1. Репетитор имеет профессиональный подход: вместо того, чтобы прийти в отчаяние (подобно некоторым родителям), если ребенок чего-то не понимает, он будет терпеливо и, что не менее важно, интересно и играючи объяснять одно и то же с разных ракурсов до тех пор, пока ребенок не поймет.
2. Он никогда не станет раздражаться на ученика.
3. Репетитор освободит вас от необходимости тратить рабочее время или редкие свободные часы на выполнение домашних заданий, а также освободит от этого бабушек и дедушек. И это заметно улучшит отношения с ребенком!
4. Репетитор сможет выявить, к чему у вашего чада есть природные способности, а к чему душа у ребенка явно не лежит. Кстати, нередко ученик, занимаясь с мамой, папой или бабушкой, проявляет неважную память, отсутствие усидчивости и нулевую концентрацию внимания, а с хорошим репетитором вдруг становится прилежным и сообразительным. Чудеса да и только!
5. И главное - правильный репетитор никогда не отобьет у ученика желание учиться. Наоборот, в его силах развить в ребенке с самого раннего возраста вкус к получению знаний, а также самостоятельность, умение думать и анализировать, давать волю фантазии и уметь обосновывать собственное мнение. А все это пригодится не только в школе.
Не все из нас работают в сфере управления человеческими ресурсами. Однако жизненные обстоятельства складываются порой так, что нам приходится искать себе помощников, принимать людей на работу. Мы боимся допустить ошибки, особенно в выборе таких специалистов, как репетиторы. Есть несколько способов уже на собеседовании с кандидатом оградить себя от погрешностей.
Идеальный образ
Каждый родитель желает, чтобы его ребенок получил необходимые знания. Когда в школе это сделать не получается, начинается поиск репетитора. Если вы уже выбрали из обширных баз данных кандидата и даже провели с ним телефонные переговоры, составить более полное представление о репетиторе поможет только очная встреча.
Первым маркером, который способен сказать о многом, является внешний облик кандидата. Конечно, остались еще учителя-романтики, которые центрированы на своей профессии и задачах, стоящих перед ними, а именно - сеяние знаний в непослушные детские умы. От образов таких сконцентрированных учителей может остаться впечатление присутствия на Грушинском фестивале с его дресс-кодом в виде безразмерных свитеров и спортивных штанов. И, может быть, в такой чрезвычайно удобной одежде им комфортнее рассказывать о площади между графиком функции и осью абсцисс в пределах интегрирования. Однако, не каждому нанимателю это будет близко.
Особенно показателен внешний облик репетитора будет в его собственных стенах. Если вам откроет дверь дама в халате и стоптанных шлепанцах, то стоит задуматься, а насколько серьезно она относится к своей работе и ученикам.
Облик учителя - это не только стиль и опрятность одежды. Вы можете обратить внимание на то, как человек говорит - тембр, громкость, резкость или мягкость голоса. Даже при первой встрече, когда кандидат старается произвести лучшее впечатление на нанимателя, он может «выдать» себя резкими или, наоборот, мягкими нотками в голосе. И тут уж вам решать, что выбрать - авторитарность или гибкий подход и доверие к ученику.
Если первая встреча проходит в доме у репетитора, то окружающая обстановка также способна стать помощником для нанимателя. Где приятнее находиться - в убранном помещении или в комнате, где, похоже, навечно поселился творческий беспорядок? Прислушивайтесь к своим ощущениям и впечатлениям от места, где будет проходить обучение. И не забудьте поговорить об этом с вашим ребенком. Ведь они могут не совпадать. Одна мама, блюститель порядка в собственном доме, рассказывала, как ее пятнадцатилетняя дочь была в полном восторге от занятий с дамой-филологом преклонных лет. Восторг, в частности вызывала комната с тяжелыми шторами на окнах, круглым столом с наваленными на него книгами и шкафами, от пола до потолка, наполненными редкими изданиями с потемневшими переплетами. Именно так в фантазиях девочки-подростка должны были жить настоящие литераторы.
Скромность украшает
Предположим, проверку на внешний вид кандидат прошел на «отлично». Следующий пункт - самопрезентация репетитора. Очень многие кандидаты готовят пламенную речь о своем опыте, методике, способе преподавания и т. п. У некоторых из них отдельным и довольно обширным списком следуют всевозможные регалии. Это прекрасно и без этого не обойтись, иначе как вы поймете, что перед вами именно тот учитель, который вам нужен. К тому же наличие званий и признаний для многих из нанимателей служит гарантией того, что человеку можно доверять.
Ориентир на статус, однако, не всегда гарантирует результат. И в процессе отбора кандидатов можно пропустить «ценный экземпляр». «Очень часто учителя точных наук, математики или физики, например, не владеют мастерством ораторского искусства. Они даже не считают нужным указывать в анкетах все свои звания и достижения, - рассказывает Татьяна, репетитор по русскому языку. - Между тем, это прекрасные преподаватели, которые за несколько занятий с вашим ребенком могут сделать чудеса».
Тогда возникает вопрос - как понять, что за скромным кандидатом, без пышной речи, скрывается мастер? Самый простой и надежный способ проверить - запросить рекомендации. Кстати, у «скромников» их может оказаться гораздо больше, чем у тех, кто опирается на наличие всевозможных дипломов.
Рекомендации необходимо просить у всех. Еще лучше изначально искать учителя для ребенка, ориентируясь именно на них. Ведь лучше всего маршрут знает тот, кто по нему уже прошел, а карта, в нашем случае - резюме, может не отражать всех интересующих путешественника особенностей пути.
«Шурик, это не наш метод!»
В самопрезентациях репетиторов стоит обращать внимание на их сферу деятельности. Довольно часто преподаватели пишут, что работают на всем поле гуманитарных или точных наук. В действительности такой широкий охват не очень хорош. Гораздо результативнее для ребенка будет концентрация учителя на одном предмете. Поэтому если вы выбираете для своего ребенка учителя русского языка, то специалист должен быть именно по русскому языку. Если необходимо повысить уровень знаний по литературе, то и учитель должен заниматься именно этим предметом.
Предлагая свои услуги, репетиторы пишут о том, что работают по авторской программе. И тут на собеседовании вы сможете услышать только схему работы по методике. Услышать же не означает понять. Поэтому в данном случае оценка работы репетитора может пойти дальше первой встречи.
Во-первых, можно и нужно на первом занятии присутствовать вместе с ребенком. Это дает не только возможность оценить сам метод преподавания, но и стиль. И еще одно немаловажное обстоятельство - способность репетитора устанавливать контакт с ребенком. Если этого не случится, то вряд ли занятия дадут результаты.
Во-вторых, действие авторских методик можно оценить по школьным оценкам ребенка уже через несколько занятий с репетитором. «По моей методике мы с учеником проходим сразу несколько школьных тем за одно занятие, это поражает и ученика, и родителей, еще большее впечатление от того, что школьная успеваемость ребенка повышается, - описывает свою авторскую программу Людмила, репетитор по химии. - Методика направлена, по сути, не на зазубривание химических формул, а на развитие логического мышления и построение взаимосвязей в поле химии».
Стоит задуматься, если по каким-то причинам вас не допускают на первое занятие. Впрочем, это происходит достаточно редко. Также есть повод для размышлений, когда на первой же встрече кандидат говорит вам, что желаемая цель обучения будет достигнута к определенному сроку (предположим, через два или три месяца). Дело в том, что такие прогнозы не основываются на реальных возможностях ученика. «Через два-три урока я могу сказать, к какому результату мы придем, если будут выполняться определенные условия, такие как частота занятий, активность ученика, - рассказывает Татьяна, репетитор по русскому языку. - И это может быть лишь промежуточный результат на пути к цели».
Так что имеет смысл заранее договориться с репетитором о том, что через два-три занятия будет проведен «срез знаний». В этой контрольной точке можно оценить потенциальные возможности ребенка при реальных способностях учителя. И если ваши оценки будут неудовлетворительными, то сэкономить время, деньги и силы для поиска другого преподавателя.
Сегодня мы стремимся как можно раньше начать обучение наших малышей. Совсем еще крошек погружают в мир математики, литературы, спорта. Иностранный язык в этом «хит-параде» занимает далеко не последнее место. Чтобы он остался в сердце и голове ребенка навсегда, родителям стоит правильно выбирать учителей!
«Пап, в этом мультфильме такой же язык, на каком вы иногда с мамой говорите, - заявил однажды четырехлетний Веня своему отцу. - Кстати, я все понял».
Оказывается, папа забыл поменять в меню DVD-проигрывателя язык фильма, когда включал ребенку мультик, и Вене пришлось смотреть его на английском.
Способности мальчика, безусловно, обрадовали отца. На семейном совете было решено выбрать для ребенка соответствующие курсы. И это, несмотря на то, что оба родителя вполне сносно изъяснялись на языке великого Диккенса. «Чтобы не испортить произношение», - объясняла Венина мама.
Сомнительный hand made
Однако ситуация, когда родители, засучив рукава, сами берутся за образование своих детишек, - не редкость. Скорее, наоборот. Кто из нас не слышал, прогуливаясь по детским площадкам, фразы: «Решила научить Машеньку английскому. Нет, никуда не ходим, у меня самой неплохо получается». Или: «А зачем тратиться на репетитора? Я лучше него знаю, КАК моего ребенка английскому учить».
Только мамы с абсолютно непоколебимой психикой могут тут же забыть услышанное. Но большинство из нас не относится к таким «гигантам духа». И вот, вернувшись с прогулки, вы в очередной раз ругаете себя за то, что не выучили английский сами и теперь не можете дать ребенку то, что умеет уже, кажется, весь двор.
Подождите себя корить. Специалисты утверждают, что домашнее обучение иностранным языкам не всегда полезно. И причин для этого масса. Помните маму Вениамина? Правильно поставленная речь - это лишь одна из причин для обращения к профессиональным педагогам. Родители Вени отдавали себе отчет и в том, что не смогут уделять занятиям достаточно времени, так как в семье совсем недавно появился второй ребенок. Они отказались от домашнего образования еще и потому, что не обладали четкой методикой.
Кому-то может показаться, что эти моменты разрешимы - второго ребенка можно поручить бабушке или няне, произношение поставить, прослушивая аудиозаписи иностранной речи… Однако специалисты утверждают, что родителям-педагогам очень часто не хватает самого главного - терпения.
«Родители ждут, что их ребенок тут же начнет все повторять, буквально после первого занятия заговорит на иностранном языке. Они требуют этого от малыша. И это требование, в итоге, может надолго отбить у него всякую охоту изучать тот или иной язык», - объясняет Мария Михайлина, преподаватель английского языка детского развивающего центра «Солнечный город».
К тому же, у детей с разными взрослыми включаются различные модели поведения. И часто крохи не готовы к тому, что их мамы или папы будут стоять с указкой у доски и заставлять их заучивать странно звучащие слова. Гораздо проще они будут открывать для себя это новое с новым же для них человеком.
Чем раньше, тем лучше?
Учителя говорят, это знакомство лучше всего заводить в раннем возрасте. Многие школы предлагают изучать язык с 2-х лет. Они ссылаются на так называемые биологические часы организма человека. Согласно выводам ученых, как раз в возрасте до 5 лет дети легче всего усваивают чужие языки. По мнению Татьяны Широкой, преподавателя английского языка, ребенок в раннем возрасте способен запоминать от 20 до 50 слов в день.
Хотя возрастные ограничения все же существуют. По мнению Марии Михайлиной, не стоит начинать обучение, если ваш ребенок еще не очень хорошо говорит на родном языке. Ему, в принципе, будет сложно коммуницировать на уроках.
Как правило, дошкольные группы делятся по возрастам: младшая (с двух лет), средняя (с трех до пяти), старшая (с пяти лет). Безусловно, разница между детьми двух и четырех лет чувствительна, но, как говорят педагоги, общих мест в подходе к обучению у двухлеток и четырехлеток будет больше, нежели у двухлетнего и пятилетнего ребенка. «Ученик в пять лет уже больше способен удерживать внимания на предмете изучения, у него лучше развита память, воображение», - замечает Мария Михайлина.
Однако если вы не успели записать свое чадо на языковые курсы, когда отмечали его второй год жизни, не стоит огорчаться.
В «Солнечном городе» считают, что начинать обучение в группе, где дети уже говорят на чужом языке, будет даже эффективнее, нежели изучение языка в «нулевой» среде.
«Ребята, впервые приходящие к нам в 4-5-летнем возрасте, легко включаются в работу группы. Помогают им в этом не только педагоги, но и говорящие на иностранном языке соученики, - добавляют в англо-русском детском саду Kid's Estate. - Для детей подражать сверстникам - легче и естественнее, поэтому процесс адаптации к иностранной речи занимает минимальное время, а циклическое повторение учебных тем позволяет постепенно восполнить недостающий словарный запас».
С возрастом ребенка связан и выбор преподавателя. Некоторых родителей, к примеру, огорчает тот факт, что они не могут отдать своего ребенка в руки учителя-носителя языка. Действительно, не все школы могут похвастать такими педагогами. Но они и не всегда полезны: чем меньше ребенок, тем меньше ему нужен native speaker. Разве вы хотите, чтобы ваше чадо испытывало стресс на уроке английского языка, только потому, что не может объяснить своему иностранному учителю, как сильно ему хочется на горшок?
Поиграй, дружок, со мной
Чтобы начало обучения и сам процесс были успешными, важно не столько желание родителей, сколько мотивация их детей. Часто толчком к обучению может стать поездка в другую страну, мультфильмы и песни на чужом языке. Домашние «злоупотребления» родителей «непонятными, но очень смешными словами» тоже подойдет. Факт очевиден, чем мотиваторов больше, тем обучение проще.
Различные центры развития практикуют разные методики обучения. Одни используют пособия оксфордских преподавателей, другие работают по разработкам российских педагогов. Однако все эти подходы объединяет одно - обучение строится в форме игры, на уроках юные ученики не учатся, а ИГРАЮТ в иностранный язык.
Обычно «команда игроков» формируется из 6-8 человек. Для детей двух лет некоторые школы урезают состав до 5 человек. Если в какой-либо школе вам говорят о большем числе учеников, то стоит задуматься -достаточную ли дозу внимания учителя получит ваш ребенок.
Чем меньше дети, тем короче должен быть урок. По словам Татьяны Широкой, для двухлеток его продолжительность - 20-30 минут. С детьми от трех лет уже можно заниматься в течение 45-60 минут. Однако для всех возрастов действует единое правило: внутри урок должен делиться на составляющие, предполагающие смену деятельности. И тут фантазия преподавателя не ограничена - час пролетит незаметно, если его наполнить театральным представлением, лепкой, рисованием или даже путешествием к звездам.
«Ребята строят корабли и пускаются на поиски сокровищ; летят в космос и встречают настоящих инопланетян, - рассказывают в Kid's Estate. - При этом наши ученики испытывают настоящие эмоции: восторг, удивление, сожаление. На эмоциональном подъеме ребенок усваивает максимум информации».
Все это многообразие объединяет одно - постоянное звучание иностранной речи. «Аудирование имеет первостепенно значение в занятиях с детьми, - утверждает Мария Михайлина. - Выучить алфавит и читать ребенок будет позже, а в раннем возрасте его основное обучение проходит через "слушание" языка». Кстати, погружение в языковую среду должно происходить не только в школе, но и дома: песенки, сказки, мультфильмы - все это развивает слух ребенка, готовит его к другим языковым интонациям.
Быстрое - враг лучшего
И вот, казалось бы, все сделано правильно - выбрана школа с отличной методикой, в группе занимается оптимальное число ребят, в доме все мультканалы переведены на английскую речь, а ваше чадо никак не может выдать хотя бы словечко на чужом языке. «Вожу уже второй месяц, а никакого эффекта», - жаловалась мне как-то мама четырехлетней Вари.
Поверьте, если ваш ребенок не распевает песен из оригинала мультшедевра «Винни и Слонотоп» или отказывается отвечать на ваше упрямство: «а как это будет по-английски?», это не повод бить тревогу. Терпение вам понадобится и при обращении к профессионалам.
«Есть дети, у которых активная речь может отсутствовать год, они могут посещать все занятия и ни слова при этом не говорить, но это не означает, что они не формируют свой словарный запас и не понимают языка», - уверяет Мария Михайлина.
Так что, пройдет немного времени и ваш маленький гений обязательно скажет вам: «Thank you, mommy and daddy!».
Насладитесь искрометным выступлением наших экспертов по няням: гендиректора "Помогатель.ру" Михаила Сорокина и психолога-реабилитолога Любови Богомоловой в телепрограмме "Город Доверия".
Эмоциональные споры, в которых рождаются ответы на давно наболевшие вопросы родителей:
Как понять, что перед вами действительно няня вашей мечты, а не просто женщина с актерскими способностями?
Как убедиться, что ребенок с няней не только в полной безопасности, но и получает беспрестанное внимание, заботу и возможности для активного развития?