вся крупа перемолотая в кофемолке.
кукурузная каша: на 400 мл молока 4 чайные ложки крупы. варить первые 10 минут под приоткрытой крышкой, потом варить без крышки минут 20-25.
гречневая каша (жидкая): 400 мл молока - 4 чайные ложки крупы. варить 10 мин.
овсяная каша (жидковатая): 400 мл молока 4-5 чайных ложек крупы. чтобы получилась без комочков, ее надо мешать постоянно.
ячневая каша: 400 мл молока - 4-5 чайных ложек крупы. варить 15-20 минут.
пшеничная каша: 400 мл молока - 4 чайные ложки крупы. варить 20 минут.
манная каша (жидкая): 400 мл молока - 2,5-3,5 ложек крупы. варить 5-10 мину. для густой каши надо 4-5 ложек крупы.
рисовая каша: 400 мл молока - 4 чайные ложки крупы. варить 10 минут.
чайные ложки без больших горок. вся крупа бросается в холодное молоко и надо периодически мешать. если делаете жидкую, чтобы пить из бутылки, то ее еще после приготовления надо пропустить через блендер (кроме манки). до года, я не добавляла в кашу ни сахара, ни соли, ни масла. позже начала добавлять чуть-чуть соли, немного сахара и капельку масла. каши до сих пор все с большим удовольствие ест.
Немного о физиологии стопы.
Стопа человека - самый нижний отдел организма, очень важный инструмент для передвижения и опоры, фундамент, на котором держится тело в целом. Поэтому от здоровья стопы зависит благополучие всего опорно-двигательного аппарата. В медицине различают множество различных заболеваний и отклонений в развитии стопы, называя каждый из них специфическим термином. Среди обывателя, большинство функциональных проблем со стопами характеризуют общим термином - плоскостопие. Стопа в целом имеет сводчатую конструкцию, не неподвижную, а благодаря сочленениями обладающую гибкостью и эластичностью. Внутренний продольный свод носит название рессорного. За счет большого числа подвижно сочлененных между собой костей, внутренний продольный свод способен противостоять нагрузке, т. е. сохранять определенную высоту и препятствовать снижению сводов. Благодаря такой конструкции, человек может бегать, прыгать, носить тяжести, не боясь создать чрезмерно сильную нагрузку на опорно-двигательный аппарат. При неправильном развитии внутреннего продольного свода, когда возникает гиперпронация, стопа как бы «прилипает» к грунту в середине периода опоры и перестает выполнять свою рессорную, амортизирующую функцию, что отражается на всем организме в целом.
Все дети рождаются с плоскими стопами, их развитие начинается с началом прямохождения и лишь к 5-9 годам стопы приобретают вид, похожий на взрослый. Поэтому постановка диагноза "плоскостопие" неправомерна до 5-7-летнего возраста. В своем развитии стопа ребенка проходит несколько этапов. В период, пока малыш не ходит и неуверенно стоит на ногах, у него, как правило, отмечается варусная установка стоп, с началом ходьбы ребенок пытается ловить равновесие, что часто приводит к к смещению коленей внутрь, и к 2-3 годам может сформироваться вальгусная установка стоп. Нюанс, о котором не знают многие родители, в том, что вальгусная установка стоп - норма до 5-летнего возраста. С ростом и развитием мышечно-связочного корсета, положение стопы начинает выравниваться и к школьному возрасту почти у всех детей отмечается правильная установка стоп. Именно по этой причине нет никакого смысла лечить вальгус у детей младшего возраста.
Помимо необычной установки стоп, родителей часто беспокоит и "плоскостопие" у своих малышей. Но, как мы уже говорили, все детки рождаются с плоскими стопами, т.к. продольный свод до определенного возраста закрыт естественной жировой подушкой, и лишь к 5-7 годам она полностью исчезает, обнажая так желаемый ортопедами изгиб.
Биологически человек рассчитан на хождение босиком по неровным поверхностям: земле, камням, песку. При ходьбе босиком природный грунт заполняет анатомические углубления стоп. Благодаря этому поддерживается рецепторная и рессорная функции стопы, а также возникает стабильность и устойчивость при опоре на ноги.
Пронация (вращательное движение стопы внутрь) и супинация (вращательное движение кнаружи)— это два противоположных по направлению естественных движения стопы. Пронация необходима для смягчения удара при постановке стопы на землю, а также приспособления к рельефу, на который стопа опирается. Полное выключение пронации жёсткими фиксаторами стопы (супинаторами) нефизиологично и влечет за собой определенный набор ортопедических заболеваний. Но иногда случается т.н. гиперпронация стопы, а за ней и плоскостопие, что влечет за собой боли, неустойчивость при ходьбе и другие проблемы.
Причины плоскостопия.
Ортопеды однозначно сходятся во мнении, что главная причина развития плоскостопия - слабость мышечно-связочного аппарата человека вкупе с излишней подвижностью суставов (гипермобильность). В упрощенном виде это выглядит примерно так. Движения стопы при ходьбе и беге осуществляются благодаря вращательным движениям в голеностопном суставе, а мышцы и связки помогают удерживать стопу в правильном положении, не позволяя заваливаться внутрь. Если мышцы не развиты, то возникает гиперпронация, что, в свою очередь приводит к плоскостопию. Во многом слабость мышечно-связочного аппарата является генетической особенностью и передается по наследству, но при соблюдении определенных правил, возможно свести вероятность возникновения плоскостопия к минимуму.
Наши предки естественным образом укрепляли мышцы ног, путешествуя босиком. В современном мире детей с младенчества заковывают в обувь, что не позволяет стопе правильно и естественно развиваться. Попробуйте накачать бицепс, надев на руку каркас, мешающий движениям. То же самое происходит и со стопой. Лишь благодаря естественным активным движениям босой ноги, захватывающим движениям пальцев, происходит развитие и укрепление мышц. Многие мамы сталкивались с ситуацией, когда малыш, обутый в красивые ботиночки на первый шаг, не может в них ходить, с трудом переставляет ноги, не может согнуть стопу в мыске для того, чтобы встать на носочки, или совершает неестественные движения ногой. Многим детям в них трудно бегать, прыгать. Все это показатель того, что и мышцы не смогут правильно работать и развиваться.
Таким образом, для естественного укрепления мышц ног, необходимы босоногость и умеренная физическая нагрузка. Обеспечьте вашему ребенку возможность лазать по лестницам, взбираться по канату, быстро бегать, прыгать, ходить босиком на улице и дома - и мышцы ног начнут выполнять заложенные природой функции.
Многие родители задаются вопросом: "Нужна ли дома обувь"? Исходя из сказанного выше, ответ однозначный - не нужна! Обувь призвана защищать ногу от грязи, холода и увечий, но никак не обеспечивать "профилактику плоскостопия". Скорее, наоборот, частое ношение обуви провоцирует развитие плоскостопия, о чем говорят многочисленные медицинские исследования. Более того, в возрасте, пока ребенок только учится ходить, пытается ловить равновесие и исследует свои физические возможности, ничего не должно сковывать его движений. Оптимально - босиком, а если нет возможности, то до 2 лет выбирайте очень мягкую обувь, с легко гнущейся кожаной подошвой, без каблука, без супинатора, без твердого задника. Это поможет приблизить ребенка к хождению босиком. Главным критерием выбора детской обуви должно быть удобство!
Также к факторам, провоцирующим плоскостопие, относится лишний вес и ношение обуви на высоких каблуках.
Так зачем же нужен супинатор?
Выяснив, что нормальное физиологическое состояние стопы - босиком, вернемся к разговору о супинаторах. Супинатор - это небольшое возвышение на внутренней стороне подошвы или на стельке, которое располагается под продольным сводом стопы, выполняющее функцию того самого естественного грунта, который помогал нашим предкам устойчиво стоять на земле и смягчать удар при прыжках и беге. Как можно догадаться, в естественной среде это грунт постоянно сменяется, а значит не находится постоянно под продольным сводом. Супинатор же всегда там, где он определен. Неправильное расположение супинатора может привести к серьезным проблемам со стопами, создавая чрезмерное давление там, где в этом нет необходимости. Именно поэтому жесткие или высокие стельки-супинаторы должны изготавливаться исключительно индивидуально по слепку с конкретной стопы. По этой же причине детская обувь с супинаторами должна использоваться в исключительных случаях. А в раннем детском возрасте (до 2 лет) необходимости в поддержке стопы не может быть в принципе, помните про жировую подушечку? Она и есть естественный супинатор.
Случаи, в которых необходим супинатор, четко определены в медицинских и законодательных актах большинства стран. Ни ГОСТ РФ 26165-2003 "Обувь детская. Общие технические условия", ни его предшественник ГОСТ СССР 26165-84 "Обувь детская. Технические условия" не делают упоминаний о супинаторах в принципе . Зато мы найдем их в ГОСТе 9155-88 "Обувь спортивная резиновая и резинотекстильная. Технические условия", с указанием, что "для детской обуви применяют супинированную или профиллированную вкладную стельку". То же самое можно увидеть и в рекомендациях Американской ассоциации педиатрии (APMA) - arch-support (супинатор) должен присутствовать в спортивной детской обуви. Это и логично! При больших физических нагрузках очень важна поддержка продольного свода стопы, чтобы обеспечить правильную амортизацию во избежание падений и травм. При этом под спортивной подразумевается именно обувь для занятий спортом, а никак не фасонные кроссовки. Если ваш ребенок занимается спортом, ему необходима специализированная обувь именно для этого конкретного вида спорта. Но в обычной жизни вне тренировок он должен ходить в повседневной обуви без супинатора.
Следует отметить, что супинаторы также имеют разные виды. Это могут быть жесткие высокие супинаторы, применяемые при лечении гиперпронации. Это и различные виды мягких супинаторов в обуви для активного образа жизни и спорта. При этом во взрослой обуви для стоп с правильным прогибом применяются мягкие упругие небольшие супинаторы, которые не давят на стопу снизу, но позволяют правильно амортизировать при прыжках и беге. Чтобы проверить, какой именно спинатор в стельке вашей обуви, нажмите на него. Если он довольно мягкий, может быть продавлен почти до основания, легко пружинит и не сильно выделяется на фоне стельки - это ваш выбор!
Что мы видим в большинстве моделей детской обуви? Правильно - супинатор. И в большинстве случаев он довольно жесткий, не упругий, выглядит как нашлепка на стельку и возвышается на 5-10 мм. Подобный супинатор может негативно отразится на стопе ребенка, т.к. продольной свод, постоянно опирающийся на подложку, перестает естественно работать, в результате чего мышцы стопы ослабевают, что приводит к развитию продольного плоскостопия. Такие супинаторы не должны применяться у детей! Применение мягких упругих супинаторов допустимо в спортивной детской обуви.
Наличие маленьких, т.н. профилактических супинаторов в российской обуви - это в первую очередь маркетинговый ход. Маленький (2-3 мм) мягкий супинатор сминается детской ножкой и не оказывает никакого влияния на стопу ребенка. Если вы при покупке можете продавить подобный супинатор почти до основания, считайте, что покупаете правильную обувь без супинатора. К сожалению, большинство родителей не знают о том, что гибкость подошвы намного важнее наличия т.н. ортопедических свойств, к которым относят супинатор и твердый задник. Как мы уже отмечали, до 2 лет идеальна очень мягкая обувь, приближающая ребенка к хождению босиком. С увеличением активности малыша поддержка голеностопа тоже приобретает важное значение в целях избежания травм при беге и прыжках. Мягкий задник может быть более удобен для ребенка и в большинстве случаев не вредит развитию стопы, но если ваш малыш склонен к подворачиванию ног, обратите внимание на более жесткую фиксацию голеностопа. После 2 лет следует придерживаться следующих критериев при покупке повседневной детской обуви: очень гибкая нескользящая подошва, легкий вес, широкая носовая часть, наличие задника, хорошо фиксирующего голеностоп, удобные застежки, натуральные материалы верха обуви.
Для справки. В качественной детской обуви западного производства нет супинатора. Ecco, Naturino, Superfit, Elefanten, Pediped, See Kai Run, Robeez и т.д . В них может присутствовать т.н. профилированный след, анатомическая форма которого обеспечивается за счет умеренных выкладок наружнего и внутреннего сводов и углубления для пятки. Такая форма стельки гарантирует правильную работу мышц и обеспечивает естественное развитие стопы. Обладатели американской обуви Pediped Flex могут обнаружить на стельке что-то похожее на супинатор, который выглядит как утолщение на внутренней стороне стельки. Большинство американских производителей используют в изготовлении стелек вспененный материал, который как бы запоминает форму ноги ребенка. Таким образом, стелька подстраивается под функциональные особенности стопы конкретного малыша, не нанося вреда здоровью и обеспечивая максимальный комфорт.
Подведем итоги:
1. Естественное состояние человеческих ног- босиком. А значит бОльшую часть времени дети должны проводить без обуви. Обувь мешает правильному развитию мышц и связок.
2. Естественный природный грунт - неровная поверхность. Поэтому дома лучше постелить циновки и массажные коврики. Но все равно даже гладкий пол лучше обутой ноги.
3. Главная причина плоскостопия - неразвитость мышечно-связочного аппарата. А значит, следует стимулировать свое чадо к умеренной физической активности - бег, прыжки, велосипед, бассейн, массаж и специальная гимнастика для ног.
4. Мягкие супинаторы должны использоваться только в спортивной обуви или при высокой физической активности ребенка. В повседневной детской обуви они не нужны. Этот пункт актуален для детей дошкольного и раннего школьного возраста. С увеличением веса и физической нагрузки, стопе требуется бОльшая поддержка, а значит, в подростковом возрасте мягкая супинация может быть показана и в обычной жизни.
5. До 2 лет дети должны носить мягкую обувь, которая не сковывает движений и приближает их к хождению босиком. После 2 лет некоторым детям может потребоваться более жесткая фиксация голеностопа во избежание травм во время физической активности. Наличие гибкой подошвы и удобство при ношении - главные критерии в покупке детской обуви!
6. Жесткие лечебные супинаторы применяется лишь при существующих проблемах со стопами. Т.к. стопа развивается до 5-9 лет, диагнозы "плоскостопие" или "гиперпронация" не могут быть поставлены ранее этого возраста. Плоско-вальгусные стопы до 5 лет не требуют лечения. По этой же причине в дошкольном возрасте применение жестких или высоких супинаторов недопустимо!
7. Жесткие супинаторы изготавливаются на заказ по индивидуальному слепку стопы.
8. Если вы сомневаетесь в здоровье ног вашего ребенка, обратитесь к грамотному специалисту-ортопеду, следующему принципам доказательной медицины и ориентирующемуся в современных тенденциях развития ортопедии.
Здоровья вам и вашим детям!
Мамы, сохраните себе на стену основные различия между простудой, гриппом и ОРВИ. И не болейте!
6 РЕЦЕПТОВ ВКУСНЫХ ДЕТСКИХ БЛЮД!
Все рецепты из интернета. Мне понравились:))
________________________________________
1. Вкуснейшая королевская ватрушка
Все рецепты под катом
Также стащила))) Такое нельзя не стащить)))
1. http://www.africam.com Можно понаблюдать за слонами, бегемотами и др. животнымит. Ребенок в восторге!
Жираф в зоопарке Южной Каролины Он-лайн
Здесь можно понаблюдать за бегемотами, медведями, слонами в зоопарке Он-лайн
Утиная камера)))
Слоны в зоопарке Голландия
2. http://www.earthcam.com/usa/newyork/timessquare/ Нью-Йорк. Таймс-Сквер.
3. http://www.abbeyroad.com/crossing Abbey Road. Англия
4. для любителй панд онлайн трансляция из зоопарка Сан Диего
http://www.sandiegozoo.org/pandacam/
5.http://www.hollywoodsign.org/Webcams/ Веб-камера показывает 14-метровые буквы, установленные на Голливудских холмах в Лос-Анджелесе в1923 году ставшие символом города. Камера открывает вид на город распростертый у подножия холмов круглосуточно.
6. http://www.earthcam.com/usa/nevada/lasvegas/index.php?cam=wedding Камера в казино-отеле "Монте-Карло" в Лас Вегасе. Здесь же есть камера в свадебной часовне, можно понаблюдать, если повезет, за свадьбой)
7. Ниагарский водопад!!! Со звуком!!!! http://www.cliftonhill.com/explore/media-gallery/niagara-falls-cam
8. Рио-де Жанейро Он-лайн и Пляж Копакабана в Рио-де-Жанейро. Обновление картинки каждые 30сек.
9. Французская Полинезия Он-лайн и Бора-бора. Обновление картинки каждые 2 минуты
10. Пляжная камера в Австралии. Австралия, г. Брум
11.Мадагаскар. Обновление картинки каждые 15минут
12. Греция. Пляж и Греция. Миконос. Он-лайн
13.Нью-Йорк. Статуя Свободы. Он-лайн
14. Голливудский бульвар. Лос-Анджелес. Он-Лайн
15. Амстердам. Он-лайн и еще Амстердам
16. Бангкок. Тайланд. Он-лайн
17. Стамбул. Турция. Он-лайн
18. Дублин. Ирландия. Он-лайн
19. Будапешт Он-лайн
20. Новый Орлеан. Bourbon street. Со звуком! КАРАОКЕ на этой улице!!!!!
21. Петра. Иордания. Он-лайн
22. Мертвое море. Иордания. Он-лайн странно вставляется предыдущая камера((( там внизу будет Dead sea
23.Маями Бич. Он-лайн
24. Гамбург. Германия. Он-лайн
25. Индонезия. Бали и еще одна камера Со звуком!
26. Флорида. Key West. Он-лайн
27. Токио. Япония. Он-лайн
28. Сан Диего. Пляж. Он- лайн
29. Южная Каролина Он-лайн
30. Прага. Со звуком!
31. Париж. Эйфелева башня. Он-лайн
32. Филиппины. Барокай Со звуком!
33. Уругвай. Он-лайн
34. стена плача Израиль http://www.thekotel.org/cameras.asp
Развитие логики.
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например - сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей - игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам - собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Развитие внимания.
1. Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
2. Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку - малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает - зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов:
1. Большой-маленький.
2. Названия цветов (как базовых - синий, красный и т.п. так и нетипичных - салатовый, розовый и т.п.).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой-мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий -тяжелый.
Лексические темы:
1. Посуда.
2. Рыбы.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество.
1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе ("washable") - они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато - нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками - мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам - кружки. Важно - навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками - такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста - учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально - что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух - у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Творчество.
Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе ("washable") - они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато - нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
Учить пользоваться красками - мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
Рисование пальчиками.
Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам - кружки. Важно - навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками - такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
Лепка из пластилина, теста - учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально - что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух - у всех по-разному.
Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
Развитие речи и артикуляции.
1. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме - продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили - тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) - навык индивидуальный - у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту - как быстро вы заговорите на китайском? ).
4. Читать книги.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов - совместно рассказывать стихи (мама начинает - «наша Таня громко…» ребенок продолжает- «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи "дай!", "скажи, что это", "скажи, как мяукает кошечка", и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.).
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
1. Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко - тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам - как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум - тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки - обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» - ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух - "принеси куклу, дай мячик").
Развитие сенсорики.
Игра с разными материалами - кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице - кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба - пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации.
1. Логоритмика - танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Кидать мячики.
7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
8. Бить по мячу ногой.
9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).
10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
12. На улице - побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти - значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
13. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через "тоннель".
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры.
1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам - игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения в быту.
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно - ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице - не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу - насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки.
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте - большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения - значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы - гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку - уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) - вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.
Из рожениц в родильницы... Эти два слова так похожи, так близки по звучанию, но какая пропасть между ними- когда из девушки, которая еще пару дней назад шла по улице в легком платье, подчеркивающем округлый беременный животик, беззаботно лакомясь мороженым в вафельном рожке, получается.. мать.. В самом глубоком и древнем смысле этого слова... Насколько отличаются женщины "до" и "после" родильного зала.. Особенно, если ребенок первый.. Вчерашние легкие, беззаботные создания сегодня тихонько идут по роддомовскому коридору.. Здесь свой дресскод, всем известные пестрые казенные халатики на завязках, иногда довольно потрепанные и выцветшие, но зато стерильные рубашки... здесь свои правила, свой режим и особая атмосфера.. Свет из окна в конце коридора отражается в линолеуме блеклыми пятнами, тут и там раздается младенческий плач.. Тут и там соседки по счастью... Хотя счастье это зачастую достается очень трудно.. часто с самых первых дней минувших 9 месяцев пребывания в ожидании.. Теперь у кого-то ноги в бинтах, кто-то кушает стоя, у некоторых лица с полопавшимися капиллярами, у кого-то на руках синяки от капельниц... Тянущая боль в мышцах пресса напоминает о труде, который им пришлось выполнить, чтобы помочь ребенку увидеть свет.. медленные шаги.. Какие слабые эти женщины и одновременно насколько они сильны! Кого-то медсестра ведет под руку- первый променад после "битвы" в родилке.. Кто-то уже довольно резво бегает, но по делу и не покидая на долго своего временного гнезда, где в прозрачной квадратной каталке мирно спит самое дорогое и ценное... Сбегать, пока не проснулся.. Чей плачет? Мой? Пока трудно отличить по голосу, но этому быстро учишься.. Ни следа от вчерашней беззаботности.. роддом для женщины как армия для мужчины.. Выйдя оттуда, ты уже никогда не будешь прежней.. В эти несколько дней так сильно меняется всё- осознание себя, мира, людей вокруг, вот этого маленького пыхтящего комочка, который так зависим от тебя.. В каждой келье этого дома, где рождаются люди, каждую минуту происходит нечто важное- каждая мама знакомится со своим малышом, рассматривает каждую его черту, каждый пальчик, каждую морщинку.. Впервые вдыхает сладкий запах своего ребенка, впервые просыпается от ночного плача, впервые пытается понять, впервые в сумерках смотрит в глаза своему маленькому произведению и удивляется этому глубокому, такому разумному взгляду своего чада.. так как будто он смотрит из вечности.. Так, как будто он знает и понимает гораздо больше, чем может сказать.. И эти минуты так интимны.. эти мгновения очень личные.. кажется, на всем белом свете только ты и это маленькое чудо.. даже если в палате кроме вас двоих еще пять таких же мамочек... Какие мелочи и как они важны, как они запоминаются, как сильно меняют... Сколько труда, сколько боли, сколько перемен приходится пережить, чтобы на свет явился новый человек... И конечно, роддом это только начало... А через несколько дней они подкрасят глаза, с облегчением сменят роддомовскую робу на привычную одежду, и вернутся к своим близким, с гордостью держа в руках кружевные конверты с голубыми или розовыми лентами, и начнется новая жизнь, полная любви, открытий, нового опыта, трудностей, переживаний, счастливых и тревожных моментов... И несмотря на то что это вовсе не легко, всё-таки оно того стоит..
Ребенок подавился.
Освободите полость рта от рвотных масс и остатков пищи пальцем или платком. Положите ребенка на свою руку лицом вниз, поддерживая подбородок и спину. Произведите ладонью до пяти резких хлопков по его спине. Проверьте наличие посторонних предметов в ротовой полости ребенка и удалите их.
Если первый вариант не приносит результатов, положите ребенка на свои руки или колени лицом вниз. Сделайте до пяти резких толчков кончиками своих пальцев ему в грудь на ширину пальца ниже линии его сосков. НЕ НАЖИМАЙТЕ ЕМУ НА ЖИВОТ!
Если инородный предмет не выходит, повторите операции 1 и 2 три раза, вызовите скорую помощь по телефону 03. Повторяйте процедуры 1 и 2 до прибытия бригады скорой помощи.