МАРМЕЛАД
Домашние мармеладки получаются из плодов, которые богаты натуральным загустителем – пектином.
Зеленое
яблоко – чемпион по содержанию пектина (а заодно и самый
гипоаллергенный фрукт), поэтому начинать кондитерские опыты стоит именно
с этого плода, добавляя со временем и другие богатые природным «клеем»
фрукты – сливу, абрикосы, крыжовник, клюкву и смородину (в соотношении 1
: 3).
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ:
•чем меньше фруктозы, тем мягче будет
мармелад. Минимально возможное соотношение фруктов и фруктозы – 2 : 1,
но если фруктозы положить меньше, мармелад просто не застынет; для
приготовления «твердого» мармелада берется равное количество фруктов и
сахара;
•сахар можно заменить смесью фруктозы и меда (1 : 1) – десерт
станет еще полезнее и вкуснее. Но такой мармелад не дают детям младше 3
лет;
•чтобы приготовить красивый двухслойный мармелад, надо
дождаться, пока один слой остынет, и только после этого выливать сверху
второй слой. Варка мармелада – мероприятие «горячее», а значит,
потенциально опасное. Приглашать маленького повара на кухню стоит лишь
после того, как сладость в противне остынет. Тогда он с удовольствием
разделит мармеладный «пирог» на дольки пластмассовым ножиком или
«вырежет» фигурки с помощью кондитерских формочек. Кроме того, чаду
можно поручить обвалять мармеладные дольки во фруктозе.
ПАСТИЛА
Старинный
русский десерт, которым, по легенде, малышей начали баловать еще при
Иване Грозном. Фруктовое пюре взбивают добела с сахарным песком и яичным
белком и «высушивают» в духовке на медленном огне. Но дело это долгое,
сушится пастила от 3 до 10 часов. Так что этим лакомством имеет смысл
заняться, если на улице на целый день зарядил дождь.
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ:
•разравнивать пастилу в противне удобнее всего мокрой лопаточкой;
•ем дольше взбивается масса, тем более рыхлой получается пастила;
•хранить
пастилу лучше всего в жестяной банке, проложив бумагой. Ребенок
наверняка захочет научиться отделять желток от белка. Охотно примет
участие во взбивании белковой пены. Обваляет полоски пастилы во фруктозе
и закатает их в «спиральки».
МОРОЖЕНОЕ
Мороженое, похожее на
современное, появилось в итальянских кафе XVIII века. «Ленивое»
мороженое – идеальный рецепт, если чадо не желает ждать. Замороженные
ягоды или фрукты достают из холода и растирают с фруктозой до получения
однородного пюре. Осторожно вливают сливки, взбивают венчиком или
блендером до получения однородной массы. Начинать есть можно немедленно.
Если кроха наотрез отказывается есть «кислый» йогурт без фруктовых
добавок, переложите йогурт в стаканчик для мороженого, воткните
деревянную палочку и отправьте в морозилку на 2 часа. «Мороженое»
наверняка придется по вкусу, а это значит, что через некоторое время и
просто йогурт будет встречен благосклонно. Ребенку понравится толочь в
ступке вафли и печенье, рисовать вафельной крошкой рожицы на мороженом.
МЯГКИЙ МАРМЕЛАД «ДВА ФРУКТА»
Потребуется:
300 г кисло-сладких яблок, 150 г абрикосов, 250 г фруктозы. Фрукты надо
тщательно вымыть, у яблок удалить сердцевину, у абрикосов вынуть
косточки. Чтобы «мультифруктовый» мармелад удался, пюре из каждого
фрукта лучше готовить отдельно. Яблоки запеките в духовке. Половинки
абрикосов залейте небольшим количеством воды и отварите. Фрукты протрите
через сито или по отдельности измельчите в блендере. Пюре смешиваются в
горячем виде. В полученную смесь добавьте сахар и варите на слабом
огне, помешивая деревянной ложкой, пока масса не загустеет. «Правильный»
мармелад начинает отлипать от дна и «тянуться» за ложкой. Можно
опустить в него деревянную зубочистку, если на зубочистке останется
застывающий слой – мармелад готов. Десерт вылейте на покрытый
пергаментом противень и дайте остыть.
ПАСТИЛА «ЯБЛОНЬКА»
Понадобится:
500 г яблочного пюре (примерно 3–4 крупных плода); 200–250 г сахарного
песка (фруктозы); 1 белок крупного яйца. Тщательно вымытые яблоки без
сердцевины запекают обычным способом в духовке или микроволновой печи.
Из мякоти готовят пюре, которое протирают через сито или измельчают в
блендере. Добавляют фруктозу, тщательно перемешивают. Вливают в пюре
белок и взбивают венчиком, пока масса не побелеет. Выкладывают массу на
покрытый пергаментом противень и отправляют высушиваться в духовку
(время – 7-8 часов, температура – 70 оС). Остывшую пастилу режут на
пластины.
МОРОЖЕНОЕ «ЯГОДНОЕ»
Понадобится: 250 г любых фруктов
или ягод (яблоко персик; яблоко банан; яблоко груша; малина земляника и
т. п.); 100 г детского йогурта; 50 г детского творожка; фруктоза
(сахар) по вкусу, в зависимости от количества сахара в йогурте и
фруктах. Приготовьте фруктовое (ягодное) пюре. Для этого йогурт и творог
взбейте в блендере, пока не получится однородная масса, похожая на
густой крем. Смешайте творожную массу с фруктовым пюре. Положите в
контейнер для заморозки и уберите в морозилку. Готовое мороженое можно
украсить вафельной крошкой, кусочками печенья или толчеными орехами.
АССОРТИ ФРУКТОВОЕ
Понадобится:
500 г яблочного пюре (примерно 3–4 крупных плода); 200–250 г сахарного
песка (фруктозы); 1 белок крупного яйца. Тщательно вымытые яблоки без
сердцевины запекают обычным способом в духовке или микроволновой печи.
Из мякоти готовят пюре, которое протирают через сито или измельчают в
блендере. Добавляют фруктозу, тщательно перемешивают. Вливают в пюре
белок и взбивают венчиком, пока масса не побелеет. Выкладывают массу на
покрытый пергаментом противень и отправляют высушиваться в духовку
(время – 7-8 часов, температура – 70 оС). Остывшую пастилу режут на
пластины. Для «легких» конфет понадобится: равное количество (например,
по 50 г) любых сухофруктов (чернослив, курага, сушеные груши, финики,
инжир). 50 г печенья или грецких орехов (арахиса). Сухофрукты тщательно
вымойте и дважды пропустите через мясорубку. Орехи (печенье) измельчите
толкушкой, тщательно перемешайте с сухофруктами. Из получившейся массы
слепите шарики. В каждый вдавите половинку вишни или черешни, небольшую
ягоду землянички или малины, крыжовник и т. п. Чтобы конфеты выглядели
по-разному, обваляйте их в вафельной крошке, фруктозе, кокосовой
стружке, кунжуте и т. п. Если малыш не аллергик, можно обмакнуть конфеты
в жидкий шоколад.
Если ребенку уже исполнилось 1,5-2 года, можно приступать к изучению
цифр и счету. Чем раньше малыш научится считать, тем легче ему будет
учится дальше. Самое главное в этом деле — заинтересовать кроху, а не
заставлять. Несколько советов помогут вам учиться считать, играя.
• Считайте предметы, которые вас окружают
Пусть
это будет посуда, конфеты в вазочке, яблоки, карандаши, одним словом –
все, что видите вокруг. А чтобы ребенок запомнил как выглядит сама
цифра, купите набор цифр на магнитах или просто записывайте их на
магнитной доске.
• Считайте пальчики
Начиная обучение,
покажите малышу как считать на его пальчиках, можете также и на своих.
Превратите появление и исчезание пальцев в игру-фокус: убирайте и
добавляйте пальцы, закрывая их другой рукой, чтобы у ребенка
складывалось впечатление, что они исчезают.
• Картинки и карточки с цифрами и предметами
Наглядный
материал очень поможет в обучении. Вы можете положить один предмет,
объясняя что он один и показывая ему картинку с изображением цифры 1. Не
торопитесь, пускай малыш запомнит сначала до счет до 3, затем можно и
до 5, затем до 10. С помощью картинок с цифрами и реальных предметов,
ваш ребенок научится не только считать, но и сопоставлять количество
предметов с цифрами.
• Мультфильмы
Думая что касается
мультиков объяснять и расписывать не нужно. Сейчас много хороших и
красочных развивающих мультфильмов, где добрые и интересные персонажи
помогут малышу понять значение цифр и улучшат их запоминание.
• Книжки
Хорошие,
красочные книжки тоже является отличным обучающим пособием. Они помогут
разнообразить ваши с малышом занятия и станут для вас большим
помощников. Такие книги можно приобрести в любом детском книжном
магазине.
• Магниты
Купите красивые и яркие магниты с цифрами.
Лучше всего прикрепить их на холодильник, тогда малыш постоянно будет
на них смотреть, что поможет ему зрительно быстрее запомнить,
• Раскраски
Этот
способ помогает малышу быстро запомнить новую цифру. Рисуйте цифры, с
которыми ребенок знакомится, а затем вместе с ребенком раскрашивайте их.
Также можете рядом рисовать интересные предметы или смешных персонажей,
тогда процесс обучения будет более веселым и интересным.
• Счет ступенек
Очень
многие родители именно этим способом быстро научили ребенка считать до
10. Идя домой или из дома, гуляя в парке, вы можете вместе с малышом
считать их. Шаг за шагом вместе с ним повторяйте цифры в порядке
пройденных ступенек. Результат не заставит себя долго ждать.
• Счет на прогулке
Попросите
малыша во время прогулки найти, например, 2 скамейки, 3 дерева, 1
котика. Для удобства можете взять с собой карточки с изображением цифр.
Тогда ребенок сможет сразу не только посчитать, но и показать нужную
цифру.
Научить ребенка считать не так уж сложно. Превратите
обучение в игру и не успеете заметить, как вам малыш будет уверенно
считать. Главное, чтобы ваши занятия были регулярными. Занимайтесь с ним
каждый день и уже скоро будет заметен результат.
1. ИЩИТЕ СКРЫТЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
Например: пока вы ожидаете своей очереди, дайте ребенку во что-то поиграть.
2. ДАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ И ОБЪЯСНИТЕ ПРИЧИНЫ.
Например: если ваш ребенок разрисовал стену, объясните ему, почему рисуют только на бумаге.
3. ИЩИТЕ СКРЫТЫЕ ЧУВСТВА.
Признавайте, принимайте и выслушивайте чувства.
Например:
если ваш ребенок бьет младшую сестренку, побудите его выражать свой
гнев и ревность способами, не причиняющими боль другим. Возможно, он
должен кричать или злиться.
4. ИЗМЕНИТЕ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ.
Иногда это легче, чем пытаться изменить ребенка.
Например:
если ваш ребенок постоянно вынимает вещи из кухонных шкафов, закройте
их так, чтобы он не мог открыть (есть специальные приспособления).
5. НАЙДИТЕ ПРИЕМЛЕМЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ.
Направьте поведение вашего ребенка в другое русло.
Например:
если вы не хотите, чтобы ваш ребенок строил крепость в столовой, не
говорите только 'нет'. Скажите ему, где он может строить ее.
6. ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, КАК ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ОН СЕБЯ ВЕЛ.
Например: если ваш ребенок тянет кота за хвост, покажите ему, как погладить кота. Не полагайтесь на одни слова.
7. ЖЕЛАТЕЛЬНО ДАВАТЬ ВЫБОР, А НЕ УКАЗАНИЯ.
Принятие решения укрепляет детей; указания вызывают противодействие.
Например: "Ты хочешь почистить зубы до или после того, как наденешь пижаму?"
8. ИДИТЕ НА МАЛЕНЬКИЕ УСТУПКИ.
Например: "Я разрешаю тебе не чистить зубы сегодня вечером, потому что ты сильно устал".
9. ДАЙТЕ ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ.
Например:
если вы ожидаете к ужину гостей, скажите ребенку, как вы хотите, чтобы
он себя вел. Будьте конкретны. Ролевая игра может помочь подготовить
детей к возможным сложным ситуациям.
10. ПОЗВОЛЬТЕ СЛУЧИТЬСЯ ТОМУ, ЧТО ДОЛЖНО СЛУЧИТЬСЯ (когда это возможно).
Не слишком оберегайте и исправляйте.
Например: ребенок, который не повесил свой купальный халат и полотенце, может найти их назавтра все еще влажными.
11. СООБЩАЙТЕ ВАШИ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА.
Дайте детям знать, как их поведение влияет на вас.
Например: "Я очень устаю от собирания крошек в гостиной комнате".
12. ПРИМЕНЯЙТЕ ДЕЙСТВИЕ, КОГДА ЭТО НЕОБХОДИМО.
Например:
Если ваш ребенок хочет упрямо бегать по улице во время совместной
прогулки, держите его за руку (при этом объясняя опасности).
13. ДЕРЖИТЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА.
Ребенок,
который ведет себя агрессивно или несносно, может извлечь пользу, если
вы будете крепко держать его, но одновременно с любовью и поддержкой.
Это позволит направить его скрытые чувства в слезы облегчения.
14. УДАЛИТЕ РЕБЕНКА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И ОСТАНЬТЕСЬ С НИМ.
Используйте это время, чтобы выслушать, разделить чувства, поддержать и разрешить конфликт.
15. ДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ, ИГРАЙТЕ.
Много конфликтных ситуаций можно превратить в игру.
Например: "Пока мы убираем, давай представим, что мы семь гномов", "Давай почистим друг другу зубы".
16. РАЗРЯЖАЙТЕ КОНФЛИКТ СО СМЕХОМ.
Например:
если ваш ребенок сердится на вас, предложите ему выплеснуть свою злость
в подушечной войне с вами. Играйте вашу роль, драматично сдаваясь. Смех
помогает высвободить гнев и чувство беспомощности.
17. ЗАКЛЮЧАЙТЕ СДЕЛКУ, ВЕДИТЕ ПЕРЕГОВОРЫ.
Например:
если вы готовы уйти с игровой площадки, а ваш ребенок все еще хочет
играться, договоритесь, сколько раз он может спуститься с горки перед
уходом.
18. ПРИНИМАЙТЕ ОБОЮДНОЕ РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.
Обсудите с
ребенком нынешнюю конфликтную ситуацию, заявите о ваших собственных
потребностях и попросите его помощи в поиске решения. Вместе установите
правила. Ведите семейные встречи.
19. ПЕРЕСМОТРИТЕ ВАШИ ОЖИДАНИЯ.
Маленькие
дети обладают сильными чувствами и потребностями, и поэтому для них
естественно быть шумными, любопытными, неряшливыми, упрямыми,
нетерпеливыми, требовательными, творческими, забывчивыми, пугливыми,
эгоистичными и полными энергии. Постарайтесь принимать их такими, какие
они есть.
20. ДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПЕРЕРЫВ.
Выйдите из комнаты и
сделайте то, что поможет вам восстановить самообладание и ровное
суждение (например: позвоните другу, поплачьте, помедитируйте, примите
душ).
Вопрос на форуме:
"Друзья, я совершенно не знаю, что мне делать.
Вобщем, у нас такая непростая ситуация – мой ребенок бьет маму, то есть
меня. Откуда у нас такое, я ума не могу приложить.
У
нас дома никто не дерется, дочку никто не бьет. Зато она, как только
получает отказ или когда я ей что-то не разрешаю делать по объективным
причинам (опасно, например), она сразу начинает меня бить. На разговоры,
что так поступать не хорошо или что маме больно не реагирует.
Вот,
например, ситуация. Дочь берет мел и начинает рисовать на мебели. Я ей
говорю, что рисовать на мебели не нужно, что у нее есть для этого
специальный мольберт и что только на нем можно рисовать в квартире
мелом. А она подбегает ко мне и начинает бить. Вот как вести себя в
подобной ситуации, когда ребенок бьет маму?"
Итак, речь идет о
ребенке между 0,5 и 3,5 годами. В разные моменты развития и роста он
начинает проверять границы дозволенного. В частности таким способом.
Бьет, щипает, кусает, дергает за волосы и т.д. маму, папу, бабушку. Как
правило, в этом возрасте события разворачиваются в кругу семьи и еще не
распространяются на других детей.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Естественно, рецепт не универсален, но в случаях, когда речь идет о проверке границ, этого достаточно.
1. Сразу после удара важно сказать ребенку, что Вам больно и Вы не хотите, чтобы он Вас бил.
2. Если удар повторяется, постарайтесь перехватить руку.
3.
Если в этот момент ребенок находится у Вас на руках, после второй
попытки, нужно спустить его с рук, опять же сопровождая словами, что Вам
не приятно такое обращение и на таких условиях Вы общаться не будете.
Таким образом, мы присоединяем к словам действия, демонстрируя при его
помощи суть слов.
4. Если ребенок плачет, можно практически сразу
взять его обратно на руки и пожалеть. Ведь наша задача не наказать и
унизить, а объяснить. А неожиданным для ребенка спуском с рук Вы
действительно его расстроили.
5. Если после того, как Вы взяли малыша
на руки, удар повторяется, снова спускаете его с рук, так же по
возможности спокойно объясняя, ЧТО КОНКРЕТНО Вам не подходит. Важно
найти такие слова, чтобы было точно понятно, что не ребенок плохой, а
его поведение недопустимо.
6. Естественно, после этой попытки сразу
на руки уже не берете. Но и доводить до истерики тоже не стоит. В
следующий раз можно взять на руки, слегка придерживая ручки малыша.
7.
Если ребенок не на руках, важно также, сопровождая действия словами,
дистанцироваться. Т.е. если Вы играли вместе, прекратить игру, если он
подбежал и ударил – выйти из комнаты.
8. Если все это происходит в
присутствии других членов семьи или друзей, важно, чтобы они либо не
вмешивались в ситуацию, либо поддержали маму. В данном случае лучше
пожалеть пострадавшего, полностью игнорируя обидчика. Такой пример
демонстрирует ребенку, что такое поведение – не самый удачный способ
привлечь внимание и, главное, что он не работает.
9. Во всех этих
действиях важна последовательность. Т.е. если маму нельзя бить, значит
нельзя ни утром, ни вечером, ни на улице, ни в гостях, ни в каких других
ситуациях. Как правило, для того, чтобы решить проблему хватает 2-3
недель.
КЛАССИЧЕСКИЕ ОШИБКИ родителей, когда они пытаются справиться с подобным поведением:
1.
«Дать сдачи» несильно ударить по руке в ответ или отшлепать. Это
неверно. Ведь дети копируют поведение родителей. И таким образом Вы
демонстрируете ребенку, что удар – это вполне допустимый способ выразить
свое недовольство. То, что нельзя ребенку, нельзя и маме.
2.
«Притвориться плачущим» - это спектакль. Если не трогать сам факт
обмана, то еще и то, как мама что-то изображает само по себе
«развлечение». Особенно в год-полтора. И есть риск, что ребенок дальше
будет повторять свои действия, чтобы увидеть «спектакль».
3. То
же самое, что и п. 2 касается крика, воплей боли и т.д. Если ребенок не
пугается, то воспринимает происходящее как «спектакль». И, возможно,
захочет его повторить.
4. Стыд. Как тебе не стыдно и т.д. Стыд
это социальная мерка, которая, если и эффективна в воспитательных целях,
то намного позже. Для малышей это просто слово.
В начале статьи я
писала, что это часто проверка границ. Естественно, в том случае, когда
в семье ребенок не видит подобного обращения. Если его бьют самого, или
один из родителей может поднять руку на другого, то начинать менять
ситуацию стоит с себя.
Психолог Уманская Анастасия Андреевна
Месяц за месяцем ваш малыш питался в основном грудным молоком или его заменителями. Постепенно в его рационе стали появляться каши, различные овощи, фрукты, мясо, рыба и другие продукты.
Меню малыша долгое время продолжает координально отличаться от меню взрослых членов его семьи. Это прежде всего связано с не до конца сформировавшейся пищеварительной системой и присутствием в нашем меню таких продуктов, которые способны нанести неокрепшему организму значительный вред.
До полутора лет, ребенок ест всего 4-5 раз в день, объем его пищи за день составляет около 1200 грамм из которых молока должно быть в рационе около 700 мл.
На завтрак малышу принято варить безмолочные или молочные каши. Каши делятся на безглютеновые — рисовая, кукурузная, гречневая, и глютенсодержащие — пшеничная, овсяная, манная. В кашу можно добавить половику чайной ложки сливочного масла. Объем масла в день для малыша должен составлять 15-20 грамм.
Если на завтрак планируется омлет, то он должен быть приготовлен на пару и с ним дается хлеб с маслом. Для других приемов пищи, яйца следует варить в крутую и давать из них только желток. За неделю употребление яиц разрешено всего 2-3 раза.
Обед малыша так же, как и взрослого состоит из нескольких блюд: первого, второго, салата.
Суп может быть приготовлен обычным способом, на воде или бульоне, а может быть и в виде супа-пюре.
На второе-мясные или рыбные блюда с гарниром. Рыбу рекомендуется давать в
отварном виде, не больше двух раз в неделю и только не жирных сортов.
Мясо лучше варить целым куском, после чего из него можно делать паровые
котлетки, фрикадельки или тефтели. Печень в рационе малыша также
необходима, подавать ее следует в отварном виде, мелко нарезанными
кусочками или в виде паштета.
Салаты могут быть, как однокомпонентные, так и многокомпонентные. Овощи следует очищать от твердых кожиц и крупных семян, мелко резать или натирать на терке, если имеется зелень, то ее присутствие в рационе ребенка, принесет ему только пользу.
Картофель и макаронные изделия в меню такого крохи следует ограничивать.
Полдники делаются из каких-нибудь легких блюд-творога, кефира, специального детского или обычного, но не жирного, фруктового пюре.
Ужин можно приготовить из овощного рагу с мясом, тертых овощей с кашей.
Меню годовалого ребенка, кроме кипячёной воды и грудного молока, может уже содержать:
-не крепкий черный чай;
-фруктовый чай;
-овощные и фруктовые соки;
-компот;
-кисель.
Помимо молока и творога, в рацион можно добавлять сметану, сыр, сливки.
В зависимости от того, сколько у вашего ребенка уже прорезалось зубов,
сыр и другие твердые продукты, могут подаваться в тертом виде или
куском.
На ночь, если ребенок уже не получает грудного молока, можно предложить ему детский кефир.
Употребление большого количества кисло-молочных продуктов благотворно влияет на пищеварение и общее здоровье малыша.
Также в меню ребенка в 1 год уже можно вводить сухофрукты. Финики, крага, изюм, будут заменять вашему крохе сладости, а яблоки, груши, вишни, отлично подойдут для приготовления очень полезного и вкусного компота.
При таком разнообразии продуктов, в рационе малыша не должно быть:
-тортов;
-пироженных;
-шоколадных и сосательных конфет;
-колбасных изделий;
-острых приправ, кетчупа, майонеза и горчицы;
-маринадов и рассолов;
-грибов;
-жаренной, копченой, соленой пищи.
Годовалого ребенка разрешается баловать, именно баловать, а не кормить, сладостями, приготовленными только на фруктозе.
Не забывайте, что здоровье каждого ребенка прежде всего зависит от того, сколько и чего он ест.
Примерное меню для годовалого ребенка:
На завтрак:
- Кукурузная молочная каша — 200 гр.
- Чай с молоком — 100 мл.
- Хлеб с сыром — 10 гр.
На обед:
- Суп пюре из кабачков — 100 гр.
- Мясное пюре из языка — 50 гр.
- Свекольное пюре — 100 гр.
- Компот из сухофруктов — 100 мл.
- Хлеб пшеничный — 20 гр.
На полдник:
- Кефир или бифидок — 150 мл.
- Овсяное печенье — 30 гр.
На ужин:
- Морковно-яблочное суфле — 200 гр.
- Чай с медом — 100 мл.
- Хлеб — 10 гр.
Второй ужин:
- Кефир или ацидолак — 100 мл.
С сайта "Детские рецепты" http://detskie-recepty.ru/detskoe-pitanie/menyu-rebenka-v-1-god-godovalogo/
Кушать хочется...
Питание ребенка от года до полутора лет
Вашему
ребенку исполнился год. Он ест почти то же самое, что и взрослый, но
рацион малыша имеет свои особенности. Это и выбор продуктов, и способ их
приготовления. Очень хорошо, если вы продолжаете кормить ребенка грудью
утром и на ночь. Но и вводить более «взрослые» продукты в его рацион
тоже необходимо.
Ольга Майорова
Педиатр, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней
Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии,
к.м.н.
Отучаем от груди?
Если вы
продолжаете кормить малыша грудным молоком, то не спешите отлучать его
от груди. Есть исследования, подтверждающие ценность даже эпизодических
кормлений грудью ребенка второго года жизни, т.к. вы дарите ребенку не
только питание, а еще и чувство покоя, безопасности и уверенности в
маминой любви. Кроме того, в молоке есть защитные антитела, которые
помогают малышу противостоять инфекционным заболеваниям. Перекормить
грудным молоком практически невозможно (это одно из его уникальных
свойств - способность "автоматически" подстраиваться под потребности
ребенка), т.е. у мамы вырабатывается то количество молока и с теми
свойствами, которые необходимы в данный момент малышу. А вот к
вскармливанию смесями это не относится Так что если ваш ребенок-
искусственник, отмеряйте объемы строго в соответствии с его возрастом и
рекомендациями педиатра.
Молочные продукты
Итак, первая группа продуктов, необходимых малышу, перешагнувшему
годовалый рубеж, - молочные. В их состав входят белки, жиры, витамины,
минеральные вещества. Что же выбрать из разнообразия молочных продуктов:
смеси (так называемые последующие формулы), молоко, творог, йогурт,
кефир или сыр? От использования "последующих формул" (если ребенок -
искусственник) вряд ли нужно отказываться, несмотря на указанный возраст
- "от 6 до 12 месяцев". Связано это с тем, что в последние годы многие
диетологи все настойчивее рекомендуют отложить знакомство малыша с
цельным молоком на более поздний возраст (2-2,5 года) из-за возросшего
числа случаев пищевой аллергии к белку коровьего молока.
Кефир
является традиционным продуктом диетического питания. На его долю
приходится более 2/3 всего производства кисломолочных напитков. Для
получения кефира используются кефирные грибки, представляющие собой
симбиоз (совместное существование организмов) многих микробов
(молочнокислые стрептококки, молочнокислые палочки, уксуснокислые
бактерии, ароматообразующие бактерии и дрожжи). Кефир обладает всеми
полезными свойствами кисломолочных напитков. Употребление кефира
тонизирует сердечно-сосудистую и нервную систему, нормализует и улучшает
работу почек и кишечника.
Кефир содержит молочнокислые бактерии, а
также бифидобактерии, регулирующие нормальную микрофлору
желудочно-кишечного тракта человека, что не только улучшает пищеварение,
но и положительно влияет на иммунную систему. Однако следует помнить,
что кисломолочные продукты отличаются высокой кислотностью и в больших
количествах не слишком полезны для организма ребенка. Проведенные
исследования Института питания Российской академии медицинских наук
(РАМН) показали, что употребление кефира в количестве 400 мл детьми 6-8
месяцев может приводить к мелкоточечным кровоизлияниям в кишечнике
(сопровождающимся потерей гемоглобина и железа). Не нужно забывать об
этом и вводить кефир в рацион 6-7месячных малышей. По новым
рекомендациям Института питания РАМН, данный продукт можно давать детям с
9-12 месяцев в количестве, не превышающем 200 мл. К кисломолочным
продуктам относятся и йогурты.
Любой йогурт готовится на основе
йогуртовой закваски - болгарской палочки и термофильного стрептококка.
Именно эти молочнокислые культуры делают вкусный продукт еще и полезным.
Однако целебные свойства этих бактерий сохраняются только в "живых" или
"коротких" йогуртах, не прошедших тепловую обработку. Срок хранения
таких йогуртов не превышает 30 дней при температуре от +2 до +8 градусов
по Цельсию. "Долгие" йогурты могут храниться более трех месяцев даже не
в холодильнике. Продлить им жизнь удается либо с помощью консервантов,
либо благодаря тепловой обработке. Все полезные минеральные вещества и
витамины при этом сохраняются, но бактерии при этом погибают. В состав
большинства йогуртов входят натуральные фрукты, вкус фруктов в некоторых
случаях компенсирует отсутствие сахара или его заменителей.
Годовалый малыш может получать только специализированный детский
молочный (не сливочный) йогурт с умеренным содержанием жиров и
углеводов. Такие йогурты производятся на заводах детского питания, они
имеют ограниченный срок годности (несколько дней) и продаются в отделах
детского питания. Их можно давать детям с 8-12 мес. Творог, как источник
белка и кальция, необходим ребенку, но в разумных пределах - около 50 г
в день. Нужно помнить, что из-за высокого содержания белка творог - не
слишком легкоусвояемый продукт. К тому же перебор белковой части рациона
вовсе не безобиден - у некоторых малышей это может привести к снижению
аппетита, а в будущем приведет к повышению риска возникновения
атеросклероза , ожирения, других нарушений. Сметана, сливки и сыр
используются в питании малыша второго года жизни в небольших количествах
(так же, как творог и йогурт, их лучше давать не каждый день). Сметану
добавляют в уже готовые блюда. Сыр желательно измельчить (например, на
терке). Этот продукт можно давать в сочетании с макаронными изделиями, а
можно использовать как отдельное блюдо.
Крупы
Следующая группа продуктов - крупы, являющиеся источником углеводов,
растительных белков, витаминов, минеральных веществ. На первом месте по
пищевой ценности стоят гречневая и овсяная крупы. О влиянии любимой и до
сих пор широко используемой в питании детей раннего возраста манной
каше написано уже немало. Но необходимо напомнить: манная крупа
относится к кашам, содержащим глютен (белок злаковых культур, способный
вызывать аллергию особенно у грудных детей). Да и витаминов и
минеральных веществ в манке не так уж много. Поэтому злоупотреблять
таким продуктом не стоит. Рис очень легко переваривается, усваивается
организмом и широко используется для детей с проблемами пищеварения. К
сожалению, содержание витаминов (например, Е и В1) и минеральных веществ
(например, калия) в рисе еще ниже, чем в манной крупе. Кукуруза тоже не
может похвастаться особенной ценностью витаминно-минерального состава.
Кроме того, в ней много крахмала. Зато кукуруза является одним из
источников селена. После длительной варки такая каша легко усвоится
малышом.
Фрукты и овощи
Ребенку второго
года жизни полезно добавлять в каши фрукты или овощи (например, яблоки в
рис, тыкву в овсянку ). В этом возрасте уже можно расширять ассортимент
предлагаемых малышу фруктов (свежих и в виде соков, пюре) за счет
апельсинов, абрикосов, клубники, киви (в ограниченных количествах, если
сок - 100 мл, если пюре - 100 мл). Очень полезны крыжовник, вишня,
смородина, клюква, малина, брусника, ежевика в протертом виде.
Биологически ценный витаминный напиток можно приготовить из шиповника.
Виноград обладает способностью усиливать процессы брожения в кишечнике
Кроме того, он перенасыщает рацион ребенка углеводами. В сочетании с
относительно малым содержанием витаминов, это делает его продуктом,
предназначенным для детей более старшего возраста. Овощное меню можно
обогатить свеклой, репой, зеленым горошком, фасолью. Бобовые нужно
давать с большой осторожностью и лишь в хорошо проваренном, тщательно
измельченном виде, так как, несмотря на богатство растительными белками,
эти овощи содержат грубую клетчатку. Она вызывает повышенное
газообразование и значительно усиливает перистальтику кишечника, в
результате чего стул ребенка становится более жидким.
Мясные продукты и рыба
Важную роль в питании детей играют мясные продукты. Их дают в первой
половине дня (учитывая более длительный период времени, необходимый для
усвоения), причем не только в виде фарша и фрикаделек (как детям первого
года жизни), можно приготовить и паровые котлеты. Расширение рациона
происходит за счет нежирной свинины, субпродуктов (особенно языка),
курицы, мяса кролика, индейки. Не рекомендуется мясо водоплавающих птиц
(уток, гусей), жирные свинина и баранина из-за трудности их
переваривания. И, конечно же, никаких колбас, сосисок и сарделек. Можно
ввести в рацион ребенка маложирные сорта рыбы (хек, минтай). Рыбу
следует давать 2 раза в неделю, при условии, что нет аллергической
реакции на нее. В рыбе содержатся в большом количестве полезные
минеральные вещества и витамины. Ее можно отварить, потушить с овощами,
сделать котлеты и фрикадельки, суфле. А столь любимую многими взрослыми
икру можно давать лишь иногда и с большой осторожностью (она может
вызвать аллергическую реакцию).
Яйца
Яйца содержат легкоусвояемый белок, ценные аминокислоты, витамины,
микро- и макроэлементы.Одно яйцо должно входить в ежедневный рацион
малыша второго года жизни (кроме случаев, когда ребенок страдает пищевой
аллергией на куриный белок). Это может быть яйцо целиком, паровой омлет
или яйца, добавленные в кулинарные изделия (творожники, блинчики). Ни в
коем случае нельзя давать детям сырые яйца. Перепелиные яйца отличаются
от куриных не только более высоким содержанием белка (с большим
количеством аминокислоты - триптофана), но и более высоким содержанием
жира и холестерина (несмотря на столь малый размер). Однако они могут
быть хорошей альтернативой для детей с непереносимостью куриного белка
(по 1-2 штуке в день или через день).
Масло
Еще один источник жиров в питании малыша второго года жизни - масло.
Сливочное масло лучше давать в натуральном виде (например, мазать на
хлеб или добавлять в уже готовые блюда), не подвергая термической
обработке. То же относится и к растительному маслу (подсолнечному,
оливковому, соевому, кукурузному) Его используют в завершающей стадии
приготовления овощей.
Сладкое
Обратите
внимание на то, что малыш не должен есть пирожные, торты, шоколадные
конфеты, жирные сорта печенья. Из кондитерских изделий можно
рекомендовать мармелад, джемы, пастилу, варенье. С медом нужно быть
очень осторожными, так как, кроме несомненной пользы, он обладает
высокой способностью вызывать аллергические реакции. Вместо сахара лучше
использовать фруктозу.
Хлеб
Детям до 1,5 лет лучше давать белый хлеб, так как он легче переваривается.
Напитки
Из напитков (кроме уже упомянутых фруктовых и овощных соков и молочных
продуктов) ребенку этого возраста разрешен чай (натуральный и некрепко
заваренный). Газированные напитки (даже минеральная вода) в рацион
ребенка не входят.
Приготовление пищи
Итак, питание малыша должно быть сбалансированным, энергетически ценным и
соответствовать возрастным возможностям (кусания, жевания,
переваривания и усвоения пищи). Пища, как и в более раннем периоде,
остается протертой (теперь уже не через мелкое сито, а на терке),
отварные мясо и рыбу можно провернуть на мясорубке всего один раз.
Возможно приготовление оладий, запеканок, суфле и пудингов. Не стоит
отказываться от готовых специализированных продуктов "для детского
питания". Высокий контроль за качеством продуктов, их приготовлением,
состав, соответствующий потребностям ребенка делают их незаменимыми в
питании малыша. Не забывайте и о разнообразии пищи, и об учете вкусовых
пристрастий ребенка: пусть он познакомится с как можно большим
количеством продуктов, разрешенных в этом возрасте.
Режим питания
До 1,5 лет актуальным остается режим четырех-пятиразового кормления,
интервалы между кормлениями - 4-5 часов. Часы приема пищи должны быть
строго фиксированы (допустимы отклонения на 15-30 минут) для выработки у
малыша условного рефлекса и, соответственно, лучшего усвоения пищи.
Наиболее калорийным должен быть обед, наименее - полдник. Для сохранения
хорошего аппетита не стоит ничего давать между кормлениями за
исключением воды). Суточный объем питания для детей от 1 до 1,5 лет
составляет около 1000-1200 мл (не считая жидкости). Следует отметить,
что молоко и кефир являются в данном возрасте не питьем, а пищей.
Примерные нормативы суточного потребления различных продуктов питания (с
учетом рекомендаций российских диетологов) приведены в таблице.
Наименование продукта Количество продукта в сутки
Каши 150-200 г
Овощи 250-350 г
Фрукты (соки, пюре) 200 мл
Молоко (смесь), кефир 500-600 мл
Творог 50 г
Сыр 5 г
Сметана (сливки) 5-10 г
Хлеб 40 г
Мясо 70-80 г
Рыба 25-30 г
Яйцо 1 шт.
Сливочное масло 15-20 г
Растительное масло 5-7 г
Сахар 30-40 г
Соль 3 г
Примерное меню для ребенка 12 - 16 месяцев на 3 дня
День первый
После пробуждения, если сохранена лактация, - грудное вскармливание или молочная смесь
Завтрак Каша на молоке с добавлением фруктов и творога детского Хлеб с маслом или сыр тертый
Обед
Суп - пюре из тыквы Овощное пюре с мясом ( кабачки, телятина) Хлеб
Фруктовый сок (яблочно-вишневый) Полдник Кефир детский или йогурт
детский Печенье детское Фруктовое пюре (яблоко с овсяными хлопьями) Ужин
Яйцо вкрутую Овощное пюре ( зеленый горошек с картофелем) Чай На ночь
Грудное молоко или молочная смесь
День второй
Грудное молоко или смесь
Завтрак Творог детский Овсяная каша (безмолочная) с яблоками Чай с молоком
Обед Суп овощной со шпинатом Рыбное филе с цветной капустой Хлеб Компот
Полдник Кефир детский или молоко или молочная смесь (при аллергии к белку коровьего молока) или йогурт детский Сухарики Яблоко
Ужин Паровой омлет с сыром Пюре из яблок и моркови Нектар из бананов и груш
На ночь Грудное молоко или молочная смесь
День третий
Грудное молоко или молочная смесь
Завтрак Молочная каша с фруктами Хлеб с маслом Чай
Обед Суп куриный Паровая котлета с картофельным пюре Галеты Кисель
Полдник Йогурт детский или биокефир детский Печенье детское
Ужин Творожная запеканка со сметаной Пюре из шиповника со сливками Сок мультивитаминный
На ночь Грудное молоко или молочная смесь