(машем ручками или трясём пальчиками)
И потянулись!
(и ещё раз тянемся) Пять пальцев
На моей руке пять пальцев,
(сжимаем и разжимаем кулачки)
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(сгибаем или разгибаем пальчики)
В 2 месяца ходили к неврологу, у дочи был тонус и назначили явиться повторно в 3 месяца.
Пришли мы значится сегодня. Врач новая. Посмотрела дочку, повертела, спрашивает - что вы с ней делаете? Я говорю - на мячике катаемся, ножки-ручки сгибаем - Вы что, с ума сошли????? Нельзя ни в коем случаее!!! можно только на животик класть и пусть так лежит. (я в ауте, а прежняя врач говорила делать). - Еще я ей кисти рук массирую (прежняя врач сказала от тонуса делать) - Вы что!!! Нельзя!!!! - Ванны с морской солью продолжать? - Кто вам вообще сказал такое делать???? - Прежний врач для расслабления - НЕЛЬЗЯ!!!
У нас в доме два лифта. Работают оба. Пошла сегодня с дочей погулять, за одно затарилась продуктами))) Вся такая счастливая заползаю в подъезд..... а там оба лифта не работают(((((((((( А ползти на 7 этаж Стою вся пришибленная и с ужасом соображаю, шагает ли у меня коляска по ступенькам.