Биография Деда Мороза и его "коллеги" в других странах
Познавательное, детскоеТекста много, но сколько полезной и многим новой информации!
Биография Деда Мороза
Дед
Дед Мороз (Дедко Морозко) - персонаж русских легенд, в славянской мифологии - олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду.
Часто изображается в синей или красной шубе с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей.
18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза. Эту дату ему придумали дети, а связано это с тем, что, по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы, и вступает в силу настоящая зима.
История Деда Мороза
Мороз (Морозко, Трескун, Студенец) - славянское божество, повелитель зимнего холода. Мороз - сын Мары-смерти и мудрого Велеса. Древние славяне представляли его в образе низенького старичка с длинной седой бородою. Его дыхание - сильная стужа. Его слёзы - сосульки. Иней - замерзшие слова. А волосы - снежные облака. Супруга Мороза - сама Зима. Помощники - Мароссы (Трескуны). Зимой Мороз бегает по полям, лесам, улицам и стучит своим посохом. От этого стука трескучие морозы сковывают реки, ручьи, лужи льдами. А если он ударит посохом об угол избы - непременно бревно треснет. Очень не любит Морозко тех, кто дрожит и жалуется на стужу. А бодрым и весёлым дарует крепость телесную и жаркий румянец. С ноября по март Мороз так силён, что даже солнце перед ним робеет.
Дед Мороз первоначально был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей, это нашло отражение в поэме Некрасова «Мороз - Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек; в пьесе Островского «Снегурочка» и поставленной на ее основе одноименной опере Римского-Корсакова Дед-Мороз - властный и жестокий старик, воплощение зимы. Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. В советское время был распространён новый имидж: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года соратник Сталина, член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. В Харькове был организован детский новогодний утренник.
На праздник приходит с внучкой - Снегурочкой. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна.
Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза - поначалу он собирал жертвоприношения - воровал детей и уносил их в мешке. Однако со временем - как это часто бывает - всё стало «с ног на голову», и под влиянием православных традиций Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в СССР: Дед Мороз стал символом праздника Нового Года, постепенно заменившего наиболее любимый (особенно детьми) в дореволюционной России праздник Рождества Христова.
Дед Мороз и РПЦ
Отношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику, а значит противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг - Родина Деда Мороза», только если в «официальной биографии» Деда Мороза будет указано, что он принял крещение.
Великий Устюг - родина Деда Мороза
По инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристский проект «Великий Устюг - родина Деда Мороза».
В Великий Устюг идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.
За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.
В советское время, согласно фильмам и мультфильмам, Дед Мороз обычно жил на Северном Полюсе.
Аналоги Деда Мороза в национальных регионах России и в других странах.
В разных странах и у разных народов существуют свои новогодние и рождественские персонажи - аналоги русского Деда Мороза.
У многих народов России имеется «свой» Дед Мороз. Например, у карел его зовут Паккайне, что в переводе с карельского языка означает «Морозец». Паккайне молодой, его день рождения - 1 декабря.
В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, отороченную белым мехом и в красные шаровары. На голове - красный колпак.
В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупукки. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом.
А в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника.
В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом - Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.
Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает Отец Рождество. Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд (Chalande). Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
На Кипре Деда Мороза зовут Василий.
В Италии к детям приходит старушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.
В Стране Басков Деда Мороза зовут Олентцеро. Он одет в национальную домотканную одежду и носит с собой фляжку хорошего испанского вина.
В Румынии «снежного дедушку» зовут Мош Крэчун (Moş Crăciun). Он очень похож на нашего Деда Мороза.
В Монголии Дед Мороз похож на пастуха. Он одет в мохнатую шубу и большую лисью шапку. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках - длинный кнут.
В Узбекистане его зовут Корбобо (Qorbobo дословно "Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Корбобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.
В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зеленым шарфом и зеленый халат, на котором вышиты цветы.
В Молдавии, как и в Румынии, Деда Мороза называют Мош Крэчун
Кто он - Дед Мороз?
Гномы, жонглеры, продавцы игрушек - кого только не считают предками Деда Мороза в разных странах! Чтобы выяснить, кто же на самом деле был первым Дедом Морозом, перенесемся в далекое прошлое - в IV век нашей эры. Перенеслись? Отлично! И в какой же мы стране? В Турции. Нам нужен город Мира. Почему именно он? Просто архиепископ Николай жил именно здесь. Как-то встретил он в городе трех девушек. Красивых, но заплаканных. «У нас нет денег на приданое, поэтому мы не можем выйти замуж за любимых», - объяснили красавицы сквозь слезы, когда отец Николай поинтересовался причиной настигшего их горя. Однако сам он проникся к девушкам симпатией и решил помочь им. Не унывая, отправился Николай к своим давним знакомым - торговцам. Да и рассказал им всё как есть. А надо заметить, что торговцы эти хоть и были людьми богатыми, но сердца свои на деньги не обменяли. И помогли они отцу Николаю. И получили девушки по мешочку с золотом каждая в приданое. И были три свадьбы - одна другой краше. И каждый в городе Мира узнал эту историю. С тех пор Николая стали величать Святым, а когда кто-то получал неожиданный дар, считали, что это он постарался.Жаль, что имена торговцев не сохранились до настоящего времени: все-таки в том, что произошло это чудо, есть и их заслуга. А девушки, имен которых мы не знаем… Не напоминают ли они вам библейскую легенду? А магическое число три? Поистине волшебная история.
Кстати, по другой версии этой легенды Святой Николай шел по городу и увидел в окне дома разорившегося купца трех его плачущих дочерей. Назавтра отец должен был продать их в рабство. И Николай подкинул им в дымоход три кошелька с золотом. По третьей - оставил золотые яблочки на камине в доме приютившей его семьи…
Но это только одна версия того, кем был Николай и за что его причислили к лику святых. Вот вам другая.
Мальчик Николай был круглым сиротой и воспитывался в доме богатых родственников. Но он видел, как живут бедные люди, и очень хотел им помочь. И вот он собрал немного еды и одежды и оставил на крылечках бедняцких лачужек. Однако сам он не хотел, чтобы знали, кто это делает.И долго ему удавалось оставаться незамеченным. Но когда тайна раскрылась, день Рождения Святого Николая -19 декабря - стал праздником. Именно в этот день, верят люди, он спускается с небес на землю, чтобы подарить подарки детям. Словом, легенд разных много, но истина одна - именно Святой Николай является первым в мире Дедом Морозом. А уж все остальные наши Деды появились потом.
Давайте заглянем теперь в прошлое нашей страны - тогда еще Руси. Кого мы видим? Древних славян - наших предков. А чего это они шубы наизнанку-то надели? И маски какие-то страшные… Всё просто: сейчас - зима, и это - колядующие. Они изображают духов. Ходят по деревне, стучатся в окна к соседям, а те им угощение выносят. Духи ведь, как верили наши предки, могут и добрые быть, и злые. Вот и пытались они каждую зиму их умилостивить - чтобы урожай родился хороший, чтобы все в семье здоровы были а дома все в порядке. А не одаришь колядующих, а особенно самого страшного из них - Деда, быть в доме беде. Деда этого, кстати, самым древним прообразом Деда Мороза и считают. Только тогда не он дарил подарки, а, наоборот, ему. Вот такая вот метаморфоза произошла с того времени. Что же это за духи такие, которых изображал Дед? Их несколько. Вот, например, восточнославянский дух холода Дед Трескун, он же Студенец и Мороз. Насылал на землю трескучие морозы. Те, в свою очередь, губили и урожай, и иногда даже людей и животных. Конечно, не нужно было это славянам, вот они и пытались от него откупиться и накануне Рождества, и на Пасху. Глава семьи должен был выйти на порог или высунуться в окно, предложить Морозу ложку киселя или кутьи и попросить его: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть; Мороз, Мороз! Не бей наш овес». Далее следовало перечисление злаков и растений, которые Мороз не должен был «побить». А весной пекли сорок колобков и каждое утро выбрасывали за окно по одному из них. Это тоже был откуп от Мороза.
Ряд славянских племен считал своим прародителем-Дедом бога грома и молнии Перуна. «Дед захочет - наступает день, захочет - ночь», - приговаривали они. Но были у них и более свирепые прародители. Богу бурь и непогод Позвизду ничего не стоило наслать на славянскую землю стихийное бедствие. Ведь стоило ему головой тряхнуть - крупный град сыпался, полами одежды потрясти - снег хлопьями валил, плащом взмахнуть - сильный ветер все на своем пути сдувал.А свита его была и вовсе бури и ураганы.
Зимник же - седой длиннобородый старик небольшого роста, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках оставлял жестокую стужу везде, где проходил. А под землей повелевал морозами Карачун. Он же сокращал жизнь. Три этих «лютых Мороза» - персонажи древнеславянских сказаний. Украинцы в XIX веке рассказывали о Деде - добром седовласом старце, который странствует по земле и наделяет бедных богатством. Мы же, славяне, издревна верили в Мороза (он же Морозка; Мороз, Красный нос; Мороз Воевода) - персонажа фольклора. И внешностью, и одеждой этот хозяин снежного царства напоминал современного Деда Мороза. Это ведь про него Николай Некрасов написал свою знаменитую поэму «Мороз, Красный нос»! А кроме этого, прообраз Деда Мороза встречается в русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело-финский эпос "Калевала")
Внешний облик Деда Мороза
В Новогоднюю ночь дети и взрослые с нетерпением ждут подарка от Деда Мороза. А к некоторым счастливчикам Дедушка даже в гости приходит. Однако уверены ли вы, что поздравлял вас именно он, а не его младший помощник или, что еще обиднее, переодетый сосед Иван Петрович?
Оказывается, во внешности Деда Мороза множество нюансов, не зная которых, легко войти в заблуждение и принять за волшебника того, кто им вовсе не является.
Начнем с бороды. На то он и Дед, чтобы бороду носить. Она у него, как и волосы, густая и седая - почти серебристая. Волосы и борода обозначают могущество, счастье, благополучие и богатство. Это, пожалуй, единственные детали образа Деда Мороза, не претерпевшие изменений до сегодняшнего дня. Правда, сегодня Главного русского Деда изображают скорее с бородой белоснежной, чем седой. Но на это практически не обращают внимания. Возможно, в молодости Дед Мороз был блондином… Есть ли у Деда Мороза усы? Есть - плавно перетекающие в бороду. И тоже седые. Или, в современной интерпретации - белые. Но обязательно настоящие.Помните поэму Некрасова «Мороз-красный нос»? Издавна считалось, что нос у него действительно красный. Отморозил: подарков-то вон сколько надо развезти! Правда, сегодня про эту деталь образа нередко забывают, и Дед Мороз нередко появляется с нормальным носом. Это, конечно, лучше, чем нос на резинке или в губной помаде. Но, если вы хотите увидеть красноносого Деда Мороза, а он таковым не является - значит, скорей всего, ваша квартира - не последняя в его новогоднем маршруте. А уж к его концу, поверьте мне, его нос станет краснее клубники. Это, кстати, может быть по двум причинам: либо он его действительно отморозит (столько времени на улице при сильно минусовой температуре!), либо его вдоволь наугощают русскими национальными напитками. Это можете сделать и вы, если сможете уговорить Деда присоединиться к вашей веселой компании.
Белые у Деда Мороза и рубашка и брюки. Сделано это все изо льна, и, кроме того, украшено белым геометрическим орнаментом. Такой наряд символизирует чистоту. Однако сегодня Дед Мороз не снимает шубы, придя к вам домой - некогда. Поэтому эти детали его одежды увидеть вы вряд ли сможете.Шуба, которую Дед Мороз ни за что не снимет, войдя к вам в дом, как бы жарко у вас не было - должна быть красного цвета. Также она должна быть длиной по щиколотку или голень, расшита серебром с традиционным орнаментом (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и др.) и оторочена лебединым пухом. Допускается (хотя и не желательна) замена пуха белым мехом. Сегодня, говорят, в моде несколько другая цветовая гамма: синий, зеленый, … Про орнамент не говорят почти ничего: снежинки - символ Нового года. Вместо серебра нередко используют дождик и мишуру. Длина тоже произвольная: шубы зачастую открывают голень и ошибочного красного цвета брюки. Никаких ярко выраженных пуговиц на шубе российского Деда Мороза быть не должно: если увидите его в такой шубе - смело можете депортировать его на историческую родину - во Францию или США: скорее всего, это Пер Ноэль или Санта Клаус ошиблись страной.
P.S.: Кстати, как вы думаете: если ярко выраженных пуговиц нет, то как шуба застегивается? Возможно, она имеет внутренние пуговицы или крючки. Но совершенно точно она имеет пояс - белый с красным орнаментом, символ связи предков и потомков.А вы знаете, что у Деда Мороза на шапке - рога? Но не потому, что наставили, а потому, что они символизируют власть, плодородие и счастье. Рога - это всего лишь треугольный вырез на части Дедморозовского головного убора. И если они отсутствуют - то какой же Дед Мороз без рогов? К рогам мы еще вернемся, а пока продолжим знакомство с шапкой. Естественно, она должна быть под цвет шубы. Т.е. красная. Но какие оттенки шуб сегодня в моде, вы уже знаете, так что цвет современных шапок представите легко. Как и шуба, головной убор должен быть расшит серебром. А также жемчугом (допустима замена его стеклянными алмазами и самоцветами). И даже несмотря на то, что он должен быть полуовальной формы, сегодня российского Деда Мороза пытаются наградить шапкой Мономаха (правильной полукруглой формы) или сантаклаусовским колпаком с помпоном. А ведь круглая шапка - это царский головной убор. Русский царь Иван Грозный подтвердил бы.Раньше Дед Мороз носил не современные варежки красного (синего, зеленого - зависит от шубы и шапки) цвета, а белые, расшитые серебром трехпалые перчатки или варежки (видимо, перчатки надевал, когда теплее было). Почему белые и с серебром? Как символ чистоты и святости всего, что он дает из своих рук. Почему трехпалые? Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. P.S.: Сегодня трехпалые перчатки носят снайперы: в них очень удобно нажимать на курок.
Интересно, какого размера обувь носит Дед Мороз? Видимо, большого, поскольку ходит исключительно в сапогах (когда тепло) и валенках (когда заморозки). Сапоги - серебряные, или красные, шитые серебром. Носки у них приподняты, а небольших размеров каблуки скошены, а могут и отсутствовать вовсе. Валенки же - белые, шитые серебром. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Так что гоните в шею Деда в ботинках, черных или красных сапогах и черных валенках!P.S.: Эх, не судьба, значит, Дедушке пощеголять в фирменных сапожках из натуральной кожи и эксклюзивных валенках кислотного цвета со стразами и пайетками! А у нас в России периодически проходят их показы…
Но вернемся, наконец, к нашим рогам, а заодно и к посоху. Да-да, рога у Деда есть и там. И не просто рога, а целая голова быка - символ власти, плодородия и счастья! Иногда, правда, ее заменяют изображением месяца - лунницей. Но месяц-то тоже рогатый, так что от этого ничего не меняется. Лучше угадайте, из чего посох сделан. Нет, не из дерева. И не изо льда, но уже теплее. Горячо, из хрусталя. Ну, или посеребренный под хрусталь (что серебрят - не уточняется. Может, и дерево). С серебристо-белой витой ручкой. P.S.: А если углубиться в историю и вспомнить, что в старину посохом Дед Мороз раздавал тумаки непослушным детям, то остается им только посочувствовать: а вам бы понравилось, если бы вас да хрусталем по голове? Так что ведите себя хорошо и не попадайтесь настоящему Деду с настоящим посохом. Благо современные тумакодаватели сделаны из чего придется и раскрашены во все мыслимые цвета со всеми мыслимыми узорами.
Хобби Деда Мороза
Вы уже, конечно, знаете, что Дед Мороз умеет практически всё - на то он и волшебник! Поэтому и хобби у него предостаточно. Например, постоянно что-нибудь мастерить, будь то подарки для вас, ребята, или же просто сценарии праздников у ёлки. А иногда совершенно неожиданно придумывает он волшебные истории и песенки.
Ещё одно интересное хобби Дедушки Мороза - льдом речки покрывать, чтоб красиво зимой было и ребятня на коньках покататься могла. Стукнет своим волшебным посохом - и вот уже целая ледяная панорама готова. Кстати, сам Дедушка тоже не прочь покататься. Он вообще любит спортивные мероприятия и желает вам не отставать!
"Читает ли Дед Мороз на досуге?" - спросите вы. А как же! Причём и современную литературу, и не очень. Но милее всего ему новогодние детские сказки, в которых он каждый раз находит что-нибудь интересное. А главное - Дед Мороз обожает дарить волшебство. Присоединяйтесь и вы!
Коллеги Деда Мороза
Santa Claus (Санта Клаус) приходит к жителям США, Канады, Великобритании и стран Западной Европы. Выглядит он почти так же, как его финский родственник (потому что именно Санта является эталоном моды для всех Дедов Морозов мира). В последние годы Санта стал вести здоровый образ жизни и даже отказался от своей традиционной трубки. Путешествует он на тройке оленей, в дом проникает через дымоход, а подарки подбрасывает в башмаки и чулки, оставленные возле камина. Кстати, первое литературное описание образа Санта Клауса принадлежит Уильяму Джилли, опубликовавшему в 1821 году стихотворение "Santeclaus".
В Греции и на Кипре все с нетерпением ждут подарков от Святого Василия и пишут ему: "Святой Василий, приходи, счастье подари, исполни все мои желанья, да будет славно рождество".
В Италии торжества начинаются со дня святой Лючии (13 декабря) - праздника света. Затем следует пришествие Баббо Натале - местного Деда Мороза (24 декабря), который оставляет свои сани на крыше, проникая в дом через трубу. (Так что крыши жителям этой страны рекомендуется почаще чинить: подарков-то много, а сани очень тяжелые). Традиционно принято оставлять для него молоко и сладости. И заканчивается все это появлением Бефаны - маленькой старушки-ведьмы, которая разносит детям всевозможные сладости 6 января - в праздник Епифании. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола или уголек. Итальянцы очень любят эту смешную ведьму с большими выступающими вперед зубами, крючковатым носом, одетую в остроконечную шляпу, длинный плащ и дырявые шерстяные чулки. Бефана носит на спине мешочек с шоколадом и угольками и передвигается с крыши на крышу пешком, на метле или на лошади.
По древней легенде, в Италию она попала случайно, но ей там понравилось, и она решила остаться навсегда. Ее родиной считают Вифлеем. Как-то раз она встретила Волхвов, спешивших с подарками к новорожденному младенцу Иисусу. Она захотела отправиться с ними, но получила отказ. Вместо этого ей было предложено пойти по свету и одаривать подарками всех послушных ребятишек.
Хотите сфотографироваться с этой очаровательной дамой? Спешите в Рим, и, если повезет и если вы знаете итальянский, сможете с ней даже поболтать! Кстати, в канун Нового года именно по настоянию Бефаны не лишенные чувства юмора итальянцы расправляются со всяким старьем, накопившимся за год: одеждой, посудой, мебелью… Хорошо, что коровы не летают! (Интересно, а идея избавиться под Новый год от старого директора им в голову не приходила?) Частенько они выбрасывают все это прямо из окон, с любопытством следя за реакцией прохожих. Так что, оказавшись на Рождество в Италии - не подходите близко к жилым домам: вдруг рояль на голову приземлится?
В Турции, которая в этом году с новой силой включилась в спор за право называться родиной Деда Мороза, подарки дарит Святой Николай, епископ Мерликийский ("Ноэль Баба"). Прообразом всех новогодних персонажей считают именно его. Также он является покровителем похищенных и потерянных детей, его называют гонителем зла, чудотворцем. Легенда гласит, что жил он в 300 году нашей эры и спас от рабства трех дочерей бедняка, подбросив ночью в их башмачки, которые сушились у камина, три мешочка с золотом. Благодаря этому у девушек появилось приданое, и они вышли замуж.
В Бельгии и Польше также ждут подарков от Святого Николая. Только не от того, который приходит к туркам (одному Санте, сами понимаете, три страны в одну Новогоднюю ночь ну никак не осилить!), но от его близкого родственника. Как гласит легенда, он оставил в приютившей его семье золотые яблочки, подбросив их в башмачки, стоявшие у камина (похоже на турецкую легенду о Святом Николае, не правда ли?).
В рождественскую ночь он появляется верхом на коне, облачённый в митру и белую епископскую мантию, в сопровождении верного слуги-мавра по прозвищу Чёрный Питер, который несет волшебный мешок с подарками для послушных ребятишек и розги для озорников.
Маленькие узбеки в новогоднюю ночь ждут Корбобо. На русский язык это имя так и переводится - Дедушка Мороз (Кор - Мороз, Бобо - Дедушка). В преддверии новогоднего праздника он приезжает к своим юным друзьям на ослике, в сопровождении внучки Коргыз. Одет он в полосатый халат и красную тюбетейку - одежду скотовода.
Карельский Паккайне ("Морозец"), в отличие от большинства новогодних персонажей, очень молодой и озорной (в Италии он получил бы уголек от Бефаны, а в Бельгии - несколько ударов розгами от Святого Николая). О существовании Паккайне специалистам стало известно совсем недавно, так что этот персонаж молод и в прямом и в переносном смысле. А до этого жили бедные карелы без Деда Мороза. Сейчас наверстывают упущенное
Эhээ Дьыл ("Дед Дьыл") Саха (Якутия) живёт на самом "Полюсе Холода", в районе посёлков Оймякон и Томтор, где температура в зимнее время опускалась до -71,2 градусов Цельсия. Имеет целую семью помощников: его жена Кыhын Хотун ведает зимним временем; три дочери Саасчаана, Сайыына и Кyhyyнэй распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности. У него двое внучат: старшая внучка - Хаарчаана, покровительница снега, и младший внук - Тыалчаан.
Из "живности" у Деда Дьыла один только бык, но зато какой!!! Каждую осень этот бык выходит из ледовитого океана и до середины зимы отращивает свои рога. Чем выше рог - тем ниже опускается столбик термометра. С середины января рога у быка постепенно отваливаются, а к марту и сам он гибнет под палящим солнцем. Чем занимается Эhээ Дьыл - не совсем понятно. Наверное, воспитывает внуков и ухаживает за быком.
В Чехии и Словакии два новогодних персонажа - Микулаш и Ежишек. Микулаш приходит в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня Святого Николая. Внешне похож на Российского Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом. Только подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да и сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертёнок. Послушных детей Микулаш всегда рад одарить апельсином, яблоком или какой-нибудь сладостью, а озорников - картофелиной или куском угля (видимо, в Чехии, как и в Италии, хорошо развита угольная промышленность). Поляки считают, что у Микулаша есть дочка по имени Снежинка, но, в отличие от нашей Снегурочки, в новогодних странствиях отца она участия не принимает: ей положено сидеть дома и вязать для земли снежный покров. Ежишека никто никогда не видел и ничего определенного о его внешности не знает. Просто это очень скромный персонаж, который не хочет, чтобы его видели! Тем не менее, именно он - основной виновник новогодних торжеств в Чехии. Потому что Ежишек - это чешское имя младенца Иисуса.
Увлин Увгун (Монголия) - великолепный скотовод, а потому и на праздник он приходит в традиционной монгольской одежде скотовода: в мохнатой шубе и большой лисьей шапке. Ведь с 31 декабря на 1 января монголы отмечают ещё и день (ночь!!!) скотовода. На боку у него табакерка, кремень и огниво (здоровый образ жизни до Монголии пока не дошел), а в руках - длинный кнут (которым он, будем надеяться, одаривает исключительно скот). Помогают ему по хозяйству Зазан Охин (девочка снег) и Шина Жила (мальчик Новый год). Они же сопровождают его в Новогоднюю ночь.
Шведам (или Датчанам? Обе страны претендуют на этих Дедов Морозов!) несказанно повезло: у них целых два Деда Мороза. Сутулый дед с шишковатым носом - Юлтомтен (Юль Томтен, Юль Темтен, Йолотомтен, Юлеманден) живёт в заповедном лесу, окружённом живописными озёрами и долинами. В сотворении рождественских чудес ему помогают снеговик Дасти, озорные мыши, принц с принцессой, ведьмы, Король со Снежной Королевой и, конечно же, вездесущие эльфы, которые дни и ночи проводят в своей маленькой шахте, постоянно добывая золото для ёлочных украшений и подарков.
Поэтому, когда приедете к Юлю Темтену в гости, смотрите под ноги - эльфы постоянно снуют по лесным тропинкам. Не наступите! (А лучше в рождественскую ночь приготовьте для них что-нибудь вкусненькое). Когда часы бьют полночь, шведы бросают серпантин, дудят в дудки, кричат, шумят... Карлик Юлниссаар (Юлениссе) - маленький старичок, который живет в лесу и ездит на тележке, запряженной лисами. Целый год он живет в избушке и мастерит рождественские подарки, а в декабре перебирается поближе к людям и поселяется в хлеву, выступая в роли этакого Домового: помогает хозяйке в праздничных хлопотах, следит за животными и детьми. Одет Юлениссе как гном: деревянные башмачки, штанишки до колен, блуза, жилет, гольфы и неизменный колпак. И тот, и другой Деды Морозы под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках. (Судя по описанию и того, и другого - удивительно, как шведские дети до сих пор не заикаются).
В Великобритании Деда Мороза называют Father Cristmas ("Рождественский дед", "Батюшка Рождество"). Сегодня его также называют Рождественский отец. Обладает смесью черт Св. Николаса и богов Тора и Сатурна. Он носит мантию, украшенную плющом и падубом. Для хороших детей у него есть мешок игрушек, для плохих - так любимый Дедами Морозами многих стран хлыст.Будете в Великобритании - обязательно напишите Отцу Рождество письмо с перечислением того, что хотите получить в родарок, и бросьте это письмо в камин. Дым из трубы доставит список желаний прямо по назначению. Вот такая вот своеобразная почта! Эх, если бы она работала у нас, то роман Николая Васильевича Гоголя был бы доставлен прямо в какое-нибудь издательство!
Во Франции подарки разносит Pere No`el ("Пер Ноэль", по-русски - Дед Январь, Отец Рождество), облаченный в широкополую шляпу и опирающийся на трость (посох). Он добрый и приносит детям в корзине подарки.
Рядом ним всегда находится бдительный Пэр-Фуэттар (буквально «Дед с розгами» или Шаланд (Chalande)). Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. Розги лежат у него в корзине. Он, слава богу, никого не бьет, но следит за хорошими и плохими поступками детей и влияет на то, какие подарки принесет Пэр-Ноэль. Чтобы задобрить Шаланда, дети поют ему песенку: "К нам пришел Шаланд В остроконечной шапке, С соломенной бородой. Теперь у нас вдоволь орехов И вкусных булочек До самого Нового года!"
Святой Шаланд также приходит к детям в Савойе.
В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зеленым шарфом.
В Норвегии есть Юлебукк. А еще там есть Ниссе - карликовые «Деды Морозы», маленькие домовые. Носят вязаные колпачки и любят вкусненькое. Так что оставьте им угощение.
Перед тем как ложиться спать в новогоднюю ночь, норвежские детишки вешают за окно кормушки, полные пшеничных зерен, а в ясли, для лошади или жеребенка, ставят миску с овсянкой, чтобы приходящий с подарками гномик - nisse - тоже мог подкрепить свои силы.
Для жителей столицы Нидерландов Амстердама основное новогоднее событие - это появление местного Деда Мороза, Святого Николая (Sinter Klaas, Сандеркласса или Синтер Клааса), в городском порту. Гость прибывает в страну в первых числах декабря, морем, через Роттердам. Встречают его в крошечной рыбацкой деревушке Монникэндам не только простые горожане, но и городские власти, в том числе и мэр столицы. И все последующее предновогоднее время голландские детишки стараются не шалить, дабы заслужить у Николая и его слуги по прозвищу Черный Пит (или Петер) долгожданные подарки. В этой стране праздничные торжества проходят весьма традиционно, если не считать обязательных катаний на городском катке, построенном специально на период праздников. Кстати, подобный каток существует и в Копенгагене, и многие датчане специально приезжают в столицу семьями, чтобы «опробовать лед».
Подарков дети в Голландии ожидают под утро в своих деревянных башмачках, в которые они с вечера кладут морковку и сено. Испанский Дед Мороз - Папа Ноель - оставляет подарки на балконе. Кроме него, к жителям Испании и Латинской Америки приходят короли-волшебники Мельхиор, Гаспар и Бальтасар (или Мельчор, Каспар и Валтасар).
Например, на Кубе новогодний праздник называется День Королей. Накануне дети пишут им письма, в которых рассказывают о своих заветных желаниях. В основе этой традиции лежит церковное сказание о поклонении волхвов младенцу Иисусу: Каспар, Мельхиор и Валтасар пришли тогда с дарами в Вифлеем, посмотреть на божественного новорожденного. Олентцеро, Дед Страны Басков, одет в национальную домотканую одежду и носит с собой фляжку хорошего испанского вина.
Известно также, что в Казахстане Деда Мороза зовут Аяз-Ата, в Калмыкии - Зул, в Румынии - Мош Джарилэ (он очень похож на нашего, российского Дедушку), в Колумбии - Папа Паскуаль, в Японии - Одзи-сан ("Санта Одзи-сан"), в Китае - Шань Дань Лаожен (или Шо Хин, Дун Че Лао Рен (Дедушка Рождество)) кладет подарки в чулки, в Болгарии - Дядо Мраз, на Гавайях - Канакалока, в Камбодже - Дед Жар, на Ямале - Хабэчи Завьюжный, в Алтайском крае - Соок-Таадак, в Австрии - Сильвестр, у западных славян - Святы Миклаус ("Святой Миклаус"), в Бразилии - Папа Ноэль. Вайнахтсманн (Weihnachtsmann), или, как в сказках, Ниманд (Никто), приходит к немцам и голландцам. Дети сваливали на него вину, когда шалили или что-нибудь ломали. По другой версии, в Германии Деда Мороза называют Санта Николаус.
Источник http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/1430/bio