КАК ВЫРАСТИТЬ ПОМОЩНИКА? 5 ПРОСТЫХ И ВАЖНЫХ ПРАВИЛ.
Мечта каждой мамы - вырастить ребенка, который бы мог самостоятельно убирать за собой игрушки, складывать вещи, мыть посуду… Сколько знаем историй про маленьких лентяев, которых заставить привести комнату в порядок можно только со слезами и скандалами? Как избежать такой вот грустной участи? Деринат подготовил список из простых правил, которые помогут Вам вырастить помощниц и чистюль!
ВОЗРАСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Для начала Вы должны понимать, что задача для ребенка должна быть посильной. Другими словами, просить трехлетку убрать всю комнату, а семилетку сходить за покупками - задание заведомо обреченное на провал. Каждому возрастному периоду соответствуют свои возможности. Небольшая шпаргалка:
года
- принести и отнести маме книгу, ключи, игрушку
- достать с полки штанишки и т.д.
года
- надеть или снять кофту и колготки
- выкинуть в мусорное ведро стаканчик из-под йогурта
- положить ложку и тарелку (небьющуюся) в раковину и т.д.
года
- разложить игрушки по своим местам
- самостоятельно одеваться, застегивать большие пуговицы и замки
- рассортировать грязные носочки по цвету, убрать белье в корзину
- протирать пыль и т.д.
лет
- помощь в разложении купленных продуктов
- пропылесосить комнату
- накрыть на стол
- уборка кровати и т.д.
лет
- регулярное кормление питомца
- мыть посуду
- поливать цветы в детской
- раз в неделю - генеральная уборка в собственной комнате и т.д.
лет
- приготовление простого завтрака (к примеру, яичница, бутерброды с чаем)
- собрать рюкзак в школу
- выгуливать собаку (если она небольшой породы)
- выбрасывать мусор и т.д.
- лет
- составлять список дел на день
- самостоятельно использовать стиральную машинку и микроволновку
- следить за чистотой вещей и собирать их с вечера
- совершать простые покупки и т.д.
Это приблизительный список того, что должен уметь делать ребенок до 9 лет. Цифра подобрана не случайно, ведь, по мнению психологов, привычки и навыки самообслуживания формируются именно к этому возрасту и со временем сильно не изменяются. Так что те, кто стараются продлить счастливое детство ребенку слишком долго, рискуют вырастить лентяя и неряху.
Теперь давайте рассмотрим несколько советов, как научить выполнять ребенка эти простые действия.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: ИГРАТЬ НЕЛЬЗЯ УБИРАТЬСЯ
Совсем маленьким детям уборку можно преподнести как интересную игру: кто больше уберет игрушек, найти сокровища в сумке с покупками, попутно убирая их на свои места и т.д. Но злоупотреблять этим долго нельзя, ребенок, заигравшись, опять вытащит кубики из коробки или, как ему надоест, прекратит уборку как любую игру. Поэтому смешивать развлечения и обязанности лучше все-таки не стоит. Хороший совет: включите на это время музыкальные песенки или сказки, чтобы уборка прошла быстрее и интереснее.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ: ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ
Приучайте малыша к тому, что каждое дело имеет свое время и последовательность. Например, придя с прогулки, первым делом нужно переодеться в домашнее и помыть руки, а сразу же после игры вещи следует разложить по местам. Нельзя бросить игрушки и пойти покушать. Важно соблюдать ежедневную последовательность, к которой малыш со временем привыкнет и будет выполнять автоматически. ПОМНИТЕ! Ваш пример очень важен для восприятия ребенка! Если Вы будете требовать от малыша того, чего сами не выполняете, все Ваши усилия пропадут впустую.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: КОМАНДНАЯ РАБОТА
Начинать осваивать новую деятельность лучше вместе. Это значит, не сидеть рядом и руководить ребенком, а вдвоем собирать игрушки или мыть посуду. Есть ряд дел, которые малышу выполнять рановато, но в таком случае, он может выполнять либо их часть (как например, рассортировать грязное белье на белое, цветное и темное для стирки), либо проводить в игровой форме (купить пластмассовый утюг и рядом гладить кукольную одежду).
Кстати, делить работу на «девчачью» и «мальчиковую» не стоит. Много девочек любят собирать конструктор, как и много мальчиков, тяготеющих к готовке. В конце концов, Вы ведь согласны, что любой человек должен уметь накормить себя, содержать личные вещи в чистоте, а комнату в порядке? Да и умение вбить гвоздь для девочки, как и умение пришить пуговицу для мальчика явно лишним не будет.
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: НЕ ПРИДАВАЙТЕ УБОРКЕ ИНОЙ СМЫСЛ
Некоторые родители совершают большую ошибку превращая уборку в наказание. Таким образом, обычному ритуалу они придают вид неприятной обузы, которая несет негативный характер. Еще один пример: «За то, что ты разбил чашку, уберешь осколки и пропылесосишь пол». Не ругайте детей за случайный проступок, будет намного эффективнее, если Вы спокойным тоном объясните: «Нужно подмести и пропылесосить, иначе кто-нибудь может пораниться осколком».
Другие родители платят за домашнюю работу и тоже ошибаются, так как домашние обязанности нельзя воспринимать как предмет торга. Они должны быть такой же естественной частью детской жизни, как игра, общение с друзьями или учеба.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ: МОТИВАЦИЯ
Дать мотивацию ребенку к уборке, не покупая его при этом задача непростая. Дело в том, что он может еще не понимать, что такое бардак и зачем нужно все класть по своим местам. Обычно, дети копируют поведение родителя еще с кризиса трех лет («я сам/а»), поэтому проблем с научением, как правило, не возникает, но в раннем и более старшем возрасте советуем Вам придерживаться следующих правил:
- наберитесь терпения. Дети могут очень долго перенимать что-то одно, зато другое схватывать на лету.
- не подгоняйте, не ругайте за медлительность и уж тем более не заканчивайте работу за ребенка. Иначе он не поймет, что должен самостоятельно доводить любую работу до конца.
- хвалите за усердие. Вы не всегда сможете похвалить малыша за правильную работу, но даже если во время мытья посуды он разобьет кружку, не ругайте и не прогоняйте его. Ошибки - часть обучения.
- старайтесь не заставлять его. Домашний быт не должен быть рутиной или вызывать раздражение.
Lметро Царицыно, встречи центр, низ зеленой ветки и кольцевая, но всегда можно договорится. Почте да! Весь мой обмен. Шапка теплая, на флисе Reima Размер 50. Экв. 600
Для каждого родителя его ребенок всегда будет самым лучшим и самым талантливым. Однако когда малышу исполняется годик, в душу начинают закрадываться сомнения: а вдруг он чего-то не умеет, что должен уметь в своем возрасте, вдруг он отстает в развитии от других детей?! По мере роста ребенка эта тревога возрастает, поскольку увеличивается количество требуемых навыков. А если что-то упустили? Чтобы этого не произошло, давайте поговорим о развитии ребенка в 3-4 года – возраст, когда дети уже достаточно самостоятельны и интеллектуально развиты.
Все приобретенные малышом к этому возрасту умения и навыки можно условно разделить на несколько групп. Эта несложная классификация поможет родителям быстрее разобраться, что умеет ребенок. В зависимости от группы подбираем и задания для занятий с малышом. Существует множество пособий, предлагающих всевозможные игры, шарады, альбомы по развитию речи. Их легко найти в интернете или в книжных магазинах. Одно из наиболее красочных и методически продуманных пособий дляразвития детей в 3-4 года – книга О.Земцовой «Грамматейка 3-4 года». Если у вас есть этот учебник, смело занимайтесь по нему. Увидите: результат превзойдет ожидания. Здесь опишу некоторые упражнения, которые предлагает автор. Итак, что же мы умеем?
Математика 3-4 года:
Ребенок в этом возрасте умеет считать до 3-10, знает, сколько пальцев на руках и достаточно легко считает их; различает понятия большой, маленький, высоко, низко; знает основные цвета (желтый, зеленый, красный, черный, белый), геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник); сравнивает предметы по размеру, форме, подбирает предметы с одинаковыми цветами; находит пару заданному предмету по указанным признакам.
Кроме того, в возрасте от 3 до 4 лет ребенок также должен уметь:
На картинке найти самый большой и самый маленький предмет, самый широкий и самый узкий и т.д.;
Посчитать предметы на картинке (их должно быть не больше 10);
Выборочно посчитать предметы (например, сколько на картинке кошек и сколько собак);
Посчитать количество предметов и найти графическое изображение цифры;
Соотношение объема тары и содержимого (предложите ребенку разместить по коробочкам разных размеров различные по объему предметы).
Знать основные геометрические фигуры, такие как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и ромб.
Понимать где находится тот или иной предмет – справа или слева, наверху или внизу, сзади или спереди.
На примере своего тела и тела животных знать, сколько глаз у человека, сколько ушей, ног, ртов, лапок у животных и т.д.
Строить последовательность из цифр, хотя бы от 1 до 5
Здесь Вы можете бесплатно скачать материалы необходимые для развития ребенка в этом возрасте.
Математика для 3-4 лет:
карточки с цифрами – здесь собраны карточки с цифрами по математике для 3-4 лет с изображением количества и соответствующей цифре,
цифры для детей – замечательная раскраска, которая поможет ребенку запомнить, как выглядят цифры от 1 до 10,
счёт для детей – карточки с цифрами, которые изображены на симпатичных животных Африки познакомят Вас с цифрами от 1 до 50.
обучение счёту детей – карточки с символами цифр и соответствующим количеством точек от 0 до 10.
раскраски по цифрам – симпатичные раскраски по цифрам со многими известными героями мультфильмов для детей и смешными зверушками,
учимся считать - веселая игра с божьими коровками. Здесь нужно будет определить сколько пятнышек на крылышках божьих коровок и найти соответствующий символ цифры,
Ребенок собирает картинку из 3-4 частей; находит различия в предлагаемых рисунках; из ряда предметов выбирает лишний по какому-либо признаку; запоминает 3-4 слова или 3-4 несложных изображения; повторяет за взрослым движения, показанные 1-2 раза; сосредотачивает внимание на одном виде деятельности в течение 5 минут; находит пару предмету.
Рекомендованные упражнения для развития логики в 3-4 года:
1. Найти отличия на картинках (они должны быть достаточно заметны);
2. предложить ребенку посмотреть на картинку с тремя-четырьмя предметами, затем закрыть книгу и попросить описать увиденное или ответить на ваши вопросы по картинке;
3. найти на картинке предметы, относящиеся к одной группе (одежда, игрушки и т.д.);
4. сопоставить предметы и отдельные их части,
5. решить простые логические задачи, например, строить логические цепочки из предметов (чередование двух различных предметов или определенная последовательность),
6. определять предмет по его тени.
Здесь Вы можете бесплатно скачать задания на развитие логики у детей 3 4 лет.
Речевое развитие ребенка в 3-4 года включает в себя: понимание обращенной к ребенку речи; использование личных местоимений (я, мы); понятное произношение 80-90 % слов; подбор антонимов (слова противоположные по значению); ответы на задаваемые вопросы, поддержание беседу; умение воспринимать зрительные образы, описывать увиденное, составлять простые предложения и сложные из 5-6 слов, группировать предметы ( тарелка, ложка – это посуда), называть хотя бы один признак предмета; знание наименований действий живых существ (людей,животных, насекомых и т.д.); повторение несложных песенок и стишков; умение говорить тихо, громко; информацию о своем имени, фамилии, именах родителей и близких.
Рекомендованные упражнения для развития речи у 3-4-летних детей:
Попросить ребенка назвать предмет и рассказать о его назначении;
Прочитать ребенку короткий рассказ из 3-4 предложений и попросить повторить его;
Упражнение для понимания значения предлогов: дать задание расположить предметы в, над, около, возле, перед и т.д. каким-нибудь другим предметом;
Закончить заданное предложение;
Рассказать подробно о каком-нибудь предмете (цвет, функция, одежда и т.д.).
Развитие речи 3-4 года:
необычные карточки буквы алфавита с героями всех известных мультфильмов, таких как Маша и Медведь, Лунтик, Барбоскины Фиксики и т.д.
Малыш знает, как выглядят домашние животные (кошка, собака, корова, лошадь, коза и др.), птицы (голубь, ворона), рыбы (кит, акула), насекомые (бабочка, муха) и называет их; знает названия растений (груша, яблоня, вишня и др.), овощей, ягод, фруктов; имеет представление о тех материалах, из которых состоят предметы окружающего мира (дерево, металл); ориентируется во временах года и частях суток; знает и называет явления природы (ветер, снег, дождь, гроза).
Рекомендованные упражнения:
Среди предложенных предметов выбрать ягоды, фрукты, деревья и др.; отличить диких животных от домашних;
Выбрать из предложенного какое животное, что ест;
Спросите, какое сейчас время года, суток, дня;
Попросите ответить, какая погода за окном, что такое дождь, снег, ветер.
Знать названия деревьев, растений, цветов и т.д.
Знать свойства предметов и мочь определить, что состоит из дерева, что из воды, что из пластмассы, что из железа и т.д.
Ребенок сам одевает вещи без застежек; знает предназначение ручек, карандашей, фломастеров и умеет ими пользоваться; рисует простейшие геометрические фигуры; раскрашивает картинки; разрезает бумагу; знает правила гигиены (мыть руки перед едой и после прогулки, умываться и чистить зубы и т.д.).
Рекомендованные упражнения:
Раскрасить картинку;
Показать картинки, где иллюстрируются правила гигиены. Предложить рассказать, что делают герои и с какой целью;
Соединить линией предметы одной группы или части предметов,
Ребенок должен уметь пользоваться ножницами.
Развивающие книги для 3-4-летних детей:
Земцова серия Дошкольная Мозайка. Набор книг на развитие логики, внимательности, памяти, речи, знакомства с окружающим миром и т.д.