О семейном досуге, детском развитии и настольных играх.
В современном мире, когда каждый занят узкоспециальным, часто непроизводственным трудом, в семье остается все меньше общих тем и поводов для общения. Что же может объединить собрать всю семью, где папа эколог, мама менеджер, а между детьми 8 лет разницы? Таких вещей единицы, и одной из них были и остаются НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.
Когда мы были маленькие, игры у нас были очень простые, выполненные из листа картона и нескольких цветных фишек, часто родители делали их сами. Сейчас это целая индустрия "настолок" разнообразного содержания и формы, цены и качества.
В последнее время вся наша семья, представленная несколькими поколениями взрослых и детей увлеклась настольными играми. Сейчас в нашей коллекции более 20 различных игр. Но будучи не только страстным игроманом, но и практическим психологом с непреодолимой тягой к эксперименту, я провела исследование влияния некоторых настольных игр на развитие психических функций у детей. В связи с этим хочу поделиться с вами моими выводами в серии обзорных статей по каждой из настолок.
Первый отчет будет посвящен одной из самых любимых детьми игр -
Игра представляет собой набор деревянных палочек, из которых строится башня. Затем игроки вытаскивают по одной палочке и кладут наверх так, чтоб конструкция не упала.
На первом этапе исследования было выдвинуто несколько гипотез:
1. Рекомендуемый возраст на упаковке завышен минимум на три года.
Предположение основано на том, что двухлетняя дочь играет с большим удовольствием, руша башню ненамного чаще остальных игроков.
Для проверки была подобрана группа из 9ти малышей от 1,5 до трех лет.
Эксперимент показал, что:
- дети от полутора лет до года и семи месяцев (2 человека) полностью игнорируют инструкции взрослого и рушат построенную башню, получая от этого удовольствие.
- дети от года и восьми месяцев до двух лет (2 человека) пытаются вытаскивать палочки, подражая родителям, но при этом башня падает в 90% случаев. При этом не исключается возможность формирования навыка при проведении постоянных тренировок.
- дети от двух до трех лет играют с явным удовольствием на равных со старшими участниками, частота падений башни при этом отличается незначительно (примерно на 3%). Ближе к двум годам около 40% детей пытаются класть верхнюю палочку параллельно предыдущему ряду, но примерно к 30той игре, правило усваивается.
Вывод: Игра Дженга подходит для развития и развлечения детей в возрасте от ДВУХ лет.
2. Игра развивает мелкую моторику. Данное утверждение позиционируется в коммерческом описании игры и напрямую вытекает из концепции "интеллекта на кончиках пальцев". Концепция содержит идею о том, что до определенного возраста (примерно до трех лет) тактильные ощущения в огромной мере формируют развитие кистей рук, от которого в свою очередь напрямую зависят умственные способности малыша.
Это утверждение мы тоже решили проверить. Эксперимент был антипедагогично проведен на собственной дочери и дружественном ребенке Игоре.
Итак, испытуемым Кире возрастом 2 года и 1 месяц и Игорю возрастом 2 года и 2 месяца был предложен тест на развитие мелкой моторики. На листе с нарисованной тучкой сверху и цветами снизу было предложено дорисовать прямые линии дождя. Кира составила экспериментальную группу, Игорь - контрольную.
Затем в течении недели проводился формирующий эксперимент. Каждый день минимум 15 минут мы с Кирой играли в Дженгу. С Игорем в Дженгу не играли.
На третьем этапе был проведен контрольный тест.
По результатам повторного теста у Киры мелкая моторика улучшилась, линии стали прямее, наблюдается общая направленность. У Игоря результат теста не изменился. Моторика осталась на том же уровне.
З.Ы. После оглашения результатов дружественные родители пошли в магазин за игрой.
Вывод: Настольная игра Дженга существенно развивает мелкую моторику рук.
3. Дженга развивает способность к концентрации внимания и тренирует усидчивость (впрочем это общая черта для многих настольных игр). Гипотеза выдвинута на основании того, что в семье наличествует официально гиперактивный ребенок, который может играть в Дженгу часами, хотя по определению неспособен высидеть на одном месте дольше пары минут.
Для доказательства с испытуемым Андреем (7 лет и 10 месяцев) был проведен тест, измеряющий способность к концентрации внимания (корректурная проба), затем - описанный выше формирующий эксперимент с Дженгой и произведено контрольное тестирование.
Тестирование показало, что способность к концентрации внимания увеличилась примерно на 12%, что доказывает и нашу третью гипотезу.
Вывод: Настольная игра Дженга Развивает способность к концентрации внимания у детей (даже гиперактивных).
Кроме всего вышеперечисленного из практических наблюдений могу отметить, что контактируя в игре, дети быстро учатся произвольному контролю поведения. Дженга развивает важнейшие в жизни умения достойно принять поражение и достойно же побеждать.
Играть в Дженгу весело без исключения всегда. Она поднимает настроение и объединяет. По-моему, это одна из самых необходимых игр для семейной коллекции.
Возможно, эта статья не была бы написана, ибо исследование мы начали проводить для себя - в чисто познавательных целях, но наткнулись в интернетных просторах на конкурс по продвижению настольных игр от