Хотелось бы выразить большой респект и уважение тем мамам, которые прикладывают все усилия, чтобы дочери выглядели, как конфетки, чтобы сыновья были «крутые», в моде. Мало того, что дети, особенно дочки от этого бесконечно рады (слушаю иногда от учениц, что самые симпатичные девочки от девяти лет и старше считают себя крайне антипатичными - им с самого детства важно быть красивыми). Интересно и то, что потом они понесут эту память из детства о том, какими они были, через всю жизнь. Их самоощущение уже формируются. Они не начнут учиться быть красивыми и вообще жить резко в 18.
Мы в детстве часто переезжали, помню, как лет в 11 у одних из родственников оказалась предоставлена сама себе и набрала несколько килограммов (потом сбросила), а также одевалась несколько на свое усмотрение (вкус еще не развился). Самоощущение того времени, что я была какая-то не такая, иногда мне вспоминается, оно осталось со мной, как часть "я", некоторый комплекс. В депрессивные моменты оно всплывает - вдруг я такая и есть? Снаружи я выгляжу иначе, но даже некоторый период некрасивости, какой-то отвеженности во мне остался. Психологи говорят о детстве не зря, да, закрепляется то, какими мы были и что происходило. Да, Вайнону Райдер травили в школе, а сейчас она звезда, но ее до сих пор мучает тревожность. Что бы ни происходило, оно не уходит в никуда. И интересно, что реально на происходящее влиять.
Конечно, иногда дети сами выбривают себе голову, отказываются наряжаться, принципиально лопают все подряд и так далее - но это совсем другая история. Это значит, что они красивые на свой вкус).
К чему я? К тому, что детство - не только подготовка, как мы все по себе и знаем. Детский мир в школе - это настоящий мир,причем довольно взрослый. Каждая школа - отдельный мир, где-то дети добрее, а где-то идет конкуренция, травля и так далее. И в этом мире, как и в нашем взрослом, очень важно, чтобы ты была нарядной, чтобы тебя уже сейчас по-настоящему учили жить, реагировать (видели соцрекламу «Расскажите детям, что такое любовь»?) Это одна из лучших соцреклам в принципе. Потому что не всем нам рассказывали с детства. Когда в школе учительница музыки говорила о любви, я помню, как все хихикали.
Смотришь на детей - и думаешь, что маленькие, думаешь, что их чувства не настоящие, а жизнь - подготовка. Тут как-то удивительно сказала Джоанн Харрис о том, что детская любовь - настоящая, что чувства, наоборот, обострены до предела, все первое, все настоящее. Я никак не за формирование отношений, но вот в школе дети живут настоящей жизнью, и все первое, и ни к чему пока нет ярлыка, как поступить, и кажется, что все только с тобой. И те мамы и папы, которые не отмахиваются, что «это же школа, главное, что оценки, главное, если не бьют, а там только выработаешь характер»… Они удивительные. У меня пока маленький ребенок, но, когда смотришь на детей, которым уделяют много времени мамы и папы, как же они чувствуются. Уделяют не чтобы настроить их против всех (ты лучше всех) и сделать ботаником, а учиться жить самим и учить детей, быть умным и красивым (в силу природных данных самим) и делать детей. Это заметно… и они будут помнить серьезное отношение к себе. Я до сих пор помню, как мой папа, несмотря на свою занятость, проводил со мной какие-то серьезные разговоры. И да, они на меня повлияли, да, они меня сделали. Например, среди других книг он подарил мне книгу об Софии Лорен- и прошли годы, а я до сих пор иногда ее цитирую. То, как родители влияют на своих детей - удивительно и чудесно. И мы можем). Как говорил Шалва Амонашвили, поверьте в своего ребенка и в то, что вы - педагог от Бога).