Аркаща - Кака
Света - Тетя
Аркаща - Кака
Света - Тетя
- Мама, я кажется влюбилась.
- В кого?!
- Сейчас я тебе расскажу. Нас сегодня мороженным мальчишки угощали - новичок и Добрыня. Вот я в одного из них влюбилась. Угадай в кого.
- В Добрыню?
- Как ты догадалась?
- Не знаю, как-то догадалась.
- Только я ему, похоже, не нравлюсь.
- Это ничего, приятно, что есть такие достойные мальчики, в которых можно влюбиться.
- Только он мне кое-что сделал.
- Что?
- Плохое. Как мне к этому относиться
- Что такое плохое он сделал? - (у меня брови полезли наверх)
- Толкнул нечаянно, когда мы в войну играли.
- Ну, если нечаянно, не стоит об этом вспоминать.
- Да, я же тоже случайно толкала других.
Дальше разговор перешел в другое русло, но как мне дороги светины первые вот такие признания!
-
Света спрашивает меня, почему Аркаша не боится драться на мечах - последнее его увлечение. Я отвечаю:
- Он готовится стать воином.
Света рассуждает дальше крайне трагично:
- Если Аркаша станет воином, он придет домой мертвым. Нет, давайте не будет отпускать Аркашу становиться воином.
Радует меня их забота друг о друге.
Вот например, сегодня Аркаша среди игрушек нашел колечко.
- Какое красивое! Свете подарю. Ну когда же она вернется из садика?!
А вчера играли в какую-то сложную светину игру. Любит она многосложные условия и приличную подготовку. По ходу выясняется, что они вдвоем организуют соревнования. Света заявляет:
- А кто победит - неизвестно. Машина "Молния" может не победить.
- Не-е-ет!!! - буквально рявкнул Аркаша, - машина "Молния" победит.
- Необязательно, - очень спокойно отвечает Света.
Гнев аркашин вырос резко, словно кто-то отчаянно жал на тумблеры. Он кричал: "Нет!!", - схватил коробку и начал громить все, что они вместе подготовили к игре. Тут не выдержала Света и пристукнула Аркашу кулаком.
Я обняла разозленного сына и унесла в другую комнату.
- Понимаешь, мы бываем не согласны друг с другом. Мама бывает не согласна с папой, бабушка с дедушкой, дедушка с мамой, а бабушка с папой. Но в этом ничего нет. Мы потом дальше общаемся и делаем дела вместе.
- А я с кем не согласен? Со Светой?
- Да.
- Светочка, пойдем дальше играть, - и убежал снова к любимой сестре.
Продолжаю по материалам родительской школы Анастасии Суворовой
Закон гусей. Преданность и предпочтение.
Большие красивые канадские гуси учат нас преданности и любви. Они вместе живут всю жизнь, иногда более 50 лет, пока один из них не умрет. Они полностью преданы своим семьям, помогают друг другу, все делают вместе, защищают друг друга. Они знают, что могут полагаться друг на друга. На первый план жизни гуси ставят друг друга. Они всегда возвращаются домой.
Давайте напоминать друг другу о том, что нужно быть такими, как гуси:
как гуси - возвращайтесь домой;
как гуси - ставьте своих детей на важное место в своей жизни;
как гуси - выражайте детям свою любовь;
как гуси - будьте преданными своей семейной жизни, а пребывая дома, испытывайте большую радость, чем пребывая в любом другом месте.
Младший ребенок часто избалован родителями и старшими детьми. Если он оказался нежеланным, то может остро чувствовать отсутствие искренних родительских чувств. Он может стать "душкой", чтобы угодить и завоевать любовь, а может отстраниться от семьи. Может обнаружить, что быть слабым и зависимым - удобная позиция, поскольку позволяет использовать других людей.
Младшие дети могут отличаться несамостоятельностью, снисходительностью к себе и своим ошибкам. Им надо научиться четко заявлять о своих интересах и конструктивно отстаивать их, не тиранизируя других людей скандалами.
Младшие дети имеют негативный опыт сравнения себя со старшими детьми, поэтому обычно решает задачи, только когда остается с ней один на один.
Действия родителей:
- спрашивайте мнение ребенка по разным вопросам;
- не спасайте от конфликтов, а наоборот, "посадите в одну лодку" со старшими;
- оставляйте "один на один" с проблемой;
- поддерживайте его;
-давайте ему ответственные поручения;
- помогайте ему только там, где он действительно не может справиться сам;
- будьте внимательны к его манипуляциям.
Читала мамские обсуждения о том, как объяснить ребенку, что такое Пасха. И так мне понравились слова одной мамы, что решила даже здесь их показать:
Это относится ко всем детям, которые не старшие и не последние.
Такие дети не ощущают свое место дома. Могут чувствовать, что жизнь к ним несправедлива, поэтому могут так сильно обидеться, что буквально превратиться в настоящую "семейную проблему". Средний ребенок легко теряет близость с семьей и завязывает контакты с людьми со стороны, легко попадает под их влияние и перенимает их ценности. Очень чувствителен к критике, воспринимает ее как стремление им руководить. И при этом именно средние дети отличаются тем, что могут быстро договориться и примирить враждующие стороны.
Необходимо помнить, что у средних детей - самое тяжелое положение в семье.
Какие рекомендации?
Уделяйте ребенку качественное время.
Качественное время - это время, посвященное именно этому ребенку - когда нет никого другого рядом, ни каких оттягивающих мамино внимание дел. Его может быть не так много, но оно должно быть регулярно.
Спрашивайте его мнение, особенно в вопросах, касающихся его.
Поддерживайте его идеи и притворяйте их в жизнь.
Относитесь с пониманием к его сильному желанию бывать вне дома.
Запишу, чтобы не забыть.
У Аркаши стал просыпаться эдипов комплекс.
Спрашивает меня:
- Почему папа тебя щекочет?
Отвечаю:
- Чтобы смешно было. Понимаешь, он любит меня.
- Почему он любит тебя?
- Не знаю, наверное, потому что я хорошая.
- Нехорошая! - сурово отвечает сын.
Я еще не рассказывала вам о том, что мне удалось попасть на родительскую школу Анастасии Суворовой. Несколько лет я безуспешно пыталась записаться, но каждый раз опаздывала попасть в список избранных, и, наконец, мне это удалось.
Буду делиться здесь той информацией, которая мне показалась наиболее важной.
В разных семьях формируется особый набор факторов, влияющий на формирование личности ребенка. Это и пол ребенка, и стили воспитания, и особенности здоровья и развития, но абсолютным фактором, влияющим на всех детей, является порядок рождения и наличие других детей в близком окружении.
Положение первенца обычно отличается особенно, поскольку будучи первым ребенком, он получает, как правило, безграничную любовь и заботу родителей, бабушек, дедушек. Он, как правило, наслаждается своим безмятежным существованием до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребенка и его взгляд на мир. Одна моя знакомая бабушка, узнав, что ее невестка ждет второго ребенка, так и сказала первенцу-мальчишке: "Ну все, закончилось твое детство!"
Старший ребенок отличается:
* потребностью быть первым всегда и во всем, старается не уступать те позиции, которые занимает;
* уверенностью, что он служит образцом для братьев и сестер;
* ответственностью;
* тем, что зачастую выбирает друзей старше себя;
* отлично взаимодействует со взрослыми;
* быстротой в принятии решений;
* категоричностью;
* потребностью быть правым, оставлять последнее слово за собой;
* болезненным отношением к своим ошибкам;
* нежеланием делегировать свои дела другим;
* умением хорошо заботиться о других;
* умением ставить цели;
* старательностью, чтобы оправдать ожидания родителей.
Как мы можем помочь нашим первенцам:
Не перекладывать на них ответственность за остальных детей.
Учить его тому, что важно участие, которое не всегда предполагает победу.
Учить извлекать позитивный опыт из ошибок.
Благодарить за помощь.
Делегировать часть ответственности младшему ребенку.
Быть справедливым в "разборе полетов" между детьми.
Поддерживать авторитет перед младшими детьми.
У меня 31 января и у Светы 13 февраля были дни рождения. Если свой день рождения удалось отпраздновать по-тихому - узким кругом, то день рождения Светы - это не меньше десятка гостей по списку. И это только детей. Список формирует именинница. Только болезни не позволили дойти до нас и половине приглашенных. Получилось только 9 детей вместе с моими.
В этом году мы отказались от аниматора, и вот по какой причине. Света попросила грандиозный, на мой взгляд, подарок - аквариум с рыбками. Мы предупредили, что подарок дорогой, и предложили выбрать - или аниматор, или подарок. Света выбрала подарок, так что аниматором работала я.
Ребенок разбил кружку, стакан, тарелку, бокал, фужер, масленку. Как на это реагировать?
Часто мы слышим: "Ай-ай-ай! Как нехорошо". Ну и так далее. Хочется, как можно, выразительнее сказать ему, что так больше делать нельзя, чтобы не повторялось такое в его жизни. Но давайте вспомним, сколько всего посуды мы разбили за свою сознательную жизнь, и как изменилась наша жизнь после этого? Как вы думаете, мы еще будем разбивать? Скорее всего такие случаи повторятся в нашей жизни, и в этом нет ничего страшно.
Вот этому и надо научить ребенка. Не переживать, если посуда разбилась.
Уберите ценные, раритетные, переданные в наследство от любимой бабушки кружки и тарелки подальше, чтобы ваше сердце не разбилось в моменты детской неуклюжести и любознательности.
Стакан разбился, говорите: "Посмотри, он бьется, он хрупкий, он из стекла". Дальше про опасность: "Опасно, буду убирать".
Следующий шаг - ограничиваете место аварии стулом, дверью, канистрами. Берем пылесос, тряпку и тщательно все убираем.
Не надо растить чувство вины, не надо про плохое поведение. Ребенок изучает этот мир. Мы комментируем его исследовательский опыт.
Я недавно прочитала рассказ о том, как тибетские монахи выходят ежедневно в пустыню и рисуют там картины невиданной красоты. Каждую ночь вечер засыпает эти картины песком, но они все равно выходят и рисуют заново. Такой путь смирения.
Сегодня мы со Светой взяли лопаты и пошли расчищать крыльцо.
А снег идет. Мы расчищаем, а он все идет и идет. В конце концов Света не выдержала и стала ругаться на снег: ах, ты такой-сякой, зачем все падаешь, а мы убираем тебя.
Я рассказала, что надо просто по-другому на это посмотреть. Можно восхититься величием той тучи, которая принесла столько снега. Она такая большая, что двум людям - маме и дочке - не справиться с ее запасами. Я рассказала, что наши труды не пройдут даром, даже если снег будет падать еще три дня. Что нам следует восхититься и смириться перед мощью природы.
Затем прошли мимо одни соседи, другие... Нас стали благодарить за труды. Свете это приятно.
А я подумала, вот какая я молодец, так нравоучительно дочке могу сказки рассказывать. А вот если подумать, дети - та же туча - мощная и восхитительная сила, перед которой надо склониться в смирении, но вместо этого я кричу и визжу, когда они дома все вверх дном переворачивают, когда они мою жизнь своими выкрутасами засыпают.
И никак в моей бедной головушке эта истина не осядет и не найдет себе применения. Вот прямо как снег…
В этот год Дед Мороз принёс подарки раньше обычного. А все дело в том, что днём мы уехали на дачу, жарили рыбку, гуляли по лесу. Дошли до речки Охты. Она замерзла. Домик наш украшен гирляндами. Паша купил инфракрасную лампу. Она похожа на камин. Дети облепили её, грелись воробушки.
Пока мы были загородом, в нашей квартире хозяйничал Дедушка Мороз. Но...! Дедушка забыл положить под ёлку подарок для Аркаши. Он был спрятан отдельно. Представляете, возвращаемся домой, Света бежит к елке, Аркаша, к счастью, уснул в машине. Она замечает подарки, но не пересчитывает. Замечаю недостаток в подарках я. Что делать?!
Я поднимаю панику:
- Света, папа! Во дворе ёлку наряжают. Бегите скорее, попросите чтобы нас подождали
У нас каждый год во дворе действительно ставится общая ёлка. На мою приманку клюют, и Света с папой убегают. Ух! Достаю аркашин подарок и кладу его под ёлку.
Возвращаются с улицы Света и папа. Света так перевозбуждена, что бегает кругами везде, пока не наступает на спящую на кровати Зою. Та захныкала. Это немного успокоило разбушевавшуюся Свету. Она разбудила Аркашу, и они вместе распаковали, наконец, подарки. Свете - коляска. Аркаше - беговел. Зое - юла. Счастье есть!
Дети в силу возраста не могут рассказать о том, что с ними происходит. Нам, мамам, следует внимательно к этому отнестись.
Сейчас Свете почти шесть, и она свободно уже может рассуждать о том, что ей неприятно, с чем она справиться не может.
Недавно я сетовала, что в свое время дочка категорично отказалась заниматься танцами (мама-пила). Тогда ей было 4, и причину мы так и не поняли на тот момент. И тут она рассказывает, что в группе она была выше и старше всех, и одна из учительниц постоянно ей делала замечания, не хвалила, а отмечала ее промахи. Это в четыре-то года! Я знала, что эта учительница старших девочек даже по ногам била, но я надеялась, что малышей она жалеет. Конечно, по ногам Свету никто не бил, но недоброжелательную атмосферу, видимо, создать удалось. Что меня удивило, что прошло столько времени, и Света только сейчас смогла рассказать о том, что было на танцах.
Так что добрых и ласковых педагогов нашим малышам!