10 практических шагов.
1. Сложите домашнюю одежду в доступное ребенку место. Сначала малыш просто будет вытаскивать ее, заворачиваться, прятаться в куче вещей. Но примерно к полутора годам он, по примеру родителей, начнет надевать на себя шапки, носки. А потом и другую одежду.
2. Если ребенок пытается что-то надеть сам (даже не очень удачно) боритесь с собственной нетерпеливостью. Не помогайте ему, пока он сам не попросит.
- Если вы видите, что малышу трудно дается надевание какой-то вещи, не поддавайтесь первому импульсу помочь ему, дайте ему возможность справиться с возникнувшей трудностью самому. Вместо этого подбодрите ребенка. Ему будет приятно и лестно справиться с проблемой без вашей помощи – такие достижения очень повышают детскую самооценку! Помогайте малышу только в тех случаях, когда он действительно не может обойтись без вас.
- Хвалите ребенка как можно больше, даже если он надел штаны задом наперед! Чем более позитивно вы будете относиться к его попытка одеться самостоятельно, тем больше удовольствия он будет получать от этого процесса и тем больше у него будет шансов на скорый успех.
- Выбирая одежду, разговаривайте с малышом о погоде и на основе этого объясняйте ему, как нужно одеться.
- Говорите ребенку о разнице между чистой и грязной одеждой, например: «Грязную одежду нужно складывать в специальную корзину, и ты сможешь надеть эти вещи, только когда они будут постираны». А также сразу приучайте ребенка надевать чистое белье и носки каждый день.
- Детям очень нравится самостоятельно решать, что им надеть, однако это не значит, что вы не можете участвовать в процессе выбора. Например, дайте малышу самостоятельно выбрать, какую из двух предоставленных вами футболок он наденет сегодня. По мере взросления процесс выбора одежды можно будет полностью доверить ребенку.
- Старайтесь дать ребенку на одевание столько времени, сколько ему нужно: если вы знаете, что он может одеться за 20 минут, не просите его сделать это за 10. Если вы очень спешите по утрам, готовьте одежду на завтра заранее (вместе с малышом).
- Проследите за тем, чтобы ребенок одевался сидя, – так ему будет легче справиться с заданием. Зачастую детям легче одеваться сидя на полу, чем сидя на стуле или кровати (только, конечно же, пол не должен быть холодным!).
- Храните детские вещи в местах, до которых малышу легко достать. Можно наклеить на ящики картинки с изображением тех предметов одежды, которые находятся внутри.
- Сначала научите ребенка раздеваться, ведь, как известно, лучше начинать любое обучение от простого к сложному.
- Предоставьте ребенку возможность отрабатывать навыки одевания без спешки, потому что, когда вы спешите, вы так или иначе делаете все самые сложные задания вместо ребенка с целью экономии времени.
- Последний совет касается самого сложного задания для малыша – завязывания шнурков. Этому навыку дети учатся приблизительно к 5 годам (а очень часто и позже). Единственное, что здесь нужно учитывать, – это уровень сложности задания, поэтому вам остается просто методично объяснять, как нужно завязывать шнурки, и не терять при этом терпения. Вы можете сделать завязывание шнурков частью подготовки к школе или садику.
0
Девочки, подскажите!
Нужны книги про самостоятельность. Научить ребенка самому одеваться, кушать, и т.д. Может есть какие то рассказы с такой тематикой. Что то ничего в голову не приходит(
Ошибок, которые совершают взрослые в этом вопросе, пожалуй, гораздо больше, чем в чем-либо другом!
Это даже удивительно!
Иногда складывается впечатление, что взрослые специально запутывают детей и усложняют им попытки самостоятельного одевания....
Но обо всем по порядку.
Первейшая ошибка, которая просто убивает самостоятельно одевание, это привычка взрослых одевать ребенка, как младенца!
Сколько раз мне приходилось видеть, когда 2-летний ребенок лежит на спинке, распластавшись на диване, а мама напяливает на него одежду! Когда этот этап в жизни ребенка, наконец, проходит, ребенка одевают, стоя на коленке на полу - ребенок стоит лицом к маме.
Но это всё неудобно и неправильно! Ребёнок при таком одевании - лишь объект воздействия! Пассивный!
Одевать ребенка буквально с первых месяцев нужно у себя на коленях - сидя (ребенок спиной к маме)! Это и удобнее - не надо нагибаться. А кроме того, когда одеваешь ребенка, повернутого не к себя, а от себя, выполняешь более естественные движения! Делаешь все автоматически! Застежки застегиваются в три раза быстрее, чем когда застегиваешь их не "на себе", а напротив.
Когда ребенок совсем крошечный, и еще не сидит, его одевают, полулежа - его спина на нашей груди.
Как только ребенок может сидеть, то сразу одеваем сидя на коленях.
Если ребенок уже умеет стоять, то мы его одеваем в таком положении: мама сидит коленки в стороны, между коленками на полу стоит малыш.
Постепенно, когда малыш станет выше, одевать его будет удобнее стоя - мама стоит и ребенок стоит - спиной к маме.
Одевая ребенка с самого начала именно таким образом, мы действуем (выполняем движения) ЕГО руками и ногами, как действовали бы СВОИМИ руками и ногами в процессе одевания! То есть, мы не просто одеваем его! Мы учим, как это делается! Тело запоминает нужные движения!
Если мы при этом всё время приговариваем, описываем процесс, то ребенок еще и запоминает, что как называется и потом ему легче одеваться самостоятельно - сначала с вашей помощью, потом, следуя указания, потом сам.
Приговаривать надо примерно так: "Наденем кофточку! Вот правый рукав - давай правую ручку! Тут-ту, поезд поехал по рукаву - тоннелю! А где вторая ручка? Это тоже поезд! А вот и второй тоннель! Руки в рукава, кофту натянули! Застегнули на молнию! Ап - вверх и готово! А теперь штаны к нам прибежали! Ножку сюда! Вторую ножку сюда!" и так далее. Можно с прибаутками, можно просто, поясняя, что вы делаете.
Постепенно ребенок начнет вам помогать! Да еще и придумывать новые прибаутки!
А постепенно часть действий вы и вовсе на него переложите! Вам останутся только сложные застежки, да тугая обувь.
Второе необходимое условия нормального освоение одежды - ОДЕЖДА ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ! Не просто удобной, а удобной для одевания!
Скажите, какой ребенок в состоянии застегивать кучу пуговиц, завязывать шнурки, подтягивать неудобные рукава, поправлять съезжающие на бок кофты и так далее…. А эти жуткие штаны на бретельках! Пока поймаешь бретельку, свихнешь руку!
Это всё придумали взрослые! Чтобы испортить детям жизнь!
Одежда должна быть предельно приспособлена под ребенка! Штанишки на резинках (желательно вообще без застежек), футболки со свободными горловинами (а то пока голову всунешь!). Все застежки - на липучках, в крайнем случае, на кнопках!
Всё это, конечно, до поры до времени. Ребенок подрастет и в этом отпадет необходимость. Можно будет выбирать одежду по другому принципу. Ну а малышу - только парадно-выходная одежда на выход имеет право быть трудной в самостоятельном одевании!
Третье условие раннего самостоятельного одевания - это свободный доступ к небольшой части одежды ребенка. Пусть где-то в комнате ребенка в свободном доступе стоит ящик с домашней одеждой и просто одеждой для тренировки. Это могут быть: две-три пары трусиков, пара футболок, брючки, свитер, юбка (для девочки, естественно), пара не слишком теплых шапок, носки чуть больше нужного размера.
Можно не усложнять специальными ящиками, а просто переложить вещи ребенка в доступное для него место. Правда, надо понимать, что он их будет нещадно растаскивать по всему дому.
Но это временно и с большой пользой!
Главное, что ребенок будет пробовать еще и еще раз одеваться! Напяливать штаны на голову и футболку на ноги - но ведь это и есть настоящее познание мира!
Еще одна интересная особенность!
Родители учат своих детей всему, чему угодно, только не умению одеваться и раздеваться! Причем, надо многократно прорабатывать каждую вещь!
Покажите ребенку, как снимать трусики. Для этого пальчиками нужно с двух сторон зацепить за краешек (и показываете руками ребенка), потянуть вниз, потом сесть и снять сначала с одной ножки, потом с другой.
А так нужно надевать трусики - надо сесть на диван или на пол, можно на стульчик, расправить трусики, взять их ручками с двух сторон за резинку и по очереди продеть ножки в дырочки - каждая ножка в свою норку! А не две ножки в одну! Им будет тесно в одной!
Учим снимать колготки, носки, футболки, кофты, брюки - последовательно, многократно.
Так же - одевать всё это.
Обувью пользоваться самостоятельно - сандалии, кроссовки, туфли, широкие сапоги, шлепки. Желательно с удобными застежками, чтобы расстегивалось широко (чтоб ножка входила плавно) и застегивалось без усилий.
Чтобы ребенок мог одеваться сам, ему НЕ НАДО помогать, когда он уже чему-то научился.
Чтобы ребенок мог одеваться сам, он должен научиться надевать каждую вещь в отдельности. Но когда это происходит, ребенок достаточно мал и пока еще не обязан помнить, в какой последовательности вещи надеваются.
Для усвоение сложного многоступенчатого навыка, каким является самостоятельное одевание, мы разбиваем его на части. Итак, научили надевать вещи. А теперь составим схемку одевания.
Можно нарисовать пиктограммы, изображающие разные виды одежды (трусы, футболка, брюки и т.д.) и выкладывать их на полу или на столе в нужном порядке. Ребенок, одеваясь, будет откладывать в сторону уже пройденные пиктограммы.
Можно просто разложить одежду на полу дорожкой - в последовательности одевания. Надел, прошел дальше, надел, дальше и т.д.
А чтобы сделать его еще и быстрым, можно придумать кучу игр или соревнований (хотя бы с самим собой)! Начиная от песочных часов, кончая играми в капитанов и волшебников, которые спешат в полет или поход.
Отсюда: http://vk.com/love_mama