Девочки!! Полезное открытие для тех, кто часто покупает в интернет-магазинах. Сайт letyshops! С каждой покупки возвращают небольшую сумму - кэш бэк. Проценты не большие, от 1,5 до 8% но приятно👍сайты от алиэкспресс, акушерство, айхерб, дочки-сыночки, мазеркеа, некст и тд, их там 720 штук. Главное, зарегиться и переход в магазины делать через сайт. Деньги возвращаются на карту или на телефон. По мне- так по копеечке и накопится😜🙏 Кому интересно - делюсь https://letyshops.ru/soc/sh-1/?r=895093 ❤️💝💝🎉
Питание и ГВ
Есть ли такая вещь как бедное молоко? Влияет ли питание матери на количество и качество грудного молока? Эти вопросы могут быть как довольно простыми, так и довольно сложными. Несмотря на то, что уже существует масса исследований о содержании тех или иных компонентов в грудном молоке в зависимости от питания матери, данные этих исследований могут противоречить друг другу. Научные данные могут быть полезны для каких-то клинических случаев малабсорбции или особых строгих диет при каких-то редких заболеваниях. Что же нужно знать нам, средним мамам, которые живут среднеобычной жизнью и, может быть, когда-то окажутся посреди джунглей без предсказуемого источника еды или, c большей вероятностью, в какой-то экстренной ситуации, например, в области землетрясения, наводнения или снежной бури, когда питание может быть нерегулярно или беднее обычного?
В 1991 году Подкомитет по питанию во время лактации при комитете по состоянию питания во время беременности и лактации при Совете по питанию при Институте медицины Национальной академии наук США выпустил первый отчет после тщательнейшего изучения вопроса питания во время лактации и кормления. В докладе говорилось следующее.
Матери, которые живут в самых разнообразных условиях, полностью способны лактировать.
У матерей, питание которых отличается от стандартного идеала, вырабатывается нормальное по качеству молоко.
У женщин в примитивных культурах на скромном, но достаточном питании, вырабатывается достаточно молоко без обозримого вреда для собственного здоровья и чрезмерной усталости, на которые иногда жалуются западные женщины на отличном питании.
В течение всего времени исследования вопроса, члены комиссии были впечатлены большим количеством веских доказательств, что женщины могут «вырабатывать достаточно молока нормального качества для роста и здоровья ребенка - даже когда у самой матери доступ к питанию ограничен».
Особые добавки к питанию кормящих практически не имеют влияния на качество молока (за небольшим ислючением некоторых веществ). Существует гипотеза, что чрезмерное количество питательных веществ в молоке может быть токсично для ребенка.
Добавки к питанию влияют на общее здоровье женщины, а не ребенка.
Самым пытливым исследователям вопроса ссылка на полный текст отчета (http://www.nap.edu/read/1577/chapter/1)
Еще несколько интересных фактов
Исследования кормящих на бедном (по западным представлениям) питании в Бурме, Гамбии, Папуа Новой Гвинее, Эфиопии и индейцев Навахо все время показывают, что недостаток питания никак не сказывает на качестве молока этих женщин. Исследование об увеличении питания кормящих женщин в Гамбии на 700 калорий показало, что количество молока у них не увеличилось при увеличении калорий в питании. Дополнительное питание пошло в жировые запасы и подкожный жир матерям, а не в молоко. Это повод не поддаваться не рекламу производителей добавок для кормящих с целью улучшить качество или количество молока.
Что это все значит? Это значит, что вам не нужно иметь докторскую степень в диетологии, чтобы кормить малыша. Вам не нужно знать особых правил и запасаться специальными списками продуктов, чтобы кормить. Переход от беременности к кормлению не должен требовать каких-то сложных монументальных изменений в жизни матери. Самое большое, что вы можете заметить - повышенный аппетит и жажду, а также какие-то измения во вкусовых пристастиях. Ограничения или изменения в питании могут даже послужить препятствием к кормлению - слишком сложно и неудобно кормить, ограничивая себя в питании или, наоборот, насилуя себя продуктами, которые не хочется есть.
И вправду, было бы странно, чтобы для кормления требовались какие-то очень специальные требования. Мы все живем в разных климатических поясах, с разными источниками питания, с разными энергетическими потребностями, более того, мы еще жили в разных исторических периодах, начиная от первобытных людей. И все мы - потомки каких-то женщин, которые кормили нас без всяких рекомендаций по питанию, без холодильников и супермаркетов с фруктами круглый год. Что-то в этом есть…
Наталия Гербеда-Вильсон
Лидер Ла Лече Лиги
Что можно есть кормящей матери? Нужно ли ограничивать себя в питании?
Один из пунктов
В каждой культуре есть списки «полезных» и «вредных» продуктов для кормящих. Очень часто, продукты которые в одной культуре считаются обязательными и полезными для кормящей матери, попадают в список крайне вредных в другой! Например, в Италии во время кормления советуют не есть чеснок, цветную капусту, чечевицу и красный перец. А в Индии женщины едят именно эти продукты и успешно кормят грудью! Более того, в некоторых регионах Индии чеснок даже специально рекомендуют для успешного кормления.
Если вам хочется что-то съесть, ешьте на здоровье! С одним условием: не переедайте какой-то один продукт. Все хорошо в меру. Если вы беспокоитесь не отреагирует ли малыш на какой-то продукт, который вам кажется «вредным» по какой-то причине, но его очень хочется съесть, съешьте эту еду утром. Таким образом, если ребенок как-то отреагирует на этот продукт через молоко, он к вечеру уже успеет успокоиться, и вы все сможете спокойно поспать.
Конечно из этого правила существуют исключения: если у кого-то в семье аллергия, будьте осторожны с известными аллергенами во время беременности и грудного вскармливания. Особенно обратите внимание на то, что вызывает реакцию у родственника с аллергией. Если вы заметили какую-то реакцию после того как вы что-то съели, попробуйте временно не есть этот продукт.
(возможно, надо набраться терпения и дочитать до конца)
О, это очень животрепещущая тема!!! Конечно, сейчас уже многих не удивишь (или ещё удивишь...😕) кормлением ребёнка грудью до 2-х лет. Есть и мамы, которых принято считать героинями (за спиной ненормальными 😉), которые кормят до 3-х лет и далее. Но, к сожалению, современная мама получает очень много дезинформации в вопросах грудного вскармливания после года жизни её любимого ребёнка, с негативным социальным давлением в лице бабушек, мамочек на улице, педиатров, с напором рекламы заменителей грудного молока и с множеством других факторов, подрывающих ее решение и желание кормить ребенка грудью. Если мама все таки решается кормить ребёнка после года, то ещё и выслушает на сколько вредно кормить ребёнка грудью "больших" детей...
Такое негативное отношение - прямое наследие 20 века. Еще сто лет назад никого не удивляло, что детки получают мамино молоко до 2 - 3 лет. Даже многие наши прабабушки помнят, что процесс лактации - лучшее противозачаточное средство (гормон пролактин, отвечающий за выработку молока, подавляет овуляцию). А вот начиная с 30-40 годов 20 века, когда идеалом женщины стала не преданная жена и мать, а ударница трудового фронта, возможностей кормить малыша долго становилось все меньше: в середине прошлого столетия отпуск по уходу за младенцем составлял 1 месяц ... ❗️Первым явным последствием отсутствия грудного молока у младенцев стало ухудшение здоровья подрастающего поколения. Причем здоровья не только физического, но и психического: дети, не знавшие материнской груди, гораздо в большей степени подвержены депрессиям, проблемам с поведением в переходном возрасте и сложностям в налаживании самостоятельной семейной жизни.
ВОЗ стало уделять пристальное внимание вопросам грудного вскармливания, были проведены множество исследований, опровергнуто множество ложных теорий, установлен минимальный срок кормления грудью (2 года), были написаны пособия для медицинских работников (которые многими не соблюдаются) совместно с ЮНИСЕФ. Отдельно хотелось бы отметить наличие весомых доказательств о пользе долгокормления для мамы и для малыша, и полное отсутствие научных свидетельств о вреде продолжительного грудного вскармливания. ❗️Если какие-то специалисты утверждают, что оно вредно - требуйте ссылки на научные исследования, и будьте уверены: никто вам их не предоставит, медицински подтвержденных данных о негативных влияниях кормления после года не существует в природе!!!
Так, теперь вернёмся обратно к вопросу КАК ЖЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ ПОСЛЕ ГОДА?!
Скажу сразу, что дети разные, мы с вами разные, ситуации разные. Я приведу лишь основные правила того, как организовать процесс так, чтобы было удобно всем - и маме, и ребёнку 😍 нет ничего сверхъестественного в том, что я сейчас для Вас напишу. Но эти правила надо помнить и все получится...
Поговорим немного о кормлении по требованию и о прикладывании.
Обычно после года жизни прикладывании становится 8-12 раз. При отлучении ребёнка от груди 1-3 раза (конечно, самоотлучение, иди естественное отлучение, не назовёшь даже отлучением. Ведь это естественный процесс). И это цифры за сутки. До года жизни прикладывании по требованию ребёнка или по требованию матери, или того и другого. После года мама может уже сама выстраивать частоту прикладываний к груди.
Есть несколько разновидностей прикладываний к груди:
1. Сосания груди при засыпании . Особенно долгие в первые полгода после родов.
2. Ночные прикладывания. Необходимы для выработки достаточного количества молока. Полноценная стимуляция гормона «пролактин» на производство нужного малышу объема молока включает в себя не менее 2-3 ночных сосаний.
3. Прикладывания при пробуждении. После сна детка как бы заново «рождается» в этот мир. Благополучно перейти границу между сном и бодрствованием также помогает уникальный состав молока.
4. Сосания груди для ликвидации дискомфортного состояния (боль, испуг, заболевание, непривычный вкус «взрослой» еды, страх темноты, послеродовой стресс, стрессы, связанные с различными жизненными ситуациями и т.п.)
5. Сосание груди для восполнения нехватки телесно-эмоционального контакта с матерью (мама редко берет ребенка на руки, подолгу отсутствует дома, мало уделяет времени общению с малышом).
Пункты 4 и 5 Мама регулирует сама так, как удобно ей без отрицательных последствий для ребёнка. Понимаем, что если ребёнок упал с кровать или на площадке и ушибся очень сильно, Вы можете предложить ребёнку грудь. Ребёнок до 1,5-2 лет не готов отказаться от утешений с помощью груди. Не расценивайте это НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ КАК МАНИПУЛЯЦИЮ!!! Отнеситесь с пониманием. Ребёнок при сильном стрессе, пусть хоть положительном или отрицательном, нуждается в том, что мама придёт и мама поможет. Детку постарше можно постепенно приучать к другим способам утешения и успокоения, когда его нервная и гормональная системы уже не нуждаются в "успокоительном" составе маминого молока для преодоления разнообразных стрессов.
Давайте теперь по пунктам распишем с Вами не сложные для понимания и применения правила (если что-то будет не ясно, то, пожалуйста, в комментариях ссылайтесь на пункт. Спасибо 🌺):
1. Мама играет ВЕДУЩУЮ РОЛЬ в отношении со своим ребёнком. Важно понимать, что мама главнее, чем ребенок, она отвечает за его жизнь и здоровье, и именно она устанавливает правила, когда можно дать грудь, а когда нельзя, мама устанавливает правила поведения, мама умеет договариваться с малышом. Конечно, "режим Гестапо" не включаем. Делаем все плавно. Ведь для ребёнка грудь - это самое дорогое.
2. Для кормления будет отведено специальное место (скажем, это будет кресло, диван или определённая зона в квартире) и встреча с грудью будет происходить только там.
3. После года жизни мама учит ребёнка жесту или слову, которое только им двоим будет понятно, что ребёнок хочет грудь. Например, "ням-ням", "сися/титю/титечки", "соснуть" и тд.
4. Мама должна контролировать поведение ребёнка на груди и ориентироваться только на свои ощущения. Имеется в виду, что ребёнок, умеющий ходить, бегать, ползать по маме, может сосать грудь в самых невероятных позах! Если поза не удобна для мамы (больно, неприятно, появляется чувство раздражения), то Мама её просто не меняет. Ребёнок при хорошем отношении и просьбе прекрасно все понимает.
5. Мама сама достаёт грудь для ребёнка. Ребёнок не достаёт грудь из маминой одежды. Он должен показать или сказать, что он хочет (см. пункт 3). Здесь идёт воспитательный момент. Те, кто скажет, что ребёнок ничего не понимает - просто не знает своего ребёнка и вообще не знает способность детей к воспитанию. Чтобы не было таких ситуаций, которые так часто любят приводить в пример, что ребёнок рвёт на маме кофту/майку/бюстгальтер с целью пососать грудь, надо говорить ребёнку, что так не надо делать и что, если хочешь груди, скажи/покажи. В дальнейшем это поможет избежать многих скандалов и сохранить свои нервы и хорошее отношение с ребёнком и грудным вскармливанием. Также грудь - это мамин предмет и мама сама и распоряжается.
6. Мама должна уметь взаимодействовать со своим ребёнком. Здесь я хочет сказать о сосании от скуки. Ребёнок просит грудь, потому что ему не хватает маминого внимания. Также это происходит из-за того, что Мама не играет ведущую роль во взаимоотношениях с ребёнком. Поэтому организация, правильная организация, своего времени и дел поможет Вам в этом вопросе.
7. Мама не даёт играть со свободной грудью во время кормления, ЕСЛИ ей это неприятно. Например, ребёнок может скручивать сосок, щепать сосок. Вы можете предложить ему свой палец, повесить на шею слингобусы, делать "сороку-ворону" и прочее. Но не терпеть и не приносить себя в жертву и свои соски.
8. Мама увеличивает сама время перед тем, как дать грудь. Например, Вы пошли мыть посуду или чистить картошку. Пришёл ребёнок и хочет грудь. На это Вы может сказать "Подожди немножко, я домою вот эту тарелку/дочищу эту картошку и дам тебе грудь" (при этом Вы действительно домывает одну тарелку/дочистили один картофель и предлагает малышу грудь). Чем старше ребенок, тем дольше он может подождать (конечно, если эта ситуация не связана с испугом, болью, усталостью и т.п. - в этом случае грудь безусловно дается сразу). Сдерживайте обещания.
9. Мама делает отлучки из дома. К году Ваш ребёнок вполне готов оставаться с кем-то из близких для него людей. Это важно для того, чтобы ребенок учился выстраивать взаимоотношения с другими членами семьи - это один из этапов развития. Ребёнка надо оставлять в знакомой обстановке. Обязательно вводить прощальный ритуал и шумное приветствие, когда возвращаетесь. Время отлучения из дома не желательно в вечерние время (на ночь). Понимаем, что отлучаться сразу на 3 часа не стоит. Время отлучения из дома увеличивается постепенно. Вообще, уход из дома - это положительно сказывается на психологическом здоровье матери. Замечено, что если мама морально не устает к первому году жизни ребенка, кормление грудью после года приносит радость.
10. Мама не даёт грудь, если хочет предостеречь ребёнка от нежелательных действий самим ребёнком. Например, чтобы не понял тарелку, мама предлагает грудь.
11. Мама не даёт грудь вместо взрослой еды. Это касается вопроса правильной организации ввода взрослой пищи. Если мама даёт грудь для удовлетворения чувства голода, у ребёнка не формируется понимание того, что голод можно удовлетворить не только с помощью грудного молочка. Действует это правило для детей старше года. Приём пищи завершает мама прикладыванием к груди (помогает организму ребёнка переваривать взрослую пищу). Бывает, что ребёнок плохо есть взрослую пищу или вообще отказывается от неё. Связано это зачастую с тем, что мама постоянно находится рядом с ребёнком и никуда не уходит от него, а грудь - всегда в свободном доступе.
12. И самое волнующая тема - это ночные кормления!
Мамы часто "сворачиваю" грудное вскармливание из-за частого сосание груди ребёнком ночью. Часто их бывает много потому, что днем ребенок очень занят - он исследует мир вокруг себя и забывает приложиться к груди. К тому же процесс познания мира (очень расширяющийся после года) может привести к эмоциональному переутомлению, которое малыш «заедает» ночью. Выход из этой ситуации очевиден: более спокойное времяпрепровождение перед сном, ежедневный ритуал укладывания помогут и маме быстрее уложить непоседу, и ребенку спокойнее спать. Если же частые ночные прикладывания связаны с физическим дискомфортом ребенка (классический пример - режутся зубки), сократить их достаточно сложно, и маме имеет смысл освоить удобные и расслабленные положения для кормления лежа, такие, которые позволят ей дремать, пока малыш сосет грудь. Меня выручает поза - я лежу на животе, а ребёнок сверху. Также причиной длительных и частых сосаний ночью может быть и недостаток внимания, любви и ласки днём со стороны мамы или нечастые прикладывания днём "не по возрасту". Таким образом ребёнок компенсирует это ночью.
Вот, пожалуй, все основные правила, даже скажу постулаты, организации грудного вскармливания после года жизни Вашего ребеночка.
А если сказать проще то вообще Грудное вскармливание после года выглядит примерно так: кормления на засыпание/просыпание, прикладывания для "запивания" взрослой еды, прикладывания на успокоение.
Помните все эти правила, не торопитесь, не ждите от ребёнка беспрекословного выполнения, потому что это ребёнок, терпения Вам и понимания и все у Вас получится!!! 😘💪
Молодые мамы нередко жалуются на боли в спине. По статистике неприятные ощущения в пояснице, шее и плечах возникают у каждой второй роженицы. Печально, что данное состояние может длиться от нескольких недель до 1 года. Причин, вызывающих боли в спине, масса. Это и большие нагрузки (каждодневное ношение малыша на руках), и смещение оси позвоночника во время беременности, и растяжение мышц спины и живота, и сами роды, которые являются большим стрессом для поясницы и крестца.
Боли в спине взаимосвязаны с состоянием мышц живота. Во время беременности эти мышцы растягиваются и удлиняются, расходятся в стороны, в результате этого укорачиваются поясничные мышцы. Видоизменение поясничных мышц влечет образование "впадины" в поясничной области, живот при этом выпячивается. Так возникает боль в пояснице, которая особенно четко ощущается при наклонах вперед, поднятии тяжестей и приседаниях.
Еще одна причина болей в спине - растяжение мышц таза при родах, ведь прохождение плода через узкий родовой канал - это большой стресс. Наиболее страдают от неприятных ощущений в спине женщины, чья физическая подготовка на момент родов оставляла желать лучшего. Те же роженицы, которые и во время беременности занимались специальной гимнастикой, отмечают гораздо более слабую боль. Однако не только отсутствие тренировок чревато перерастяжением мышц таза. Большую роль здесь играет изменение гормонального фона, которое и вызывает метаморфозы в строении связок и суставов. Кроме того, врачами-ортопедами выявлена такая закономерность: если женщина имела искривление позвоночника до беременности, то значит и после родов ее будут беспокоить боли в спине с большей вероятностью, чем у женщин с нормальной осанкой.
Если говорить о причинах боли в спине у рожениц, то стоит упомянуть и родовые травмы. Под родовой травмой обычно понимают смещение бедренных суставов и позвонков крестцово-поясничного отдела позвоночника. Эта проблема беспокоит чаще всего рожениц, имеющих большую массу тела, а также тех женщин, которые вошли в роды неподготовленными (не освоили технику правильного дыхания, не принимали щадящие позы при схватках и т. п.).
Некоторые специалисты считают, что анестезия при родах не дает женщине акцентировать внимание на своих ощущениях. По этой причине лучше всего не использовать сильные обезболивающие средства в ходе родов (если это не предписано лечащим врачом). В дальнейшем именно из-за смещений суставов длительное время после родов женщину могут беспокоить изнуряющие боли в бедрах, пояснице. Иногда боль распространяется вдоль всей ноги. Если родовая травма была серьезной. То требуется оперативное вмешательство, но чаще всего удается обойтись методами консервативной терапией (помогут приемы остеопатии, физиотерапия, мануальная терапия, ЛФК).
Гораздо реже назначается лекарственное лечение, т.к. женщинам в период лактации многие препараты для снятия воспаления и боли противопоказаны. Если вы испытываете боли в спине после родов, ни в коем случае не терпите, обязательно обратитесь к врачу и расскажите ему о своих симптомах.
Женщины в послеродовом периоде должны четко дозировать физическую активность и не заниматься тяжелым трудом, т.к. еще на протяжении 5 месяцев после родов мышцы спины и живота остаются весьма уязвимыми.
Тренировки начинать следует постепенно, иначе легко сорвать спину. Соблюдайте простые правила, которые помогут избежать появления болей в спине:
Перед тем как взять малыша на руки сначала присядьте, согните ноги в коленях, спину держите прямо, поднимайте груз не "спиной", а "ногами", постепенно выпрямляя колени.
Отрегулируйте высоту кроватки, пеленального столика по своему росту. Ванночку ставьте на специальную подставку, чтобы во время купания не перегружать спину.
Носите малыша в слинге или кенгуру. Приобретите модели, которые не перегружают мышцы спины, а, наоборот, поддерживают. Ограничьте время ношения ребенка на руках, не берите малыша, когда он спокоен. Почаще доверяйте укачивание младенца папе или родственникам.
Подберите удобную позу для кормления. Кормление не должно доставлять дискомфорта - ни вам, ни малышу. Удобно кормить в кресле, подложив под спину подушку, под ноги поместите пуфик. Многие молодые мамы кормят лежа на боку.
Регулярно выполняйте упражнения для мышц спины и живота (первые простые упражнения уже можно делать на 2-ые сутки после родов, если нет осложнений). Комплекс упражнений делают 1-2 раза в день (по времени занимает не более 15-30 минут), ежедневно. Количество повторов и интенсивность увеличивают по мере возможности.
Нормализуйте свой вес. Лишние килограммы усиливают боли в спине. Энергетическая ценность рациона кормящей матери не должна превышать 2000 ккал/сутки (если вы желаете похудеть).
Сон - почему нельзя "оставлять проплакаться"
Прежде всего нужно сказать, что исследования, которые есть в доступности сейчас, не были в доступности много лет назад. Нейрофизиологи сейчас знают, что пережитое детьми гораздо более значимо, чем мы могли бы себе предположить. При рождении ребенка только 15% его нейронных связей сформированы.
Это простейшие связи, позволяющие выживать, но остальные 85% в основном складываются в первые 3 года, и они складываются на основе опыта ребенка. На самом просто уровне, нейрофизиология доказала, что роль родителя абсолютно критична в определении будущего ребенка. Ребенок, выросший в любви, заботе и понимании, имеет настройку в мозгу на позитивные результаты. Когда мама или папа обнимают ребенка, поют ему, носят его на руках, они помогают выстраиванию в мозгу ребенка тех самых связей, которые впоследствии помогут ему научиться самому строить отношения, основанные на любви. Если вы показываете ребенку тепло и любовь, даете ему возможность переживать положительные эмоции, и он вырастет в счастливого, здорового, заботливого взрослого. Бытует мнение, что если каждый раз, когда ребенок плачет, брать его на руки, то его можно избаловать. Нейрофизиологи знают теперь на основе фактов, что ребенка в таком возрасте нельзя избаловать. Его мозг пока не способен к манипуляциям.
Приведенная ниже информация имеет целью собрать фактические знания из разных областей, чтобы помочь мамам делать информированный выбор, а не только идти на поводу у советов "так надо". Она не отнимает права каждой мамы и папы на "материнский инстинкт". Есть много разных методов воспитания и ухода, среди них есть методы, зарождающие в ребенке чувство защищенности и доверия, и по большому счету это - здравый смысл. Однако информация о том, почему именно так лучше для ребенка, не всегда есть, и поэтому данная информация приведена ниже.
Когда врачи и психологи говорят о тех или иных расстройствах у ребенка, часто упоминают широкий спектр расстройств, связанных с "потерей привязанности к матери", и, к сожалению, не все они касаются только детей из детских домов. В частности, в контексте таких расстройств и даются советы подходить на плач ребенка, а не оставлять его проплакаться, или применять методы "контролируемого плача".
Говоря более конкретно о проблемах детского сна, а именно с ним связаны большинство случаев, когда ребенка оставляют плакать в одиночества, стоит прежде всего задуматься о культурных стереотипах того, как должен спать ребенок. Если бы ученые отталкивались от той модели сна, которая удобна родителям в нашей культуре, то исследования не отражали бы потребностей ребенка, и выстраивали бы ложную теорию. Поэтому то, как мы считаем, что ребенок должен или не должен спать вовсе не отражает того, как он на самом деле спит. И до применения любых методах стоит задуматься, насколько объективны наши требования к сну ребенка.
Многие родители, особенно старшее поколение, часто говорят, что если брать ребенка на руки каждый раз, когда он заплачет, то его "балуют", и учат плакать, чтобы его брали на руки. Этот посыл основан на бихевиористических исследованиях начала 20-го века, которые были опровергнуты десятками более поздних исследований и отвергнуты в большинстве своем в своем применении к ребенку, и человеку в принципе. Поэтому страх "избаловать"- ложен, детский мозг не в состоянии проделать пока таких манипуляций. Исследования, на которые ссылаются, пропагандируя эту ложную теорию, касались лабораторных крыс, и их реакции на "позитивное подкрепление". Человек отличается от других млекопитающих. Только 15% мозга человека имеет нейронные связи при рождении (в сравнении с шимпанзе, ближайшим по сходству приматом, у которого на момент рождения существует 45% нейронных связей). Это говорит о незрелости нервной системы, и о том, что в следующие 3 года мозг ребенка будет занят выстраиванием этих связей, и именно его опыт в первые 3 года, его отношения с родителями, и в особенности отношения с матерью, и формируют "структуру" его личности.
Дети познают мир через то, как окружающие их люди (родители, братья, сестры) реагируют на них. Это касается и сна. Согласно исследования одного клинического психолога, дети учатся успокаиваться, когда их успокаивают. А не когда их оставляют плакать до полного истощения. Многие думают, что только дети из детских домов становятся нелюдимыми, озлобленными, бесчувственными, и случается это потому, что им не хватает общения. Это не так. Тот же самый клинический психолог забрал 6 месячного ребенка из родной семьи и поместил его в приемную семью, так как ребенок не умел плакать вообще! Его кормили, одевали, согревали, но на его плач никто не реагировал! И ребенок "закрылся", так как это случается с брошенными детьми в домах ребенка. В 9 месяцев пришлось снова учить ребенка протягивать руки, чтобы ее взяли!
Родителям часто говорят, что методы контролируемого плача работают. Они работают, потому что ребенок прекращает плакать! А что ИМЕННО работает? Ребенок научился успокаиваться, или потерял надежду, что ему помогут? Это разве хорошо?
Др. Джей Гордон считает, что чем в более раннем возрасте на плач ребенка перестают реагировать, тем больше шансов, что ребенок "закроется", даже немного. Она также считает, что дети, которых обнимают, или кормят всю ночь, рано или поздно научатся успокаиваться и спать самостоятельно. Все иное, по ее мнению, это просто ЛОЖЬ, которая помогает продавать книги по методам контролируемого плача.
В 1970х доктор Т. Берри Бразелтон изучал новорожденных, в частности, могут ли они испытывать отчаяние или депрессию. В видеосъемках, от которых разрывается сердце, видны маленькие дети, которые плачут, чтобы добиться реакции от мамы, и если у них не получаются, то они плачут ещё громче. Через какое-то время, испробовав все выражения и попытки поймать взгляд матери, ребенок достигает пика терпения и начинает отворачиваться, не в силах больше прилагать бесплодных усилий. В конце концов ребенок отворачивается и отказывается смотреть на мать. Потом он поворачивается, и пытается вызвать реакцию. И каждый раз он отворачивается на все более долгий и долгий срок. В конце концов каждый ребенок роняет голову, затихает, и демонстрирует все признаки отчаяния.
Как писала Линда Палмер в книги "Химия Привязанности", нейронные и гормональные связи, которые есть у ребенка и у родителя, помогающие им развить взаимную привязанность, являются одними из самых сильных в природе. Как только родился ребенок, гормональные системы контроля и мозговые синапсы начинают обретать постоянные структуры в соответствии с теми обращением, которое переживает ребенок. Ненужные рецепторы мозга и нейронные связи исчезают, а новые, подходящие тому миру, который окружает ребенка, усиливаются (часть развития мозга, происходящая в первые 3 года).
Постоянный телесный контакт и другие проявления заботы родителей производят постоянный высокий уровень окситоцина в ребенке, который в свою очередь подавляет реакцию на стрессовые гормоны. Многие психологические исследования показали, что, в зависимости от поведения родителей, высокий или низкий уровень окситоцина в мозгу ребенка приводил к формированию постоянной структуры реакции на стресс. Дети, формирующиеся в положительных эмоциях и высоком уровне окситоцина начинают проявлять характеристики "уверенного и любимого" ребенка, дети же, которых оставляют плакать, игнорируют, лишают общения, озлобленно реагируют на их проявления эмоций, плач, вырастая, проявляют характеристики "неуверенного, нелюбимого" ребенка, а потом подростка, и позже взрослого. Характеристики "неуверенности" включают в себя асоциальное поведение, агрессию, неспособность к длительным любовным отношениям, душевные болезни и неспособность справляться со стрессом.
Новорожденные существенно более чувствительны к феромонам, нежели взрослые. Они не в состоянии выражать себя речью, и поэтому полагаются на более примитивные чувства, которыми контролируют друг друга более низшие животные. Самые ранние, примитивные переживания ребенка позволяют ему развить более высокие способности к пониманию выражений лица и эмоций, чем мы можем ожидать. Именно так ребенок научается узнавать об уровне стресса в тех, кто о нем заботится, иными словами, испытывает ли мама страх или радость. Часть стресса от отсутствия рядом матери может быть в том, что ребенок теряет способность понимать, находится ли он в безопасности. Второй способ понимания - это тактильный, и естественно, запахи тела, которые ощущает ребенок, ведь феромоны можно почувствовать только, если мама находится рядом.
Аргументация "ну вот они оставляли ребенка проплакаться в 3 месячном возрасте и с ним все в порядке" некорректна. Если посмотреть на социологическую ситуацию в обществе, уровень преступности растет, уровень употребления наркотиков растет, уровень разводов растет и так далее. Естественно, это не имеет прямой взаимосвязи только с детским сном, но все начинается дома. По словам д-ра Серван-Шрайбера, он видит прямые последствия родительской заботы только о своих интересах и применения ими тех или иных "воспитательных" методов, во взрослых, которые приходят к нему лечиться от депрессии, страха, и неспособности выстроить открытые доверительные отношения. По его словам, чувствительные дети, на плач которых не реагировали, начинают считать свою потребность в тепле и успокоении - недостатком характера, родителей - холодными, далекими фигурами, и страх и одиночество - естественными спутниками существования человека. Они научаются, что эмоционально-важным людям нельзя доверять, что от них нельзя ждать понимания и поддержки. Так как потребность врожденная и контролировать ее нельзя, они пытаются справиться с ней, или отказываясь и прячась от собственных эмоций (депрессивные тенденции во взрослых), или утолять одиночество или боль не с помощью людей, а с помощью вещей, которые более надежны, например, алкоголь или наркотики. Теория о том, что беря ребенка на руки, мы его балуем, наукофицирована и была крайне популярна в начале 20 века. Было принято считать, что если "поощрять" плач тем, что брать ребенка на руки, то ребенок будет плакать больше. Как оказалась, человеческое поведение все-таки несколько сложнее. Др-ра Бэлл и Айнсуорт исследовали две группы родителей с детьми. В первой группе детей много обнимали, носили на руках. Это были счастливые, уверенные в себе дети, результат заботливых родителей. Вторую группу растили более строго, на их плач не всегда реагировали, они жили по более жесткому графику, не всегда получали тепло и заботу. За всеми детьми следили около года.
Дети в группе А проявляли куда большую независимость.
Более того, синдром "закрытия" может проявляться не только в детдомовских детях. Только ребенок может знать глубину своей потребности. Дети, который оставляют плакать в одиночестве, или не носят на руках, боясь испортить, в конце концов могут вырасти в наиболее неуверенных взрослых. Дети, которых "выдрессировали" не показывать свои потребности, могут казаться послушными, удобными, "хорошими" детьми. Но они всего лишь отказываются от выражения своих потребностей, или могут вырасти во взрослых, которые будут бояться высказать что-то, что нужно им.
Все исследования раннего детства показывают, что дети, постоянно получавшие любовь и заботу в раннем детстве становятся наиболее любящими и уверенными взрослыми, а дети, которых заставили уйти в подчиненное поведение (оставили плакать), накапливают чувства гнева и ненависти, которые впоследствии могут выражаться различными вредными способами.
Часто задают вопрос - а какова альтернатива? Учитывая имеющиеся исследования, физиологические и психологические потребности ребенка, мы должны принять необходимость некоторых принципов для себя.
Можно попробовать метод шипения=похлопывания, но если он не работает, то можно взять стул, и сесть рядом с ребенком, положив на него руку, чтобы он чувствовал от вас постоянное успокоение (особенно до возраста, когда ребенок познает постоянство объекта, в 6-8 мес). Если ребенок перевозбужден, не может заснуть, и никакие методы не работают - просто будьте рядом с ним, чтобы он вас чувствовал. Если вам тяжело, делайте это по очереди с папой. Главный принцип - не оставляйте ребенка, потому что психологически дети усваивают реакцию. Если вам повезло и у вас ребенок, который готов засыпать, и вы не требуетесь ему в комнате... отлично, но все другие дети всего лишь хотят, чтобы их потребности были удовлетворены, и они общаются с нами, как умеют. Даже если ваш ребенок плачет, и вы рядом, он знает, что вы с ним. Что его слышат.
А чтобы успокоиться, было проведено большое исследование, касавшееся количества просыпаний ночью, и их зависимости от возраста. После снижения количества просыпаний в возрасте от 3 до 6 месяцев, после 9 месяцев снова регистрируется рост количества просыпаний. Увеличение беспокойства ночного сна к концу 1 года жизни связано с огромным социо-эмоциональным скачком развития, который характеризует эту стадию развития. В возрасте 1 года 55% детей просыпались по ночам.
Дополнить хочу постом одной мамы, оригинальный пост на английском, перевод мой:
"Я не эксперт по сну, но если вы находитесь в точке отчаяния, и страстно желаете наконец поспать, что вам иногда приходит в голову, ну не могут же ошибаться вся эти люди, которые советуют "оставить проораться", и ничего такого уж страшного в этом нет.
Моему сыну только что исполнилось 10 месяцев. С рождения он не спал более 2 часов подряд, и вчера он впервые проспал всю ночь. Я от радости просто места себе не находила, ведь я тоже не спала более 2 часов подряд все эти 10 месяцев. А сегодня он проспал до 4:30 утра!
Я позвонила всем, кого знала, и все сказали мне одно и то же: "... если он начнет плакать вскоре после засыпания, просто оставь его, и он скоро поймет..."
В этот день он пошел спать как обычно, около 8 вечера, и в 9:30 уже заплакал первый раз. Это не был отчаянный плач, просто плач, значащий "я проснулся". Я отправилась к нему, и в голове у меня жужжали все советы, что не нужно подходить, и я изводила себя тем, что я такой слабак и не могу это сделать.
Я вошла к нему в комнату и увидела своего сына сидящего в кровати, держащего свое одеяло, и всего ПОКРЫТОГО рвотой. Вся кровать была в рвоте, и даже стены и пол. Он сидел в огромной луже рвоты. Когда он увидел меня, тут он заплакал уже по-настоящему.
Я взяла его на руки, и он немедленно заснул, наверное, из-за истощения и обезвоживания от рвоты. И мне стало плохо от одной мысли, что было бы, если бы я оставила его плакать? Он бы заснул рано или поздно, скорее всего прямо там, в собственной рвоте, один, испуганный и больной. Его бы снова тошнило (а его тошнило потом всю ночь), и может быть он бы захлебнулся собственной рвотой только потому, что я хотела спать всю ночь?!
Как же все эти дети, которых бросают плакать в одиночестве. Скольким из них страшно, больно, сколькие были больны и нуждались в маме, но знали, что плач им не поможет, потому что не помогал в прошлом? Скольким из них температуру заметили только с утра, когда ребенку было "можно вставать"?
Поверьте мне, я отчаивалась настолько, что мысль "оставить проораться" посещала меня. Но ребенок маленький не навсегда. И бессонные ночи - не навсегда. И каждый раз, когда кажется, что ты уже отчаялась и кончились все силы и терпение, и ты где-то внутри даже ненавидишь это существо, которое не дает тебе спать третий час подряд в 4 утра... вспомни, что тебе был дан великий дар, о котором нужно заботиться, любить, и оберегать.
Ведь его можно потерять в один момент, страшно и беспричинно.