Говорилка (мой опыт)
Дорогие ББшечки, по вашим просьбам, делюсь своим опытом.
Запросов оказалось очень много, решила написать пост.
Мой сын стал говорить словосочетаниями в 1,7, дочь в 1.5-1.6.
Кто считает, что ребенок может молчать до трех лет, этот пост не для вас.
Кому интересно, что я для этого делала, прошу под кат
Сразу скажу, дети у меня абсолютно разные по характеру. Но занималась я с ними почти одинаково.
Я не открою Америку. Сама ничего не изобретала, а просто прочитав море литературы, стала воплощать в жизнь.
Я расскажу, что я делала для развития речи.
Ни для кого не секрет, что с ребенком нужно часто разговаривать.
Советы:
· Понятно, что при общении с ребенком, речь должна быть четкая, ясная.
· Комментировать все действия, окружающие предметы, формы, цвета, чувства, ощущения.
Например: « Сейчас мы пойдем в ванну, умоемся. Это ванна, мама включат свет. Стало светло. Где лампа? Это лампа. Где кран? Это кран, я открываю кран, из него бежит вода. Где вода? Это вода. Она течет. Потрогай водичку (избегать уменьшительно-ласкательных слов).
Сейчас помоем глаза, рот нос, руки… Где глаза, рот, нос…? Вот глаза… Где полотенце? Это полотенце. Оно сухое, мягкое и пушистое. Давай, потрогаем его и вытрем лицо. Где лицо? Вот лицо….»
Так целый день.
Представьте, что ребенок иностранец и ему надо все объяснить, чтобы он запомнил язык. Откуда ребенок узнает, что это кран, если вы ему не сказали. За сколько вы сами выучите язык, попав в другую страну, без книг, без переводчиков?
Я, например, учила, учила немецкий, так и не выучила. А многие ли из вас помнят хотя бы школьную программу? А малышу надо освоить речь за год-полтора.
· Показывать игрушки, предметы, картинки в доме, на улице и их называть. Спрашивать: «где это? И отвечать: « это…», потом побуждать ребенка к ответу
· Не коверкать, не уменьшать, не заменять слова, не придумывать свои. Выбрать для одного слова одну форму.
Например, «машина» - «би-би,» « бибика», « бр», «машинка» и т.д.
Зачем усложнять процесс освоения речи? Потом переучивать.
· Много читать и показывать картинки в книгах, при этом комментировать их.
Сыну читала очень-очень много месяцев с трех. Он рано стал показывать что и где. С дочей этот пункт нам не давался, она сразу отбирала книгу и утаскивала ее.
До сих пор только смотрим рисунки, а текст я рассказываю по памяти, т.к книгу она мне не дает.
Особенно читать стихи, где повторяются слоги. Например, «Гуси, гуси…»
или
И. Гамазкова.
Что творят предметы
Мне подарили барабан.
Я барабаню:
- Бам! Бам! Бам!
Умываюсь утром рано.
- Кап-кап-кап! -
Вода из крана.
Часы считают время так:
- Тик-так, тик-так, тик-так, тик-так!
Молоток - мой верный друг.
Говорит он:
- Тук-тук-тук!
Поезд спешит, а вокруг -
Красота.
Колёса стучат:
- Тра-та-та, тра-та-та.
- Би-би, би-би! - машина гудит.
- Эй, впереди,
С дороги уйди!
Стихов я выучила за это время много, на почти любой предмет у меня были стихи.
· Повторять за ребенком слоги, которые он произносит, и просить снова повторить за вами. Потом добавлять свои, и просить его повторить. Менять интонацию и громкость.
В такую игру дети играли с папой. Я заметила, что за мной они плохо повторяли, а за папой шумно и весело. Видимо, тембр более подходит.
Потом в игру включать слова простые, потом сложнее.
· Смотрели видео презентации, где показана картинка: зверь, предмет и т.д, а голос за кадром четко произносит, что изображено.
· Побуждать ребенка говорить. Например, ребенок что-то просит. Как просит? Показывает пальцем на предмет, мычит, произносит какие-то звуки. Добрая, любящая мамочка понимает своего ребенка с ползвука, с полжеста и дает ему то, что он попросил. Сама при этом не подозревает, что делает ему «медвежью услугу»
Зачем ребенку говорить, если его и так понимают ???
ИМХО, это основная причина в том, что дети не говорят.
Я всегда добивалась, чтобы ребенок попросил сам словами. Пусть это даже будет один звук (мычание не в счет). Например, ребенок просит яблоко, я это знаю. Я спрашиваю: «Что ты хочешь, попроси, скажи словами.» Если ребенок молчит, я предлагаю варианты: «пить, хлеб, печенье…» В результате, он что-то произносит и я радостная (обязательно, показываю, что я поняла, что он говорит) говорю: «Ты хочешь яблоко? Скажи яблоко. Это яблоко»
Многие считают этот метод суровым, но он работает!
Сейчас мы с дочкой каждый день учим новые слова
Вот, что вспомнила.
Все это относится, в первую очередь, к здоровым детям.
Я не навязываю свой опыт, а просто рассказала, что делала.
Ваше право что-то принять или нет.
Желаю всем успехов!!!