Раннее высаживание (по книге И. Бауэр "Жизнь без подгузников")
Пишу данный пост в помощь тем мамам, которые решились высаживать своего ребенка, но не знают с чего начать или столкнулись с трудностями в данном вопросе. Никому не навязываю, просто привожу метод, описанный в книге И. Бауэр «Жизнь без подгузников». Если метод вас заинтересует, книгу можно скачать в интернете.
Немногие знают, что новорожденные с самого рождения осознают свою потребность пописать или покакать. Они способны подавать маме сигнал – и они на самом деле просят о своих потребностях – а также отвечают на отклики своих родителей. Прислушаться к просьбам своего ребенка помочь пописать или покакать – это так же естественно, как покормить его грудью, когда он голоден. Даже самые маленькие обычно сигналят о своих потребностях заранее, еще до того, как не могут больше терпеть. Конечно, чем меньше ребенок, тем меньше это время между тем, когда он осознает «нужду» и самим моментом выделения. Здесь вам поможет осознанное и усиленное родительское внимание.
Когда люди впервые слышат об этом методе, им начинает казаться, что это – принуждение ребенка к задачам, до которых он еще не дорос. Это не так. В этом легко убедиться - и сразу же развеять все сомнения, если один раз увидеть, как работает метод на практике. В отличие от традиционного приучения к горшку (а оно действительно является принуждением), метод Естественной Гигиены основывается на том, что малыш сам опознает свою потребность «сходить», подает взрослому сигнал, а затем комфортно расслабляется в любящих взрослых руках. Малыш уверенно контролирует свое тело, взрослый лишь обеспечивает помощь и поддержку. Как следствие, ребенок может задержать выделение в ожидании благоприятных условий. Такое поведение предусмотрено инстинктом и поэтому полностью естественно.
Малыши, которые с первых месяцев привыкают к методу Естественной Гигиены, хорошо ощущают свое тело и умеют регулировать свои функции. Так как их не приучали игнорировать свои потребности, им не нужно заново обучаться управлять своими мышцами. Более того – эти малыши привыкли к абсолютной чистоте, когда к телу не прилеплены выделения в душной «подушке». Им приятно и понятно быть чистыми. С возрастом такие детки начинают сами ходить на горшок; это происходит естественно и само собой – подобно тому, как ребенок обучается ползать, вставать и ходить. У них сложились определенные ассоциации – например, что «ходить» надо в правильной позе или в правильном месте. И они спокойно себя чувствуют, садясь на горшок с голой попой – ощущение, которое пугает детей, выросших в «убежище» из подгузника, для них это слишком непривычно.
Основной, фундаментальный закон метода естественной гигиены - «прежде всего важен чуткий отклик на потребности ребенка». Все остальное – экономия на подгузниках, сбережение денег, чистота семейной кровати, желание упростить свою жизнь –является вторичным.
Далее о том, как применить данный метод на практике.
1. В каком возрасте лучше начать?
Идеально – в первые дни или недели после рождения. Лучше всего начать до того, как ребенку исполнится 5 или 6 месяцев, потому что потом ребенок потеряет контроль над своими выделениями из-за пеленок или подгузников. Можно успешно начать и с более старшими детьми, но это потребует больше времени, усилий и внимания. Здесь понадобится более тонкий подход.
2. В какое время лучше начинать? Начинаем по утрам– потому что по утрам «намеки» проснувшегося ребенка более всего очевидны. Находясь во сне, малыши обычно не писают, поэтому ранним утром детский мочевой пузырь полон. Только что проснувшийся малыш соглашается высадиться легко и охотно.
Приучившись к утренним «сигналам», мамы понимают образцы поведения ребенка и постепенно распространяют свою практику на другие моменты дня: после дневного сна, после прогулки, после кормления и так далее. Даже если вы не замечаете очевидных «сигналов», попробуйте высадить вашего ребенка «на всякий случай». Многие родители отмечают, что по утрам их ребенок «ходит по - большому» примерно в одно и то же время.
3. Начинаем постепенно.
Если сама мысль о жизни без подгузника кажется вам странноватой, имеет смысл начинать постепенно. Попробуйте оставлять малыша без подгузника только время от времени. Шаг за шагом, небольшими ступеньками постепенно вы придете к свободе от подгузника. Для начала постарайтесь наблюдать, как ведет себя ребенок, когда «ходит». Было бы идеально, если бы ребенок в это время был без штанишек: голышом или просто в рубашке. Следите, как малыш себя ведет, говорите «намекающий звук». Постарайтесь время от времени высадить маленького в удобной позе. Снимайте подгузники постепенно: для начала, например, с утра, потом с утра и после дневного сна…
Ситуации, в которых удобно постепенно начинать высаживание:
- С утра;
- После дневного сна;
- Сразу после кормления (если малыш «ходит» после кормления) или во время грудного кормления (некоторые новорожденные предпочитают «ходить» именно так);
- После прогулки;
- Ближе к вечеру (после обеда малыши обычно писают реже);
- Только во время сна;
- Непосредственно перед сном, чтобы маленький «сходил» и спокойно заснул;
- Когда мама спокойна;
- Когда вы можете опереться на помощь другого взрослого.
Как это происходит
Очень просто. Когда мама видит, что ребенку надо «сделать дело», она снимает с него штанишки и высаживает в комфортной позе в подходящем для этого месте. Есть несколько способов, как договориться об этом с малышом, который еще не разговаривает.
1. Наблюдение за образцами поведения ребенка в тот момент, когда он писает, какает или только просится.
Пристально и внимательно наблюдая, мама сможет найти основные «образцы поведения» своего малыша – как он обычно ведет себя, когда писает, какает или готовится. Можно также найти взаимосвязь с другими моментами жизни малыша – например, со сном, прогулкой или кормлением. К примеру, многие малыши «ходят» сразу после пробуждения и через определенный интервал после кормления.
2. «Сигналы» ребенка или язык его тела.
Как только родители начинают наблюдать, их изумляет тот факт, что их ребенок действительно просится и сигналит, когда хочет «сходить». Родители могут увидеть это собственными глазами. Хотя все детки разные, у них есть общие образцы поведения: поеживание, изгибание тела, гримаски на лице, плач или недовольное ворчание, замирание среди обычной активности либо, наоборот, взрыв активности, пробуждение ото сна и т.д.
3. Интуиция.
Применяя метод Естественной Гигиены некоторое время, многие матери замечают, что они просто чувствуют, когда нужно помочь малышу «сделать делишки.
4. Намекающий звук.
Метод Естественной Гигиены Самых Маленьких – это путь двустороннего общения. Не только ваш ребенок может подавать сигнал. Вы также можете поговорить. Родители используют определенные «намекающие звуки» - такие, как «а-а» или «пс-пс», «ш-шш» или «с-сс». Используйте этот звук каждый раз, когда ребенок «ходит». Дети быстро приучаются ассоциировать звук с возможностью «сделать дело». И тогда родитель может издавать этот звук как приглашение, а малыш сам решает, нужна ему сейчас такая возможность или нет. Получается своеобразный «первичный разговор» между взрослым и новорожденным. Некоторые детки даже начинают сами издавать этот звук – но уже как сигнал для взрослого.
У одних детей сигналы более явные, у других – менее заметные. Сигналы также меняются по мере роста ребенка. Однако внимательное наблюдение за малышом подскажет вам, как распознать нужный момент.
У совсем маленького новорожденного «сигналы» такие:
- извивание, выгибание тела,
- гримаски на лице,
- взгляд «внутренней концентрации»,
- пауза или замирание посреди активности
- либо, наоборот, неожиданный всплеск активности,
- настойчивый взгляд, направленный на взрослого,
- пробуждение ото сна.
Ребенок постарше будет «сигнализировать» так:
подойдет (подползет) к маме, поведет ее за собой в место «туалета», будет извиваться на руках, попытается вылезти из слинга или «кенгурушки», слезть с кровати. Будет настойчиво привлекать к себе внимание, издавать «намекающий звук», держаться за область гениталий или сядет на ваших руках в привычную для туалета позу. Если ребенок обнажен, вы сможете увидеть движение соответствующих мышц «внизу».
Бывают и более явные, «откровенные» сигналы: когда большой уже ребенок кряхтит, приседает, сильно морщит личико, краснеет или начинает пукать.
Между прочим, крики, плач или явное беспокойство, как правило, не являются признаками того, что ребенок хочет «сходить». Для здорового ребенка потребность «сходить» не должна означать дискомфорта! Эти признаки говорят о том, что вы пропустили более ранние, тонкие намеки, когда маленький хотел что-то вам сказать. Малышок, который знает ,что ей или ему пойдут с высаживанием навстречу, не будет затягивать ситуацию до предела, она или он подадут «знаки» гораздо раньше.
Иногда ребенок сопротивляется из-за того, что взрослый слишком напряжен и резок, т.к. боится пропустить «неожиданность». Дети очень чувствительны к нашим импульсам, даже если мы сами их не замечаем. Дети чувствуют наши ожидания, им не нравятся наши тревоги и одержимость «делами». Малышей нужно держать очень мягко и самому быть при этом расслабленным и нежным с ребенком. Если малыш сигналит «нет» - немедленно согласитесь и мягко отступите. Важно все делать мягко, без напряжения. Вас это никак не должно задевать – «нет», значит «нет». Сохраняйте мирное и ласковое настроение и не огорчайтесь, если промах все–таки произошел.
Бывают случаи, когда ребенок протестует, если его (ее) отвлекли от какой-либо деятельности, от игры. Поднесите горшочек к ребенку (а не наоборот) или возьмите малышку к горшочку именно с тем предметом в ручках, который у нее был. Иногда помогает высаживание возле умывальника с большим зеркалом – чтобы вы улыбались друг другу. Иногда полезно специально дать ребенку в руки что-нибудь интересное, для игры.
Бывает еще так, что малыш понимает, что ей (или ему) надо «сходить», но не может достаточно расслабиться. Из-за этого ребенок расстраивается, становится взвинченным и огорченным. Что можно сделать в этой ситуации? Во-первых, сразу же реагируйте на сигнал «нет!» и немедленно отступите. Возьмите детеныша на руки, походите с ребенком по квартире. Подождите, пока ребенок расслабится и успокоится – и не нервничайте при этом сами! Дышите ровно и безмятежно. Помогите ребенку расслабиться, а потом мягко попробуйте еще раз. Иногда «результат» случается очень быстро –буквально через 2 минуты или даже 30 секунд. Мягкий и нежный контакт, ношение на руках обычно помогает малышам расслабиться довольно быстро.
Почему ребенок часто упирается, когда я сажаю его для «дела»? Он крепко сжимает ножки и выгибает спинку дугой.
Ваш ребенок очень четко сообщает Вам, что не хочет. Может быть, сейчас ему не нужно (пока не готов), или Вы оторвали его от какой-либо интересной активности. Может быть, Вы держите малыша неудобно или сами излишне нервничаете. Все, что нужно сделать в ответ на подобный сигнал –это сразу же согласиться и пойти ребенку навстречу. Попробуйте чуть попозже или подержите его в другой позе или в другом месте.
Позиции для высаживания.
Для того чтобы комфортно высадить маленького ребенка, существует множество различных поз. Вы можете выбрать то, что подходит именно вам или изобрести что-то новое. Выбор зависит от множества факторов: возраста ребенка, вашего роста и телосложения и даже от типа горшка или иного «приемника». Выбирайте для себя лучшее – то, что больше всего устраивает вашего малыша и вас самих. Самое главное - чувство комфорта и удобства для всех «участников». Можно применять различные позы в течение суток: например, ночью высаживать «полулежа, в обнимку» над чашей, а днем - стоя у раковины. Лучше всего выбрать одну-две удобные позы и не менять их довольно долго, сделать их привычными. Более подробно о позах для высаживания вы можете прочитать в книге.
Обязательно надо помнить, что дети – гибкие и сильные; они могут неожиданно изогнуться в ваших руках, подавая сигнал «нет!». Держите ребенка крепко, но мягко, чувствуйте его (ее) движения. Старайтесь держать маленького так, чтобы вас не испачкало «в процессе». Возможно, вам придется чуть поэкспериментировать и подобрать для себя оптимальный «угол наклона», чтобы все было аккуратно. Даже в одной и той же позе возможно разные варианты: чуть левее, чуть правее.
Ночной сон.
Первое время, наверное, лучше начинать высаживание днем, а на ночь одевать на ребенка подгузник. Но на самом деле, малыши редко «ходят» во сне; обычно ради дела они просыпаются – даже те, кто ночует в подгузнике. Если не гасить естественное желание ребенка управлять своим телом, все будет хорошо. Гормональная система человека устроена так, что по ночам производится меньше мочи, чем в дневное время. Те детишки, которых высаживают по ночам, остаются сухими на протяжении всей ночи с довольно раннего возраста, (после 6 месяцев), особенно если их дополнительно высаживать перед сном. Как только ваш малыш пробудился и начал ворочаться – отнесите его «для дела», многим этого достаточно для того, чтобы снова заснуть. По ночам можно посещать ванную, а можно поставить возле кровати горшок или тазик. Выбор, конечно же, за вами.
В каких случаях бывает разумно использовать подгузник?
* В первое время, когда вы только учитесь;
* В ночное время, если малышок не любит высаживаться среди ночи;
* Во время стресса или болезни малыша;
* В ситуации, когда у вас нет возможности высадить ребенка в течение длительного времени (например, в путешествии);
* Если вы серьезно устали и подумываете совсем прекратить эту практику, тогда лучше временно прибегнуть к подгузникам.
Большой Страх перед маленьким «промахом».
Приучая самых маленьких высаживаться, все мамы время от времени допускают «промахи». Это очень по-человечески, и то же самое происходит при приучении к горшку подросших детишек старше двух лет (правда, в случае позднего обучения период «промахов» может длится до трех –четырех лет). Малыш, обученный естественной гигиене с рождения, перестает делать «промахи» несколько раньше.
Если вы постоянно напряжены и взволнованы, ожидая возможного «промаха», вам будет очень сложно прислушаться к малышу и настроиться с ним на одну волну. Это можно сделать только в хорошем, безмятежном по-детски настроении. Примите как факт, что при обучении малышей «туалетному делу» промахи неизбежны и вначале это бывает у всех.
Страх перед «промахом» - безусловно, «проблема №1» всех родителей, начинающих практиковать высаживание. Это также основная причина, по которой многие отказываются даже начать. Что самое главное, именно этот фактор затягивает «время промахов» надолго. Если вы панически боитесь пропустить нужный момент, вы наверняка его пропустите. Но как только ваш страх перед крохотным «делом» исчезнет, все остальные проблемы потеряют свою остроту. Здесь крайне важно создать правильное отношение к вопросу.
Как реагировать, если «конфуз» все-таки случился?
Спокойно и с любовью. Ведь ребенок и так старается сделать все как можно лучше. Не надо придавать случившемуся эмоциональную окраску. Не вызывайте в маленьком чувство вины или стыда. Это всего лишь небольшой промах. Ничего страшного!
Гнев, стыд, злость здесь абсолютно неуместны – вы создаете картину вашего будущего доверия на всю жизнь. Этот возраст крайне важен для будущего. Ваша любая негативная эмоция по отношению к ребенку далеко небезобидна! Даже если у вас и возникли какие-либо нежелательные эмоции, постарайтесь погасить их сами, не выплескивая на ребенка. (Найдите свой способ, как это сделать).
Единственное, что необходимо в случае промаха – быстрая уборка, и ребенок не должен в ней участвовать, если сам он не выражает такого желания. Все детишки по своей природе социальны, и они делают все как можно лучше в предоставленных им обстоятельствах.
«Не получается!» Регрессия, или шаг назад.
Высаживание не всегда протекает гладко. Внезапно бывают случаи, когда ваш малыш однозначно отказывается «сходить», протестует резким «Нет!» - и спустя мгновение делает лужу на полу или писает в штанишки. Или начинается полоса «промахов» - когда, казалось бы, приучение хорошо налажено. Это расстраивает родителей и смущает самих малышей. Здесь полезно не переживать, а спокойно поразмыслить, почему такое могло произойти.
Резкие родительские эмоции (особенно осуждение ребенка) не идут вам на пользу, т.к. они способны сломать установившееся между вами хорошее понимание. Постарайтесь всеми силами избежать борьбы с вашей маленькой крохой, ведь он (или она) не желает поступать плохо. Сохраняйте дружбу и чуткость, это очень важно и нужно вам обоим.
Запомните: первое и самое главное: ребенок не сопротивляется ЛИЧНО ВАМ. Нет, он (она) всего лишь показывает, что что-то идет неверно. Они используют эту ситуацию для того, чтобы что-то вам объяснить. Детишки, воспитанные без подгузников, растут очень чуткими, они в ладу с самими собой и способны выразить свои потребности понятно и однозначно. Изменяя образцы своего поведения в «личном деле», они пытаются обратить ваше внимание на то, что ситуация чем-то их не устраивает.
Ребенок растет. На глазах он становится взрослее и его поведение изменяется. Оставаться с ним на одной волне не всегда бывает легко. Так как он (она) меняется, то и вам, дорогие родители, приходится постоянно пересматривать свои взгляды и поведение. Здесь не может быть устоявшихся моделей и привычных поступков; здесь все переменчиво. Самое главное – постоянно сохранять любовь и взаимное уважение.
Высаживание, как все в этом мире, переменчиво. Подрастая, малыш может захотеть делать «это» по – новому: в другом месте, в новой позе. В принципе, регрессия иногда возникает спонтанно, как одна из ступеней роста малыша – а потом спонтанно проходит.
Основные причины регрессии:
1. Регрессия из-за стресса, болезни или житейских перемен.
2. Когда вы излишне волнуетесь.
Иногда бывают случаи, когда детишки начинают сопротивляться высаживанию потому, что взрослые слишком навязчивы. Отказ от «посадки» в данном случае означает, что вы слишком агрессивно беспокоитесь, слишком грубо хватаете или неудобно держите. Вы излишне грубо вторгаетесь в личное пространство малыша, и поэтому он (она) хочет к себе уважения.
3. Выход из рук в большой мир.
До шести –восьми месяцев малыш должен в основном все время находиться на руках у мамы. Но потом «ручная фаза» кончается: ваш малыш начинает ползать и выходит в большой мир. Предоставьте для детки горшок (если вы не сделали этого раньше) и просто покажите, куда можно «ходить» - вместо того, чтобы сажать его самому. Как правило, время и терпение сыграют в вашу пользу.
Будьте нежны и мягки, не давите. Предоставьте удобный горшок. Объясните, как им пользоваться. Также очень полезно высаживать крох на природе – там, где есть на что посмотреть. Интересный предмет для изучения помогает расслабиться и быстрее «сходить». Попробуйте какой-нибудь новый подход. Малыши иногда перестают «сигналить» на несколько дней или даже недель – а потом вновь начинают, еще более отчетливо, чем раньше. Нет, они ничего не забыли! Просто им нужно было время, чтобы внести эти новые навыки в свою жизнь.
Можно ли прервать игру ребенка?
Многие родители ошибочно делают высаживание своей главной задачей с утра и до вечера. Теперь они с увлечением распознают возможные «сигналы» в любое время суток и через каждые 15 минут стараются высадить ребенка пописать, отрывая его от игры и от исследования окружающего мира.
Поступать так не надо. Начнем с того, что вы нарушаете природное детское обучение. Во-вторых, если карапуз увлечен какой-либо игрой и вы грубо его оторвали, то, естественно, она или он будет возражать и, вполне вероятно, не захочет писать на таких условиях. Вас ждет явное сопротивление – как голосовое, так и движениями всего тела.
Если вы понимаете, что проблема – в излишнем энтузиазме, вам несложно найти правильное решение. Притормозите самого себя, отбросьте суетливость. Постарайтесь прислушаться к своему ребенку и плывите по течению вместе с ним. Действуйте синхронно с его внутренними ритмами, а не пытайтесь подстроить их под себя.
Постарайтесь помнить природный «график» ребенка. Сажайте малыша на горшок тогда, когда в его деятельности наступает пауза. Будьте нежны, мягки и внимательны. Если малышок держит в руках какую-либо игрушку, обязательно берите его на горшок вместе с ней – так малыш будет продолжать свое изучение «в процессе». С ребенком постарше уже можно договориться, объяснив ему (или ей) свои намерения. Можно специально дать малышу в руки что-то яркое для изучения. Спойте ребенку песенку. Вот еще хороший совет: иногда проще поднести горшок к ребенку, чем вести ребенка к горшку!
Удачи вам!