Думаю многим может быть интересно. По крайней мере я как мама первоклассника много чего полезного почерпнула из этой статьи. Взято здесь http://www.nashi-deti.info/article/2010-05-25/kak-opredelit-psihologicheskuyu-gotovnost-k-shkole
"Человеку семь лет. Это уже не малыш, который смотрит на родителей с обожанием и доверием, но это еще и не подросток, отчасти ставший автономным от родителей. Человек семи лет хочет, чтобы к нему относились как к взрослому. Этому есть некоторые основания. Прежде всего, как и взрослые, ребенок семи лет переживает кризис развития. Об особенностях личностной готовности ребенка к школе рассказывает психолог-психотерапевт медицинского центра «Альтамед+» Лященко Наталья Наримановна.
Более того, это не первый его кризис: он уже переживал кризис новорождения, кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству), кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту). И вот теперь ваш ребенок переживает кризис семи лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту).
Этот кризис можно узнать по некоторым внешним проявлениям ребенка:
потеря непосредственности – у ребенка между желанием и действием возникает переживание того, какое значение это действие будет иметь для него;
появление манерничания – ребенок кривляется, что-то из себя строит, скрывает что-то;
ярко проявляется симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он старается этого не показать;
возникают трудности при общении с ребенком, он либо замыкается, либо становится неуправляемым.
В основе этих симптомов лежит обобщение собственных переживаний, возникновение произвольности психической жизни ребенка. У него возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не совпадает с внешней жизнью. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт жизни ребенка, теперь именно внутренняя жизнь становится ориентацией его внешнего поведения.
И вот на таком фоне развития человек семи лет впервые идет в школу. Непросто, нелегко ему. С поступлением в школу ребенок встает на первую ступеньку взросления, здесь начинается его подготовка к самостоятельной взрослой жизни; именно такое значение придается школе в нашем обществе. Ребенок начинает социально-значимое и важное для его жизни долговременное дело. В школе ребенок начинает заниматься такими видами деятельностями, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.
В наши дни, когда ребенок поступает в школу, он обязательно проходит собеседование, иногда – тестирование. Если в школе конкурс и есть возможность отбора, система заданий усложняется. Впервые в жизни ребенка оценивают по жесткой пятибалльной системе. А школьные оценки за знания и старания ребенок отождествляет с оценкой себя – хорош он или плох.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, определенного уровня интеллектуального развития, что считается психологами и педагогами важной стороной готовности к школьному обучению, ему может быть трудно в школе. Из-за того, что не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться. И потому, что ему хочется занять определенную позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Психологи провели простое исследование: предложили 6-летним дошкольникам разложить по двум коробкам карточки с написанными на них словами: «умный», «глупый», «красивый», «некрасивый», «хороший», «плохой» и т.п. Экспериментатор читал слово, а ребенок клал карточку в ту коробку, к которой она, по его мнению, больше подходит. На одной коробке был нарисован играющий ребенок – «Это дошкольник», объяснял экспериментатор, на другой – ребенок, держащий в руке портфель-«школьник». Оказалось, что подавляющее большинство детей отнесли все положительные эпитеты к школьнику, а отрицательные – к дошкольнику. Другими словами, шестилетний ребенок знает, что школьником быть хорошо.
Для ребенка школа – символ взрослости. Когда упоминания о взрослении у ребенка связывается с порицанием, школа становится нежеланной. Мама говорит дочке: «Как тебе не стыдно! Такая большая девочка, а не умеешь, как следует сидеть за столом». «Как плохо быть большой, маленьким все можно, а большим – нельзя» - думает дочь. И вывод: «Наверное, когда я стану школьницей, меня весь день будут ругать» - школа становится нежеланной.
И наоборот, когда упоминание о взрослении связано с похвалой: «Как ты хорошо нарисовал! Сразу видно, что ты большой и умный мальчик», у ребенка возникают совсем другие рассуждения: «Когда я стану школьником, я еще лучше всему научусь. Вот мама тогда обрадуется». У ребенка появляется стремление стать школьником.
Стремление ребенка к новой социальной позиции школьника – это одна из составляющей личностной или мотивационной готовности к школе.
Первоначально ребенка привлекают внешние атрибуты школьной жизни – разноцветный ранец, красивый пенал, тетради, ручки, учебники. Возникает потребность в новых впечатлениях, желание приобрести новых друзей. Но лишь когда у ребенка появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от окружающих – в этом случае можно говорить о личностной готовности ребенка к школе.
Важной особенностью психического развития ребенка 6-7 лет является обостренная чувствительность (сензитивность) к нормам и правилам поведения. Способность к подчинению правилам и требованиям взрослого является центральным звеном волевой готовности к школьному обучению.
За выполнением правила лежит система отношений между ребенком и взрослым. Правило, заданное взрослым – учителем – должно стать внутренним регулятором действий ребенка. Гений психологии Лев Семенович Выготский говорит нам о том, что у готового к обучению в школе ребенка должен осуществиться переход от учения по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми. При этом у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью, то есть готовность к овладению целями и способами систематического обучения.
Для выявления этой способности существует множество интересных методик. Так известный детский психолог Леонид Абрамович Венгер предлагал детям рисовать узор под диктовку. Для правильного выполнения этого задания ребенок должен усвоить ряд правил, которые ему предварительно объяснили, и подчинять свои действия словам взрослого и этим правилам.
Или другое задание – раскрасить елочку зеленым карандашом так, чтобы оставить место для елочных игрушек, которые будут рисовать и раскрашивать другие (папа, мама, брат, сестра, друг). Здесь ребенку необходимо удерживать заданное правило и не нарушать его – не рисовать елочные игрушки самому, не закрашивать всю елку зеленым цветом, что достаточно трудно для дошкольника, так как ему необходимо остановить непосредственное, автоматическое действие и опосредовать его принятым правилом.
Или еще задание: вашему ребенку предлагается разобрать кучу спичек, осторожно перекладывая их по одной в другое место, сами вы при этом уходите из комнаты. Если у ребенка сформирована психологическая готовность к школьному обучению по линии волевой готовности, то он сможет справиться с этой задачей вопреки своему непосредственному желанию прекратить это не слишком увлекательное для него занятие. В противном случае, ребенку можно предложить внешнего наблюдателя за его действиями, например, куклу. Эксперименты показывали, что в этом случае поведение ребенка меняется – он старательно выполняет данное взрослым задание, ситуации придается новый учебный смысл.
Отношения между ребенком и взрослым в контексте волевой готовности к школьному обучению складываются таким образом. Сначала правила выполняются лишь в присутствии и под непосредственным контролем взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и лишь затем происходит «вращивание» правила в психику ребенка, развивается его способность руководствоваться правилом самостоятельно.
Как видно, волевая готовность к школьному обучению – это не мгновение и момент жизни ребенка, а определенный, достаточно длительный этап ее развития и формирования. И часто ребенку в этом процессе нужна помощь специалиста-психолога.
Как ребенок будет учиться, станет ли радостным и счастливым этот период в жизни семьи или вскроет ранее невидимые трудности, все это зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям их жизни. Поэтому на первый план в готовности к школьному обучению ставится психологическая готовность ребенка к школе, которую надо уметь целенаправленно созидать. Это работа не только родителей, а и специалиста-психолога.
Статью подготовила психолог-психотерапевт Медицинского центра «Альтамед+»
Лященко Наталья Наримановна.
Одинцовская газета "Наши дети плюс" июнь 2010