Здравствуйте!
Совсем скоро старшему сыну 9 лет.
Нужны варианты подарков :) помимо подарка от себя нужно придумать от бабушек, дедушек и крестных. Они всегда спрашивают, что дарить ....
пока придумала только, что дарим мы:
...
Здравствуйте!
Совсем скоро старшему сыну 9 лет.
Нужны варианты подарков :) помимо подарка от себя нужно придумать от бабушек, дедушек и крестных. Они всегда спрашивают, что дарить ....
пока придумала только, что дарим мы:
...
Рекомендуемые ежедневные дела для ребенка от рождения до 1 месяца
Рекомендуемый список покупок для ребенка от рождения до 1 месяца
Вся обувь НОВАЯ, мы просто переросли!!!
1. Босоножки Шаговито, размер 29 - по стельке 18,5см. Цена: 1000 рублей.
Из года в год заранее начинаю готовиться к поездке с Сашей в деревню :) Аптека в нескольких километрах ...машина не всегда под боком....поэтому, чтобы не нервничать, лекарства всегда беру с собой из Москвы!
СПИСОК ЛЕКАРСТВ:
Вступление в школьную жизнь очень важный и волнительный этап, как для ребенка, так и для его родителей. Это этап перемен в жизни не только первоклассника, но и всей семьи. Такой переходный период называют периодом адаптации.
Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды».
Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация тесно связана с известным всем нам сочетанием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: физиологическую, психологическую и социальную (личностную). Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
- Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка. В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, в результате в сентябре многие первоклассники болеют.
- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника.
Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно. Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.
Чем мы можем помочь?
Режим дня!
Как ни странно, но именно режим дня одно из важнейших условий быстрой и успешной адаптации ребенка к школе. И это неоднократно подтверждалось в моем опыте работы с детьми первых классов.
Прежде всего, необходимо создать щадящий режим. Если ребёнок привык спать днём, лучше всего сохранить этот подход к отдыху. По возможности лучше не перегружать учебный день ребенка посещением кино, приглашением гостей и нанесением визитов. Желательно ограничить просмотр телевизора, игры за компьютером.
Важно, чтобы ребёнок ежедневно гулял на улице. В школе двигательная активность ограничена. Поэтому очень важно дать ребёнку подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогает снимать напряжение. Важно, чтобы занятия спортом не переутомляли ребёнка.
Очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое приготовление домашнего задания не только не способствует усвоению материала и формированию умений в написании букв и цифр, но и приводит к переутомлению. Время выполнения уроков не должно превышать 1 часа. При этом необходимо проводить разгрузочные паузы.
Соблюдение режима дня обеспечивает не только определённый ритм физиологической жизни организма (в определённое время ребёнок хочет есть, спать и т.д), но и вырабатывает полезные привычки (своевременную готовность к занятиям, стремление к порядку, чистоте, которые имеют самое непосредственное значение для формирования ценнейших черт характера, таких как организованность, собранность, дисциплинированность.
Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, эмоционально-волевую, учебно-познавательную (интеллектуальную).
В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.
Как помочь ребенку справиться со стрессом?
Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий.
1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.
3 Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.
Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:
1. Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.
2. Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т. д.
Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.
Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.
Реакция активного протеста.
Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.
Реакция пассивного протеста.
Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.
Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).
Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.
Необходимо понимать, что адаптация к школе сопровождается еще одним критическим периодом – кризисом 7 лет. Он обусловлен социальной ситуацией развития ребенка.
Социальная ситуация развития младших школьников:
Кризис 7 лет характеризуется как физиологическими, так и психологическими изменениями.
1. Физиологические изменения заключаются в росте, смене зубов.
Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребёнок резко меняется, причём изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе 3 лет.
2. Психологические изменения заключаются в том, что:
- происходит утрата детской непосредственности. Если раньше мы, взрослые, могли просто посмеяться над какими - то шалостями, недостатками, то теперь нам кажется, что ребёнок вырос, а до сих пор проявляется поведение маленького ребёнка. Т.е. детская непосредственность утратилась, прошла, а проявления детского поведения остались. Ближайшая причина утраты детской непосредственности кроется в недостаточном умении дифференцировать внутреннюю и внешнюю жизнь. Отсюда в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. В результате ребёнок начинает манерничать, капризничать, в поведении ребёнка появляется что-то нелепое, искусственное, какая-то вертлявость, поясничанье, клоунада: ребёнок строит из себя шута. Указанные черты говорят о поведении дошкольника, что является неприемлемым для школьного возраста. Нам взрослым хочется видеть семилетнего ребёнка взрослым, рассудительным, ответственным, трудолюбивым, но этого мы пока ещё не видим и иногда раздражаемся, покрикиваем на ребёнка и даже прибегаем к некоторым наказаниям. Но это всё напрасно, надо просто знать об этих особенностях кризисного возраста и помочь ребёнку преодолеть как можно быстрее такие изменения, тем более что эти изменения быстро проходящие.
Самое главное новообразование кризиса 7 лет – появление самоуважения, осознание себя как субъекта познания. Самоуважение положительно формируется только при положительной адекватной самооценке, осознании своей успешности.
Если в дошкольном периоде мнение взрослого не влияло на оценку самого себя, и чтобы не говорили взрослые, как бы не ругали, ребёнок всё равно для себя всегда оставался хорошим. Теперь же ситуация изменилась: оценка самого себя напрямую зависит от мнения взрослого. Сделали вы замечание в неосторожной форме, поругали за что-то и ребёнок думает, что он плохой.
Это новообразование играет важнейшую роль в выстраивании жизненного сценария в будущем. Самооценка, появление самосознания, развитие рефлексии – все это влияет на очень важную составляющую успешной учебы – мотивацию.
Учебная мотивация – это потребность в обучении, в получении новых знаний. Учебная мотивация бывает внешняя и внутренняя (познавательная).
На этапе адаптации у первоклассников учебная мотивация проявляется в желании ходить в школу, носить портфель, укладывать в него вещи. А позднее она проявляется в желании получать новые знания.
Формирование учебной мотивации.
Если мы хотим, что бы главным в жизни ребёнка стали знания, учение, общение с одноклассниками, а не учение ради оценки, то необходимо, прежде всего, определиться самим взрослым в том, как МЫ должны говорить с ребёнком о школе.
Как дела в школе?
Что ты сегодня получил?
Что ты узнал нового в школе?
С кем ты сегодня играл?
Взрослые бурно реагируют как на хорошие, так и на плохие оценки.
Взрослые интересуются знаниями ребёнка, трудностями и успехами, взаимоотношениями с одноклассниками.
У детей формируется осознание того, что главное в школе - оценка.
У детей формируется осознании того, что главное в школе – знания, учение, общение.
Если мы, говоря о школе, прежде всего, бурно реагируем на как на хорошие, так и на плохие оценки, то главным в школьной жизни ребёнка становится оценка, а не знания.
Что важно помнить об оценке?
Оценка должна выступать как оценка деятельности, а не самого ребёнка. Например, «Что у тебя получилось особенно хорошо, а что не очень?»
Если ребёнок переживает из–за оценок, то можно воспользоваться приёмом «ЗАТО»: Например, «Да задачу ты решил неправильно, зато у тебя выполнены все примеры правильно».
Важно: чтобы ребёнок понимал, что если у него, что – то не получается, то он сам при этом не становится плохим.
Хвалить первоклассника – дело непростое. Это не просто назвать его умницей или молодцом. Здесь есть несколько тонкостей. Похвала должна быть конкретной: мы хвалим ребёнка не самого по себе, а за какую – то деятельность, за какой – то результат работы. Когда мы говорим ребёнку: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы». Или: «Мне очень нравится хвостик вот у этой цифры!», ребёнок при этом получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником и понимает, что это для него возможно. Если же мы мы говорим: Умница! Отлично!, -то ребёнку не очень понятно, за что его хвалят и ему становится трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым.
Если случается так, что трудно найти за что похвалить ребёнка, то надо найти хотя бы один какой –то элемент, за что можно похвалить.
Сильные ученики, которых больше хвалили за успехи, чем ругали за неудачи, руководствуются, как правило, мотивом достижения успеха (поощрение за успехи). Они интеллектуально активны, развиваются успешно и благополучно преодолевают кризисные этапы. Слабые, неуверенные в своих силах дети, наоборот, используют мотив избегания неудач (наказания за неудачи), а значит они интеллектуально пассивны и развиваются с трудом, с трудом переживают переломные моменты.
Помните, ребенок младшего школьного возраста остро нуждается в:
Помня об этом, нам, взрослым, будет легче хвалить, а не ругать, помогать, а не контролировать.
С уважением, педагог-психолог Ильичева А.О.