Анализ ситуации А. Привалова
Первый проект стандарта, подготовленный прошлой зимой, предусматривал в 10–11-м классах всего 4 обязательных предмета: физкультуру, ОБЖ (не ешьте мухоморов и проверяйте годность огнетушителей), никем не виданную дисциплину «Россия в мире» и совсем уж загадочный «индивидуальный проект» — прочие предметы уменьшались в числе и статусе, СТАНОВЯСЬ ФАКУЛЬТАТИВНЫМИ.
Публика, прознав о проекте, пришла в ярость; протест быстро стал массовым. Академия образования спешно выкатила альтернативный документ: он был поприличнее, но по сути от прежнего отличался мало. Протесты не смолкали. Тогда была образована комиссия по объединению версий во главе с директором Курчатовского центра М.Ковальчуком (братом миллиардера Ю.Ковальчука).
Комиссия работала настолько тихо, что даже её персональный состав так и не опубликован. Но на этой неделе «Московские новости» сообщили что её работа, оказывается, близка к завершению.
Мне удалось раздобыть материал, обсуждавшийся на том заседании. Пришлось клясться, что не выдам источник: комиссия не желает утечек. Она права: результат её трудов вызовет скандал, поскольку ничем существенным не отличится от первой бумаги.
Да, вместо четырёх в старшей школе будет шесть обязательных предметов (всего — девять), всё же остальное — точь-в-точь.
То же ОБВАЛЬНОЕ СОКРАЩЕНИЕ объёма знаний под звонким лозунгом вариативности.
То же ВЫМЫВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ ДИСЦИПЛИН.
Те же «интегрированные курсы», которых никто не потрудился разработать.
То же разделение профильных и базовых уровней изучения предмета (первые — примерно программа советской школы, второе — её осколки).
Наконец, тот же принципиальный отказ от разговора о содержании обучения. Что должен знать стандартный выпускник школы, ФГОС так и не скажет!
Минобр уже доволен результатом; «у старшеклассников будет больше времени на подготовку к ЕГЭ по профильным предметам, а эта задача и ставилась перед разработчиками нового стандарта».
Славная задача: если сегодняшняя школа — ЕГЭ с бахромой, отчего бы не пообрывать и бахрому?
Документ станет известен публике поближе к официальному принятию. Он будет выложен на сайте, замечания будут приниматься, но этап, когда учителя могли критиковать его концептуально и предлагать писать всё заново, уже пройден.
В общем, если преемник Фурсенко будет из той же команды модернизаторов (а он будет из той же команды — недаром же кандидатуры не обсуждаются вслух), новый стандарт прокатит как миленький.
Вот и выходит, что в вопросе несравненно более важном, чем выборы или невыборы губернаторов, с фильтром или без фильтра, никаких новых рычагов для воздействия на ход событий у публики не появилось.