• Как сделать так, чтобы дети выполняли свои домашние обязанности без напоминаний и с удовольствием?
Окиньте пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые темные и труднодоступные места, и напишите все дела, которые необходимо делать для того, чтобы поддерживать дом в чистом и уютном виде. Пишите все:
• полить цветы на кухне;
• разобрать сумку с продуктами, выставив их на кухонный стол;
• выставить обyвь, разбросанную по прихожей, по ранжиру, чтобы сапоги, туфли, ботинки и тапочки стояли как солдаты на параде;
• складывать вечно разбегающиеся по дому ручки и карандаши в одно место;
• следить за тем, чтобы пульт от телевизора не покидал прикроватную тумбочку;
• вытирать лапы собаке после прогулки и т. д.
Секрет составления такого списка в том, что вы будете четко видеть, что вы делаете по дому, что нужно сделать и что делать так не хочется, но необходимо. А также, в каком месте обычно создаются завалы, которые, как обнаруживается, разбирать совершенно некому.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Теперь мы дошли до творческого этапа нашего победного шествия к безупречно работающей системе домашних обязанностей. Садимся все вместе. Зачитываете список. После этого предложите детям (желательно и мужу тоже) выбрать те обязанности, которые они будут делать, и делать с удовольствием. Обратите внимание: не нужно никого принуждать. Вы ставите домочадцев перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть - именно сейчас - великолепная возможность выбрать дело по душе. Реплики «Я не хочу ничего делать!» или «С какой стати!» не обсуждаются. Правила игры поменялись, и теперь вы «командуете парадом». А любимым людям предлагаете выбрать фишки, которыми они будут «ходить» в предложенной вами игре.
КОМУ ЧТО НРАВИТСЯ?
При выборе обязанностей стоит отталкиваться от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т. д. Если сын любит порядок (таких детей немного, но они есть) предложите ему следить за обеденным столом, на котором должны стоять салфетки, солонка, зубочистки и т. д., зато мусора - вечных крошек и грязной посуды - быть не должно. Пусть он сгребает все лишнее в раковину. Даже если она на первых порах будет выглядеть кладбищем грязной посуды, вы все равно выиграете. Потому что вам уже не придется «вылизывать» стол. Вам останется только посуда, а она у вас и так есть. Если, конечно, ее мытье не выберет кто-то из домашних. Если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми. В нашем случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата. А также к ответственности - наверное, самому важному навыку и пониманию, который предстоит постичь ребенку. Пусть чистый подоконник, за который будет отвечать он, станет для него маленьким шагом на пути к приобретению этого ценного навыка. Пусть дети участвуют в процессе выбора обязанностей. Это игра, а не принудиловка. Если вам кажется, что для самого маленького члена семьи обязанностей не находится, что он слишком мал, чтобы взяться даже за самое простое, разбейте несколько дел на маленькие части. И предложите взять что-то небольшое. Даже если малыш будет отвечать за то, чтобы вымытая посуда была расставлена по местам, для него это уже будет важным участием в общем процессе. Помните, что, распределяя домашние обязанности, вы делаете подарок не только себе, но и своим близким. Ваше сэкономленное время, силы, нервы будут теперь принадлежать им, а не бесконечному быту.
ПЕРВЫЙ РАЗ ВМЕСТЕ С МАМОЙ
Не стоит думать, что ребенок сразу возьмет и сделает то, что вы ему поручили. Скорее всего, это не произойдет. Поэтому пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца. Нужно вытереть пыль с подоконника? Покажите, где лежит тряпочка и где она будет его ждать с этих пор, покажите, что ее нужно намочить, выжать, вытереть пыль, потом снова промыть, выжать и только тогда работа будет закончена. Ребенок имеет право знать, как делать правильно и как убирать за собой инструменты после работы. Но он не обязан догадываться о том, как все это делать. С мамой стоит делать и по той простой причине, что именно она знает, где что лежит и как должно выглядеть в идеале убранное место. Даже если вы решили поручить 12-летнему отпрыску стирку белья в машине-автомате, объясните предварительно: как сортировать белье, зачем выворачивать некоторые вещи наизнанку, какие кнопки отвечают за стирку, а какие за отжим. Даже если он много раз видел эти манипуляции в вашем исполнении, пройдите с ним все шаги заново, чтобы потом не отчитывать ребенка за то, что сами не догадались объяснить.
КАЖДОМУ «СПАСИБО» - СВОЕ ВРЕМЯ И МЕСТО
Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе! Часто говорят: «Зачем же я буду хвалить? Ведь меня никто не хвалит за то, что я ежедневно готовлю на всех завтрак, обед, ужин. Да и за чистую посуду никто «спасибо» не говорит... » Не говорит - значит, не приучили. Благодарность, как и любой другой навык, можно сформировать. Говорите «спасибо» своим детям за их труд, за быстрое исполнение обязанностей. Но говорите, если этот труд действительно помог вам и вашей семье. «Спасибо» или любая другая благодарность, похвала имеет великую силу. Но тогда, когда звучит к месту и ко времени. Когда вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу, что есть результат, который очень всем нужен.
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ!
Приготовьтесь к тому, что первые две недели (может быть, это произойдет и раньше) вам понадобится напоминать ребенку о том, что именно эти обязательства он на себя взял. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребенком, а за собой. Ваша задача - помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель. Вашим девизом должно стать «Сначала обязанности по дому, а потом все остальное!». Пусть дети приучаются, что игры следуют после необходимых по дому дел. Больше как вознаграждение за труд, который может позволить себе любой человек. Разумеется, могут быть исключения. Не стоит вводить террор и репрессии. Если сегодня ребенок пришел из школы уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему на встречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время. Разве мама уйдет в гости, не позаботившись предварительно о том, что будут есть в ее отсутствие дети? Разве она не начнет мыть посуду, если все тарелки грязные и просто-напросто есть не из чего? Это ее обязанности и желание сделать что-то нужное и важное для своих близких. Также и дети. «Что сегодня сделал для дома ты? Я сделала это, вот это и вон то. А ты что?» Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно также вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности. Семья - это общий дом. А не место, в котором родители выполняют роль обслуживающего персонала.
ЗАВАЛЫ БЫЛИ, ЕСТЬ И БУДУТ
Наверное, самое неприятное в ведении любой деятельности - будь то домашнее хозяйство или бизнес - это завалы. И научить разгребать их - а еще лучше не создавать - ваша святая обязанность. Посмотрите на свои документы, вещи, мелочи, которые скапливаются в одном месте и лежат неподъемной грудой, которую все никак «руки не доходят» разобрать. У детей то же самое. По прошествии двух недель вы заметите, что намеченные обязанности выполняются детьми довольно исправно. Но есть дела, которые ни в какую не хотят «делаться».
Например, уборка стола в детской должна состоять из нескольких операций. Скажем, таких: распределение деталей конструктора по коробочкам, книги, расставленные по местам, канцелярские принадлежности имеют право занять свое место в специальной подставке, вытирание стола и наведение окончательного глянца. Каждую операцию можно разбить по дням. Вы можете купить или сделать сами множество разноцветных коробочек, на которых будет написано, что именно является их содержимым. Ребенку будет просто и интересно складывать в них свои вещи.
Есть и еще способ. Платить деньги - или назначать бонусы, записывать звездочки, баллы - за самые трудные, на взгляд детей, работы. Помните, что, создавая систему и отслеживая на первых порах ее работу, вы выстраиваете фундамент из умений, которые пригодятся вашему ребенку во взрослой жизни. И эта конструкция должна быть не только прочной, но и очень гибкой. Не стоит требовать выполнения одних и тех же обязанностей. Они могут варьироваться, меняться, обретать игровую форму, чтобы не набить оскомину своим однообразием. К тому же вы сможете провести ребенка через все этапы ведения домашнего хозяйства, чтобы, став взрослым, он однажды не опустил руки со словами: «Наверное, я никогда не научусь с этим справляться... ».
Нет и не может быть ленивых детей! Есть родители, которым недосуг превратить воспитательный процесс в увлекательную и полезную игру.
В воскресенье на прогулку
Вместе с папой я хожу.
Чтобы он не потерялся
За руку его держу.
___________________________________
Папочка-папуля!
Как тебя люблю я!
Как я рад, когда вдвоем
Мы с тобой гулять идем!
Или что-то мастерим,
Или просто говорим.
И как жаль тебя опять
На работу отпускать!
___________________________________
Месяц в звёздочки влюблён,
Яркий свет им дарит он;
Папа - любит нас с тобой,
Дарит мир нам и покой,
Дарит добрый, сладкий сон...
Он в семью свою влюблён!
___________________________________
Знают все, что я - Принцесса,
Значит, папа мой - Король.
Ты мой двигатель прогресса,
Мой кумир и мой герой!
Самый сильный, самый честный,
Самый умный и родной.
И уж если дочь прелестна -
Только ты тому виной!
___________________________________
Папочка, родной мой,
Я так тебя люблю!
Тебе я самый лучший
Рисунок подарю.
___________________________________
Мой папа чемпион!
Он всех сильнее в мире:
Он маму на руках
Носит по квартире!
А может и меня
Поднять он вместе с нею!
Вот вырасту большой
И тоже так сумею.
___________________________________
Когда у папы выходной,
Корабль строим с парусами,
Плывем на нем за чудесами,
Я - капитан, а он - герой.
Он за меня готов сразиться
С драконом огненным, большим,
И если надо будет биться
С морским чудовищем самим.
Я так ценю его заботу
Я с папой будто в ярком сне,
Жаль, в понедельник на работу
Пора ему, и в садик - мне.
___________________________________
Мой папа веселый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
И играть интересно.
И скучно без папы
На санках кататься.
Никто не умеет
Так громко смеяться.
Мой папа - волшебник.
Он самый хороший.
Он вмиг превращается
В то, что попросишь.
Он может стать клоуном,
Тигром, жирафом.
Но лучше всего
Он умеет быть папой.
Его обниму я
И тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя
Крепко люблю!
Ты самый заботливый,
Самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
___________________________________
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный,
Ласковый он.
Я жду с нетерпением
Папу с работы.
Всегда мне в портфеле
Приносит он что-то.
Мой папа находчивый,
Умный и смелый.
Ему по плечу
Даже сложное дело.
Еще он - шалун,
Озорник и проказник.
С ним каждый мой день
Превращается в праздник.
___________________________________
Может он в футбол играть,
Может книжку мне читать,
Может суп мне разогреть,
Может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки,
Может даже вымыть чашки,
Может рисовать машинки,
Может собирать картинки,
Может прокатить меня
Вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить.
Для меня всегда герой -
Самый лучший папа мой!
___________________________________
Ты сильный и смелый,
И самый большой,
Ругаешь - по делу,
И хвалишь - с душой!
Ты друг самый лучший
Всегда защитишь,
Где надо - научишь,
За шалость простишь.
Любую поломку
Легко устраняешь,
И головоломку
Ты быстро решаешь.
Я рядом шагаю,
За руку держусь!
Тебе подражаю,
Тобою горжусь.
___________________________________
У меня есть папа!
Спросите, какой он?
Самый сильный папа,
Самый храбрый воин!
Добрый. Умный самый.
Как не похвалиться.
Папой только с мамой
Можно поделиться.
У меня есть папа!
Всё равно, какой он -
Лучший в мире папа,
Потому что мой он!
___________________________________
Хочу похожим быть на папу.
Во всём хочу как папа стать.
Как он -
Носить костюм и шляпу,
Ходить, смотреть и даже спать.
Быть сильным, умным,
Не лениться
И делать всё, как он - на пять!
И не забыть ещё жениться!
И... нашу маму в жёны взять.
___________________________________
Я ночью тихонько с дивана слезаю
И к папе тихонько в постель заползаю,
И тихо-претихо лежу, словно мышка,
И так засыпаю у папы под мышкой.
А утром он только откроет глаза
И скажет мне весело: - Ну, чудеса!
Откуда ты взялся? Вот удивил! -
- Да я же всегда с тобой рядышком был!
___________________________________
Если б мой папа был капитаном,
Плавал бы он по морям-океанам,
А я бы
Без папы
Скучал...
Если б мой папа водил самолёты,
Дальние он совершал перелёты,
А я бы
Без папы
Скучал...
Если б мой папа был машинистом,
Если бы папа был альпинистом,
Если б в ракете космической мчал -
Я бы, тогда бы
Без папы,
Скучал!
Но папа мой здесь, на соседнем заводе,
Каждое утро машину заводит,
И я его вечером дома встречаю,
Встречаю, встречаю,
А всё же
Скучаю!
Самые первые сказки, которые читают малышам, построены на повторах.Прекрасные примеры - знакомые каждому «Репка» и «Теремок». Именно такая структура помогает маленькому ребенку разобраться в новом для него сказочном мире.
Детские психологи говорят о том, что малышам для наилучшего восприятия сюжетов сказок нужно иметь не только словесное описание, само сказание, но и наглядное изображение. Зрительное восприятие сюжета помогает ребенку следить за происходящим в истории. Для этого подходят и хорошие иллюстрированные детские книжки, и кукольные представления, которые родители могут разыграть дома. Важно, чтобы нарисованные и кукольные персонажи были похожи на свои реальные прообразы.
Итак, вот какими должны быть первые сказки для малышей:
- Короткие (внимание маленьких деток можно удержать в течение 5 минут, а потом они начинают отвлекаться и оглядываться по сторонам).24
- С простыми действиями героев (например, покатился Колобок, поскакал Зайка-Пострыбайка и т.д.)
- Добрые (даже та же «Красная Шапочка» вряд ли подойдет малышу, поскольку распороть живот волку, чтобы достать внучку и бабушку - это не для раннего возраста)
- С понятными героями (например, «Курочка Ряба» или «Теремок», где все персонажи знакомы и понятны), а вот разнообразные фантастичские существа непонятного вида не должны присутствовать в сказках.
- С четкими красочными картинками (при этом изображения должны быть крупными, отчетливыми, максимально достоверными и на странице не должно быть слишком много пестрых деталей, отвлекающих от основного персонажа).
Как видим, выбрать подходящую сказу для своего чада не так и просто, но обычно много книг и не понадобится, вполне можно обойтись десятком сказок. А для облегчения поиска приводим список сказок для малышей возрастом от 1,5-2 до 3-4 лет:
- Колобок
- Теремок
- Курочка-Ряба
- Репка.
- Русские народные потешки
- Владимир Сутеев. Цыпленок и утенок
- Корней Чуковский. Цыпленок
- Стихи Агнии Барто для малышей (Таня. Бычок. Зайка. Мишка. Козленок. Лошадка. Слон. Мячик. Грузовик. И другие.)
1. Встать и бежать
Роды - серьезное испытание для организма, и женщине нужно время, чтобы восстановиться, окрепнуть. Но мамы часто не могут ждать, вскакивают, бегут, носят младенца на руках, а голова еще кружится, и ноги стоят на полу неуверенно. Не спешите приступать к обязанностям, дайте себе время восстановиться и окрепнуть. В конце концов, кормить ребенка можно и лежа, а вот мама в обмороке - детке совсем ни к чему.
2. Стричь крохе ногти не во сне
Еще в роддоме опытные медсестры дают совет - стригите ногти малышу, когда он спит. Но мамы боятся разбудить чадо, и пытаются сделать микро-маникюр, когда кроха бодрствует. Это часто заканчивается слезами и порезами, потому что малыши не могут спокойно лежать и не дергаться. Лучше подождите, пока ребенок крепко уснет, и тогда беритесь за ножницы!
3. Ругать себя
"Я плохая мать! Я ничего не умею!" - часто думают молодые мамы, неправильно застегнув памперс. Отбросьте такие мысли сразу и навсегда! Вы - самая лучшая мать для своего ребенка. Вы любите свое чадо, а это самое для него важное и нужное. Ребенку хорошо, если хорошо вам, и если вы уверены в том, что делаете. Даже если кормите питанием из баночки или "гуляете" на балконе.
4. Не подпускать отца к ребенку
Папа - он тоже мама. И пусть он не может кормить грудью, все остальное он сделать способен. И искупать, и накормить, и переодеть и даже спать уложить. Многие мамы боятся, что папа сделает что-то не так, и в прямом смысле отгоняют отца от ребенка. Не удивляйтесь, если муж через некоторое время вообще перестанет принимать участие в воспитании чада. Вы же не дали ему шанса! С самого начала доверяйте отцу все дела. Пусть неправильно застегнет пуговки или недогреет питание, зато он сделает это сам!
5. Купить только одну соску
Если ребенок привыкнет к одной соске, вам ее потом у него не отнять и ничем ее не заменить. Лучше предлагать малышу соски разных форм, например, раз в неделю, чтобы он не привыкал к одной. Тогда в будущем вам будет легче отучать чадо от соски.
6. Не задавать вопросов
Многие мамы боятся задать "глупый" вопрос, чтобы не выглядеть незнающими. А вопросов-то всегда много. И в деле материнства глупых вопросов быть не может, они все важные! И главное, что друзья, подруги, опытные родители, педиатр - все будут только рады ответить вам, помочь и подсказать.
7. Не просить помощи
Нам часто ставят в пример женщин далекого прошлого, которые рожали в поле, обходились без нянь, домработниц, успевали все на свете с тремя детьми на руках. Да-да! Только редко эти женщины с такими нагрузками доживали до 50 лет. Да и почему бы не воспользоваться помощью, если есть такая возможность? Если мама или свекровь предлагают приехать и убраться - соглашайтесь. Если вам нужно сходить в парикмахерскую или в магазин - вызывайте родных и близких. Если чувствуете, что жутко устаете и не высыпаетесь, зовите на помощь! Есть и еще один момент, в котором мамы часто боятся попросить совета или помощи - грудное вскармливание. Далеко не у всех оно складывается сразу и гладко. Если есть проблемы - обращайтесь к специалистам, к друзьям. Если вы привыкли со всем справляться самостоятельно и для вас проблема - попросить помочь, вспомните, что просите не для себя, а для своего ребенка (может быть, так будет проще).
Как отличить температуру при прорезывании зубов от температуры при простудном заболевании?
Девчонки, помогите! Как правильно подобрать размер зимней одежды?