Под анализом крови на гормоны, врачи подразумевают комплексное исследование вышеозначенного материала на концентрации и присутствие в нём ряда биологически активных веществ, вырабатываемых железами человека. Данная процедура может помочь в выявлении большого количества самых разнообразных болезней, притом даже в очень ранних стадиях, когда клинические внешние симптомы их пока отсутствуют.
Вышеупомянутый тип анализов - одни из самых востребованных мире, поскольку является порой единственной возможностью оперативного и точного диагноза серьезных болезней, которые важно выявлять на ранних стадиях, поскольку тогда лечение их будет очень эффективным.
Примечательно, что содержание гормонов в крови очень невелико, особенно если сравнивать показатель с аналогичными для других элементов плазмы, однако именно этот ряд биологически активных веществ участвует практически во всех критических для организмах, процессах. Гормональные нормы при этом не являются стационарной величиной и зависят как от пола человека, так и от его возраста.
Когда назначается?
Анализ крови на гормоны назначается при подозрении на неправильную работу внутренних органов, желез, надпочечников, заболеваний плода при беременности и в иных случаях.
Как сдавать?
Для исследования крови на гормоны, у вас её возьмут из вены. За 12 часов до предполагаемого времени сдачи образцов, максимально ограничьте эмоциональный и физические нагрузки, а также откажитесь от алкоголя и препаратов/продуктов, содержащих йод.
Отдельного внимания заслуживает подготовка к сдаче анализов для женщин - она должна проводиться в определенные дни менструального цикла, которые обозначит вам лечащий врач. Сам анализ сдаётся в утреннее время, натощак.
Нормальные показатели. Расшифровка.
На данный момент существует целый ряд методологий и систем оценивая содержания в крови гормонов, а также их интерпретации полученных результатов. Самые известные анализы:
Анализ на гормоны щитовидной железы
ТТГ. Данный гормон из гипофиза прямо воздействует на щитовидную железу, обеспечивает полноценную циркуляцию других элементов. Норма для здорового человека - от 0,4 до 4 мЕд/л. Повышенные значения свидетельствуют о надпочечниковой недостаточности, тяжелой нетиреоидной патологии, резистентности к таким гормонам, нервнопсихическом возбуждении либо употреблении наркотиков, в частности морфия. Пониженное значение - увеличенный уровень кортизола, тиреотоксикоз, избыточная терапия гормонами.
Т3 в свободной форме. Обеспечивает метаболическую активность и имеет обратную связь с работой гипофиза. Нормальные показатели от 2,6 до 5,7 пмоль/л. Повышенные значения - синдром периферического сопротивления сосудов, гормональный токсикоз или гипертиреоз, приём метадона, амфетамина. Пониженное значение - синдром периферического сопротивления сосудов, почечная недостаточность, дисальбуминемическая гипертироксинемия, голодание, приём йодсодержащих препаратов, дексаметазона, кумарина, фенитоина, артифициальный тиреотоксикоз, а также физиологическое снижение уровня в летний период времени.
Т3 общий. Тиреоидный гормон в сывороточном состоянии, отвечающий за периферийную работу желез. Нормальные значения от 1,3 до 2,7 нмоль/л. Повышение показателя свидетельствует о беременности, ВИЧ-инфекции, гепатите, порфирии, гиперпротеинемии, приёма тамоксифена, контрацептивов орального спектра, амиодарона, амфетамина, а также эстрогенов. Снижение - акромегалия, дефицит ТСГ, заболевания ЖКТ, печени и почек, голодание, гемолиз, соматические патологии, приём тестостерона, анаболиков, кофеина.
Т4 свободный. Основной гормон щитовидки отвечает за работу транспортных белков и поддерживает их баланс в организме. Норма для здорового человека - от десяти до 22 пмоль/л. Повышенные значения свидетельствуют о липемии, психических или соматических болезнях, надпочечниковой недостаточности, приёме аспирина, амиодарона, фуросемида, наследственном повышении ТСГ. Пониженные значения - мощные физнагрузки, беременность, голодание, аутоантитела с гормонами тиреоидного типа, приём метадона, салицилатов, трийодтиронина, рифампицина.
Т4 общий. Один из основных гормонов щитовидной железы. Нормальные значения - от 58 до 161 нмоль/л. Повышение свидетельствует об ожирении, беременности, острых гепатитах, интермиттирующей порфирии, ВИЧ-инфекции в неактивной фазе, гипербилирубинемии, приёме контрацептивов, тамоксифена, гепарина, препаратов тиреоидного ряда. Понижение - физические нагрузки, голодание, акромегалия, врождённый дефицит ТСГ, соматические патологии, заболевания ЖКТ и почек, приём тестостерона, лиотиронина, дифенила, салицилатов, анаболиков.
ТСГ. Данный гликопротеин из полипептидной цепи считается третьим основным связующим белком-носителем и функциональным элементом щитовидки. Нормальные значения - от 259 до 573,5 нмоль/л. Повышенные значения диагностируются при гиперпротеинемии, беременности, гепатитах в острой фазе. Понижение свидетельствует о соматической патологии, гипофункции яичников, высоком уровне катаболизма, акромегалии, врождённом дефиците гормона.
Антитела к тиреоглобулину. Являются полезным индикатором для определения ряда проблем в организме, особенно после оперативного вмешательства. Нормальные значения данного показателя - до 40 МЕ/мл. Превышение свидетельствует об перциозной анемии, болезни Грейвса, идиопатической микседеме, тиреоидите Хашимото, карциноме щитовидной железы, подостром тиреоидите, иных хромосомных и аутоиммунных проблемах.
Антитела к тиреоидной периоксидазе. Индикатор противодействия известному ферменту. Сверхнормальные показатели его свидетельствуют об аутоиммунных заболеваниях щитовидной железы. Нормальное значение параметра - до 35 МЕ/мл.
Тиреоглобулин. Гормон, состоящий из 2-х субъединиц, вырабатывается исключительно щитовидной железой, анализируется как маркер различных новообразований, а также своеобразный «монитор» состояния пациента с удалённой железой или человека, находящегося под терапией радиоактивный йодом. Норма - от 1,7 до 56 нг/мл. Снижение показателя свидетельствует о дефиците продуктивной функции щитовидки в отношении данного гормона при гипотиреозе. Повышение указывает на доброкачественную аденому, тиреотоксикоз, подострый тиреоидит, а также первичные проявления рака щитовидной железы.
Анализ на гормоны гипофиза
СТГ. Соматотропный гормон роста, ответственный за стимуляцию развития костей, мышечной массы и иных органов. Нормальные значения - до десяти нг/мл. Повышенные значения свидетельствуют о болезни гигантизм либо акромегалии, пониженные же - индикатор гипофизарного нанизма.
АКТГ. Данный адренокортикотропный элемент стимулирует производство гормонов в коре надпочечников. Норма для здорового человека до 50-ти пг/мл. Пониженные значения свидетельствуют об системной недостаточности надпочечников или наличия в них опухолей. Повышенный показатель - индикатор гиперплазии того же органа, а также болезней Иценко/Кушига либо Аддисона.
ТТГ. Классически тиреотропный гормон влияет на распад тиреоглобулина и йодирование тирозина. Норма по ИФ - от 0,24 до 2,9 мк МЕ/мл. Норма по РИА - от 0,6 до 3,8 мк МЕ/мл. Повышение параметра показывает наличие тиреоидита или гипотиреоза в начальной стадии, понижение параметра - симптом аденомы либо тиреотоксикоза.
Пролактин. Данный элемент у представителей сильного пола отвечает за работу простаты и формирование семенных пузырьков, у женщин - за рост молочных желез. Нормальные значения: женщины в детородный период от 130 до 540 мкг/л, женщины в менопаузе и не детородящие от 107 до 290 мкг/л, представители сильного пола от ста до 265 мкг/л. увеличение данного параметра у мужчин показывает различные нарушения потенции, у представительниц прекрасного пола - беременность, лактацию, гипотиреоз в первичной фазе, аменорею и опухоли гипофиза.
ФСГ. Фоллитропин у представительниц прекрасного пола отвечает за работу фолликулов, у мужчин же - за активность сперматогенеза и работу семенных канальцев. Нормы: женщины при менопаузе от 29,5 до 55 мЕД/л, женщины при овуляции от 2,7 до 6,7 мЕД/мл, представительницы прекрасного пола в лютеиновой фазе от двух до четырёх мЕД/мл, представители сильного пола от 1,9 до 2,4 мЕД/мл. Увеличенные показатели свидетельствуют о менопаузе, недостаточности яичников в начальной фазе, проблеме со сперматогенезом, а также синдроме Тернера. Снижение параметра показывает наличие гипофункции гипоталамуса, а при беременности и параллельно почти «нулевых» показателях параметра - глубокой недостаточности яичников, рака предстаты, а также приёма контрацептов орального спектра либо эстрогенов.
ЛГ. Лютеинизирующий гормон помогает вырабатывать прогестерон у представительниц прекрасного пола, а тестостерон - у лиц мужского пола. Нормы: для представителей сильного пола от 2,12 до 4-х мЕД/мл, у девушек при овуляции от 18 до 53 мЕД/мл, у женщин в лютеиновой фазе от 1,54 до 2,56 мЕД/мл, у представительниц прекрасного пола в фолликулярной фазе от 3,3 до 4,66 мЕД/мл, при менопаузе у лиц женского пола от 29,7 до 43,9 мЕД/л. Увеличение уровня - индикатор различных дисфункций половых желез. Понижение уровня свидетельствует о нарушениях в работе гипофиза/гипоталамуса, недостаточности половых желез во вторичной фазе, а также приёме внутрь, прогестерона.
Анализ крови на половые гормоны
Тестостерон. Данный гормон напрямую влияет на формирование у людей, вторичных половых признаков, развитие соответствующих органов, а также стимуляцию роста костей и мышечной массы. Нормы: от 0,2 до одного нг/мл у представительниц прекрасного пола и от двух до десяти нг/мл у представителей сильного пола.
Эстрадиол. Женский гормон эстрогенового ряда, обеспечивает правильное развитие беременности и продуцирование половых клеток. Нормы: от 200 до 285 пм/л (женщ. в фолликулярной фазе), от 440 до 575 (женщ. в лютеиновой фазе), от 50 до 133 пм/л (при менопаузе). Повышение параметра наблюдается при опухолях в яичниках. Понижение - при их недостаточном функционировании и нарушениях выделения гонадотропных гормонов.
Прогестерон. Второй по значимости женский гормон эстрогенового ряда, обеспечивающий правильное развитие половых органов у представительниц прекрасного пола. Нормы: от одного до 2,2 нм/л (женщ. в фолликулярной фазе), от 23 до 30-ти нм/л (женщ. в лютеиновой фазе) и от одного до 1,8 нм/л (при менопаузе). Увеличение наблюдается при опухолях коры надпочечников. Понижение параметра - при облучениях и склерозе яичников.
Кровь на гормоны надпочечников
Кортизол. Влияет на восприимчивость аллергических реакций, катализирует создание глюкозных структур из белков и аминокислот, систематизирует выработку антител. Нормальные показатели - от 230 до 750 нм/л. Понижение концентрации свидетельствует о недостаточности надпочечников в хронической фазе или болезни Аддисона. Снижение показывает возможный рак надпочечников либо аденому.
Норадреналин и адреналин. Вышеозначенные элементы влияют на сосуды, нормализируют давление, систематизируют функционирование моторики ЖКТ, катализируют проникновение жирных аминокислот в кровь, ритмы работы сердца, а также формируют уровни глюкозы. Нормы: от 1,92 до 2,46 нм/л и от 0,62 до 3,23 нм/л для ад-на и норад-на соответственно. Увеличение показателей указывает на желтуху, физически-эмоциональную загруженность, болезни почек, синдром Иценко-Кушинга. Понижение свидетельствует о поражениях гипоталамуса либо миастении.
Альдостерон. Гормон отвечает за баланс водного и солевого обмена в организме. Нормы: для горизонтального положения от 30 до 65 пг/мл, для вертикального положения от 58 до 172 пг/мл. Пониженный уровень альдостерона свидетельствует о тромбозе вен надпочечника, эмболии артерии данного органа, болезни Аддисона, скудности рациона регулярного питания, в котором не хватает калия, а также гипофункции надпочечников либо слишком большом употреблении слишком большого количества жидкости. Повышенный уровень обычно указывает на гиперплазию или опухоль надпочечников, различные проблемы с натриевым выводом, имеющим осложнения в виде цирроза печени, нефрозов и заболеваний сердечно-сосудистой системы. Также понижение концентрации альдостерона ниже нормы свидетельствует о беременности, повышенном потоотделении, беременности, сильных физических переутомлениях и недостатке натрия в рационе питания.
Если у ребенка острая респираторная инфекция, а проще говоря, простуда, вопрос о том, вызвано заболевание вирусами или же бактериями - принципиальный. Дело в том, что педиатры так называемой "старой школы", то есть закончившие институт в 1970-1980-х годах, предпочитают при любом подъеме температуры назначать антибиотики. Мотив таких назначений - "кабы чего не вышло" - не выдерживает никакой критики. С одной стороны, вирусы, вызывающие большинство ОРЗ, к антибиотикам совершенно равнодушны, с другой - при некоторых вирусных инфекциях назначение антибиотиков может привести к тяжелым осложнениям, рядом с которыми традиционные осложнения от антибиотикотерапии - дисбактериоз кишечника и лекарственная аллергия - покажутся задачкой для первого класса средней школы.
Выход из этой ситуации существует только один, очень эффективный, хотя и достаточно трудоемкий - самим оценивать и состояние ребенка, и назначения лечащего врача. Да, конечно, даже участковый педиатр, которого принято только ругать, и тот вооружен университетским дипломом, не говоря уже о заведующем отделением педиатрии в той же районной поликлинике и уж тем более о кандидате наук, к которому вы раз в полгода возите ребенка для назначения или отмены профилактических прививок. Однако ни один из этих докторов, в отличие от вас, не имеет физической возможности наблюдать за вашим ребенком ежедневно и ежечасно.
Между тем данные такого наблюдения на медицинском языке называются анамнезом, и именно на них врачи и строят так называемый первичный диагноз. Все остальное - осмотр, анализы и рентгеновские исследования - служит лишь для уточнения фактически уже поставленного диагноза. Так что не научиться реально оценивать состояние вашего же ребенка, которого вы видите каждый день, просто нехорошо.
Давайте попробуем - у нас с вами обязательно все получится.
Для того чтобы отличить ОРЗ, вызванное вирусами, от такого же ОРЗ, но вызванного бактериями, нам с вами понадобятся лишь минимальные знания о том, как протекают эти заболевания. Еще очень пригодятся данные о том, с какой частотой в год ребенок болел в последнее время, кто и чем болеет в детском коллективе, и, пожалуй, то, как вел себя ваш ребенок за последние пять-семь дней до того, как заболеть. Это все.
Респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)
Респираторных вирусных инфекций в природе существует не так уж и много - это всем известный грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, респираторно-синцитиальная инфекция и риновирус. Разумеется, в толстых медицинских руководствах рекомендуют делать весьма дорогие и длительные анализы, чтобы отличить одну инфекцию от другой, однако каждая из них имеет свою "визитную карточку", по которой ее можно распознать уже у постели больного. Впрочем, нам с вами такие глубокие знания и не нужны - гораздо важнее научиться отличать перечисленные заболевания от бактериальных инфекций верхних дыхательных путей. Все это нужно для того, чтобы ваш участковый врач не назначил не по делу антибиотики или, не дай бог, не забыл их назначить - если антибиотики действительно нужны.
Инкубационный период
Все респираторные вирусные инфекции (далее - ОРВИ) отличаются очень коротким - от 1 до 5 дней - инкубационным периодом. Считается, что это время, за которое вирус, проникнув в организм, способен размножиться до того количества, которое уже точно проявится кашлем, насморком и подъемом температуры. Поэтому, если ребенок все же заболеет, нужно вспомнить, когда он последний раз перед этим посещал, например, детский коллектив и сколько детей там выглядело больными. Если от такого момента до начала заболевания прошло менее пяти суток - это аргумент в пользу вирусной природы заболевания. Впрочем, только одного аргумента нам с вами будет недостаточно.
Продрома
После окончания инкубационного периода наступает так называемая продрома - период, когда вирус уже развернулся во всю свою мощь, а организм ребенка, в частности его иммунная система, еще не начал достойно отвечать супостату.
Заподозрить неладное можно уже в этот период: поведение ребенка резко меняется. Он (она) становится капризным, капризным больше обычного, вялым или, наоборот, непривычно активным, появляется характерный блеск в глазах. Дети могут жаловаться на жажду: это начинается вирусный ринит, причем отделяемое, пока его немного, вытекает не через ноздри, а в носоглотку, раздражая слизистую оболочку горла. Если ребенку меньше года, меняется, в первую очередь, сон: ребенок или спит непривычно долго, или не спит вовсе.
Что делать НУЖНО: Именно в продромальный период наиболее эффективны все привычные нам противовирусные препараты - от гомеопатических оциллококцинума и ЭДАСа до римантадина (эффективен только во время эпидемии гриппа) и виферона. Поскольку все перечисленные препараты или не обладают побочными эффектами вовсе, или эти эффекты проявляются в минимальной степени (как у римантадина), давать их можно начинать уже в этот период. Если ребенок старше двух лет, ОРВИ может закончиться, так и не начавшись, а вы - отделаться легким испугом.
Что делать НЕ НУЖНО: Не следует начинать лечение с жаропонижающих средств (например, с эффералгана) или с разрекламированных противопростудных препаратов типа колдрекса или фервекса, которые по сути всего лишь смесь того же эффералгана (парацетамола) с противоаллергическими средствами, сдобренная небольшим количеством витамина С. Подобный коктейль не только смажет картину болезни (будем все же надеяться на компетентность врача), но и помешает организму ребенка качественно ответить на вирусную инфекцию.
Начало болезни
Как правило, ОРВИ начинается остро и ярко: температура тела подскакивает до 38-39 °С, появляются озноб, головная боль, иногда - боль в горле, кашель и насморк. Впрочем, этих симптомов может и не быть - начало редкой вирусной инфекции отмечается локальными симптомами. Если, однако, дело все же дошло до такого подъема температуры, следует настроиться на то, что болезнь затянется на 5-7 дней и все же вызвать врача. Именно с этого момента можно начинать традиционное (парацетамол, обильное питье, супрастин) лечение. А вот от противовирусных препаратов ждать быстрого результата теперь не стоит: с этого момента они способны лишь сдерживать вирус.
Очень важно помнить о том, что через 3-5 дней уже почти выздоровевший ребенок вдруг может опять, как говорят врачи, ухудшиться. Вирусы опасны еще и тем, что способны притащить с собой "на хвосте" бактериальную инфекцию - со всеми вытекающими последствиями.
Важно! Вирус, поражающий верхние дыхательные пути, всегда вызывает аллергическую реакцию, даже если ребенок и не является аллергиком. Более того, при высокой температуре у ребенка возможны аллергические реакции (в виде, например, крапивницы) на привычные пищу или питье. Именно поэтому при ОРВИ очень важно иметь под рукой противоаллергические средства (супрастин, тавегил, кларитин или зиртек). Кстати, ринит, который проявляется заложенностью носа и водянистыми выделениями, и конъюнктивит (блестящие или покрасневшие глаза у больного ребенка) - характерные симптомы именно вирусной инфекции. При бактериальном поражении дыхательных путей и то и другое встречается крайне редко.
Бактериальные инфекции дыхательных путей
Выбор бактерий, вызывающих инфекционные поражения верхних (и нижних - то есть бронхов и легких) дыхательных путей несколько богаче, чем выбор вирусов. Здесь и коринбактерии, и гемофильная палочка, и моракселла. А есть еще возбудители коклюша, менингококк, пневмококки, хламидии (не те, которыми азартно занимаются венерологи, а передающиеся воздушно-капельным путем), микоплазмы и стрептококки. Сразу оговорюсь: клинические проявления жизнедеятельности всех этих неприятных микроорганизмов требуют от врачей немедленного назначения антибиотиков - без вовремя начатой антибактериальной терапии последствия бактериального поражения дыхательных путей могут быть вовсе уж катастрофическими. Настолько, что об этом лучше даже и не напоминать. Главное - вовремя понять, что антибиотики действительно нужны.
Кстати, в компанию опасных или просто неприятных бактерий, которые любят обосноваться в дыхательных путях, не входит золотистый стафилококк. Да-да, тот самый, которого так азартно высевают из верхних дыхательных путей, а потом травят антибиотиками некоторые особо продвинутые доктора. Золотистый стафилококк - нормальный обитатель наших с вами кожных покровов; в дыхательных путях он случайный гость, и поверьте, что и без антибиотиков ему там очень даже неуютно. Впрочем, давайте вернемся к бактериальным инфекциям.
Инкубационный период
Основное отличие бактериальной инфекции дыхательных путей от вирусной - более длительный инкубационный период - от 2 до 14 суток. Правда, в случае бактериальной инфекции нужно будет учитывать не только и не столько предполагаемое время контакта с больными (помните, как это было в случае с ОРВИ?), но и переутомление ребенка, стрессы, переохлаждение, наконец, моменты, когда малыш бесконтрольно наелся снега или промочил ноги. Дело в том, что некоторые микроорганизмы (менингококки, пневмококки, моракселла, хламидии, стрептококки) способны годами обитать в дыхательных путях, ничем себя не проявляя. К активной жизни их могут вызвать те самые стрессы и переохлаждения, да еще вирусная инфекция.
Кстати, сдавать мазки на флору из дыхательных путей, чтобы принять меры заранее, бесполезно. На стандартных средах, которые чаще всего используются в лабораториях, могут вырасти менингококки, стрептококки и уже упомянутый золотистый стафилококк. Он-то и растет быстрее всех, забивая, как сорняк, рост микробов, которые действительно стоит искать. Между прочим, в "послужной список" никак не высеваемых хламидий входят четверть всех хронических тонзиллитов, интерстициальные (очень плохо диагностируемые) пневмонии, да вдобавок реактивные артриты (из-за них в сочетании с хламидийным же тонзиллитом ребенок запросто может лишиться миндалин).
Продрома
Наиболее часто у бактериальных инфекций видимый продромальный период отсутствует - инфекция начинается как осложнение ОРВИ (отиты, вызванные гемофильной палочкой или пневмококками; гаймориты, ведущие свое происхождение от тех же пневмококков или моракселлы). И если ОРВИ начинается как общее ухудшение состояния без каких-либо локальных проявлений (они появляются потом и далеко не всегда), то бактериальные инфекции всегда имеют четкую "точку приложения".
К несчастью, это не только острый средний отит или синусит (гайморит или этмоидит), которые относительно легко вылечиваются. Далеко не безобидна стрептококковая ангина, хотя уж она-то и без всякого лечения (если не считать содовых полосканий и горячего молока, которыми не преминет воспользоваться ни одна заботливая мама) сама исчезает за 5 дней. Дело в том, что стрептококковую ангину вызывает тот самый бета-гемолитический стрептококк, за которым числятся уже упомянутые хронические тонзиллиты, а вот они, к несчастью, могут привести к ревматизму и приобретенным порокам сердца. (Кстати сказать, тонзиллит вызывается еще и хламидиями и вирусами, например аденовирусом или вирусом Эпштейна-Барр. Правда, ни те, ни другие, в отличие от стрептококка, к ревматизму не приводят никогда. Но об этом мы поговорим чуточку позже.) Означенный стрептококк после выздоровления от ангины не исчезает никуда - он поселяется на миндалинах и довольно долгое время ведет себя вполне прилично.
Стрептококковая ангина отличается самым коротким среди бактериальных инфекций инкубационным периодом - 3-5 суток. Если при ангине нет ни кашля, ни насморка, если у ребенка сохраняется звонкий голос и нет покраснения глаз - это почти наверняка стрептококковая ангина. В таком случае, если врач будет рекомендовать антибиотики, лучше соглашаться - оставлять бета-гемолитический стрептококк в организме ребенка может оказаться себе дороже. Тем более что при первом попадании в организм стрептококк еще не закален в борьбе за собственное выживание и любой контакт с антибиотиками для него фатален. Американские врачи, которые шагу не могут ступить без различных анализов, обнаружили, что уже на второй день приема антибиотиков по поводу стрептококковой ангины злобный стрептококк напрочь исчезает из организма - по крайней мере, до следующей встречи.
Кроме стрептококковой ангины, осложнения от которой еще то ли наступят, то ли нет, существуют и другие инфекции, результаты деятельности которых появляются гораздо быстрее, и могут приводить к гораздо более пакостным последствиям.
Микроб, вызывающий вроде бы безобидный назофарингит, абсолютно не случайно называется менингококком - при благоприятном для него стечении обстоятельств менингококк может вызвать гнойный менингит и сепсис имени себя. Кстати, второй по частоте возбудитель гнойного менингита - тоже на первый взгляд безобидная гемофильная палочка; правда, чаще всего она проявляется все теми же отитами, синуситами и бронхитами. Очень похожие на вызываемые гемофильной палочкой бронхиты и пневмонии (как правило, возникающие как осложнения ОРВИ) может вызвать еще и пневмококк. Тот же самый пневмококк вызывает синуситы и отиты. А поскольку и гемофильная палочка, и пневмококк чувствительны к одним и тем же антибиотикам, доктора не особенно разбираются, кто именно перед ними. В одном и другом случае от беспокойного супостата можно избавиться при помощи самого обычного пенициллина - задолго до того, как пневмококк устроит маленькому пациенту нешуточные проблемы в виде пневмонии или менингита.
Замыкают хит-парад бактериальных инфекций дыхательных путей хламидии и микоплазмы - мельчайшие микроорганизмы, способные, как и вирусы, жить только внутри клеток своих жертв. Эти микробы не способны вызывать ни отитов, ни синуситов. Визитная карточка этих инфекций - так называемые интерстициальные пневмонии у детей старшего возраста. К сожалению, интерстициальная пневмония отличается от обычной только тем, что ее невозможно выявить ни при выслушивании, ни при выстукивании легких - только на рентгене. Из-за этого диагноз такой пневмонии врачи ставят достаточно поздно - а, между прочим, интерстициальная пневмония протекает ничуть не лучше, чем любая другая. К счастью, микоплазмы и хламидии очень чувствительны к эритромицину и подобным ему антибиотикам, поэтому вызванные ими пневмонии (если такой диагноз поставлен) очень хорошо поддаются лечению.
Важно! Если ваш участковый педиатр не очень компетентен, важно заподозрить интерстициальную хламидийную или микоплазменную пневмонию раньше него - хотя бы для того, чтобы намекнуть доктору, что вы не против пройти рентгеновское исследование легких.
Основной признак хламидийной и микоплазменной инфекции - возраст детей, которые ими болеют. Интерстициальные хламидийные и микоплазменные пневмонии чаще всего поражают школьников; заболевание ребенка младшего возраста - большая редкость.
Другими признаками интерстициальной пневмонии является длительный кашель (иногда с мокротой) и выраженные жалобы на интоксикацию и одышку при, как выражаются медицинские учебники, "очень скудных данных физикального обследования". В переводе на нормальный русский язык это означает, что при всех ваших жалобах доктор никаких проблем не видит и не слышит.
Немного помочь могут данные о начале заболевания - при хламидийной инфекции все начинается с подъема температуры, который сопровождается тошнотой и головной болью. При микоплазменной инфекции температуры может не быть вовсе, зато тот самый длительный кашель сопровождается мокротой. Ни в одном российском руководстве по педиатрии я не нашел сколь-нибудь внятных симптомов именно микоплазменной пневмонии; а вот в руководстве "Педиатрия по Рудольфу", выдержавшем в США, между прочим, 21 издание, рекомендуется на фоне глубокого дыхания надавить ребенку на область грудины (на середину груди). Если это спровоцирует кашель, то скорее всего вы имеете дело с интерстициальной пневмонией.
При подавляющем большинстве бактериальных инфекций дыхательных путей ситуация может сложиться до крайности неприятная, между тем как предотвратить ее или разрешить на самых ранних этапах очень просто - вовремя начать лечение антибиотиками. Тем более что возможные последствия применения антибиотиков - легкая крапивница или дисбактериоз кишечника - устраняются гораздо проще, чем гнойный менингит или пневмония. Так что бояться лечения антибиотиками не нужно - нужно лишь решить для себя, имеем ли мы дело с бактериальной или с вирусной инфекцией.
Важно! Правильно подобрать и назначить антибиотики может только ВРАЧ (а не вы сами, не ваши друзья и не фармацевт из аптеки). Однако эта статья поможет вам оценить, насколько адекватное лечение назначили вашему ребенку. Что, согласитесь, очень и очень важно.
детский сайт
Материал с вёбинара Косиновой по неговорящим детям. Ёе конспект. Про то как "не стать для ребенком радио" надо прям распечатать и выдавать как памятку родителям. А то ж всегда находятся бабушки, считающие, что с неговорящим ребенком нужно болтать много и в основном о событиях своей молодости.
"...в случае ЗРР нужно приложить значительные усилия, чтобы «прорвать плотину» молчания, чтобы ребёнок начал пользоваться речью. Качество речи на этом этапе не важно, ребёнка нельзя поправлять, исправлять, важно поощрять любое речевое
Жить стало совершенно невозможно. Проснешься утром, залезешь в инстаграм, а там все счастливые, ну невозможно же. Хоть обратно в подушку уходи. Счастье, оно же знаете в чем нынче? С утра, значит, массаж лица асахи, сфоткать его, масочка с гиалуронкой, сфоткать, а потом попу подкачать и тоже сфоткать, планку сделать обязательно, пока стоишь в планке, выложить все в инсту, а потом выпить воды с уксусом или на худой конец с отваром льняного семени, чтобы непрерывно худеть. Через час можно съесть какого-нибудь захудалого смузи из сельдерея, семян чиа и ягод личи, овсянки туда для полезности. Сфоткать, конечно же, красиво отражаясь в зеркале в модной одежде для йоги. Губки надуть. Дети? Какие дети? Ах да.
Дети. Они сами встают, надевают красивые одежки в эко-стиле, идут сами умываться в красивую ванную. А ванная вся такая скандинавская, это когда все такое белое-белое и деревянное, и сбоку корзинка. И вот они такие лохматенькие, а их четверо, чистят зубы специальной эко-пастой без парабенов, а потом приходят и строятся на кухне для фотки. А мама, значит, после смузи бодро встала, слинг надела и пятого туда засунула, а слинг, вестимо, дидимос.
Нуу, и завтрак у этих счастливых обязательно с панкейками на сухой сковороде, с самодельным соусом из свежих ягод из собственной теплицы, муж эко-бизнесом занимается. Все красиво сидят за столом, смешно пачкаются, смеются, едят хорошо - говорю же, счастливые. Потом все идут гулять к себе во двор около коттеджа, сами одеваются красиво фэмили-лук, на улице снежок, вот они снеговиков лепят, лепят, с собакой играют, играют, а мелкий спит. Потом заходят домой, все сами раздеваются, и идут обедать красивым супом пюре с семечками, крутонами или, там, дефлопе. Потом пьют горячий шоколад с маршмеллоу и домашним печеньем с арахисовым маслом, и чашки обязательно с забавными надписями, и вообще вся посуда стильная, в модных цветах по версии Пантон. И между тарелок стеклянная ваза на салфетке со стебельками пшеницы, вазу мама сама расписывала, а салфетки сама вязала. И белые скатерти, и белые стены, и коса заплетена набок, и фотки с детскими рисунками в рамочках.
А потом дети сами идут спать, и даже мелкий из слинга идет спать, он на ГВ, поэтому спокойный и хорошо спит, и мама начинает работать. У нее стартап, и доходы уже девать некуда, можно на полгода на Самоа съездить или новый гелендваген. И все сама, сама, никаких нянь, только планка. Поработала, быстро задания по французскому языку сделала, с носителем поговорила, про SMM почитала, в блоге написала, на комменты ответила, робот-пылесос запустила, пошла ужин готовить в перчатках.
Приготовила. Киш-лорен со спаржей и вешенками из собственной теплицы, конечно же, а пока готовила, с детьми занималась, и английским, и большим теннисом, и коньками, и рисованием пальцами на стене, и монтессори для мелкой моторики. И вот ужин в красивых тарелках, сфоткать, конечно, потом книжку читать перед сном детям в кресле-качалке в модном свитере и пушистых носках, и все слушают. И вот все спят, и тут муж, и она из планки встала, ужин сервировала, надела пеньюар, а он такой говорит - нет, дорогая, сегодня мы летим оперу слушать в Швейцарию, собирайся. И вот они такие улетели, а дети спят, и мелкий тоже спит.
А я утром как инстаграм открываю, так мне все это так и бросается в глаза. И хочется обратно заснуть. Невозможно же. Потому что у меня каша из пакета, Дора эксплорер из телевизора и велик в коридоре. И счастья поэтому - никакого.
Lada Lapina.
на мой взгляд
Уступить «манипулятору»
Почему мы не слышим детских просьб
«Детский сад у нас был во дворе, и в старшей группе я уже сам в него ходил. Помню, однажды бежал с утра в белой рубашечке парадной, нас на ВДНХ обещали повезти. Очень спешил, поскользнулся и упал второпях, весь испачкался. И меня оставили в саду в наказание, не взяли с собой грязного. Так и просидел весь день один с нянечкой. Ужасно хотел поехать тогда на ВДНХ, просто невероятно хотел».
«Отец мало мной занимался, он в командировки все время ездил. Однажды вернулся, а я в солдатиков играл, расставил их по всей комнате. Он сказал, чтобы я убрал, не то выкинет, а я сразу не послушался. Тогда он собрал их и понес на помойку. Я бегу следом, прошу не выбрасывать, а он идет и прямо в контейнер мусорный их кидает. Контейнер огромный, выше моего роста, никак не достать. И я потом уже больше солдатиков не заводил, перестал играть в игрушки вообще. Стал читать».
Про эти два случая рассказали однажды друзья, когда речь зашла о том, кто что помнит из своего детства. Истории эти поразили всех слушателей своей бессмысленной и неисправимой жестокостью. И ведь в обоих случаях ребенка наказали скорее потому, что существовало некое представление о том, что детей полезно наказывать, чем по действительно серьезному поводу.
Раскидал солдатиков по комнате? Но это была комната ребенка тоже. Играя, дети познают мир и учатся: играть - их работа. Наказывать детей за игру - идти против природы. Не убрал игрушки сразу? Но взрослые тоже не всегда готовы отложить свои дела по первому требованию домашних. А выбросить дорогие другому человеку вещи просто потому, что ты сильнее и можешь, - это не урок послушания, это урок нарушения чужих границ и обесценивания чужих чувств. Когда такой урок дает близкий человек, это подрывает базовое доверие человека к миру. Случай в детском саду тоже за гранью добра и зла. Что грозило воспитательнице, если бы она взяла запачкавшего рубашку ребенка с собой - неужели расстрел? И что именно ребенок должен был понять в результате этого наказания?
Я вспомнила эти две истории из чужого детства, когда на прошедшей неделе весь русскоязычный интернет обсуждал выложенный на YouTube ролик с плачущей девочкой, которая объясняет папе, остающемуся за кадром, что хочет уехать в Африку, потому что родители ее все время ругают и она им не нужна.
«Может быть, нам просто не нужна непослушная девочка?» - отвечал за кадром папа рассудительным тоном. В середине съемки девочка попросила перестать ее снимать и все стереть («стери все»), но съемка продолжалась. Отец не услышал детское «нет», хотя наверняка прислушался бы к такой просьбе, исходи она от взрослого.
Ведь в нашей культуре не принято учитывать желания детей. Это, кстати говоря, объяснимо - уважать их общество начинает тогда, когда остальные проблемы более-менее решены и у взрослых нет других забот, которые отнимают время и силы.
Девочка в ролике прекрасная, с хорошо развитой речью для своих четырех лет, это отметили все. А вот поведение отца заставило комментаторов разделиться на два непримиримых лагеря. Многие возмущались, что ребенка не обняли и не успокоили сразу после того, как прозвучали слова «чтобы меня медведи в Лапландии съели». Высказывались и по поводу неэтичности обнародования съемок без согласия снятого в них маленького человека. Впрочем, последний упрек оказался напрасным: в интернет ссылку на снятое для домашних видео случайно «слила» бабушка ребенка.
Зато немало было хохотавших до упада, называвших девочку «маленькой манипуляторшей». Авторы таких комментариев искренне восторгались, что отец четырехлетнего ребенка не поддался на происки «хитрой маленькой женщины».
Тут, что называется, два в одном: и уверенность, что манипулирование людьми - исключительно женское поведение, хотя такое поведение свойственно обоим полам, и предположение, что маленький плачущий ребенок непременно «манипулирует».
«То, что ощущается родителем как манипулирование - это потребность, которая осталась неудовлетворенной, - пишет Патти Уипфлер, координатор программы для родителей «Рука в руке» . - Что если дети вовсе не пытаются манипулировать родителями? Что если они снова и снова пытаются добиться от них подтверждения любви и связи, которая нужна им, чтобы нормально развиваться?»
«Я бы давно врезал», - пишут в комментариях на YouTube. Потому что идея о том, что бить детей нельзя, у нас далека от популярности.
«Молодец папа, ребенок должен знать, кто тут главный», - пишут еще комментаторы.
Но вся эта концепция борьбы с манипуляцией - бессмыслица. Маленькие дети и так понимают, что их благополучие зависит от родителей. Любой детеныш, и прежде всего человеческий, для нормального развития должен быть уверен, что «его собственный» взрослый его любит и никогда не бросит. Бороться с ребенком за место «царя горы» глупо, потому что его задача - не сместить вас с трона, а убедиться в том, что вы, восседая на вершине, не бросите его даже если он будет плохо себя вести. Ведь ни один ребенок не может быть уверен в том, что всегда будет вести себя хорошо. У всех случаются свои «косяки», и дети - существа до крайности рациональные - понимают это лучше взрослых. Поэтому фразы типа «я люблю тебя, только когда ты себя хорошо ведешь», ранят на всю жизнь. А то, что взрослые воспринимают как уроки воспитания, дети запоминают как уроки нелюбви и предательства.
«Балуйте своих детей, господа, - ведь вы не знаете, что их ждет в будущем», - писал Набоков. Не существует стопроцентно действующего рецепта того, как вырастить успешного, счастливого и любящего своих родителей человека. Но есть проверенный временем рецепт того, как вырастить человека, не ценящего ни свои чувства, ни чувства других людей.
Есть известное высказывание: «Если у вас в детстве не было велосипеда, а потом вы выросли и купили себе "ягуар", у вас все равно в детстве не было велосипеда». Не потому ли сейчас от многих владельцев "ягуаров" лучше держаться подальше?
«Я все детство мечтал о настольном футболе, - рассказывал приятель. - Но родители его так и не купили. Не знаю, почему, зарабатывали они много, стоил этот футбол - ну, рублей 10. Я потом купил его себе сам, но это было уже не то».
Читая комментарии к истории про девочку, «уезжающую в Африку», я поняла, почему ему не купили настольный футбол. Он слишком сильно его хотел и слишком часто его выпрашивал - а родители, конечно, не могли позволить собой «манипулировать».
Начнем с того, что всё индивидуально, кто-то раньше заговорил ,кто-то позже.Если гуление и лепет имели место быть, но позже, чем у соседского малыша, не паникуйте, помните, Ваш малыш должен пройти все стадии речевого развития (если лепета и гуления не наблюдалось, то, для начала, проверьте слух). И вот, Ваш малыш заговорил, но его не понять, "каша во рту",только гласные +жест и т.д. Что мешает правильному речевому развитию?
Вот и закончилась(оч надеюсь) наша эпопея с лишаем. А начиналось все как аллергия и ОРВИ,затем сказали лишац и даже взяли соскоб. По нему результат :стригучий. Садик на ушах стоял. Понимая мамским чутьем что то не то,я на второй недели лишая обратилась к др дерматологу и результат:контактный аллергический дерматит. Лечим,пошла третья неделя ,а сына прям обсыпает всего и кашель и насморк и аденоиды отекли,идём в код вен,может и правда лишай так расползся,хотя технику безопасности я соблюдала,некупанный,ребёнок 17дней и аллергию лечим,она не сходит и температура субыебрильная, берут соскоб с такого же пятна рядом с тем что мы йодом сожгли,не лишай.
Чувствую что не то ищем,сидит щите на речке и курице,а на третьей недели сыпь прям жесть. Ругаюсь с мужем ,иду к очередному врачу -иммунологу. При встрече говорю ,вот так и так,что вообще можно сделать чтобы ребёнок променьше болел и как это свести,вижу что нехорошо Мише. Она посмотрела и говорит,ну это уже завершающий этап ,мазать ничем не надо,это инфекционная экзантема в стадии разрешения,у него Эпштейн Бара ,вам быиеще простом неврологу показаться,а то он у детей до 6лет нс повреждает. Я сижу в шоке,она нам анализы назначила на 6000тысяч,я сомневалась сдавать ли,но пошла и сдала. И тут мне звонят с лаборатории ,чего они никогда не делают обычно, у Вас по анализам ВЭБ и мононуклеоз, примчала на следующее утро за анализом ,чтобы к врачу бежать,они мне у Вас Краснуха:-) .Вообще помчала я к врачу,сыну прописали лечение,сыпь пмочти сошла,написали персестирующая герпевирусная инфекция ЭБ,и смут или вывросшие антитела к краснухе(ig g 70,было56,я понимаю что и это не нормально,и это указывает,что хроническая иныекция,)но зато знаю,что с аденоидами теперь делать. Назначена нам также консультация кардиолога и ортопеда,ТК вот такие осложнения ВЭБ может давать. Температура ещё дердиться,но37,4,/кашель остался,но сыпь почти сошла.
А ещё ,назвала моего сына адекватным ребёнком:-) ,увидев наверное вселенскую скорбь на моём лице:-) решила подбодрить. Надеюсь все закончилось.
Все отходили мы в садик,кое как,всего на 2часа,с болезнями и закончили до сентября . наверное это к лучшему. Нхсказать честно,девочки,нём там и не особо рады были,на занятия сына не брали,только психолог 2раза ,сынине сидел,на улице оказался бенгун:-)
Яивидела ,что ему там не оч хорошо,ведь он привык делать,что хочет,из мамы веревки вить,а тут Лишай . и ура 2месяца мы теперь не ходоки,а там в саду отпуск. Просто думала,что социализация и ТП.да и время своё появилось,расстроилась немного. Сын на границе Щпрр с Ач и Нас,не знаем пока что именно. Думалоа может в больничку ляжем для оформления инвы. Все к лучшему хочется верить.
Дорогие друзья и просто неравнодушные люди! В семью наших друзей, ЧЕСНЫХ, пришло горе, их старшая дочка Маша заболела РАКОМ КРОВИ - ОСТРЫМ ЛЕЙКОЗОМ!! Болезнь поразила девочку буквально за месяц. Сейчас она проходит сложнейший курс химиотерапии. Отец Маши, вынужден бросить работу на вахте и сейчас ухаживает в онкологическом диспансере за дочкой. Мама Маши осталась одна с грудным ребёнком на руках( 7 месяцев). Отцу необходимо лежать с Машей минимум 3 месяца. Семья осталась без кормильца, без дохода, а затраты на необходимые нужды большие. Очень прошу помочь этой замечательной семье!!!! КАРТА СБЕРБАНКА 4276740017440769. Получатель Чесных Наталья Павловна. Телефон 89644673167 привязан к карте!! Очень надеюсь на вашу отзывчивость!!! Мы уверены, что все будет хорошо! Пожелаем Маше здоровья!! ПОДДЕРЖИТЕ СЕМЬЮ ЧЕСНЫХ!
Девочки, от себя- Наташа одна из первых , кого я встретила на просторах интернета ( не считая нашей Нади - модератора) по поводу диафрагмальной грыжи. Я была беременна, а они только родились.Наташа стала одним из первых участников сообщества. У нее сейчас трое деток. Сегодня я узнала страшную новость, что у старшей дочки обнаружен острый лейкоз. Второй мальчик с диафрагмальная грыжей, им сейчас ( если не ошибаюсь) 7, заканчивает первый класс и еще младшая- 7 мес. Диагноз только поставлен. Все растеряны.
https://m.babyblog.ru/user/lenta/Natalia_Chesnykh
Владелец: Наталья Павловна Ч.
Номер счета: 42307810474004546821
Наименование банка получателя: ЧИТИНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N8600 ПАО СБЕРБАНК Г.ЧИТА
БИК: 047601637
Корр. счёт: 30101810500000000637
ИНН: 7707083893
КПП: 753602002
Что вы делаете с йогуртами, если у них сегодня закончился срок? Мы печем ароматные вкусности.
Например, яблочный отрывной пирог, пирог на вареной сгущенке и американский пирог.
Нередко перед родителями возникает проблема : поставили дефектные звуки-Ура! Изолированный звук чистый и даже проблем с произнесением его в словах нет, но в обычной речи ребенок его не использует.
ПрОсите повторить - повторит чисто, а когда говорит что-то сам, в привычном темпе,то бОльшая часть звуков улетает.
Имеем: звуки чистые, ребенок сосредоточен и выдает чисто слова, словосочетания.
Проблема: на занятиях говорит хорошо, вышел в другую комнату и в обычной, бытовой речи - привычное смазанное говорение.
В ЧЁМ могла быть ОШИБКА?
Адрес:
Украина , г.Харьков , пр. Правды, 13
Индекс: 61022
Приемная:
тел. +38 (057) 705-16-74
Дни и часы приема:
Понедельник - Пятница
с 8:00 до 20:00
Электронный адрес: mgc@ukr.net
Рецепт нашла тут, на ББ. Тесто получилось очень нежное,пластичное,не липнет к рукам
Бальзам-опласкиватель для волос 300 мл и 2 пачки картофельного крахмала ( всего 400 гр).Пожалуй,лучшее,из того,что пробовали.Краситель бы еще какой-нибудь)
Программа называется "Нейропсихологическое сопровождение развития детей 3-5 лет". Мы по ней начнем заниматься через пару недель ибо не собраны еще в одном месте массажные коврики, мячи, фитболы, тактильные мешочки и прочее оборудование.Не подобраны игры.
Конспект занятия выкладываю для 3,11 летнего мальчика Васи и его мамы, которые еще не решили - будут ли заниматься вместе с нами, в дистанционном формате или нет.
Итак...При разных заболеваниях, например, при эпилепсии,гипертензионном синдроме некоторые упражнения надо выполнять с осторожностью, а некоторые и вовсе противопоказаны
Занятие №1-№2 (тут уж как получится по времени и сколько выдержит ребенок)
Оборудование: фитбол 45-60 см, массажный коврик, коврик на котором удобно лежать, «волшебный мешочек» (с бусинами и всякими мелочами), мяч, зеркало, ноутбук или любой другой источник музыки, музыкальные инструменты(не обязательно, но неплохо бы), блоки дьенеша(совсем не обязательно)
Ходьба по массажному коврику.
Ребенок медленно переступает по массажному коврику босыми ногами, представляя себе, что движется по узкой тропинке. Взрослый следит, чтобы ребенок наступал на всю стопу.
По тропинке мы пройтись
Вышли спозаранку
Это узкая тропа
Вела нас на полянку
Давно люблю этот чудесный мультик )). Целая философия в 3-х минутах. Кроме того , после просмотра легче объяснить детям(или подросткам), ПОЧЕМУ всему своё время.