Хвала Аллаху, Господу миров, благословение и мир нашему господину Мухаммаду, который был послан как милость для миров.
Ученые-факъихы в общем единодушны в том, что беременной или кормящей грудью женщине, если она опасается за себя или за ребёнка, разрешено отсрочивать пост.
Ученые уподобляют её больному человеку. Что касается беременной, то её схожесть с больным очевидна. А что касается кормящей грудью, то ученные маликитского мазхаба и другие сравнили её с больным по форме, а также ссылаясь на слова Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах, где он комментирует слова Всевышнего: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка".(аль-Бакара, 184 аят).Он говорил, что этот аят относится к пожилому старику, к пожилой женщине, к беременной женщине а также к кормящей грудью.
Также они ссылаются на хадис Анаса ибн Малика аль-Кагьбий, который сказал: Я пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и застал его за обедом. Он сказал: "Подойди поближе и покушай". Тогда я сказал: я пощусь. Он сказал: "Подойди и я расскажу тебе про пост. Всевышний Аллах снял с путника пост и половину намаза, (Он также снял пост) с беременной и кормящей грудью женщины".Хадис передали ат-Тирмизий и ан-Насаий. Ат-Тирмизий сказал: этот хадис прекрасный (Хасан). В некоторых экземплярах книги ат-Тирмизий пишется: хадис прекрасный и достоверный. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хъузейма и группа ученных. Некоторые ученные посчитали этот хадис слабым, но существует множество преданий от сподвижников, подтверждающие смысл хадиса.
Но здесь нужно обратить внимание на различие положения: когда женщина разговляется, опасаясь за себя, и когда она разговляется, опасаясь за ребёнка:
Если беременная или кормящая не постилась, опасаясь за своё личное здоровье, то она восполняет пропущенные дни и не должна кормить бедняков, т.к. она принимает положение больного человека, который после выздоровления возмещает только пропущенные дни, без каких либо других обязательств. В этом нет неясности и это мнение большинства ученых.
Но если кормящая или беременная разговлялась, опасаясь за ребёнка, (т.е. если она не будет принимать пищу, то тем самым она может навредить ребёнку, или она должна принимать лекарства ради своего ребёнка, находящемуся в утробе). То же самое относится к кормящей грудью, (т.е. если она не будет принимать пищу, то она потеряет молоко, и у ребёнка нет другой кормилицы.) Если женщина находится в таком положении, то относительно возмещения пропущенных дней и кормления бедняка, между учеными существует три мнения:
Первое мнение: Она пропускает пост, но возмещает его когда наступает такая возможность. Наряду с этим она кормит бедняка за каждый пропущенный день. Это мнение ханбалитов. Также это мнение передаётся от Ибн Аббаса, Ибн Умара и других.
И оно основано на вышеприведенном аяте: "А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка".(аль-Бакара, 184 аят).Так как она способна поститься, но разговляется из ребёнка. Также она разговлялась, опасаясь не за себя, а за ребёнка. В таком случае, кормление бедняка должен взять на себя опекун ребёнка. Ученный Ибн Акъиль считал, что кормление бедняка это обязанность самой женщины, но правильное мнение - это первое.
Второе мнение: Она не постится и не восполняет пропущенные дни, но кормит одного бедняка за каждый пропущенный день. Это мнение пришло в достоверных преданиях от Ибн Умара и Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах.
Но это мнение, как я считаю, слабое, т.к. противоречит мнению всех четырех имамов, а также мнению большинства ученных из числа табигьин (последователи) и факъихов.
И одним из главных доказательств, указывающих на слабость данного мнения, являются слова Всевышнего: "Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время…".(аль-Бакара, 184 аят).И нет ни для кого оправдания не поститься и вместе с ним не возмещать пропущенные дни, кроме как для немощного человека, который вообще ни в какое время не способен поститься, наподобие больного, болезнь которого неизлечима.
Поэтому это мнение слабое, даже если оно достоверно передаётся от Ибн Умара и Ибн Аббаса, т.к. это их личное мнение, и они не считали его исходящим от самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Третье мнение: Она не постится, но должна возместить пропущенные дни и только. И нет на неё обязанности кормить бедняков за пропущенные дни. Это мнение имама Абу Ханифы и группы ученных из числа табигьин, таких как Атъаа, аз-Зухрий, аль-Хасан, Саид ибн Джубейр, Ибрахим ан-Нахъагьий и других.
Я считаю, что это мнение самое справедливое и самое лучшее среди существующих. Так как обязать беременную или кормящую женщину одновременно возмещать пропущенное и кормить бедняков вызывает недоумение, и не подкрепляется соответствующим доводом . Поэтому лучше всего сказать: она должна только возместить пропущенные дни, не кормя бедняков… . Тем более, причина, по которой разговляется такая женщина, это дозволенная Шариатом причина, независимо от того, касается ли она её непосредственно или же её ребёнка. Что касается беременной, то сказанное совсем очевидно в отношении неё, потому что, то, что находится в её утробе схоже с другими её органами тела, которые являются неотъемлемой частью её тела. И вполне вероятно, что состояние её здоровья может влиять на состояние здоровья ребенка и наоборот. Поэтому мнение, различающее между разговляющейся из за опасения за себя и между разговляющейся из за ребёнка, требует пересмотра.
Поэтому, как уже отмечено, лучше сказать: они могут разговляться, но должны возместить пропущенные дни и только. Это мнение имама Абу Ханифы, и тех имамов, чьи имена названы выше.
Alhamdulillah, the one of a kind exclusive Ramadhan Journal is finally here!
By the Grace of Allah, together with award winning International Islamic artist Zohayma Montanér, we have made this journal “stupendofabulously” special, Alhamdulillah!
With 320 brilliantly colored pages, this journal will definitely make your Ramadhan memorable and fun filled while helping you learn more about Islam.
YES, we are now accepting pre-orders, so what are you waiting for?
"Дети - это цветы нашей жизни.
Чем больше цветов, тем ярче и прекрасней наш сад.
Не бойтесь, что засохнет сад, дождь который ниспошлет Всевышний с неба,
будет пропитанием для всех цветов.
Одна улыбка ребенка снимает стресс и негатив всех людей".
Вырастить одного-единственного ребенка и превратить выращивание в тяжкий труд, себя в мать-героиню, а жизнь семьи в подвиг — совсем не сложно. Для этого всего-навсего надо не высыпаться.
Поэтому поймите и запомните главное: здоровый детский сон — это такой сон, когда сладко и комфортно всем — и взрослым, и детям!
Организация детского сна — это организация здорового сна всех членов семьи.
Самое простое в вышеупомянутой организации — приобрести качественный одноразовый подгузник, и это, по сути, единственный друг детского сна, который реально существует без вашего родительского участия — его за вас и для вас уже придумали и сделали.
Все остальное исключительно в ваших руках.
Ведь сон теснейшим образом связан с другими составляющими образа жизни — с питанием, прогулками, параметрами воздуха, одеждой, гигиеническими процедурами и т.д.
Правильное питание, игры на свежем воздухе, уборка помещений, купание, мягкая, чистая, сухая постель — все это требует времени, желания, знаний, умений.
Читайте, учитесь, действуйте.
Правило 1. Расставьте приоритеты
Семья полноценна, счастлива и работоспособна тогда, когда родители имеют возможность спать 8 часов в сутки.
Большего всего на свете — больше еды и питья, больше сна и свежего воздуха — ребенку нужны здоровые, отдохнувшие и любящие друг друга мама и папа.
Правило 2. Определитесь с режимом сна
С момента рождения режим ребенка должен быть подчинен режиму семьи.
Готовьтесь к ночному сну заранее и готовьте к нему ребенка. Определите время, когда ночной сон начинается, и пусть это будет время, удобное для вас! С 21.00 до 5 утра? Пожалуйста! С 23.00 до 7 утра? На здоровье! Выбрали? Теперь старайтесь соблюдать.
Правило 3. Решите, где спать и с кем
Теоретически и практически возможны три варианта:
детская кроватка в спальне родителей — оптимально для детей первого года жизни и приемлемо лет до трех;
детская кроватка в детской спальне — идеально для детей старше года;
сон в одной кровати с родителями — модное увлечение, большинством педиатров не поощряемое и к здоровому детскому сну не имеющее отношения.
Правило 4.Не бойтесь разбудить соню
Если вы хотите, чтоб ребенок хорошо спал ночью, не допускайте лишнего сна днем. Непонятно? Сейчас объясним.
Средняя суточная потребность во сне у детей такова: до 3-х месяцев — 16—20 часов; 6 месяцев — 14,5 часов; 12 месяцев — 13,5 часов; 2 года — 13 часов; 4 года — 11,5 часов; 6 лет — 9,5 часов; 12 лет — 8,5 часов.
Итак, мы с вами знаем, что ребенок в возрасте 6 месяцев спит ориентировочно 14,5 часов в сутки. Если мы хотим мирно проспать 8 ночных часов, то на дневной сон остается не более 6,5 часов. И если вы днем проспите 9, то 8 часов сна ночью маловероятны.
Не бойтесь разбудить соню!
Правило 5. Оптимизируйте кормления
В первые три месяца жизни ребенок в течение ночи может есть 1—2 раза. В возрасте 3—6 месяцев однократное ночное кормление вполне возможно. После 6 месяцев ребенок в ночном кормлении биологически не нуждается.
Ребенок может захотеть на ручки, ребенок может требовать общения, сосания, шипения, качания и требовать всё активнее, дольше и чаще по мере того, как требования удовлетворяются.
Установите правила игры раз и навсегда. Можно ли использовать маму не для кормления, а для удовлетворения потребностей в сосании? Можно ли папе, которому, кстати, завтра на работу, полночи младенца укачивать, да еще и петь при этом? Если вы считаете, что можно — пожалуйста, но про здоровый детский сон можете забыть.
Постарайтесь слегка недокормить в предпоследнее кормление и максимально сытно накормить непосредственно перед ночным сном. Помните: голод — далеко не единственная причина плача, и не затыкайте детский рот едой при первом же писке. Перекорм — главная причина болей в животе и связанных с этим нарушений сна.
Правило 6. Хорошо проведите день
Живите активно — гуляйте, спите днем на свежем воздухе, поощряйте познание мира и подвижные игры.
Ограничение вечерних эмоциональных нагрузок благоприятно влияет на сон.
Спокойные игры, мирное чтение добрых сказок, просмотр уже знакомых мультфильмов и, наконец, мамина баюкательная песня — что может быть лучше для подготовки ко сну до утра…
Правило 7. Подумайте о воздухе в спальне
Чистый прохладный влажный воздух в спальне — непреложное правило.
Проветривание. Влажная уборка. Увлажнитель воздуха. Термометр и гигрометр. Регуляторы на радиаторах отопления.
Оптимальная температура воздуха — 18—20 °С, при условии, что это детская комната (т.е. место, где ребенок не только спит, но и живет); если же речь идет о детской спальне, то оптимально — 16—18 °С.
Оптимальная относительная влажность воздуха — 50—70%.
Правило 8. Используйте возможности купания
Вечернее купание — в большой ванне, в прохладной воде — прекрасный способ физически устать, изрядно проголодаться, после чего с аппетитом поесть и уснуть до утра.
Массаж и гимнастика до купания, гигиенические процедуры и теплая одежда после — все это усиливает пользу самого купания.
Правило 9. Подготовьте постель
Матрац плотный и ровный — вес тела малыша не должен приводить к его прогибанию. До двух лет никаких подушек. После двух лет подушка вполне возможна (стандартные размеры детской подушки — 40 x 60 см, а толщина ее ориентировочно должна быть равна ширине детского плеча).
Постельное белье из натуральных тканей, постиранное с использованием специальных детских порошков с тщательным полосканием.
Правило 10. Позаботьтесь о качественном подгузнике
Одноразовые подгузники — самое эффективное из всех изобретений человечества, имеющих отношение ко сну. Именно одноразовые подгузники способны качественно улучшить сон всех членов семьи.
Хороший подгузник на ночь — это закон, это самое доступное и легко реализуемое правило из 10 правил здорового детского сна.
Хотите, чтоб у ребенка была нежная гладкая попа, а вы при этом спокойно спали всю ночь? Значит, вам нужен хороший подгузник — качественный, удобный, надежный, проверенный, эффективный и безопасный.
• 1,5 стакана кефира (или простокваши, или кислого молока). • 1 яйцо • 3 ст. ложки сахара • 2 ст. ложки растительного масла • 0,5 ч. ложки соли • 0,5 ч. ложки соды • муки около 2-3 стаканов (если тесто липнет к рукам, подсыпать еще) • по желанию - пакетик ванильного сахара или 1 ст. ложку коньяка
Приготовление:
Замесить мягкое тесто (но чтобы не прилипало к рукам), накрыть и оставить "отдыхать" на 20 минут. Затем посыпать стол мукой, разделить тесто на 2 части, из каждого раскатывать прямоугольный пласт не тоньше, чем 1 сантиметр. Нарезать пласты на небольшие прямоугольнички, в середине прорезать отверстие, и через отверстие вывернуть таратушки, как хворост (см. фото). Жарить с 2-х сторон на сковороде в достаточно обильном слое разогретого растительного масла. Масла должно быть достаточно, но и не излишне много; при необходимости масло можно понемногу подливать.
Тесто: ●2 яйца ●1 ст.саxара ●0.5 ч.ложки соды или 1,5 ч.ложки разрыхлителя ●200 г сметаны (у меня 20%) ●100 сл. масла (у меня сл.маргарин) ●1 пак ван.саxара (брала 3 ч.л.) ●1,5 ст. муки (стакан 240 мл) ●1 бан.вишевого компота(вишня без косточек) 350 г нетто или замороженная 300 – 400 г
Приготовление:
Предварительно отбросить на дуршлаг вишню, дать xорошо стечь жидкости, затем немного перемешать с краxмалом или мукой, если замороженная, то не размораживать и пересыпать крахмалом
Форма-24 или 20*25 (у меня – 26 см кексовая)
1.Растопить масло. 2.В большой миcке слегка взбить (ручным венчиком) яйца и сахар 3.Добавить в миску масло, сметану, разрыхлитель, ванильный саxар, муку и перемешать (недолго, только чтобы продукты "схватились"). Тесто должно получиться по консистенции густой сметаны. 4.В форму вылить тесто, разложить вишню и слегка ее вдавить в тесто. 5.Печь при т-180гр. 35-40 мин. или больше (зависит от вашей дуxовки. Проверка - сухая зубочистка) Если ягода замороженная, то время выпечки увеличивается. 6.Когда остынет можно посыпать саxарной пудрой.
- Не стоит обтирать ребенка уксусом, спиртом или обкладывать холодными грелками. Спирт очень хорошо впитывается через кожу и может вызвать отравление детского организма.
- Не допускайте повышения температуры выше 38°С у ребёнка, ранее перенесшего фебрильные судороги, с тяжёлой родовой травмой, эпилепсией, повышенным внутричерепным давлением. До прихода врача обязательно снижайте температуру с помощью жаропонижающих средств. - Не используйте аспирин у ребенка младше 12 лет, больного вирусной инфекцией (грипп, ОРЗ, ветряная оспа и т.д.). Это может вызвать развитие крайне опасного синдрома Рея (поражение печени и головного мозга). - Не следует «парить» ноги ребенку с высокой температурой.
2. При болях в животе, поносе.
- Не применяйте болеутоляющие препараты - это может сильно затруднить диагностику. Болеутоляющие лекарства могут скрыть проявления хирургических болезней (аппендицита, острого холецистита и других). - Нельзя применять грелку, т.к. это может усилить воспаление и спровоцировать резкое ухудшение состояния ребёнка. - Не делайте клизму с горячей водой, особенно при повышении температуры. - Не давайте ребенку при поносе вяжущих (закрепляющих) средств - имодиум, лопедиум и т.д. Если понос вызван инфекцией, течение болезни может осложниться, т.к. вместо ускоренного выведения токсинов из организма, вы спровоцируете их накопление. - При инфекционных заболеваниях, протекающих с повышением температуры, поносом, рвотой; подозрении на хирургическое заболевание ни в коем случае нельзя применять гомеопатические средства. Такие состояния требуют общепринятой терапии, промедление в назначении традиционных лекарств может привести к печальным последствиям.
3. При болях в ухе, отите:
- Не делайте ребенку согревающие компрессы при температуре выше 38°С (например, при отите). - Не применяйте борный спирт для лечения отита. Хотя ранее это средство широко применялось, сейчас доказано, что борный спирт может вызвать ожог кожи слухового прохода, барабанной перепонки и даже ее перфорацию.
ПОМНИТЕ !
Не откладывайте встречу с врачом, если что-либо в состоянии ребенка вызывает ваше недоумение, либо появились опасные симптомы.
Не давайте ребёнку незнакомых лекарств без назначения врача. Только врач должен указать точные дозировки лекарства в зависимости от возраста малыша и время приёма.
1.Взамен того, чтобы убеждать ребенка съесть овощи – поставьте тарелку с нарезанными перцем, помидорами, огурцами, редиской на стол.
2. Взамен того, чтобы неоднократно просить и напоминать ребенку о каких-то обязанностях – напишите записку и повесьте на видное место.
3. Взамен того, чтобы бежать за ребенком и нервничать, уговаривая его одеться, поторапливая и негодуя, что он опять заигрался носком – приготовьте необходимые вещи и дайте ребенку возможность одеться самому и потом вас позвать на прогулку.
4. Взамен того, чтобы сто раз повторять порядок действий (при одевании, уборке игрушек и прочем) – смастерите соотвествующий плакат и повесьте в подходящем месте.
5. Взамен того, чтобы регулярно читать одну и ту же отповедь за одну и ту же провинность – придумайте короткое кодовое слово и произносите его страшным голосом.
6. Взамен того, чтобы каждый день просить ребенка убрать грузовик с кухонного стола или забытые у вас на кровати вещи – поставьте на входе в детскую коробку и скидывайте туда всех нелегальных мигрантов.
7. Взамен того, чтобы непрерывно помогать ребенку включать свет, воду, дотягиваться до игрушек в шкафу – купите ему легкую устойчивую табуретку.
8. Взамен того, чтобы кричать через всю квартиру или детскую площадку что-то важное – удостоверьтесь, что ребенок вас слышит.
9. Взамен того, чтобы уговаривать надеть нелюбимый свитер, злиться из-за несъеденной каши и обижаться, что ваш подарок заброшен в далекий угол, – прислушайтесь к словам ребенка и всерьез отнеситесь к его предпочтениям.
10. Взамен того, чтобы переживать о том, что ребенок не умеет, не может, не хочет – примите его таким, какой есть. Без сомнения, дети изменяются, растут, умнеют и многому учатся. Но от нас, взрослых, это не так сильно зависит, как хотелось бы. Зато мы можем не тратить время на чепуху, а сосредоточиться на радостях сегодняшнего дня.
Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Кто небрежен к обучению своего ребенка тому, что ему принесет пользу и оставляет его без присмотра, предоставляя самому себе, тот весьма скверно поступил с ним. Большинство детей портится из-за своих родителей, которые к ним небрежены, не обучают их обязательным и желательным предписаниям религии. Они теряют их с самого детства и не воспользовавшись [случаем в свое время дать им правильное воспитание, они наказываются тем, что] дети повзрослев не проявляют о них заботу».
— (См. «Тухфа аль-Маудуд би ахкам аль-Маулюд» стр. 229)
Хвала Аллаху, Который одарил нас своей милостью бесчисленными благами! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников - нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам!
Поистине, блага Аллаха неисчислимы. Одними из самых великих благ, которыми Он нас одарил, являются дети. Аллах Всевышний сказал:
Богатство и сыновья — украшение мирской жизни (Аль-Кахф, 46).
По-настоящему может оценить величие этого блага лишь тот, кто лишён его. Такой человек тратит всё своё имущество и время для того, чтобы найти лечение горю, которое его постигло. Это великое благо, доверенное нам Аллахом, и за которое мы будем держать ответ перед Ним. Каждый из родителей будет спрошен в День Суда о том, как он относился к этому доверенному ему благу, оберегал он его или нет. Потомство – это украшение жизни. Но это украшение не может быть полным без религии и прекрасного нрава. Иначе оно обернётся злом для родителей в этой и Последней жизни.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству»[1].
Аллах Всевышний предостерёг нас об ответственности за доверенное нам благо, а также и за соблюдение прав, возложенных на нас. Он сказал:
Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным(Аль-Ахзаб, 72).
О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня(Ат-Тахрим, 6).
Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал: «Тот человек, который был небрежен в обучении своего ребёнка тому, что полезно для него, и оставил его на произвол, допустил громадную ошибку. Большинство детей портится по вине своих отцов, по причине их халатного отношения к своим детям, по причине оставления их обучения обязательным предписаниям религии и сунны. Они бывают небрежными к ним в раннем возрасте и, в результате, когда дети вырастут, они не принесут пользы ни себе, ни родителям».
Ниже мы сделаем некоторые замечания отцам, матерям и воспитателям, быть может, они извлекут из них пользу для себя:
1) Основа в воспитании подрастающего поколения – это изначальное установление в их сердцах веры в Аллаха, Всемогущ Он и Велик, и прививание им преданности Ему. Милостью Аллаха по отношению к нам является то, что ребёнок рождается в Исламе, с врождённым природным предрасположением к религии истины. И ему требуется лишь забота и постоянное внимание для того, чтобы он не сбился с истинного пути и не впал в заблуждение.
2) Воспитание детей, их содержание, уход за ними, проведённые с ними бессонные ночи, их обучение – всё это будет являться для отца и матери поклонением. Даже если они развеселят их, поиграют, пошутят с ними, надеясь на награду от Аллаха, то и это будет считаться для них поклонением. Основой и движущей силой всех действий должно быть поклонение. Аллах Всевышний сказал:
Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне (Аз-Зарийат, 56).
Содержание детей также является поклонением, как об этом сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Если ты потратишь динар на пути Аллаха, и динар на освобождение одного раба, и динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, то наибольшую награду ты получишь за тот динар, который ты потратил на свою семью»[2].
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Когда мусульманин расходует (что-нибудь) на свою семью с надеждой на награду Аллаха, это (засчитывается) ему как садака (милостыня)».
3)В деле воспитания ребёнка у человека должно присутствовать искреннее намерение добиться довольства Аллаха. Если воспитатель пожелает добиться этим какой-либо мирской выгоды, то искренность может быть запятнана. Некоторые люди обучают своих детей ради получения какого-либо диплома или должности. Но нет никакого сомнения — благо в том, чтобы давать им образование ради довольства Аллаха, а всё остальное приложится. Человек, желающий мирской выгоды, сосредотачивается только на изучении разных наук, отказавшись от того, чтобы поставить всё это в служение Исламу и мусульманам. Другой человек – счастливец, он усердствует для того, чтобы получить диплом, например врача, чтобы лечить мусульман, и чтобы мусульмане не нуждались в неверующих врачах. И он получает награду за приобретение знаний, в отличие от первого. Намерение в вопросе воспитания занимает важное место. Искренность в намерениях — залог праведности и благовоспитанности детей. Всё, что делается ради Аллаха, растёт и умножается, а всё, что делается ради мирского, убывает и исчезает. Некоторые люди хорошо относятся к своим родителям в надежде на то, чтобы их дети относились к ним так же тогда, когда они постареют. Здесь присутствует доля любви к этому миру и удовольствиям собственной души. Но верующий человек творит добро по отношению к своим родителям искренне, ради довольства Аллаха, ожидая получить за это лишь то, что ему приготовлено у Него. Он делает это, подчиняясь приказу Аллаха, а не из-за мирской выгоды или ради такого же хорошего отношения к себе.
4) Во всех делах, касающихся воспитания детей, делай намерение о том, что ты это делаешь ради Аллаха, для того, чтобы мог получить за это дело вознаграждение от Аллаха. Никогда не разлучайся с намерением. Не разлучайся с ним тогда, когда ты кормишь детей, веселишься и играешь с ними, доставляя им радость. Приучай себя к этому.
5) Дуа – это поклонение. Посланники и пророки делали дуа за своих жён и детей. Как это пришло в Коране:
Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам (Ибрахим, 35).
Много этому примеров и в других аятах Корана. И сколько есть дуа, по причине которых стали на путь истины заблудшие. И сколько есть дуа, благодаря которым стал короче путь воспитания. Ищи времена, когда принимаются дуа, отдаляйся от всего того, что препятствует их принятию. Будь кротким и смиренным перед Аллахом и проси Его наставить твоё потомство на истину и отдалить от них шайтана. Ведь твои усердия слабы, и одних лишь действий недостаточно.
6) Зарабатывай себе на жизнь дозволенным путём. Остерегайся сомнительного и не впадай в запретное. Достоверно передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Каъбу ибн Уджре (да будет доволен им Аллах): «О Каъб ибн Уджра! Поистине, не войдёт в Рай тело, выросшее на запретном, ибо для запретного больше подходит огонь…»[3].
Пусть не думают отец или мать, что запретное ограничивается ростовщичеством, воровством или взяткой. Нет! К этому может быть отнесена и плата, полученная за рабочее время, потраченное впустую. Многие служащие и преподаватели небрежно относятся к своей работе. Они часто опаздывают на работу, и если собрать эти минуты опоздания, получаются часы. В рабочее время пускаются в пустые разговоры с коллегами, берутся за чтение газет и журналов, тратят время на телефонные разговоры. Но ведь плата, полученная за это время, является харамом (запретным), потому что он получает её, не имея на это права. Остерегайся, о мусульманин, от того, чтобы в твой карман и карман твоих детей попало что-нибудь запретное. Ищи себе дозволенный заработок, пусть, если даже малый. Поистине, только в нём – великое благо.
7) Обязательным условием в воспитании детей является хороший пример. Иначе, как же ты сможешь побуждать своего ребёнка совершать молитву, если он видит, что ты сам её пропускаешь? А как он сможет отдалиться от песен и музыки, если его мать неразлучна с ними! Знай, твоё благочестие и праведность будут защитой для твоих детей при твоей жизни и после твоей смерти. Задумайся над следующими словами Аллаха:
Их отец был праведником, и твой Господь пожелал, чтобы они достигли зрелого возраста и извлекли свой клад по милости твоего Господа(Аль-Кахф, 82).
Праведность этого отца оказала своё влияние на его детей спустя годы. Пусть для тебя в лице ребёнка и его стремлении выполнить основы религии будет награда посадившего саженец Ислама. Ведь, поистине, «Тот, кто положит начало какому-нибудь хорошему обычаю в Исламе, получит за это награду, а также награду тех, кто станет совершать это после него, что нисколько не уменьшит их собственных наград»[4].
8) Направь часть своего стремления к делам этого мира, к их распознаванию и открытию новых сторон, на познание лучшего пути в воспитании детей. Посоветуйся по этому поводу с людьми, которых ты знаешь как праведных и благочестивых людей. Будь в поисках книг, аудио и видеоматериалов, рассказывающих о воспитании детей в Исламе. Пусть не будет для тебя приобретение автомобиля или бытовой техники важнее, чем воспитание твоего ребёнка. Ты расспрашиваешь об автомобиле или бытовой технике у каждого встречного, но не ищешь правильного пути воспитания своего ребёнка!
9) Терпение… Некоторые не обращают на него внимания, тогда как терпение – один из решающих факторов в воспитании ребёнка. Будь терпеливым. С терпением переноси детские крики и шум,не гневайся за это на детей. Проявляй терпение при их болезни и надейся за это на награду от Аллаха. Не тяготись каждый день собирать их в школу. Терпи, когда водишь своего ребёнка в школу с хорошим преподаванием, которая не так близка от твоего дома, и в ней квалифицированные учителя. Ожидай его с терпением перед выходом в мечеть для того, чтобы взять его вместе с собой на групповую молитву. Терпеливо сиди с ним после молитвы аср для того, чтобы он вместе с тобой учил наизусть несколько аятов из Корана. И радуйся, поистине, ты на пути проявления усердия. Аллах Всевышний сказал:
А тех, которые проявляет усердие ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями (Аль-Анкабут, 69).
Тебе приказано воспитывать детей, но направляет на истинный путь только Аллах. Делай причину, трать все силы для воспитания, делай всё, зависящее от тебя, проявляй терпение, и вскоре ты увидишь результаты своих усилий, которые тебя порадуют.
10) Молитва… Оберегай молитву. Ведь молитва — чрезвычайно важное предписание шариата. Она — вторая основа Ислама после двух свидетельств. Стремись к её совершению и объясняй своим детям её значимость и ценность. Молитва легка для тех, кому Аллах её облегчит. Держись наставления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: «Велите вашим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их, если они не молятся, когда им исполняется десять лет»[5].
Подлинная верность этого хадиса в том, что ребёнок в этом возрасте не видит затруднения и не чувствует усталости от молитвы, радуется посещению мечети. Поразмышляй о том, что ребёнок в этот промежуток своей жизни услышит более 5000 призывов к молитве и с радостью, как присуще это детям, побежит в мечеть. Как ты думаешь, оставит ли он молитву в десять лет после того, как совершил 5000 молитв?!
Не будь, о уважаемый отец ребёнка, как те невежды, которые из жалости не будят своих детей на молитву в зимние холода. Но будь разумным и по-настоящему пожалей своё чадо, убереги его от жара огня Ада, да сохранит нас Аллах от него! Повинуйся Аллаху и Его посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), прояви терпение и разбуди своего ребенка, одобри его и помоги подняться с постели. Прививай ребёнку любовь к молитве для того, чтобы снять с себя ответственность в День Суда. Отдай своих детей под защиту Аллаха на весь день, ведь посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто совершил утреннюю молитву, находится под защитой Аллаха…»[6]. А затем почувствуй, как Аллах оберегал их в течение всего дня.
11) Необходимо учитывать индивидуальные способности и различия между детьми и быть справедливым в отношении к ним. Некоторые отцы не замечают высокие способности своих детей, и эти способности пропадают зря. Ты можешь видеть некоторых детей, которые с лёгкостью заучивают песни, рекламу или что-либо другое, от чего нет никакой пользы. Но они не учат книгу Аллаха, потому что их никто не направляет.
12) Старайся подавить своё раздражение и гнев, когда случаются провинности со стороны детей. Прибегни к защите Аллаха, если на тебя воздействует шайтан. Ислам установил границы в наказании детей. Для того, чтобы можно было применить наказание, возраст ребёнка должен быть старше десяти лет. Бить его можно мисваком[7] или маленькой палочкой, но не больше десяти ударов, не нанося при этом ударов по лицу и аурату (срамным местам). Если тебе приходится наказывать ребенка, то при ударе упоминай имя Аллаха. Не бей ребёнка в состоянии гнева или перевозбуждения. Если ты заменишь наказание поощрением или лишением (запретом определённых действий), то это будет лучше для тебя и твоего ребёнка.
13) В твоём распоряжении много часов свободного времени, после завершения дел. Какую часть этого времени ты отдаёшь своим детям? Если ты был небрежен к их правам, то исправь положение, выделяй для них больше своего времени. А если ты уделяешь детям достаточно времени, то это очень похвально! Не оставайся невнимательным к тому, чтобы твой дом – твоё маленькое государство – стал уголком имана. Читай своим детям отрывки из жизнеописания посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Устраивай различные викторины и конкурсы по исламской и научной теме. Установи приз для тех, кто выучит Коран. Стремись искать из жизнеописания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) для себя пример красивого обращения с детьми, скромности и весёлости в общении с ними.
Да одарит Аллах нас с вами праведным потомством! И да обрадует наши глаза их праведностью и успехами! И соберёт нас, наше потомство и наших родителей в садах Эдема! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!
Абдуль-Малик аль-Касим “40 уроков тем, кто застал Рамадан” Переведено сайтом «Почему Ислам?» www.whyislam.ru
Невозможно перечислить все достоинства и преимущества Ислама. Ислам – это религия Бога, и так же как никто не сможет объять Самого Всевышнего взглядом и знанием, так и достоинства Его религии невозможно описать в рамках книги или работы.
Известный ученый Ибн аль-Кайим писал по этому поводу: «В религии Аллаха столь много мудрого, что никаких слов не хватит для перечисления всех их. Если бы все люди собрались вместе и превратились в единый разум, то и тогда им не удалось бы создать нечто похожее на положения Ислама. Достаточно с человека и того, что его разум способен увидеть красоту, понять мудрость религии Аллаха, а также признать, что еще не было законов величественнее и полнее, чем законы этой религии. И если бы у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было других доказательств в подтверждение того, что он пророчествует от Бога, кроме этих законов, то они сами по себе были бы мощнейшим доводом и подтверждением их божественного происхождения! Законы Аллаха свиде-тельствуют о Его абсолютном знании, полноте мудрости, широте милости, доброте и великолепии. Они охватывают и тайное, и явное, содержат знание об истоках и исходах, а также являются самой великой милостью Аллаха, которая была дарована людям. Действительно, нет другой, столь же значительной милости, оказанной людям, как то, что Аллах привел к знанию этих законов, ввел в общину, соблюдающую эти законы, и в число тех, кто соблюдает законы, которым доволен Аллах. Поэтому Всевышний упоминает об этом как о величайшей милости, оказанной человеку:
«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3. Аали Имран: 164).
Также Всевышний сказал Своим рабам, напоминая о великой милости, оказанной им, и указывая на необходимость благодарить Его за то, что сделал их верующими:
«Сегодня Я завершил для вас вашу религию» (5. Аль-маида: 3)[1]».
Из чувства благодарности к Аллаху за эту религию, хотелось бы раскрыть несколько особенностей Ислама, выделяющих его на фоне остальных религий:
1 -Ислам – религия Бога.
Действительно, как уже не раз упоминалось в предыдущих статьях, Аллах признает лишь одну религию – религию покорности Ему, что по-арабски означает «Ислам». Всевышний направлял пророков, чтобы те проповедовали Ислам и призывали к нему. Подобно тому, как Создатель отличается от Своих созданий, Его религия Ислам отличается от любой придуманной человеком религии. Так же, как Господь наделен качествами совершенства, Его религия Ислам выделяется совершенными законами – они исправляют и мирскую жизнь, и наше положение после смерти, разъясняют права Господа и обязанности людей по отношению к Нему, а также права и обязанности людей друг перед другом.
2 — Всеобъемлемость Ислама.
Такова одна из важных особенностей Ислама – то, что эта религия распространяется на все сферы жизни. Всевышний сказал:
«Мы ничего не упустили в Писании» (6. Аль-ан’ам: 38).
Таким образом, Ислам охватывает вопросы, связанные с Творцом, то есть разъясняет о Боге, Его именах и качествах, правах по отношению к Нему. А также охватывает и вопросы, связанные с Его творениями, разъясняет людям законы шариата, их обязанности перед Господом, регулирует взаимоотношения, учит нравственности.
Кроме того, Ислам разъясняет события, касающиеся человечества, от начала до конца, рассказывает об ангелах, пророках и посланниках, затрагивает вопросы окружающего мира, рассказывает о небесах и звездах, Земле и морях, флоре и фауне и многом другом. Важно также, что Ислам разъясняет смысл жизни человека в этом мире, показывает, что его ожидает после смерти и какую он несет ответственность за совершаемые дела.
3 — Ислам налаживает связь человека с Господом.
В других религиях духовная жизнь людей связана с неким посредником – человеком, ничем не отличающимся от других. Как любой другой человек, он способен заболеть, ослабеть, умереть. Порой люди связаны с уже давно умершим человеком. Но лишь Ислам отличается тем, что учит обращаться к Богу напрямую, не нуждаясь в посредниках. В Исламе нет ни шаманов, ни священников, ни неких святых. Каждый последователь Ислама направляет свои молитвы непосредственно к Господу, просит Его и получает от Него силы и поддержку. Мысли и разум человека связаны лишь с Господом, именно так человек правильно развивается и совершенствуется, стремясь к истинному идеалу. Он не занимает себя ненужными, пустяковыми и бесполезными делами, ведь он превыше всего этого, ибо каждое сердце, не имеющее связи с Господом, пребывает в заблуждении, причем заблуждается сильнее, чем какое-либо животное!
Исламская религия – это связь творений с их Творцом. Через эту связь человек узнает, чего именно желает от него Господь, и поклоняется Ему уже с полной уверенностью. Он узнает, чем Всевышний доволен, и стремится совершать именно это, а узнав, над чем Господь проявляет Свой гнев, стремится избегать.
Ислам предоставляет человеку, по сути слабому и нуждающемуся в поддержке творению, связь с Могущественным Творцом. Именно от Него можно просить силы, помощи и успеха, защиты от козней врага и происков шайтана.
4 — Ислам заботится о благе человека в обоих мирах.
Ислам заботится о том, чтобы человек обрел благо и сейчас, при жизни, и потом, после смерти, а также довел нравственные качества до совершенства.
Что касается блага после смерти, то Ислам указывает на все пути его достижения, не упустив ничего, что может принести человеку благо. Ислам разъяснил их детально, чтобы ничего не осталось непонятным, указал на то, что приводит к наградам и наслаждению, и предостерег от того, что приносит наказание и мучения.
Что касается блага при жизни, то Всевышний установил в Исламе такие законы, которые оберегают веру человека, его жизнь, имущество, родословную, честь и разум.
Что же касается нравственности, то Ислам призвал придерживаться благородных качеств и внешне, и внутренне, а также избавиться от низких и отрицательных свойств. Среди благородных качеств – поддержание чистоты, очищение от грязи, использование благовоний, слежение за своим внешним видом. Среди отрицательных свойств – прелюбодеяние, распитие спиртного, употребление в пищу мертвечины, крови, свинины… Ислам повелел питаться только благой пищей и запретил расточительствовать и чрезмерствовать.
Внутренней чистоты можно достичь, избавившись от порицаемых качеств души и придерживаясь благородных свойств. Среди порицаемых качеств – лживость, предательство, гневливость, завистливость, скупость, карьеризм, любовь к мирскому, высокомерие, бахвальство, показуха. Среди похвальных – благонравие, отзывчивость, добросердечие, справедливость, честность, щедрость, упование на Аллаха, искренность и страх перед Ним, терпение и благодарность.
5 — Легкость Ислама.
Это также одна из важных отличительных особенностей Ислама, каждый обряд которого пронизан стремлением к легкости для исполняющих его людей. Всевышний сказал: «…И не сделал Он для вас никакого затруднения в религии» (22. Аль-хадж: 87).
Первым проявлением принципа легкости становится то, что желающему войти в Ислам не нужно обращаться к посредникам и не требуется исповедоваться в своем прошлом, а необходимо лишь искренне засвидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха. Произносящий должен понимать истинный смысл этих слов и стремиться к исполнению всех предписаний, вытекающих из этого свидетельства.
О легкости религиозных предписаний можно судить и потому, что для заболевшего или выехавшего в путь мусульманина сделаны послабления и облегчения. А действия, которые он совершал, будучи здоровым или находясь дома, будут записаны ему в равном количестве. Поэтому жизнь мусульманина легка и наполнена спокойствием, в отличие от жизни неверующего, которая наполнена тяготами и беспокойством. Также и уход из жизни верующего человека. Он покидает жизнь легко, как стекающая капля из посуды. Всевышний в Коране говорит:
«Те, которых ангелы упокоивают праведниками… Они говорят: “Мир вам! Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали”» (16. Ан-нахль: 32).
Неверующего же человека ожидают тяготы при смерти:
«Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: “Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями”» (6. Аль-ан’ам: 93).
Еще в одном аяте об этом сказано:
«Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и по спинам со словами: “Вкусите мучения от обжигающего Огня!”» (8. Аль-анфаль: 50).
6 — Справедливость.
Тем, кто создал религиозные предписания Ислама, является Всевышний Аллах. Он – Творец людей: белых и черных, мужчин и женщин. Все они одинаковы перед законами Господа, Его справедливостью и милостью. Для мужчин и женщин Всевышний предписал такие законы, которые соответствуют им. Таким образом, в шариате не бывает такого, чтобы мужчины пользовались какими-то привилегиями за счет лишения женщин, также как и женщины не имеют превосходства за счет унижения мужчин. В Исламе недопустимо, чтобы какие-то блага предназначались для людей белой расы, а представители негроидной расы оставались бы обделенными. Все люди равны перед Аллахом, а наилучшими среди них являются наиболее богобоязненные.
7 — Призыв к благому и осуждение порицаемого.
Ислам содержит одно очень важное и благородное свойство – это призыв к благому и осуждение порицаемого. Исламский шариат требует от мусульман (будь они мужчинами или женщинами), достигших совершеннолетия и находящихся в здравом уме, быть призывающими к благу и осуждающими порицаемое, каждый по мере своей возможности, своими руками, языком или сердцем. Таким образом, все последователи Ислама поправляют друг друга и указывают на правильный путь. Каждый мусульманин обязан призывать к благу и осуждать зло в отношении любого человека, если тот не сделал то, что вменялось ему в обязанность шариатом или совершил то, что ему запрещалось. Это требование одинаково и по отношению к обладающим властью, и к простым людям. Нужно следовать этому принципу по мере своих возможностей, соблюдая при этом правила, установленные в Исламе.
Как мы сказали, призыв к благому и осуждение греховного – в Исламе это обязанность каждого человека. В то же время многие политические системы современности могут похвастаться лишь тем, что позволяют аппозиционным политическим партиям наблюдать за деятельностью правительства и работой государственного аппарата.
Таковы некоторые достоинства Ислама. Если же раскрыть эту тему еще более подробно, то пришлось бы о каждом ритуале Ислама, о каждой обязанности, о каждом повелении и запрете рассказать, какие мудрости в них содержатся, как точно и грамотно всё предписано, сколь они совершенны и несравнимы. Тот же, кто внимательно понаблюдает за предписаниями Ислама, придет к полной уверенности, что их установил именно Аллах. Он убедится, что исламская религия – это истина, в которой нет никаких сомнений, и правильный путь, на котором нет заблуждения.
И если ты пожелаешь обратиться к Аллаху, подчиниться Его законам, последовать по пути пророков и посланников, то знай, что врата покаяния открыты перед тобой, а твой Господь – Прощающий и Милостивый, и Он призывает тебя дабы простить тебе всё.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….
По книге Мухаммада Ас-Сухейма “Ислам: его основы и принципы” Перевод и редакция редколлегии сайта “Почему Ислам?” - www.whyislam.ru.
Когда-то тебя не было на этом свете. Как сказал Всевышний Аллах в Коране: «Разве человек не помнит, что еще раньше Мы создали его, хотя его вообще не было?» (19, Марйам:67).
Затем Аллах сотворил тебя из небольшой капли и даровал тебе слух и зрение. «Прошло то время, когда человек пребывал в полной безвестности. Воистину, Мы создали человека из капли семени, смеси, чтобы испытать его, одарили его слухом, зрением» (76, Аль-инсан:1-2).
Постепенно ты превращался из слабого ребенка в сильного юношу, а когда окреп и стал взрослым, твои силы снова стали покидать тебя. Всевышний сказал: «Аллах – Тот, Кто сотворил вас немощными, потом Он сделал вас сильными, а после этого – [вновь] слабыми и старыми. Он творит, что пожелает, ибо Он – Знающий, Всемогущий» (30, Ар-рум:54).
Завершением этого цикла станет смерть.
Заметь, что всю свою жизнь переживая эти этапы слабости, ты не можешь отвести от себя зло и приобрести благо, пока Всевышний не дарует тебе силы, знания и средства.
Не бывает такого, чтобы человек имел все, что бы он ни пожелал. Даже самый обеспеченный человек продолжает в чем-нибудь нуждаться. Все мы хотим уберечь себя от несчастий, обрести желаемое, спастись от бедствий…
Иными словами, все мы постоянно нуждаемся в Боге – в Его защите, поддержке, помощи, благах, дарах и многом-многом другом. Правду сказал Всевышний в Коране: «О люди! Именно вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный» (35, Фатыр:15).
Какой-то мискроскопически малый вирус, невидимый невооруженным глазом, может сразить тебя, и вот ты идешь к такому же, как ты, слабому созданию и просишь его излечить от болезни, порожденной этим вирусом. Но порой врач может помочь, а порой и нет!
Как же ты слаб, человек! Даже если мелкая муха заберет у тебя что-то, ты не сможешь вернуть это себе. Как же прав Всевышний, сказав в Коране: «О люди! Приводится притча, послушайте же ее. Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!» (22, Аль-хадж:73).
На что же тогда ты способен? Чем ты можешь помочь самому себе? Твое будущее зависит от Аллаха, твоя жизнь – в руках Всевышнего, твое сердце находится меж пальцев Милостивого, и Он переворачивает его, как пожелает… Смерть придет к тебе, когда повелит Аллах. Твое счастье и печаль целиком зависят от Него. Каждое твое движение, каждое слово исходят от тебя только по соизволению Всевышнего. Если Аллах предоставит тебя самому себе, лишив Своей поддержки, то всё, что у тебя останется – это лишь слабость, беспомощность, грехи и ошибки… Если Аллах предоставит тебя кому-то другому, помимо Него, тот не сможет ни принести тебе блага, ни избавить от вреда, не поможет ни при жизни, ни при смерти, ни при воскрешении… Так что не может человек обойтись без Аллаха и доли секунды. Он нуждается в Его заботе и поддержке до последнего своего вздоха. Но в то время, когда Всевышний одаряет человека всеми благами жизни, многие отдаляются от Него своими пригрешениями и неверием, забыв, что все мы к Нему возвращаемся и все мы перед Ним будем держать отчёт.[1]
О человек! Несмотря на все твои ошибки и оплошности, Всевышний продолжает заботиться о тебе. В Коране Всемогущий Аллах сказал: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек создан слабым» (4, Ан-нисаъ:28). Поэтому Господь посылал к людям пророков, передавал через них Свои Писания, объяснил людям правильный путь и привел множество доводов и доказательств в поддержку Своей религии. В каждой вещи есть указания на существование Бога, Его безмерное Владычество и исключительное право быть поклоняемым. Но при этом многие люди закрыв глаза на истину и продолжают следовать за своим явным врагом – Шайтаном, желающим отвлечь их от пути Аллаха. Под его дурным влиянием они пытаются оспорить божественные истины и утвердить порядки, угодные только дьяволу. Об этом поведал Аллах: «…Но человек больше всего склонен препираться» (18, Аль-кахф: 54). А забыл ли ты, о человек, что мы созданы всего лишь из капли, а после смерти наш удел – это могильная яма, а затем или Рай или Ад?! В Коране Аллах говорит: «Неужели человек не видит, что Мы сотворили его из капли? И вот он открыто препирается! Он привел Нам притчу и забыл о своем сотворении. Он сказал: “Кто оживит кости, которые истлели?” Скажи: “Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении”» (36, Йасин:77-79). А также Он говорит: «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Щедрого Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмеренным?» (82, Раскалывание:7-8).
О человек! Не лишай себя счастья оказаться среди молящихся. В намазе ты сможешь обратиться к Аллаху, чтоб исцелил тебя от болезней, избавил от трудностей, простил грехи, указал на выход из проблем, обогатил, защитил, обезопасил, наделил уделом…[2]
О человек! Всевышний наделил нас разумом, что является очень большим даром. Именно с его помощью мы можем отличить полезное от вредного, понять веления Аллаха и Его запреты, а также осознать цель нашего существования в этом мире – служение Господу, не придавая никого Ему в сообщники. Всевышний сказал в Коране: «Все блага, которые вы имеете, – от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь. Когда же Он избавляет вас от беды, то некоторые из вас начинают приобщать сотоварищей к своему Господу» (16, Ан-нахль: 53-54).
О человек! Все мы обладаем разумом, а разумные люди всегда стремятся к лучшему и избегают худшего. Самыми лучшими людьми за всю историю человечества были пророки и праведники. Так давайте же последуем за ними. Сам Всевышний призвал нас следовать за Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), о чем сказано в Коране: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи…”» (3, Аали Имран: 31). Человек, который истинно и искренне руководствуется примером Пророка, после смерти будет воскрешен с самыми лучшими людьми, как об этом говорится в Коране: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (4, Ан-нисаъ: 69).
О человек! Хочу призвать тебя, оставшись наедине с самим собой, задуматься над доводами, приводимыми в пользу религии Ислам. И если ты увидишь, по Милости Аллаха, что это — Истина, то не медли ни секунды, поспеши заявить, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха.
Не будь заложником своего окружения. Пусть твои близкие и окружающие тебя люди не помешают тебе принять правильное решение. Знай, что твоя судьба важнее для тебя, чем твое окружение, далекие потомки или наследие предков… Всевышний Аллах в Священном Коране обращался к неверующим именно с тем же призывом: «Скажи: “Я призываю вас только к одному: встаньте ради Аллаха по двое и по одному, а потом призадумайтесь. Ваш товарищ не является бесноватым. Он лишь предостерегает вас перед наступлением тяжких мучений”» (34, Аль-фатыр:46).
О человек! Принимая Ислам, ты не теряешь ничего. В Коране Аллах говорит: «Что они потеряют, если уверуют в Аллаха и Последний день и станут расходовать из того, чем наделил их Аллах? Аллаху известно о них» (4, Ан-нисаъ:39). Известный толкователь Корана Ибн Касир пишет в своем комментарии к этому аяту: «Действительно, что могут потерять люди, если они только уверуют в Аллаха и последует по указанному Им пути? Если устремятся к награде, которую Он обещает за праведные поступки? Если будут расходовать из имущества, дарованного им Аллахом, на благородные цели?…»[3]
Без сомнений, принятие Ислама никак не может стать препятствием в твоем желании совершить что-либо или употребить в пищу что-либо, если это находится в рамках дозволенного Аллахом. И более того, Всевышний вознаградит тебя за эти действия, если это будет совершатся тобой ради лика Аллаха, пусть даже это и будет приводить к улучшению твоих мирских дел, поправлению материального положения, повышению твоего авторитета или влияния! Более того, даже когда ты будешь совершать что-либо из разрешенных шариатом дел[4] с намерением в сердце совершить его именно разрешенным способом, а не запрещенным, то это будет считаться богоугодным делом, за которое Всевышний сулит награду.
Об этом сообщил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в своих словах: «“… Ведьдаже совершение полового сношения законным образом с женой является богоугодным делом”. (Люди) спросили: “О Посланник Аллаха, неужели за то, что кто-нибудь из нас удовлетворит своё желание, он получит награду?!” На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Скажите, если бы кто-нибудь из вас удовлетворил своё желание запретным образом, понёс бы он наказание? Точно так же если он удовлетворит его дозволенным образом, то получит награду”» (приводит Муслим).
О человек! Божьи посланники приходили с истиной от Бога. Они доводили до людей Его волю. Ведь человек нуждается в этом для того, чтобы он мог провести свою жизнь в соответствии с заветами Господа и тем самым заслужить вознаграждение в жизни последующей. Всевышний сказал в Коране: «О люди! К вам явился Посланник с истиной от вашего Господа. Уверуйте же, ведь так будет лучше для вас. Если же вы не уверуете, то ведь Аллаху принадлежит то, что на небесах и на земле. Аллах – Знающий, Мудрый» (4, Ан-нисаъ:170).
Также Всевышний сообщил: «Скажи: “О люди! К вам явилась истина от вашего Господа. Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе, а кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Я не являюсь вашим попечителем и хранителем”» (10, Худ:108).
О человек! Принимая Ислам, ты совершаешь добро в первую очередь по отношению к себе, а принимая неверие, ты вредишь опять-таки только самому себе. На Аллахе не отразится твой поступок, ибо Он ни от кого и ни от чего не зависит. Поэтому грехи и неверие ослушников никоим образом не влияют на Него. Так же как поклонение и праведность верующих не приносит Ему никакой пользы, ибо Он и так прекрасен! Он ведает о каждом грешнике, а каждый праведник становится лучше только по Его воле. Однажды Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) передал людям такие слова своего Господа:
«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!
О рабы Мои, все вы (были) заблудшими, кроме тех, кому указал Я правильный путь, так просите же Меня направить вас на правильный путь, и Я направлю вас!
О рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я, так просите же Меня накормить вас, и Я накормлю вас!
О рабы Мои, все Вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену, так просите же Меня одеть вас, и Я одену вас!
О рабы Мои, поистине, грешите вы ночью и днём, а Я прощаю все грехи, так просите же Меня о Прощении, и Я прощу вас!
О рабы Мои, поистине, никогда не сможете вы ни причинить Мне вред, ни принести пользу!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!
О рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня (о чём-нибудь), а Я дал бы каждому то, о чём он просил, это не уменьшило бы имеющееся у Меня кроме как настолько, насколько игла, опущенная в море, уменьшает (количество его воды)!
О рабы Мои, поистине, это – только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них, и тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху, а кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!»[5]
И в завершение воздадим хвалу Аллаху, Господу миров. И да пребудет мир и благословение над величайшим Пророком и Посланником Мухаммадом, а также его семейством и всеми сподвижниками!
По книге Мухаммада Ас-Сухейма “Ислам: его основы и принципы” Перевод и редакция редколлегии сайта “Почему Ислам?” - www.whyislam.ru