Доброе утро и Христос Воскрес!
Немного вам в ленту нашего пасхального настроения ;-)
Доброе утро и Христос Воскрес!
Немного вам в ленту нашего пасхального настроения ;-)
Расскажу-ка про интересное мероприятие, на котором мне удалось побывать в качестве фотографа.
Давняя серия фотографий, но развлечение, о котором пойдет речь, увлекает дочь оооочень надолго.
Оно может длится бесконечно долго :-) Вернее столько, сколько хватит фантазии находить то, что можно отпечатать в тесте. Можно весь ящик с игрушками ставить рядом и там везде будут фактуры, фактуры, фактуры...
Когда ящик с игрушками будет обпечатан весь, можно открывать кухонный и переходить на кухонную утварь, начиная с вилок, ситечек, ручек от ложек… потом все формочки для печенья… ну в общем все, что лежит в ящике, под вилками и ложками, там ведь целый ящик добра! Оно на удивление почти все подходит!
Саше на днях исполняется полтора года, а я перечитываю свои записи, смотрю, чем и как я занималась с Викой в этом же возрасте.
Решила некоторые посты скопировать сюда. Естественно, отредактировала на актуальность.
Казалось бы, совершенно детское занятие - скидывать монетки в баночку с дыркой... К тому же, говорим мы тут про обязательный учет, говорим, а тут - на тебе - копилка. Никакой логики, никакого плана.
Хотя нет, расскажу вам про разного вида логику, которой руководствуются держатели свинюшек, собачек и прочих керамических друзей.
1. по приходу домой сбрасывают все медные монетки. Знаю людей, которые принципиально не оставляют их даже на общественный транспорт.
2. копят бумажные купюры, в номерном знаке которых есть их инициалы.
3. бросают в копилку только 5 и 10 рублевые монеты.
4. отбирают купюры определенного года выпуска
Наверняка есть еще более нелогичные приемы накопления денег, но главный вопрос - "на что копим?" На новую кухонную технику, на одежду, на свадьбу... У кого что болит, что называется.
Я никогда раньше не обращала внимание на копилку, даже усмехалась, типа не нужное, пустое это дело: у меня же каждый рубль на счету - как же я буду скидывать мелочь?
А этим летом что-то щелкнуло в голове во время уборки по дому. В кошельке - тьма монет, аж не закрывается, да и по дому тут да там лежат. Решила в коробочку все объединить. Ее даже копилкой сложно назвать, но все же.
Знаете, на что я собираю? На празднование Нового года. Моя наставница, у кого я училась ведению домашнего бюджета, сэкономила таким образом почти 8 тысяч - ей хватило и на стол новогодний, и на подарки...
У меня сумма не такая выйдет (хех, интересно ведь было, пересчитала недавно, сколько уже там лежит), но все равно приятно, что бюджету декабря будет полегче))
Одним словом, мне эта затея с копилками теперь очень нравится. К следующему Новому году буду собирать с января, а не с середины августа;-) Ведь это кажется, что НГ не скоро, а по монетке в день и набежит сумма, которая ох как поможет перед самым любимым праздником)))
Продолжаю тему учета наших кровных.
Девочки с другого сайта, где я также консультирую по финансам, спрашивали, до какой степени нужно детализировать записи.
Уточняю.
Я наблюдала картину, когда в семье доходы увеличиваются, но улучшения благосостояния не происходит. О психологии этого феномена мы поговорим позже. Сейчас важно осознать, что увеличение доходов ведет к росту расходов. Это факт. И чтобы весь профит не растратился на "необходимые хотелки", держите себя в рамках. Как узнать эти рамки, если не знаешь свои ежедневные/ежемесячные траты?
Люди усложняют себе жизнь тем, что начинают вести учет только когда дела идут неважно. Но если вы будете проверять свои расходы хотя бы периодически, то сэкономите себе нервы, так как заметите опасные моменты до того, как они станут проблемами.
Мой детальный подход с записью расходов по категориям и подкатегориям, с тегами и комментариями помогает мне выявлять мельчайшие «дыры» в семейном бюджете и неплохо экономить.
И вот здесь - важный момент. Детальные и очень тщательные записи нужны при низком и очень низком доходе. Ну и для любителей все записывать и контролировать, как я)) Чем меньше ваш доход, тем серьезнее нужно относиться к каждой трате и вести максимально жесткий и полный учет.
Для тех, кто хочет, но никак не начнет записывать свои траты, предлагаю следующее:
Вариант 1. уменьшить количество категорий и сформировать их "под себя".
Вот так свои категории поделила бы я, если бы мне стало лень записывать все подробно:
- обязательные регулярные фиксированные (без оплаты которых не прожить) - ипотека, коммуналка, страхование имущества, налог на имущество, лекарства. То есть счета, не оплатив которые, я останусь без жилья или не поправлю свое самочувствие.
- обязательные, но корректируемые при желании, расходы (тот случай, когда хлеб и стиральный порошок записываются одной суммой). Сюда заношу питание, детское питание и гигиену, бытовую химию, общественный транспорт и такси, детские кружки, услуги банка, интернет, салон красоты, бассейн и спортзал, вещи для создания домашнего уюта, сигареты мужу.
- расходы по необходимости - практически все остальное - одежда, обувь, косметика, обследования, печать фотокниг, художественные книги для детей, книги по воспитанию, материалы для детского творчества, покупка мебели, мое обучение.
- ну и наконец - for fun, что называется: детские развлечения, кафе, кинотеатры, игрушки и т.д.
Всего 4 категории. Купила продукты, записала во вторую категорию, сходили с мужем в кафе - в четвертую. В конце месяца видно, не слишком ли много по отношению к остальному мы потратили на развлечения. Не хватает на закупку зимних вещей - урезаем по кусочкам вторую категорию. Несложно и наглядно.
Вариант 2. Использовать систему "4 конверта".
У нее много поклонников. Суть проста: для начала вы рассчитываете размер дохода. После этого определяете сумму постоянных ежемесячных расходов (коммуналка, взносы по кредиту, оплата детского сада и т.д.). Далее выбираете финансовые цели (инвестиции, накопления для дорогой покупки, взносы в пенсионный фонд) и фиксируете сумму, которую нужно ежемесячно откладывать в зависимости от даты запланированной траты.
Оставшиеся деньги разделяете на четыре равные части и раскладываете по четырем конвертам. Содержимое в каждом конверте - это ваш бюджет на неделю. Если в конце недели в конверте остаются деньги, вы можете либо потратить их по своему усмотрению, либо отложить для будущих финансовых целей.
Заметила, что семьи с ростом доходов переходят на эту систему, ослабляя детализацию учета и акцентируя внимание на том, в каком количестве и где находятся деньги, нежели на том, куда они уходят.
Плюсы: не требует учета всех трат; можно варьировать свои траты, как сочтете нужным; избавляетесь от необходимости четко планировать каждую трату и вместо этого ориентируетесь на то, чтобы оставаться в рамках недельного бюджета.
Минусы: нет возможности понять структуру бюджета, подходит только для прогноза, упорядочивания и оптимизации расходов.
Итог:
Ведите учет. Даже если вы зарабатываете сотни тысяч. Тем более, если вы столько зарабатываете. Чтобы держать руку на пульсе.
Выбирайте под свой темперамент и привычки: а) детально; б) обобщенно; или в) от обратного.
Что выбираете вы?
Сегодня мы попробуем погрузиться в первый и важный инструмент - учет и понять, на какие грабли не стоит наступать.
***
Учет - первое, что стоит наладить, берясь за управление личными финансами.
Но обычно я встречаю следующие ситуации:
1. девочки считают это занятие скучным и бесполезным ("да что эти копейки считать!" или наоборот "Ну, потратили и потратили, если не в минусе, значит все ок")
2. берутся, но потом пропускают дни, забывают взять чек и бросают (и не один раз...)
3. записывают, но не анализируют...
Представьте себе, чтобы нам чиновники так отчитывались: "Нууу, больше всего мы тратим на социальную политику, армию, поддержку экономики, по кредитам платим, да. Ах, совсем немного на здравоохранение идет, образование, спорт... ну это так, на что останется". Как бы вы отреагировали на такой отчет? Устроили бы кухонные дебаты, какие негодяи управляют налогами?)) Мы ведь стараемся, зарабатываем, а они наши 13% так бездарно расходуют!
А как обстоят дела с расходованием ваших СОБСТВЕННЫХ средств? Получится четко отразить ВСЕ расходы?
Ок, к примеру, вы уже ведете записи. Сможете ли ответить какая доля расходов у вас уходит на питание дома, какая - на общепит? Сколько вы тратите в год на эксплуатацию машины? Сколько на общественный транспорт? Если курите, сколько денег у вас ушло на сигареты за последние пять лет?
Это не нудная дотошность, а практически готовые ответы, в каком направлении работать, чтобы оптимизировать расходы. Только подробный учет всех трат даст вам карт-бланш и возможность сделать выводы на будущее, отыскать скрытые резервы. Когда не знаешь реальных цифр, можно напланировать что-то совсем неосуществимое. И наоборот - при ведении учета заметите, что не обязательно залазить в долги и брать кредиты, нужно лишь немного урезать расходы в определенных сферах и вы сможете позволить себе новую вещь.
Расскажу, как с этим вопросом обстоят дела в нашей семье.
Я веду семейную бухгалтерию с 2008 года.
Начинала с простых записей в ежедневнике: "Проезд - 24р, Хлеб - 16р, Платье - 1499р,", но в общую табличку данные не вносила и анализ заключался в словах: "Ого, чет до фига я сегодня потратила!". Итог - никакой информативности и смысла. Забросила.
Потом создала для себя табличку в excel. С каждым месяцем добавляла в нее новые фишки. В окончательной версии программа автоматически подсчитывала итоги месяца и могла мне рассчитать остатки (или, чаще всего, перерасходы) по каждой категории. Но в самих категориях был какой-то раздрай (но они хотя бы появились!). Итог - не было понимания, а сколько вообще можно тратить на каждую категорию. Забросила.
В 2010 году я "созрела" на специализированную программу. Тогда не было столь огромного выбора и я остановилась на бесплатной (ну ладно, "крякнутой" бесплатной ) версии Family от Sanuel. Программа шикарная! (Я бы и сейчас ею пользовалась, если бы не дорогая подписка). В то время меня сгубило решение записывать все до копейки. Вот реально, я как ненормальная, записывала все чеки, разбивая их до мельчайших категорий: хлеб, батон, туалетная бумага, лак для ногтей... Ну бред, сейчас я это понимаю)) Итог - каша в голове и бардак в финансах. Снова бросила.
В 2014 у меня появился смартфон и вместе с ним возможность вести бухгалтерию "одной рукой". Я протестировала несколько приложений. Понравились Дребеденьги и Easyfinance. От второго вскоре пришлось отказаться. Медленное и часто зависающее приложение (скорее всего, оно было не совместимо с моим телефоном) и, главное, проблемы с синхронизацией, из-за чего терялись записи. Это было недопустимо для меня и я снесла это приложение. А вот с Дребеденьгами у меня уже два года любофф! Меня устраивает и низкая цена за использование полного набора услуг, и минимализм в оформлении. Да, в этом сервисе есть недоработки, но я вижу, как он развивается и меня это устраивает))
В Дребеденьги я записываю все наши с мужем расходы, вплоть до рубля. Каждый вечер перед сном по памяти вношу траты. Не страшно, если память подвела на точность суммы, потому что в ближайший выходной я за чашечкой чая возьму коробочку с чеками и сделаю поправки. Если оплата проходила по карточке, то приложение само считывает смс и мне остается лишь указать категорию трат, проставить теги и оставить комментарии, если требуется. Раз в месяц вывожу отчет, смотрю, не сильно ли мы нарушили план, составленный месяцем ранее. Случается всякое. Мы ж не роботы, чтобы строго следовать плану, но я заметила, что ведение учета автоматически снижает траты. А еще отрезвляет при затесте очередной новой помады (да, я бьютиголик))) и заставляет задуматься, что для меня важнее…При этом ни о какой потере комфорта даже не идет речи - просто более осознанный подход к мелким расходам. Либо вы контролируете деньги, либо деньги контролируют вас!
В целом, вести семейную бухгалтерию довольно увлекательно. А еще совместное управление финансами - прекрасный способ объединиться с мужем для достижения общих целей))
А теперь превратитесь в слух! Девочки, вы не сможете сдвинуться с мертвой точки в управлении своими расходами до тех пор, пока не будете их точно знать.
Чтобы вести учет расходов эффективно и не бросать через неделю, вот вам простые советы:
1. Организуйте учет по принципу "чем проще, тем лучше". Вам должно быть ОЧЕНЬ легко его вести.
2. Используйте правило "существенности". Не стремитесь к чрезмерной детализации. Особенно, если в учете вы новичок. Со временем вы все равно придете к балансу.
3. Анализируйте итоги! Учет ради учета - бессмысленная трата сил и времени.
4. Делите категории на подкатегории: еда магазины; еда вне дома; обеды на работе. Это нужно для того чтобы понимать за счет чего увеличиваются расходы на еду - то ли из-за того, что пельмени в магазине подорожали, то ли из-за того, что вы целый месяц в кафе обедали.
Расскажите, ведете ли вы учет расходов? Если нет - что мешает?
Какие из моих ошибок совершали (а может еще совершаете) вы?
Девочки! Очень рада, что есть заинтересовавшиеся темой домашних финансов! :-) На выходных не было времени зайти на сайт, уезжала на фотосъемки, а в понедельник утром - такой сюрприз!
Для начала я бы хотела, чтобы вы описали основные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь при управлении семейными финансами.
Если вы стесняетесь писать на всеобщее обозрение, пишите мне в личку. Мне нужна практика и реальные истории для отработки советов.
Для чего это нужно? Чтобы я смогла скорректировать план, о чем писать в первую очередь.
Вот вам в помощь перечень вопросов, которые стоит задать себе, прежде чем перейдем к практике.
1. Расскажите коротко о себе. Сколько вам лет? В каком городе вы проживете? Чем вы занимаетесь и увлекаетесь?
2. Состав семьи. Сколько лет каждому?
3. Сколько получает каждый.
4. Есть ли в семье долги? Если да, то сколько?
5. Опишите структуру ваших расходов. На чем основаны эти данные (строго ведете учет или прикинули на глазок)?
6. Расскажите о причинах вашего участие в моем финансовом проекте. Что вы ожидаете получить от участия? В чем именно испытываете проблемы в финансовом вопросе? Поделитесь вашими страхами, сомнениями и проблемами, связанными с глобальными мечтами в жизни.
7. Если вы хотите рассказать что-то еще, напишите это здесь.
Этот урок важен! Точнее, ваши ответы на вышеперечисленные вопросы.
Выполнение рекомендуется, но не обязательно - это ваша личная ответственность. Но вы должны понимать, что сами по себе знания ничего не стоят. Только прописанная и проработанная тема меняет мышление.
P.S. Для тех, кто хочет присоединиться - начало тут
Моему блогу уже лет семь, наверное. Но на эту площадку пришла только сейчас. О чем я только не писала за это время! Интересы часто (или не очень) меняются и каждый раз мне хочется полученными знаниями на разные тематики делиться. Были и организация детских дней ро...
Осень в наших широтах может быть и летом, и самой настоящей зимой.
Пока на календаре сентябрь - осень-как-лето, но такое "повзрослевшее лето" - без одурманивающей жары и в кардигане. Немного порадует нас бабье лето, ну а потом наступит осень-как-осень со всеми вытекающими... А ведь может и осень-как-зима нагрянуть! Отчетливо помню 7 ноября 2011 года, когда я стояла в теплой шубе посреди сугробов, а на термометре было минус 10. Вот тебе и осень))
Так что наш "план" будет коротким. Оставлю только те дела, что в другие сезоны неактуальны. И, как в случае с
На прогулке (той, что не потребует куда-то специально ехать):
- «искупаться» в листьях, устроить листопад
- пробежаться по лужам (пожалуй, только без особо разбегу. Все ж не лето))
- весело шагая (в садик, например), выучить осеннее стихотворение
- искать паутину
В лесу или парке:
- устроить семейный пикник с чаем в термосе и домашним пирогом (клетчатый плед как-то сам напрашивается)
- сходить за грибами
- покататься на велосипедах в лесу
- собирать ягоды, а также гербарий и другие дары осени
- устроить фотосессию в опавших листьях
- оставить животным и птицам гостинцы
Домашние игры и развлечения:
- сортировать найденные "осенние драгоценности" по цвету/форме/типу/любому другому признаку, доступному по возрасту ребенку
- сделать бусы и гирлянды из рябины и других ягод
- выделить несколько вечеров для создания потрясающей осенней поделки для садика
- использовать хотя бы малую часть различных
На кухне:
- купить местных яблок, чтобы готовить из них пироги, джем, пастилу. И про овощи не забыть!
Что я упустила? Какими событиями вы бы наполнили семейные будни и выходные, чтобы осень ярко запомнилась?