Детский кашель - одна из самых частых жалоб, с которой мамы обращаются к педиатрам за консультацией и помощью. Их количество особенно возрастает осенью - традиционное время ОРВИ и гриппа - заболеваний, которые редко проходят без кашля.
Волнение родителей в данном случае далеко не беспочвенное. Ведь кашель чаще всего указывает на воспалительный процесс в дыхательных путях, а, кроме того, значительно снижает качество жизни: малыши плохо кушают, беспокойно спят, капризничают. Так что, конечно, медлить с лечением не следует. Но здесь имеются свои нюансы. В зависимости от вида кашля и тяжести заболевания, симптомом которого он является, нужно выбирать и
Почему ребенок кашляет1
Сам по себе кашель - это защитный рефлекс организма, задача которого - очистить дыхательные пути от мокроты, микробов и инородных частиц. Если ваш малыш подкашливает в течение дня 10-15 раз, особенно утром, при этом никаких болезненных симптомов у него не наблюдается, то речь идет о физиологическом кашле. Это нормальное явление, не требующего никакого стороннего вмешательства.
А вот следующие симптомы будут указывать на патологический кашель:
• ребенок кашляет часто и «приступами»;
• данное состояние сопровождается насморком, температурой, слабостью;
• возникают проблемы с дыханием;
• кашель усиливается ночью.
Если речь не идет о попадании инородного тела в дыхательные пути (что обязательно нужно исключить!), то кашель свидетельствует о том, что слизистые оболочки дыхательных путей раздражены, воспалены, что привело к выработке мокроты (бронхиального секрета) и перекрытию дыхательных путей. Собственно, поэтому малыш начинает кашлять.
Впрочем, кашель кашлю - рознь. Поэтому следующая задача - определить вид кашля и разработать соответствующую
Определяем сухой кашель
Прислушайтесь, как кашляет ваш малыш. Если имеются следующие признаки:2
• при кашле не отделяется мокрота,
• ребенок не может откашляться,
• один приступ провоцирует следующий, не принося облегчения,
• возникает ощущение, что малыш чем-то давится,
то все указывает на сухой тип кашля. Медики его также называют непродуктивным. Такой кашель характерен для первых дней вирусных заболеваний. Диагноз, разумеется, должен ставить врач, но родители во многом могут помочь ему, если подробно опишут характер сухого кашля.
Каким может быть сухой кашель, и на какие заболевания он может указывать?
Чтобы было проще ориентироваться в симптомах, предлагаем небольшую табличку.3
ХАРАКТЕР КАШЛЯ | ЗАБОЛЕВАНИЕ |
Грубый и лающий кашель, сопровождается осиплостью голоса, вплоть до полной его потери. | Ларингит |
Грубый, словно «в бочку» кашель, часто длится очень долго | Трахеит |
Кашель сопровождается высокой температурой, слабостью, ознобом, нередко рвотой. | Начальный этап бронхита, воспаления легких |
Сильные приступы кашля, между которыми ребенок с силой и долго затягивает в себя воздух, не может выдохнуть. Нередко - рвота и покраснение кожных покровов. | Коклюш |
Не ошибитесь!
Не путайте сухой кашель с кашлем, характерным для первых дней ОРВИ. Кажется, что ребенок не откашливается, но мокрота находится в дыхательных путях, и малыш не может ее от кашлять. Определить ее наличие сможет доктор, внимательно послушав легкие ребенка с помощью фонендоскопа.
Терапия при сухом кашле4
Основные способы, облегчающие состояние ребенка при данном типе кашля:
• обильное теплое питье;
• увлажнение воздуха в помещении, где находится малыш;
• смягчение слизистой оболочки с помощью полоскания травами, раствором соли или щелочной минеральной водой.
Если у ребенка кашель интенсивный, изнуряющий, сопровождается рвотой и нарушением сна, педиатры могут назначить противокашлевые средства, подавляющие кашлевой рефлекс. Но помните, что такого рода средства применяют с осторожностью и только под контролем врача: они имеют множество противопоказаний и могут привести к негативным последствиям!
Детское лекарство от кашля должно быть эффективным и безопасным, а в идеале - выполнять несколько задач одновременно. Так, к примеру, при сухом кашле важно:
• снять раздражение,
• создать обволакивающий эффект,
• оказать противовоспалительное действие.
Гербион сироп подорожника можно давать деткам с двух лет.
Признаки влажного кашля5
Его также называют продуктивным. Данный тип кашля трудно спутать с чем-либо, т.к. во время приступа обязательно происходит отделение мокроты, - так из нижних дыхательных путей (бронхов) выходит слизь.
Влажный кашель характерен для заключительного этапа ОРВИ, гриппа, но также может сигнализировать и о других заболеваниях.
ХАРАКТЕР КАШЛЯ | ЗАБОЛЕВАНИЕ |
Частый влажный кашель с большим количеством мокроты. | Бронхит |
Частый кашель, обильная мокрота. Состояние сопровождает сильной слабостью, температурой, сонливостью, ухудшением аппетита и повышенной потливостью. | Пневмония (воспаление легких) |
Не ошибитесь!
Такие заболевания, как фарингит и назофарингит - частые спутники ОРВИ, - могут сбить с толку даже опытную маму, пережившую не один кашель своего малыша. Дело в том, что инфекция в этом случае, главным образом, проявляется насморком. Выделения из носа стекают по задней глотке, вызывают кашель. Т.е. откашливается не мокрота, а «сопли». Лечить такой кашель отхаркивающими средствами - неправильно.
Терапия при влажном кашле6
Значительно облегчить состояние малыша в данном случае может обильное питье и специальный массаж, способствующий отхождению мокроты.
Важно!
Массаж нельзя проводить при повышенной температуре тела!
Основное лечение влажного кашля, как правило, сводится к приему муколитиков - препаратов, разжижающих мокроту, и отхаркивающих препаратов.
Важно!
Муколитики следует принимать до 18.00, не на ночь, т.к. в положении лежа начинается активное отхождение мокроты, и ребенок будет кашлять всю ночь.
При влажном кашле у ребенка неоценимую помощь нам опять-таки может оказать
• облегчают отхаркивание,
• способствуют разжижению мокроты и облегчают ее отхождение,
• снимают спазм дыхательных путей,
• оказывают антибактериальное воздействие.
Не забываем, что Гербион сироп первоцвета рекомендован к применению у детей с двух лет. Сладкий вкус и форма сиропа значительно облегчит лечение: малышам будет удобно и вкусно принимать это лекарство.
Профилактика - мать лечения
Лучший совет всем родителям, чьи малыши склонны к частым простудам, сопровождающимся кашлем, делать все возможное, чтобы предотвратить болезнь, и вовремя остановить кашель, не дав ему перейти в затяжную или хроническую форму. Прежде всего, не курите при ребенке, не допускайте переохлаждения организма и резкой смены температур. Не забывайте увлажнять воздух дома, особенно во время отопительного сезона. А главное, не занимайтесь самолечением и выбирайте только проверенные, эффективные и безопасные лекарственные средства.
Лекарственные средства для использования в ингаляторах небулайзерах
Натуральные и эфирные масла
Вдыхание эфирных масел - эффективный метод ароматерапии. Следует с осторожностью использовать различные масла, подбор масел должен быть индивидуален. Перед применением эфирных масел следует обязательно проконсультироваться с врачом. При использовании эфирных масел их концентрация не должна превышать 5%.
Щелочные растворы
Натрия гидрокарбонат. Применяется 2% раствор для разжижения слизи и создания щелочной среды в очаге воспаления. Десятиминутная ингаляция увеличивает эффективность удаления слизисто-гнойного отделяемого из полости носа более чем в 2 раза.
Солевые растворы
Натрия хлорид. 0.9% раствор не оказывает раздражающего воздействия на слизистые оболочки, применяется для их смягчения, для очищения и промывания полости носа при попадании едких веществ. 2% гипертонический раствор способствует очищению полости носа от слизисто-гнойного содержимого.
Бронходилятаторы
Атровент - оказывает как непосредственно бронходилятирующее действие, так и аналогичный профилактический эффект, вызывает уменьшение секреции бронхиальных желез и предупреждает развитие бронхоспазма. В растворе для ингаляций через небулайзер применяется по 1 мл от 3 до 5 раз в день для взрослых.
Сальбутамол - купирует спазм бронхов, уменьшает бронхиальное сопротивление и увеличивает жизненную емкость легких
Беротек (фенотерол) - для ингаляции через небулайзер применяют в виде 0,1 % раствора по 2 мл 3-4 раза в день с целью получения быстрого бронхорасширяющего действия.
Беродуал - препарат быстрого действия с продолжительностью действия до 5-6 часов, что позволяет использовать его для купирования бронхоспазма.
Муколитики
Ацетилцистеин - применяется для ингаляций через небулайзер в виде 20% раствора по 2-4 мл 3-4 раза в день.
Мукомист - для ингаляций применяется ампулированный раствор, содержащий в 1 мл 0,2 г активного вещества.
Лазолван - для ингаляционной терапии может применяться при обструктивном хроническом бронхите в стадии обострения. Поэтому, ингаляции при обструктивном бронхите могут проходить с применением лазолвана.
Пульмикорт - применяется суспензия по 0,25 мг 2-3 раза в день.
Антибиотики
Диоксидин - противомикробный препарат, действующий также на штаммы бактерий, устойчивых к различным антибиотикам, в виде 1 % раствора.
Фурацилин (1:5000) воздействует на грамположительные и грамотрицательные микробы; эффективны ингаляции в острых фазах заболеваний верхних дыхательных путей. Рекомендуются ингаляции 2 раза в день в количестве 2-5 мл.
Малавит - мощное антисептическое и антибактериальное средство, обладающее антивирусным и противогрибковым, а также обезболивающим свойством.
Тубазид - используется в виде 6% раствора по 21 мл дважды в день.
Стрептомицин - для ингаляционной терапии используют свежеприготовленный раствор стрептомицина в изотоническом растворе хлорида натрия из расчета 0,2 - 0,25 г стрептомицина в 3-5 мл раствора хлорида натрия ежедневно.
Какие препараты используются для ингаляций?
В настоящее время в Украине зарегистрирован ряд лекарственных препаратов для небулизации (информация ниже для ознакомления и не является основанием для рекомендации пациентам без назначения врача). Некоторые из них представлены ниже.
Ингаляции от кашля: муколитические средства (средства, разжижающие мокроту)
Амброксола гидрохлорид ( Лазолван, Берингенр, Ингельхайм) амп. По 2 мл (15 мг)
Амброксола гидрохлорид (Амбробене, Ратиофарм) р-р для инг. фл. 100 мл
Ингаляции от насморка: Антибактериальные средства
Амикацин (Лорикацин, Ексир Фармасьютикал Ко) амп. 50/250мг/ 2 мл
Линкомицина гидрохлорид (Линкоцин, Фармация Н.В. / С.А.) фл. 300 мг/ 2 мл
Ингаляции для лечения горла и носа. Антисептики
Диоксидин амп. 0.5% по 10 мл
Фурациллин фл. 200, 400 мл
Мирамистин фл. 0.01% 200 мл
Увлажнители: регидраторы слизистой оболочки органов дыхания
Физиологический раствор (0.9% р-р натрия хлорида) фл. 200, 400 мл
Минеральные щелочные воды «Лужанская», «Поляна Квасова», «Боржоми» и др.
Натрия гидрокарбонат (р-р 0.5-2%) фл. 200, 400 мл
Ингаляции небулайзером: приготовление растворов для небулайзера
1. Препараты, расширяющие бронхи (Бронхолитики)
Беродуал, действующее вещество: фенотерол и бромид ипратропиума (раствор для ингаляций) - Предупреждение и лечение удушья при хронических обструктивных заболеваниях дыхательных путей. Наиболее эффективный из бронхорасширяющих препаратов, обладает наименьшими побочными действиями.
- Взрослым и детям старше 12 лет - 2 мл (40 капель) препарата на 1 ингаляцию, до 4 раз в день
- Детям от 6 до 12 лет - 1 мл (20 капель) препарата на 1 ингаляцию, до 4 раз в день
- Детям до 6 лет - 0,5 мл (10 капель) препарата на 1 ингаляцию, до 3 раз в день
Для приготовления ингаляционного раствора следует к рекомендуемой дозе препарата добавить 3 мл физраствора
Беротек, действующее вещество: фенотерол (0,1%-ный раствор для ингаляций) -
Для купирования приступа бронхиальной астмы:
- Взрослым и детям старше 12 лет - 0,5 мл (0,5 мг - 10 капель), в тяжелых случаях - 1 мл (1 мг - 20 капель)
- Детям 6-12 лет (масса тела 22-36 кг) - 0,25-0,5 мл (0,25-0,5 мг - 5-10 капель), в тяжелых случаях - 1 мл (1 мг - 20 капель)
Профилактика и симптоматическое лечение бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких:
- Взрослым и детям старше 6 лет - 0,5 мл (0,5 мг - 10 капель) на 1 ингаляцию, до 4 раз в день
- Детям до 6 лет (масса тела менее 22 кг) - 0,25-1 мл (0,25-1 мг - 5-20 капель), до 3 раз в день
Рекомендованную дозу непосредственно перед применением разводят физраствором до объема 3-4 мл. Интервал между ингаляциями не должен быть менее 4 часов.
Сальгим, Вентолин Небулы, действующее вещество: сальбутамол (0,1%-ный раствор для ингаляций) - Купирование приступов удушья, профилактика и симптоматическое лечение бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких. По эффекту значительно уступает Беротеку
- Взрослым и детям - 2,5 мл (2,5 мг) на 1 ингаляцию, до 4 раз в день с интервалом между ингаляциями не менее 6 часов
Предназначен для использования в неразведенном виде
Атровент, действующее вещество: бромид ипратропиума (0,025%-ный раствор для ингаляций) - Купирование приступов удушья, профилактика и симптоматическое лечение бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких. По эффекту несколько уступает Беротеку и препаратам сальбутамола, но основным достоинством является безопасность применения
- Взрослым и детям старше 12 лет - 0,5 мг (40 капель) на 1 ингаляцию, 3-4 раза в день
- Детям 6-12 лет - 0,25 мг (20 капель) на 1 ингаляцию, 3-4 раза в день
- Детям до 6 лет - по 0,1-0,25 мг (8-20 капель) на 1 ингаляцию, 3-4 раза в день (под наблюдением врача).
Рекомендованную дозу непосредственно перед применением разводят физраствором до объема 3-4 мл. Интервал между ингаляциями не менее 2 часов
2. Препараты, разжижающие мокроту (Муколитики) и выводящие мокроту (Секретолитики, отхаркивающие)
Флуимуцил, АЦЦ Инъект, действующее вещество: ацетилцистеин (10%-ный раствор для инъекций) - Нарушение отхождения мокроты из нижних дыхательных путей, облегчение отхождения слизистого секрета в верхних дыхательных путях
- Взрослым и детям старше 12 лет - 3 мл препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
- Детям от 6 до 12 лет - 2 мл препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
- Детям от 2 до 6 лет - 1-2 мл препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
Рекомендуемую дозу препарата следует развести с физраствором в соотношении 1:1
Курс лечения - не более 10 дней
Препараты ацетилцистеина не следует применять одновременно с приемом антибиотиков, т.к. они снижают всасываемость антибиотиков. В случаях, когда требуется одновременное введение ацетилцистеина и антибиотика, используют либо другую форму препарата: «Флуимуцил-антибиотик», либо применяют иные муколитические препараты, совместимые с антибиотиками (к примеру, на основе амброксола). Следует отметить, что применение препаратов ацетилцистеина снижает токсическое действие парацетамола на печень.
Лазолван, Абмробене, действующее вещество: амброксол (раствор для ингаляций и приема внутрь) - Острые и хронические заболевания дыхательных путей с выделением вязкой мокроты
- Взрослым и детям старше 6 лет - 2-3 мл раствора на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
- Детям от 2 до 6 лет - 2 мл раствора на 1 ингаляцию 1-2 раза в день
- Детям до 2 лет - 1 мл раствора на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
Для приготовления ингаляционного раствора следует рекомендуемую дозу препарата развести с физраствором в соотношении 1:1
Курс лечения - не более 5 дней
Препараты на основе амброксола не следует применять одновременно с противокашлевыми препаратами (например: кодеин, либексин, фалиминт, бронхолитин, пектусин, синекод и др.). Применение препаратов амброксола способствует хорошему всасыванию антибиотиков.
Нарзан, Боржоми (слабощелочные минеральные воды) - Увлажнение слизистой дыхательных путей
- На 1 ингаляцию используют 3-4 мл минеральной воды, 2-4 раза в день.
Перед ингаляцией минеральную воду следует отстоять до дегазации.
Синупрет, гомеопатический фитопрепарат (капли на основе экстрактов растений: корень генциана (горечавки), щавель, первоцвет, бузина, вербена) - Восстанавливает защитные свойства и уменьшает отек слизистой оболочки дыхательных путей при острых и хронических синуситах. Способствует оттоку экссудата из придаточных пазух носа
Для приготовления ингаляционного раствора препарат необходимо предварительно развести в физрастворе:
- Для взрослых и детей старше 16 лет - в соотношении 1:1 (на 1 мл препарата 1 мл физраствора)
- Для детей от 6 до 16 лет - в соотношении 1:2 (на 1 мл препарата 2 мл физраствора)
- Для детей от 2 до 6 лет - в соотношении 1:3 (на 1 мл препарата 3 мл физраствора)
На 1 ингаляцию используют 3-4 мл полученного раствора, 3 раза в день.
Геделикс, фитопрепарат (капли на основе экстракта плюща) - Заболевания верхних дыхательных путей и бронхов с трудноотделяемой мокротой, кашель (в т.ч. сухой)
Для приготовления ингаляционного раствора препарат необходимо предварительно развести в физрастворе:
- Для взрослых и детей старше 10 лет - в соотношении 1:1 (на 1 мл препарата 1 мл физраствора)
- Для детей до 10 лет - в соотношении 1:2 (на 1 мл препарата 2 мл физраствора)
На 1 ингаляцию используют 3-4 мл полученного раствора, 3 раза в день.
Микстура от кашля, фитопрепарат (порошок (детский и взрослый) для приготовления раствора на основе экстрактов растений: анис, корень солодки, корень алтея, термопсис) - Заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем, особенно при затрудненном отхождении мокроты
Для приготовления ингаляционного раствора следует содержимое 1 упаковки растворить в 15 мл физраствора до полного растворения без осадка
На 1 ингаляцию используют 3-4 мл полученного раствора, 3 раза в день.
Мукалтин, фитопрепарат (таблетки на основе экстракта корня алтея) - Отхаркивающее средство при заболеваниях дыхательных путей и легких
Для приготовления ингаляционного раствора следует 1 таблетку растворить в 80 мл физраствора до полного растворения без осадка
На 1 ингаляцию используют 3-4 мл полученного раствора, 3 раза в день.
Пертусин, фитопрепарат (раствор на основе экстракта растений: чабрец, тимьян) - Отхаркивающее средство при трахеите, бронхите, коклюше
Для приготовления ингаляционного раствора препарат необходимо предварительно развести в физрастворе:
- Для взрослых и детей старше 12 лет - в соотношении 1:1 (на 1 мл препарата 1 мл физраствора)
- Для детей до 12 лет - в соотношении 1:2 (на 1 мл препарата 2 мл физраствора)
На 1 ингаляцию используют 3-4 мл полученного раствора, 3 раза в день.
3. Противовоспалительные препараты
Ротокан, фитопрепарат (спиртовой настой экстрактов растений: календула, ромашка, тысячелистник) - Острые воспалительные заболевания верхних и средних дыхательных путей
Раствор для ингаляции готовят путем разведения препарата в физрастворе в отношении 1:40 (1 мл препарата на 40 мл физраствора)
На 1 ингаляцию используют 4 мл полученного раствора, 3 раза в день.
Прополис, фитопрепарат (настойка) - Воспалительные процессы, боль и травмы верхних и средних дыхательных путей
Раствор для ингаляции готовят путем разведения препарата в физрастворе в отношении 1:20 (1 мл препарата на 20 мл физраствора)
На 1 ингаляцию используют 3 мл полученного раствора, 3 раза в день.
Противопоказания - аллергия к продуктам пчеловодства
Эвкалипт, фитопрепарат (спиртовая настойка) - Воспалительные заболевания верхних и средних дыхательных путей
Раствор для ингаляции готовят путем разведения 10-15 капель препарата в 200 мл физраствора
На 1 ингаляцию используют 3 мл полученного раствора, 3-4 раза в день
Противопоказания - бронхиальная астма, бронхоспазм (удушье)
Малавит, биологически активная добавка (спиртовая настойка на основе минеральных веществ и экстрактов растений) - Острые воспалительные заболевания и боль верхних и средних дыхательных путей
Раствор для ингаляции готовят путем разведения препарата в физрастворе в отношении 1:30 (1 мл препарата на 30 мл физраствора)
На 1 ингаляцию используют 3-4 мл полученного раствора, 3 раза в день.
Тонзилгон Н, гомеопатический фитопрепарат (капли на основе экстрактов растений: корень алтея, листья грецкого ореха, хвощ, ромашка, тысячелистник, кора дуба, одуванчик) - Острые и хронические заболевания верхних отделов дыхательных путей (тонзиллит, фарингит, ларингит)
Для приготовления ингаляционного раствора препарат необходимо предварительно развести в физрастворе:
- Для взрослых и детей старше 7 лет - в соотношении 1:1 (на 1 мл препарата 1 мл физраствора)
- Для детей от 1 до 7 лет - в соотношении 1:2 (на 1 мл препарата 2 мл физраствора)
- Для детей до 1 года - в соотношении 1:3 (на 1 мл препарата 3 мл физраствора)
На 1 ингаляцию используют 3-4 мл полученного раствора, 3 раза в день.
Календула, фитопрепарат (спиртовой настой экстракта календулы) - Острые воспалительные заболевания верхних отделов дыхательных путей
Раствор для ингаляции готовят путем разведения препарата в физрастворе в отношении 1:40 (1 мл препарата на 40 мл физраствора)
На 1 ингаляцию используют 4 мл полученного раствора, 3 раза в день
4. Противовоспалительные гормональные препараты (Глюкокортикостероиды) и противоаллергические препараты (Антигистамины)
Пульмикорт, действующее вещество: будесонид (суспензия для ингаляций, выпускается в «детской» (0,25 мг/мл) и «взрослой» (0,5 мг/мл) дозировках) - Острые воспалительные заболевания нижних дыхательных путей (бронхиальная астма, хроническая болезнь легких), требующие лечения гормональными препаратами. Обладает противовоспалительным и противоаллергическим действием.
-Взрослые/пожилые и дети старше 12 лет - 1 мг на 1 ингаляцию, 1-3 раза в день
- Дети от 6 мес. и до 12 лет - 0,25 мг на 1 ингаляцию, 1-3 раза в день
Данный препарат не применяют в ультразвуковых небулайзерах. Если разовая доза препарата менее 2 мл, то следует добавить физраствор для увеличения объема ингалируемого раствора до 2 мл. В остальных случаях препарат ингалируют в чистом виде (без разведения в физрастворе).
Суточная доза препарата:
0,25 мг/мл - 1 мл по 0,25 мг/мл
0,5 мг/мл - 2 мл по 0,25 мг/мл
0,75 мг/мл - 3 мл по 0,25 мг/мл
1 мг/мл - 4 мл по 0,25 мл/мг или 2 мл по 0,5 мг/мл
1,5 мг/мл - 3 мл по 0,5 мг/мл
2 мг/мл - 4 мл по 0,5 мг/мл
Дексаметазон, (0,4%-ный раствор для инъекций, 4 мг/мл) - Острые воспалительные заболевания дыхательных путей, требующие лечения гормональными препаратами
На 1 ингаляцию используют 0,5 мл (2 мг) препарата, до 4 раз в день.
Курс лечения не более 7 дней
Для приготовления ингаляционного раствора к рекомендуемой дозе препарата следует добавить 3 мл физраствора.
Также можно ампулы с препаратом предварительно развести в физрастворе в соотношении 1:6 (на 1 мл препарата 6 мл физраствора) и ингалировать по 3-4 мл полученного раствора на 1 ингаляцию.
Кромогексал, действующее вещество: кромоглициевая кислота (раствор для ингаляций, 20 мг / 2 мл) - Обладает антиаллергическим, противовоспалительным, антиастматическим действием.
Взрослым и детям старше 2 лет ингалировать по содержимому 1 флакона (без разведения с физраствором) 4 раза в день, по возможности, в равные временные интервалы.
При необходимости рекомендованная доза может быть увеличена в 2 раза, а частота применения может быть увеличена до 6 раз.
5. Противомикробные и антибактериальные препараты (Антибиотики и Антисептики)
Флуимуцил-антибиотик, действующее вещество: ацетилцистеин и тиамфеникол (порошок для инъекций и ингаляций в комплекте с растворителем) - Необходимость одновременного введения антибиотика и препарата разжижающего и выводящего мокроту и слизь из нижних и верхних дыхательных путей
Для приготовления препарата следует добавить 5 мл растворителя (1 ампулу) во флакон с порошком. Полученный препарат следует хранить в холодильнике не более суток, перед использованием подогреть до комнатной температуры
- Взрослым и детям старше 12 лет - ½ флакона (250 мг) на 1 ингаляцию 1-2 раза в день
- Детям до 12 лет - ¼ флакона (125 мг) на 1 ингаляцию 1-2 раза в день
Для приготовления ингаляционного раствора следует к рекомендуемой дозе препарата добавить 2 мл физраствора
Фурацилин, действующее вещество: нитрофурал (0,024%-ный водный раствор, 1:5000) - Обладает дезинфицирующими свойствами. Лечение ОРВИ, предупреждение проникновения инфекции в более глубокие отделы бронхиального дерева
Для ингаляции используют готовый раствор фурацилина (в чистом виде, без разведения в физрастворе) по 4 мл на 1 ингаляцию 2 раза в день. Данный раствор необходимо заказывать в производственном отделе аптеки
Можно приготовить раствор самостоятельно, растворив 1 таблетку фурацилина в 100 мл физраствора до полного растворения без осадка. Ингалировать по 4 мл полученного раствора 2 раза в день.
Диоксидин, (0,5%-ный или 1%-ный раствор для инъекций) - Обладает дезинфицирующими свойствами широкого спектра действия.
Для приготовления ингаляционного раствора препарат следует развести физраствором в соотношении 1:4 для 1%-ного препарата или в отношении 1:2 для 0,5%-ного препарата.
На 1 ингаляцию используют 3-4 мл полученного раствора, 2 раза в день.
Хлорофиллипт, фитопрепарат (1%-ный спиртовой настой на основе хлорофилла листьев эвкалипта) - Стафилококковая инфекция дыхательных путей
Раствор для ингаляции готовят путем разведения препарата в физрастворе в отношении 1:10 (1 мл препарата на 10 мл физраствора)
На 1 ингаляцию используют 3 мл полученного раствора, 3 раза в день.
Препарат очень сильно окрашивается и не отмывается!
Гентамицин, (4%-ный раствор сульфата гентамицина для инъекций, 40 мг/мл) - Инфекции дыхательных путей
- Взрослым и детям старше 12 лет - 0,5 мл (20 мг) препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
- Детям от 2 до 12 лет - 0,25 мл (10 мг) препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
Для приготовления ингаляционного раствора к рекомендуемой дозе препарата следует добавить 3 мл физраствора. Также можно ампулы с препаратом предварительно развести в физрастворе:
Для взрослых и детей старше 12 лет - в соотношении 1:6 (на 1 мл препарата 6 мл физраствора) и ингалировать по 3-4 мл полученного раствора на 1 ингаляцию.
Для детей от 2 до 12 лет - в соотношении 1:12 (на 1 мл препарата 12 мл физраствора) и ингалировать по 3 мл полученного раствора на 1 ингаляцию.
Мирамистин, (0,01%-ный раствор) - Антисептик широкого спектра действия. Лечение инфекций дыхательных путей, в том числе сопровождающиеся гнойными выделениями
Взрослым и детям старше 12 лет для ингаляции используют готовый 0,01%-ный раствор мирамистина (в чистом виде, без разведения в физрастворе) по 4 мл на 1 ингаляцию 3 раза в день.
Детям до 12 лет для приготовления ингаляционного раствора препарат следует развести физраствором в соотношении 1:2 (на 1 мл препарата 2 мл физраствора) и ингалировать по 3-4 мл на 1 ингаляцию 3 раза в день.
Декасан для ингаляций
Декасан - активен против большинства грамотрицательных, грамположительных микроорганизмов - возбудителя дифтерии, синегнойной палочки, стрептококков, стафилококков.
Детям старше 12 лет и взрослым, для ингаляции небулайзером, Декасан можно не разводить физраствором, и использовать раствор 0,2 мг/мл по 5-10 мл на одну ингаляцию 1-2 раза в день.
Для ингаляции детям декасан применяют в разведенном виде. Детям до 12 лет Декасан разводят с физраствором в пропорции 1:1. Для одной ингаляции необходимо купить Декасан 0,2 мг/мл. и при каждой ингаляции смешивать 2 мл декасана и 2 мл. физраствора. Проводят ингаляции 1-2 раза в день.
6. Иммуномодуляторы
Интерферон, (порошок для приготовления капель для носа) - Профилактика и лечение гриппа, а также других ОРВИ.
Для приготовления препарата следует вскрыть ампулу с порошком, влить в нее кипяченую или дистиллированную воду комнатной температуры до отметки 2 мл, аккуратно встряхнуть.
На 1 ингаляцию используют 2 мл полученного раствора, 2 раза в день.
Для приготовления ингаляционного раствора к рекомендуемой дозе препарата следует добавить 1 мл физраствора
Деринат, действующее вещество: дизорибонуклеат натрия (0,25%-ный раствор для наружного применения) - Профилактика и лечение гриппа, ОРВИ и других вирусных инфекций верхних дыхательных путей и их осложнений
На 1 ингаляцию используют 2 мл препарата, 2 раза в день.
Для приготовления ингаляционного раствора к рекомендуемой дозе препарата следует добавить 2 мл физраствора
7. Сосудосуживающие (противоотечные) препараты
Адреналин (Эпинефрин), действующее вещество: эпинефрин (0,1%-ный раствор гидрохлорида адреналина для наружного применения или инъекций) - Бронхоспазм (приступ удушья), аллергический отек гортани, отек гортани при ларингите, ларинготрахеите и крупе
- Взрослым и детям старше 2 лет - 0,5 мл препарата однократно, при необходимости процедуру повторяют
- Детям до 2 лет - 0,25 мл препарата однократно, при необходимости процедуру повторяют
Для приготовления ингаляционного раствора следует к рекомендуемой дозе препарата добавить 3 мл физраствора.
Также можно препарат предварительно развести в физрастворе:
Для взрослых и детей старше 2 лет - в соотношении 1:6 (на 1 мл препарата 6 мл физраствора) и ингалировать по 3 мл полученного раствора на 1 ингаляцию.
Для детей до 2 лет - в соотношении 1:12 (на 1 мл препарата 12 мл физраствора) и ингалировать по 3 мл полученного раствора на 1 ингаляцию.
Применять с осторожностью, увеличивает частоту сердечных сокращений! Не применять без консультации врача!
Нафтизин, действующее вещество: нафазолин (капли назальные, 0,05%-ный и 0,1%-ный раствор) - Аллергический стеноз (отек) гортани, стеноз (отек) гортани при ларингите, ларинготрахеите и крупе
Для приготовления ингаляционного раствора следует 0,05%-ный препарат развести с физраствором в соотношении 1:5 (на 1 мл препарата 5 мл физраствора) или 0,1%-ный препарат развести в соотношении 1:10 (на 1 мл препарата 10 мл физраствора).
Для снятия отека однократно ингалируют 3 мл полученного раствора, при необходимости процедуру повторяют.
8. Противокашлевые средства
Лидокаин, (2%-ный раствор гидрохлорида лидокаина) - Навязчивый сухой кашель. Местное анестезирующее действие
- Взрослым и детям старше 12 лет - 2 мл препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
- Детям от 2 до 12 лет - 1 мл препарата на 1 ингаляцию, 1-2 раза в день
Для приготовления ингаляционного раствора следует к рекомендуемой дозе препарата добавить 2 мл физраствора.
Применять с осторожностью, имеются очень серьезные противопоказания! Не применять без консультации врача!
Туссамаг, фитопрепарат (капли на основе экстракта тимьяна) - Заболевания верхних дыхательных путей, сопровождающиеся непродуктивным кашлем
Для приготовления ингаляционного раствора препарат необходимо предварительно развести в физрастворе:
- Для взрослых и детей старше 17 лет - в соотношении 1:1 (на 1 мл препарата 1 мл физраствора)
- Для детей от 6 до 16 лет - в соотношении 1:2 (на 1 мл препарата 2 мл физраствора)
- Для детей от 1 до 5 лет - в соотношении 1:3 (на 1 мл препарата 3 мл физраствора)
На 1 ингаляцию используют 3-4 мл полученного раствора, 3 раза в день.
Правила проведения ингаляций
1. Ингаляции следует принимать не ранее чем через 1-1,5 часа после еды, при этом не следует отвлекаться разговором. После ингаляций в течение 1 часа не рекомендуется разговаривать, принимать пищу, выходить на улицу (в прохладную погоду).
2. При заболеваниях верхних дыхательных путей (носа, околоносовых пазух и носоглотки) вдох и выдох необходимо делать через нос, используя маску. Дышать спокойно, без напряжения.
3. При заболеваниях средних дыхательных путей (горло, гортань) вдох и выдох следует делать через рот, используя маску. Дышать следует спокойно в обычном режиме
4. При заболеваниях трахеи, бронхов, легких рекомендуется вдыхать аэрозоль через рот, используя мундштук. Дышать глубоко и ровно.
5. Большинство растворов для ингаляций приготовляются на основе физиологического раствора 0,9% хлорида натрия (NaCl) в качестве растворителя и увлажнителя. Исходный лекарственный препарат разводят с физраствором в определенных соотношениях.
6. Хранить приготовленный раствор нужно в холодильнике не более суток. Перед употреблением обязательно подогреть до комнатной температуры
7. При одновременном назначении нескольких препаратов следует соблюдать очередность. Первым ингалируется бронхорасширяющее средство, спустя 15-20 минут - средство разжижающее и выводящее мокроту, затем, после отхождения мокроты, - антибиотик или противовоспалительное средство
8. Курс лечения зависит от сложности заболевания и применяемого препарата (от 5 до 10 дней)
9. Хотя небулайзерная терапия не относится к тепловым физиотерапевтическим процедурам, тем не менее, не рекомендуется проводить ингаляции при повышенной температуре тела
10. В небулайзерах запрещено использовать масляные препараты. Различные масла используются для лечения заболеваний только верхних дыхательных путей, для которых достаточно воздействие крупнодисперсных частиц, поэтому для ингаляций маслами используются паровые ингаляторы. Небулайзер производит мелкодисперсные частицы. При использовании масляных растворов, происходит попадание мелкодисперсных частиц масла в легкие, а это существенно повышает риск развития так называемых масляных пневмоний. Так же применение эфирных масел в небулайзерах повышает риск возникновения аллергии по причине высокой концентрации активных веществ в легких.
11. В большинстве небулайзеров не разрешено использование самостоятельно приготовленных отваров и настоев трав, поскольку они имеют взвесь, которая значительно крупнее частиц аэрозоли и небулайзер не может их пропустить, что в свою очередь может привести к поломке прибора. По той же причине в небулайзерах не используют суспензии и сиропы (за исключением специальных суспензий для ингаляций). Хотя существуют небулайзеры, которые способны работать с отварами трав.
12. Такие лекарственные препараты как Эуфиллин, Папаверин, Димедрол и им подобные средства, так же не могут быть использованы в небулайзерах, поскольку они не имеют «точек приложения» на слизистой оболочке.
У Вас в квартире есть хозяйственное мыло? Если нет, то обязательно приобретите и пусть лежит на всякий случай! Я неоднократно слышала о его пользе. Один раз в детстве меня укусила соседская собака и бабушка прежде чем тащить меня в больницу промывала рану именно хозяйственным мылом. А еще однажды… Я кричал, вырывался, но бабуля старалась промыть рану как можно тщательнее. Кстати, в больнице нас за это похвалили и рекомендовали так делать всегда. Оказывается, что лучшим по микробиологическим показателям оказалось... мыло "Хозяйственное".
А меня свекровь научила курицу, окорочка там всякие перед приготовлением обязательно с хоз. мылом помыть. Она очень крутой повар и уже 35 лет так готовит.
Тогда в душевой текла только холодная вода, и мыло выдавали хозяйственное. Но зато когда отец приходил стричься, парикмахерши удивлялись: такие густые волосы - и совершенно нет перхоти! Всё допытывались, чем это он таким голову моет...
Моя одноклассница (давненько дело было!) имела густую роскошную шевелюру ниже попы. Такую, что сама расчесывать не могла. Ей все вслед ахали, а я не удержалась и выпытала, как она за ними ухаживает. Первый помыв - шампунем (смываем основную грязь), потом - хоз. мылом. Я попробовала! Через полгода вместо моих трех тонких волосин - клевые волосы и 0 перхоти. Уже 9 лет прической довольна.
Кто-то из знакомых, по совету воспитателя, избавил ребенка от начинающегося серьезного воспаления на ноге при помощи хозяйственного мыла.
Хозяйственное мыло успешно применяется для лечения воспалительных процессов (вплоть до начинающейся гангрены)
Хозяйственным мылом успешно лечат даже гинекологические заболевания (в некоторых роддомах его используют для мытья пола в отделениях, где находятся новорожденные).
Хирурги знают об удивительной способности хозяйственного мыла заменять хирургические перчатки (если его намылить на руки и оставить подсыхать) - говорят, что тогда даже при порезе во время операции риск заражения минимален.
Моя голову хозяйственным мылом, можно добиться того, что волосы становятся густыми и здоровыми (исчезает и перхоть, и ломкость волос). Правда, чтобы кожа головы не была после такого мытья пересушена, нужно все же затем ополоснуть голову кислым раствором на основе уксуса или лимонного сока.
Хозяйственным мылом советуют умываться - хотя бы 2 раза в неделю - для того, чтобы кожа всегда молодо выглядела. После умывания надо смазывать кожу обыкновенным детским кремом. Причем эффект от таких умываний, как говорят те, кто попробовал, лучше, чем от использования дорогой профессиональной косметики.
Очень хорошо очищает кожу мытье в парной с березовым веником, замоченным в растворе хозяйственного мыла: кожа замечательно очищается и потом как бы светится изнутри
Можно излечиться с помощью хозяйственного мыла от начинающегося насморка. Нужно сделать мыльный раствор, обмакнуть туда ватный тампон и обработать носовые пазухи. Тогда (хотя и будет первое время немного щипать) нос никогда не будет заложен, а через 2-3 такие обработки вы надолго забудете о простуде.
При укусе собаки для предотвращения попадания в рану инфекции советуют дать стечь крови из раны (она вымоет и бактерии), а потом или приложить марлю или забинтовать бинтом, смоченным в растворе хозяйственного мыла.
Успешно справляется хозяйственное мыло и с лечением грибковых заболеваний стоп. Советуют тщательно мыть пораженные области на коже мылом со щеткой, после чего обрабатывать поверхность кожи йодом.
После депиляции, чтобы исключить покраснение кожи на чувствительных участках, люди также используют хозяйственное мыло. Достаточно просто один раз намылиться и раздражения не будет
Хозяйственным мылом успешно лечится молочница и потница. Им хорошо подмываться, оно убивает все бактерии и грибок типа молочницы. При молочнице здорово помогает, намылить безымянный палец и обмазать влагалище на сколько палец влезет, так мне в роддоме сказали.
Если имеются какие-либо проблемы в ротовой полости, можно обрабатывать зубную щетку раствором хозяйственного мыла и оставлять на ночь. К утру вы будете уверены, что ваша зубная щетка полностью обеззаражена.
В хозяйственном мыле много щелочей, быстро и качественно растворяющих грязь и к тому же обладающих антимикробным действием. Недаром в медицине грубое хозяйственное мыло до сих пор используют в качестве антисептика.
Я когда служил в армии лечил грибок на ногах хозяйственным мылом. Просто на протяжении 1 недели утром и вечером моешь ноги в холодной воде с хозяйственным мылом и грибка как не бывало!
Несколько лет назад мои только что проколотые уши воспалились - сзади на мочке образовался просто комок черный. Я уже настроилась снять сережки и "зарастить" уши, но моя мама взяла обычное хозяйственное мыло, натерла его мелкой стружкой, добавила сок лука и все это приложила мне на мочку на день. Вечером все сняла, потом я еще пару дней смазывала ухо спиртом, и все прошло. Больше проблем не было.
Хозяйственное мыло - прекрасное средство для снятия отёка. Для этого достаточно развести мыло в воде и натереть полученным раствором ушиб. Производить процедуру необходимо несколько раз за день.
Средство от прыщей. Настрогать хозяйственное мыло в мисочку, добавить воды и взбить его помазком в пену. Теперь взять 1 ст. л. получившейся пены, 1 ч. л. соли «экстра» и перемешать. Эту смесь накладывать на хорошо вымытое лицо. Предупреждаю - будет сильно щипать, но это как раз и означает, что идет лечебный процесс. Держать маску полчаса. У вас на лице останется сухая соль, смахните ее и умойтесь сначала горячей, а потом холодной водой. Делать такую процедуру нужно 2-3 раза в день в течение 2-3 недель.
Средство от нарывов. Смешать в равных частях натертый лук, хозяйственное мыло и сахар. Эту мазь наложить на нарыв и забинтовать.
Делать это нужно на ночь, утром вы увидите, что рана полностью очистилась.
Врачи рекомендуют раз в две недели мыться хозяйственным мылом: вы защитите себя от вирусов и бактерий
От трещин на пятках и натоптышей делают ванночку из 2 литров горячей воды, 1 чайной ложки соды и 1 столовой ложки наструганного
хозяйственного мыла.
Хозяйственное мыло и дождевая вода от выпадения волос избавят навсегда. Применять для намыливания волос только темное хозяйственное мыло. Никаких других моющих средств не использовать. Мыть голову следует 2 раза в неделю. Я делала так в течение двух месяцев. Результат прекрасный
Если ушибленное место помазать хозяйственным мылом - синяка не будет.
У меня мама еще делала такой домашний пилинг - ей косметолог еще в советские времена советовала: нанести на влажную кожу лица пену из хозяйственного мыла и ваткой, смоченной хлористым кальцием, протереть лицо по массажным линиям. Кожа очень хорошо очищается. Мама выглядит очень хорошо и не понимает моих затрат на салонные кислотные пилинги.
Если намылить место ожога хозяйственным мылом и дать подсохнуть, то не будет не только пузырей от ожога, но и покраснения не останется! Проверено на себе много раз.
Развитие логики.
1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например - сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей - игры из мягких конструкторов (ковролин,фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка).
5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:
6. Ближе к двум годам - собирание пирамидки из кубиков разного размера:
7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:
8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.
Развитие внимания.
1. Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
2. Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
4. «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку - малыш должен найти ее по звуку.
5. «Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает - зовя малыша к себе).
6. «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).
Изучение свойств предметов:
1. Большой-маленький.
2. Названия цветов (как базовых - синий, красный и т.п. так и нетипичных - салатовый, розовый и т.п.).
3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
4. Один-много.
5. Горячий-холодный.
6. Высокий-низкий.
7. Вверх-вниз.
8. Предлоги.
9. Грустный-веселый.
10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой-мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий -тяжелый.
Лексические темы:
1. Посуда.
2. Рыбы.
3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
4. Машины.
5. Кораблик.
6. Домики.
7. Цветы.
8. Грибы.
9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.
Творчество.
1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе ("washable") - они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато - нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
2. Учить пользоваться красками - мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
3. Рисование пальчиками.
4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам - кружки. Важно - навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками - такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
8. Лепка из пластилина, теста - учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально - что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух - у всех по-разному.
9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).
12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).
Творчество.
Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе ("washable") - они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато - нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
Учить пользоваться красками - мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
Рисование пальчиками.
Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам - кружки. Важно - навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками - такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
Лепка из пластилина, теста - учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально - что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух - у всех по-разному.
Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.
Развитие речи и артикуляции.
1. Продолжать учиться звукоподражанию, учить как говорят животные (ква-ква, бум-бум и т.п.) - если малыш еще плохо говорит. Если развитие речи в норме - продолжаем осваивать те звукоподражания, которые еще не освоили - тренируем речевой аппарат (учимся произносить сложные звуки в простых звукосочетаниях).
2. Учимся дуть (выдуваем мыльные пузыри, задуваем свечки, сдуваем ватные шарики и т.п.) - навык индивидуальный - у многих он развивается уже после двух лет.
3. Выполнять пальчиковую гимнастику, развивать моторику.
«Мама-радио» - стараемся много говорить с ребенком, сопровождать обсуждением большинство действий и дел (давай одевать шапочку, штанишки, сейчас будем кушать, смотри, какой цветочек и т.п.). Стараемся говорить с ребенком медленно и четко (чем медленнее и четче в обычной жизни говорит мама, тем легче, быстрей и правильней начинает говорить ребенок. Представьте себе учительницу китайского, которая бубнит себе под нос со скоростью 300 слов в минуту - как быстро вы заговорите на китайском? ).
4. Читать книги.
5. Если ребенок говорит достаточное количество слов - совместно рассказывать стихи (мама начинает - «наша Таня громко…» ребенок продолжает- «плачет!») - обычно это возможно осуществить в среднем - к двум годам (у всех индивидуально).
6. По возможности - побуждать ребенка к речи и звукоподражаниям (скажи "дай!", "скажи, что это", "скажи, как мяукает кошечка", и т.п.).
7. Обыгрывать различные ситуации с игрушками, в процессе которых ребенок будет говорить простые слова и звукоподражания ("давай покачаем куклу, спой ей "а-а", "побибикай машинкой - "би-би", "попроси у мишки чашку, скажи, "дай, мишка!" и т.п.).
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
1. Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).
2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе самодельных).
3. Знакомимся с понятиями «громко - тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
4. Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
«Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам - как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
5. Знакомимся с понятиями «шум - тишина».
6. Прослушивание классической музыки фоном.
7. Активное слушанье классической музыки - обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она рассказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» - ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
8. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух - "принеси куклу, дай мячик").
Развитие сенсорики.
Игра с разными материалами - кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
1. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
2. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
3. Ощупывание природных материалов на улице - кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба - пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
4. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.
Гимнастика и развитие координации.
1. Логоритмика - танцы под музыку Железновых и др.
2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
5. Катать мячики, машинки.
6. Кидать мячики.
7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
8. Бить по мячу ногой.
9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).
10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.
11. Учиться переносить различные предметы на подносе.
12. На улице - побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти - значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.
13. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.
14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через "тоннель".
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.
Ролевые игры.
1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
2. Покорми, умой куклу.
3. Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
4. Ближе к двум годам - игра с посудкой, в кухню.
5. Стираем и развешиваем белье.
6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).
Развивающие упражнения в быту.
(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно - ребенок может отказаться выполнять задания).
1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы ("помоги поставить тазик на место").
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице - не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу - насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).
Социальные навыки.
Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте - большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения - значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.
1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы - гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
3. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку - уважать его право играть своими игрушками.
4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) - вешать белье, приносить предметы и т.п.
5. Показывать ребенку кукольный спектакль.
Три правила, как спасти жизнь при сердечном приступе без лекарств
1. Как распознать сердечный приступ? Сердце вдруг стало биться не так, как обычно: либо слишком гулко и с перебоями («то бьется, то не бьется»), либо слишком часто (тахикардия). В груди тяжесть, может быть боль в левой части тела (под лопаткой, за грудиной, отдается в челюсть слева). Трудно дышать, особенно сделать полноценный выдох. Не паникуйте, действуйте быстро. У вас есть буквально два-три десятка секунд, прежде чем можете потерять сознание.
2. Начинайте кашлять - много раз и с очень большой силой. Каждый раз, перед тем как кашлянуть, сделайте глубокий вдох, кашель должен быть глубоким и продолжительным, как будто вы выплевываете мокроту глубоко из груди.
3. Еще раз: глубокий вдох, на выдохе кашель. Это поможет насытить сердце кислородом и восстановить сердечный ритм. Глубокий вдох и кашель на выдохе должны повторяться каждые 2 секунды без перерывов и остановок, вплоть до прихода медицинской помощи.
Глубокий вдох позволяет кислороду проникнуть в легкие, а кашлевые движения «сжимают» сердце и заставляют кровь циркулировать. Это давление на сердце также помогает ему добиться своего нормального ритма.
Кардиологи говорят, что если бы каждый из нас поделился этой информацией с 10 людьми, как минимум одна жизнь могла бы быть спасена.
2) Содержит омега 3 жирные кислоты в виде альфа-линоленовой кислоты, необходимой для профилактики атеросклероза, болезней сердечнососудистой системы и других.
3) Ценный источник кемпферола, биоактивного вещества, укрепляющего сосуды, помогающего выводить токсины, обладающего антиаллергическим, общеукрепляющим и тонизирующим эффектом.
4) Высокая концентрация витамина C защищает наши клетки от атак свободных радикалов и замедляет старение организма.
5) Благодаря клетчатке брокколи благотворно влияет на пищеварительную систему.
6) Пищевые волокна защищают слизистую от бактерий, язв, гастрита и других заболеваний.
7) Налаживает холестериновый обмен в организме.
8) Полезен для зрения и защищает глаза от катаракты.
9) Помогает усваиваться витамину D.