Рада вас приветствовать в моем дневничке. Меня зовут Катя, я мама девочки Шурочки двух лет. Так много происходит замечательного в нашей с ней жизни, хочется это описать, запомнить и с кем-нибудь поделиться.
Пишу, чтоб не забыть.
Читаем рассказики "Кто живет в теплом море", и Шурочка выдает:
- Кашалот - это такая рыба, которая не летает!
Ну, по крайней мере наполовину это правда.
А почему не летает? Потому что на соседней странице рассказ про летучую рыбу.
А потом меня сразила наповал:
- В курятнике можно курить!
Отдышавшись, я заценила и языковое чутье, и словарный запас.
"Кошкин дом" вызвал к жизни конструкторские способности Шурочки. Сначала я строила дом, а она смотрела, а потом неожиданно взяла и выстроила сама большой дом, пока я занималась своими делами. В доме ставит диван из брусочков и всякую другую мебель. "Окна расписные" устраивает. В общем, это поинтереснее, чем башня из трех кубиков, появилась мотивация - быстренько научилась строить.
Еще она "вдруг" научилась складывать картинку из 4 частей (на кубиках). Я несколько месяцев назад ее учила-учила - без толку, а тут она взяла эти кубики и с первого показа поняла, что к чему. Мозг дозрел, так сказать
Эти "вдруг" - удивительные штуки, не умела, не умела, а потом раз - и получилось как бы само собой.
Опять попытка театра. На этот раз "Кошкин дом". Шурочке очень нравится аудиосказка: как услышит, радостно улыбается и приплясывает. Я решила устроить свою постановку: героев мы раскрашивали вместе, потом вырезали, наклеили на картон, я еще подставочки сзади им сделала. Дом сложила из кубиков.
Сказку Шурочка слушала тихо. Я еще из текста половину повыбрасывала, ибо она очень большая. Декорации и герои ей понравились, но долго слушать было, похоже, скучновато. В середине она взяла действие в свои руки и стала играть по-своему.
Это сцена на скорую руку:
Еще мы по ходу действия (по сюжету) играли на игрушечном пианино. Хорошо бы песенку какую-нить из сказки подобрать или скачать ноты. И еще пламя надо нарисовать. И сцену побольше и домов. Целую деревню построить )))
(Мама увлеченно играет, забыв про дочку )
Решила начать с Шуриком делать зарядку и артикуляционную гимнастику. Скачала музыку, картинки и попробовала. Ей оч.понравилось, но с повторением движений беда, делаем все по-своему. Ну ладно, есть куда расти.
Поучаствовала в бесплатном тренинге Галки-игралки.
Рисовать я сама люблю, хотя и не особо умею, и с Шурочкой с удовольствием рисую, и ей, видно, тоже это нравится. На тренинге было три задания: рисование фломастерами, акварелью и лепка.
У Шурочки появился новый персонаж - «дядя». Теперь она не Птица, а дядя.
- Шурочка, иди умываться!
- Неа… дядя умива!
- А кто тут с голой попой бегает?
- Дядя!
- Что этот тут за дядя с голой попой?! - это уже муж.
В общем, ребенок меня компрометирует как только может.
Папа спрашивает доченьку:
- Шурочка, а ты братика хочешь?
- Да!
- О как. А сестричку?
- Да!
В разговор вступаю я:
- Вот видишь, устами ребенка…
Шурочка меня перебивает:
- Батик… Дядя! На балконе!
Короче, по вопросам приобретения братика обращайтесь к дяде на балконе. Который с голой попой.
Мы тут с Шурочкой придумали игру в песочнице. Развивающую. Я на песке сделала отпечатки игрушек и объявила, что археологи провели раскопки и обнаружили окаменелости… чьи? Шурочка с первого раза не поняла, чего от нее хотят, но когда я ей показала, что вот это отпечаток капусты, а это чей?.. - она быстренько разложила всех по отпечаткам. Потом я предложила ей поменяться - я закрою глаза, а ты сделай отпечаток, и я угадаю. Тут вышел конфуз - Шурочка никак не могла взять в толк, что, пока я сижу с закрытыми глазами, а она делает мне загадку, не надо говорить: «Воть кит… печа…» Ну то есть осознать, что мама закрывает глаза и не видит того, что видит она, Шурочка, мы пока не в состоянии.
Потом мы инсценировали сказку про Морского Конька. Он искал красивые камушки, и я решила заодно напомнить понятия «один» и «много».
- Смотри, - говорю, - Морской Конек нашел один камешек и утащил к себе в гнездо! А вот еще один! И еще один! Смотри, камешков в гнезде теперь стало много!
- Нет! - поправила меня Шурочка. - Чуть-чуть!
Вот так. Ребенок меня посрамил, ввел новую категорию - чуть-чуть, и теперь у нас предметов «один», «много» и «чуть-чуть».
Получилось как в том анекдоте: «Доченька, я хочу поговорить с тобой о математике…» - «Хорошо, мама. Что ты хочешь узнать?»
Шурочка недавно объявила, что теперь она - Птица. Теперь, когда я ее по привычке называю "ах ты заяц такой", она меня поправляет.
На вопрос, какая птица, отвечает - Гагака.
Ну, стало быть, теперь мы вечером с Птицей Гагакой идем чистить клюв, мыть перышки. Стол у нас - кормушка, а стул - жердочка. И бегаем мы не иначе, как размахивая руками то есть крыльями.
Я, начитавшись дневников, решила провести тематическую неделю по птицам. Рассказы Пришвина она очень любит, там не только про птиц, но и про птиц тоже много, причем они весьма познавательные, там всякие названия, картинки, как они себя ведут... Купила еще одну книжку про птиц - Бианки, она его тоже любит. Кормить мы птичек ходим, правда, не регулярно, но вот хороший повод возобновить.
Еще я скачала презентацию с фотками птиц, названиями и их голосами. Муж раскритиковал, сказал, зачем показывать фотографии, лучше вживую. Живые птицы - прекрасная идея, я бы с удовольствием сходила с Шуриком в зоопарк, но так далеко ехать я пока не готова. Ограничиваемся утками, воронами, ну и попугайчиками (у консьержки живут два волнистых попугайчика, мы их иногда заходим посмотреть, бедные птицы, они сразу замолкают при виде Шурика и видно, что хотят испариться куда-нибудь; впрочем, Шурочка их тоже побаивается, когда они летают близко).
В общем, про презентацию я сама, поразмыслив, решила, что, действительно, лучше не просто показывать фотографии (то есть набивать голову фактами), а давать информацию в каком-то контексте, что ли. Ну то есть рассказы, сказки про птиц, игры. Показывать карточки с изображениями разных предметов - мне эта методика не показалась подходящей.
В целом, неделю я так полностью и не провела. С обязательными занятиями у меня трудно. Да и Шурочка дня через три потеряла интерес к птицам, видимо, наелась, я все-таки на волне интереса много про птиц ей успела напихать.
Шурочке полюбила сказку про Бибигона. Требует читать теперь ее (слава богу, что со Смешариков переключилась, я уже опухла читать одно и то же). Я решила вырезать фигурки героев из картона, раскрасить их и разыгрывать сказку... Пока она спала, я сделала это и потом, открыв книгу, удивилась: ого! вот это да! смотри! Бибигон сам к нам пришел!
У Шурика на лице изобразилось, что Случилось Чудо! Бесподобное выражение, я такого еще не видела Но особенно ей понравилась фигурка девочки... Она даже собственноручно раскрасила ее у меня не хватило духу указывать ей, какими цветами ))
Вот ведь, девочка. Надо ей принцесс нарисовать...
Разыгрывать сказку Шурочка не захотела, а отдышавшись от восторга, стала играть с куклами в свою любимую игру: как все поехали верхом, а потом упали. И так раз восемнадцать.
Но, блин, сколько счастья, сколько восторга было.... Незабываемо
У нас есть "Большая книга Смешариков", Шурочка ее очень любит. В ней были поделки - надо было вырезать и клеить картонных Смешариков. Мы их постепенно всех сделали, и возник вопрос, где им жить. Я замутила грандиозный проект: взяла ватман и нарисовала там карту страны Смешариков - синее море, высокие горы, густой лес и домики для всех Смешариков... Точнее, пока только отметила места, где это все будет, а домики постепенно по одному рисую вместе с Шурочкой. Думаю, это нам развлечение на полгода, не меньше, пока все закрасим... Но мне нравится, Шурочка тоже очень взволнованно принимает участие.
Решила я тут, что пора мне Шурочку учить математике... Нет, не так. У меня в детстве была книжка
Это сказка для детей 3-5 лет. Она в двух частях: первая для 3-4 лет, вторая для 4-5. По ходу чтения вводятся математические понятия: один, много ни одного, по одному, все... поровну, столько же, больше, меньше... влево, вправо, вперед, назад... утро, день, вечер, ночь... Это первая часть. Во второй продолжают отрабатывать те же понятия дальше (самый маленький, средний, самый большой... высокий, выше, еще выше...) и начинают считать, причем упор делается не на запоминание цифр, а на понимание количества, т.е. два - это сколько, пять - это сколько и как увидеть, что два меньше пяти, и как понять, что 2+1=3 (добавить еще один предмет). То есть все наглядно, конкретно и никаких знаков, символов раньше времени.
Мне такая методика кажется очень верной, так что я загорелась эту книгу купить и с некоторым трудом ее все же отыскала (ее издали в 70-х годах, потом 1 раз переиздали в 1995, и в этом году выпустили тиражом 3000 экз., так что за ней многие гоняются, но она мало где есть). Я сама эту книжку читала... ну, не помню... лет в 8, наверное, то есть когда мне вся эта математика уже была знакома, но сказка все равно очень понравилась.
Мне, правда, кажется, что первую часть можно начинать и пораньше, года в 2. Во всяком случае, Шурик многие понятия из нее уже знает.
Пока еще сказку ей не читала. Не уверена, что она ей понравится - может понравится, а может и нет, у Шурочки на все есть свое мнение ))) Но во всяком случае, можно просто понять методику и тем же понятиям учить в любой игре. В общем-то, мы это уже и делаем...
Короче, рекомендую.
Шурочке подарили книжку с песнями и звуками музыкальных инструментов. И она вдруг заинтересовалась инструментами. До этого я ей подсовывала и бубен, и металлофон, и дудочку, и пианино - все без толку, а тут затребовала бубен, ксилофон, свисток, барабан, трубу и гармошку. Ну, барабан я сделала из бубна, а вот с гармошкой-то как... придется покупать, наверно ))) Слушала, как я пою, и стучала по бубну, хотя и не в такт.
Вообще она к музыке не очень, хотя слушали и слушаем, но сама не подпевает, не танцует, музыкальными инструментами не очень интересуется. Вот рисовать и лепить - это нравится больше. Впрочем, как и мне :)
Два года... Конечно же, главное сейчас, что развивается - это речь. Недавно Шурочка начала болтать, и теперь озвучивает все. Правда, слова сокращает до 1-2 слогов. Нужен переводчик :)
Осваивает грамматику: "Я пою... папа поет... дядя поет...", предлоги, нередко уже употребляет правильную форму слов. Я по этому случаю вспоминаю рассказ приятельницы, как она изучала польский вместе с иностранцами и ее слова: "Я увидела, что для носителей других языков славянская грамматика - это адъ". :)
Комментирует все свои действия, объясняет мне, что ей надо. Если я не понимаю, терпеливо повторяет одно и тоже слово, пока не догадаюсь :) Ну а если можно показать, что она имела в виду, то не ленится сбегать и показать.