Из практики. Русский язык. 5 класс.
5 класс. Русский язык. Этот предмет в начальной школе еле-еле вытянул на 3. Перевели в другую школу с математическим уклоном, но от русского языка не скрыться. Летом не занимались (а жаль, но это решение родителей). Новый учебный год. Прошел месяц. Изменилось ли что-нибудь? Пока нет. Лето прогуляли. Начали исправлять ошибки и наблюдать за успеваемостью не по всей программе, так как, прежде всего, мальчик должен сам понять, что он делает неправильно. А вот как он может это исправить, мы с ним обсуждаем вместе плюс еще рядом за столом сидят два ученика постарше, но тоже с учебником русского языка.
Обсуждали сегодня два упражнения домашней работы с отметками 3 и 2. Я сразу поняла, что при списывании упражнений отвлекался, делая ненужные манипуляции руками (это убрать, то положить, третье переставить), списывая слова, не диктовал себе, а уж проверить орфограммы во время списывания!!(мечта педагога). Ну и ,естественно, задание упражнений до конца не выполнено. Начали разбирать причины плохого списывания: почему и как получилось четыре ошибки, почему задание не сделал до конца?
Оказалось все просто:
- задание прочитал только одно, второе решил потом и забыл.
- во время списывания упражнения точил карандаш, плохо писала ручка и, это я так думаю, все время лицо трогал лицо, шею и почесывал затылок (есть такая привычка).
- на мое слово, конечно, десять в ответ, что просто не получилось и он старался (причем уверенно говорит).
Что делали на занятиях:
- прочитали упражнение и задание до конца, задание попросила читать по слогам (медленнее), потом своими словами рассказал, что должен сделать.
- предложения были по номерам, поэтому каждое предложение прочитали по слогам, затем подобрали проверочные слова, причем заставляла говорить медленно, если спешил, просила повторить. Затем предложение списывал по слову. Наблюдала за списыванием, и обратила внимание, что одна рука пишет, а другая что-то ковыряет. Пришлось дать линейку и зеленую ручку в свободную руку. Списал, точки вообще не ставит, но списал без ошибок и помарок первые три предложения (всего 6). Склонение и падеж отмечали сразу в выделенных словах, в каждом предложении.
- последние три предложения списывал, но под моим четким контролем (головой не вертеть, нос не вытирать, к голове рукой не прикасаться, ручку в рот не брать). Заняло пять минут. Была всего одна помарка, зачеркнутая карандашом и исправленная сразу же.
- задания грамматические под маленькими цифрами делали после упражнения, предварительно повсмотрев правило (морфологический разбор).
Работа заняла 30 минут, подвели с мальчишкой итоги: задание читать и рассказывать своими словами, если рассказывать некому, подумать "своими словами", списывать по слову и "пальцем водить", чтобы видел, что списывает (линейку положить), привлечь глаза, руку и слух к слову, задания выполнять сразу (списал предложение, сражу подчеркни, выдели, обозначь), ставить таймер и следить, сколько минут выполняет. Время записывать и на занятии показывать и упражнение, и время выполнения, и отметку, естественно.
Два занятия у нас с ним в группе: один день контроль и выполнение домашних работ плюс работа над ошибками по всем упражнениям, а второй день только правила целый час: пишем, повторяем, спрашиваем и разбираем всей группой (по 3 человека в группе).