идеи к Пасхе
ПраздникиМне Радушка ссылку дала на группу в вк.
Мальчик и синичка. Пасхальная сказка
Жил - был на свете один добрый и хороший мальчик. Он был сирота и жил у старенькой бабушки, которая никогда не обманывала, не воровала и не делала плохого и дурного людям. Она была просто доброй бабушкой.
Они жили бедно, и им едва хватало на еду.
Однажды, в одну субботу, в канун Светлого Христового Воскресенья, он сидел у окна и смотрел на улицу.
После холодной и белой зимы наступила теплая весна.
Он увидел, как знакомая синичка, которую он подкармливал холодной и лютой зимой, присела на подоконник и весело завертелась. Она уже привыкла прилетать сюда и ждать еды.
- Сии-сии, - мелодично просвистела синичка.
Мальчик обрадовался ей и, открыв окно, насыпал немного крошек. Она сразу же быстро стала клевать их, благодарно посматривая на него черными блестящими глазками.
- Ну вот, - сказал мальчик, - завтра праздник, а у нас в доме ничего нет… - и тихонько вздохнул.
Синичка защелкала клювом, что-то говоря на своем птичьем языке, немного еще покрутилась и улетела.
- Ничего, внучек, не беспокойся, - сказала бабушка, - Бог даст.
А синичка, наклевавшись крошек, летела и думала:
«Какой хороший мальчик! Он помог мне зимой, когда мне было трудно и голодно. Надо и мне помочь ему и его бабушке»
И полетела синичка к курочке.
- Здравствуй, курочка-сестричка!
- Здравствуй, синичка-сестричка!
- Курочка, дай мне яичек, - попросила синичка
- Зачем тебе, синичка-сестричка?
- Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью, - ответила птичка.
- Бери сколько хочешь, сестричка! - сказала курочка.
И тут же огорченно добавила:
- Только вот, все они у меня беленькие, и нет красок, чтобы расписать их.
- Что же делать? - тоже огорчилась синичка.
Они задумались.
Но тут к ним подошел муж курочки-сестрички - красавец-петух.
- Ку-ка-ре-ку! - громко прокричал он, сильно замахал крыльями и щелкнул шпорами.
- О чем задумались, сестрички? - спросил он.
- Вот синичке надо достать краски, а мы не знаем где, - ответила курочка.
- Эх вы! - гордо сказал петушок. - Все краски можно достать у радуги.
И тут же добавил:
- Я для своего хвоста именно там и брал.
И он с гордостью прошелся перед ними, демонстрируя свой яркий разноцветный хвост.
- Правда, - обрадовалась курочка, - лети-ка ты, сестричка-синичка, к радуге.
У самой курочки не было такого красивого хвоста, поэтому она и не знала, где достать краски.
Полетела синичка к радуге.
- Здравствуй радуга!
- Здравствуй, синичка!
- Помоги мне! Дай мне краски для того, чтобы можно было расписать яички, которые дает курочка-сестричка для хорошего мальчика и его доброй бабушки, которые кормили меня холодной и лютой зимой, - ответила птичка. - А то у них к Светлому Христову Воскресенью ничего нет.
- Ой! - опечалилась радуга. - Я бы с радостью дала тебе красок, но у меня сейчас их нет. Краски появятся у меня только летом, когда будет дождик и будет много цветов. А сейчас только закончилась зима.
Синичка тоже опечалилась.
- Что же делать? - спросила она.
- А слетай-ка ты к солнышку весеннему да к небу высокому, к ночке темной да к луне яркой, к травке шелковой да к водичке прохладной, и про огонек жаркий не забудь. Они тебе помогут, - посоветовала радуга.
- Спасибо, радуга, - поблагодарила синичка и полетела.
Ей надо было торопиться, так как времени было мало и день уже заканчивался.
Первое, что ей попалось на пути, была река. Подлетела синичка к воде и села на камешек-голыш на бережку.
- Здравствуй, водичка прохладная!
- Здравствуй, синичка!
- Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью, - ответила птичка. - Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить - а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
- Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми голубую краску.
- Спасибо, водичка прохладная!
И синичка полетела дальше.
Недалеко от реки она увидала только-только пробивающуюся из темной земли травку. Подлетела к ней синичка и опустилась на землю.
- Добрый вечер, травка шелковая!
- Добрый вечер, синичка!
- Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью, - ответила птичка. - Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить - а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
- Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми зеленую краску.
- Спасибо, травка шелковая!
И синичка полетела дальше.
А день уже закончился, и наступила ночь.
Было уже темно и плохо видно, поэтому синичка села на ветку дерева и обратилась к ночи:
- Здравствуй, ночка темная!
- Здравствуй, синичка!
- Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью, - ответила птичка. - Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить - а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
- Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми фиолетовую краску.
- Спасибо, ночка темная!
Синичка хотела было уже полететь куда-то дальше, да подумала, что ничего сейчас в темноте не найдет. Она решила дождаться появления луны.
«Не проспать бы», - подумала она.
Она вздохнула и закрыла глазки. Кажется, она даже немного заснула. Холодный ночной ветер, подувший слегка, разбудил ее. Еще была ночь, и синичка хотела опять заснуть, но вдруг увидела луну и очень обрадовалась.
- Доброй ночи, луна яркая!
- Доброй ночи, синичка!
- Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью, - ответила птичка. - Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить - а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
- Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми желтую краску.
- Спасибо, луна яркая!
«Мне осталось совсем немножко, - решила синичка. - Успеть бы»
Она увидела, как темное ночное небо стало меняться, светлеть.
- Доброе утро, небо высокое!
- Доброе утро, синичка!
- Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью, - ответила птичка. - Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить - а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
- Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми синюю краску.
- Спасибо, небо высокое!
Синичка обрадовалась, немного посвистела и попела, приветствуя наступивший новый день.
Из-за горизонта медленно, чуть зевая и потягиваясь, появлялось солнышко.
- Доброе утро, солнышко весеннее!
- Доброе утро, синичка!
- Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью, - ответила птичка. - Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить - а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
- Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми красную краску.
- Спасибо, солнышко весеннее!
«Где ж мне найти огонек?- подумала синичка. - А полечу-ка я в церковь - там всегда горит огонек»
Через окошко залетела она в храм и видит, что яркий огонек горит перед иконой Богородицы.
- Здравствуй, огонек жаркий!
- Здравствуй, синичка!
- Хороший мальчик и его добрая бабушка, которые кормили меня холодной и лютой зимой, ничего не имеют к Светлому Христову Воскресенью, - ответила птичка. - Курочка-сестричка даёт мне яички, но их надо покрасить - а у меня нет краски. Помоги мне: дай краску.
- Знаю я этого хорошего мальчика и его добрую бабушку. Конечно, помогу! Вот возьми оранжевую краску.
- Спасибо, огонек жаркий!
Теперь у синички были красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя и фиолетовая краски, и она покрасила ими яички, которые дала курочка-сестричка.
Разговор синички с огоньком жарким в церкви слышала Богородица и тоже решила хорошим и добрым людям сделать подарок. Она принесла пасхальный кулич и поставила им на стол.
Наступило пасхальное утро.
И теперь на столе у мальчика и бабушки лежали разноцветные яички: красное - от солнышка весеннего, оранжевое - от огонька жаркого, желтое - от луны яркой, зеленое - от травки шелковой, голубое - от водички прохладной, синее - от неба высокого, фиолетовое - от ночки темной. Яички улыбались и прижимались друг к другу.
А пышный большой кулич со сладкой белой шапкой и поджаренными коричневыми боками прочно сидел на столе и смотрел черненькими глазами-изюминками.
Яркое весеннее солнышко своими лучиками осветило комнату, поиграло зайчиками на стене и разбудило мальчика.
Мальчик проснулся и увидел на столе подарки. Он очень обрадовался и очень удивился.
- Бабушка! Бабушка! Смотри! - радостно позвал он.
Бабушка тоже удивилась и обрадовалась. Она стала искать свои очки, которые всегда с ней хотели играть и постоянно прятались от нее.
- Где же мои очки? - рассеянно оглядывала она все вокруг.
- Да вот же они! - мальчик нашел спрятавшиеся очки и протянул их старушке.
Бабушка надела очки и внимательно стала разглядывать утренние подарки. Такого еще она никогда не видела в своей долгой жизни. Она задумалась. И даже присела возле стола, подперев голову рукой. При этом коварные и хитрые очки решили потихоньку сползти с носа и опять куда-нибудь спрятаться. Но бабушка их поправила, подняв выше и пристроив на прежнее место. Они успокоились и затихли.
Бабушка покачала головой и сказала:
- Ну, вот видишь, внучок, я же говорила: Бог всегда дает добрым людям.
Мальчик и бабушка были очень рады и счастливы.
А за окном, на подоконнике, весело прыгала и свистела синичка. Она видела, как удивились и обрадовались мальчик и бабушка. Ей тоже было радостно, что они получили подарки за свою доброту.
Тому, кто делает добро, всегда хорошо и радостно в жизни.
Песни к Пасхе
Хоровод
Поется на мотив 'маленькой елочке холодно зимой'.
Купим мы бабушка себе курочку (2 раза)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах(показываем пальчиками по ладошке как курочка клюет)
Купим мы бабушка себе уточку(2 раза)
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах
Купим мы бабушка себе индюшонка (2 раза)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке пальчиком)
Купим мы бабушка себе кисоньку 2раза.
Кисонька мяу-мяу(ударение на У) (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке пальчиком)
Купим мы бабушка себе собачонку (2 раза)
Собачонка ав-ав (ладошка ккак ротик собачки открывается и закрывается)
Кисонька мяу-мяу(ударение на У) (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке пальчиком)
Купим мы бабушка себе поросенка 2 раза
Поросенок хрюки-хрюки(касаемся пальчиком носа)
Собачонка ав-ав (ладошка ккак ротик собачки открывается и закрывается)
Кисонька мяу-мяу(ударение на У) (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке)
Купим мы бабушка коровенку 2 раза
Коровенка муки-муки (делаем пальчиками рожки)
Поросенок хрюки-хрюки(касаемся пальчиком носа)
Собачонка ав-ав (ладошка ккак ротик собачки открывается и закрывается)
Кисонька мяу-мяу(ударение на У) (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке)
Купим мы бабушка себе лошаденку 2 раза
Лошаденка скоки-скоки ( одной ногой стучим как конь копытом)
Коровенка муки-муки (делаем пальчиками рожки)
Поросенок хрюки-хрюки(касаемся пальчиком носа)
Собачонка ав-ав (ладошка ккак ротик собачки открывается и закрывается)
Кисонька мяу-мяу(ударение на У) (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке)
Пасхальный зайчик из салфетки
Кукла из ткани
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА К ПАСХЕ (ХОРОВОД)
В книге Лилии Дыкман "Гармоничный ребёнок" предлагается два варианта игры к Пасхе. Их можно объединять, что-то убирать на ваше усмотрение. Если ребёнок маленький, можно взять две-три понравившихся игры.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Композиция Л.Дыкман
1. Песня: Стоя в кругу. Движения согласно тексту.
На лесной лужайке
Собралися зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
Сели заиньки в кружок,
Ищут зайки корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
Вот пришла лисичка, - По кругу
Рыжая сестричка. лисичкой.
Ищет - где же зайки?
Спряталися зайки. - Присели.
2. рус. нар. песня
Песня: Продолжая сидеть, спрятав голову.
Си-дит, сидит зай-ка под кустом, под кустом. Вы, о-хот-нич-ки, ска-чи-те, на мои хвостик поглядите. Я не ваш, я у-шел.О-хот-нич-ки е-дут по кустам, по кустам.
Сидит, сидит зайка
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут
По кустам, по кустам.
Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я не ваш, я ушел.
Сидит, сидит зайка, Ушки жмет, ушки жмет. Охотнички скачут В мимолет. в мимолет. Вы, охотнички, скачите, Меня, зайку, не ищите. Я не ваш, я ушел.
3. Считалка;
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал!
Сидя, спрятав голову. Легкий бег по кругу, вертят хвостиком. Спрятали головку, сидя.
Прижимают к голове руки-утки.
Более быстрый бег, затем галопом.
Сели, спрятали головки.
- Под колоду.
- Кто убрал?
- Родион.
- Вышел вон.
На кого вышло - тот заяц. Он уходит за круг, и мы поем про него песенку:
4. рус. нар. песня
Песня: Идем хороводом. Зайка вне круга.
Припев:
За-инька по-за са-ду, Се-ренький по-за са-ду.
Вот как, вот как по-за са-ду, И вот э-так по-за са-ду.
(В припеве повторяются последние слова куплета)
Зайка входит в круг.
Заинька, войди в сад, Серенький, войди в сад. Припев.
Движения согласно тексту.
Заинька, рви цветочки, Серенький, рви цветочки. Припев.
Крутим руками венок.
Заинька, свей веночек, Серенький, свей веночек. Припев.
Надеваем на голову.
Заинька, на головку, Серенький, на головку. Припев.
Ножки поочередно выставляются вперед.
Выбирает следующего.
Заинька, пританцуй, Серенький, пританцуй. Припев,
Заинька, выбирай, Серенький, выбирай. Припев.
Песня может повторяться по желанию детей.
5. Пальчиковая игра. Стихи Н. Барановой.
У зайки ушки на макушке,
Он живет в своей избушке, Смотрит он в окно, Не идет ли кто.
Под окном собачка лает И ушами шевелит. Глазками она моргает, Зайкин домик сторожит.
В гости к зайкиной избушке Скачут быстрые зверушки: Две подружки-говорушки, Две зеленые лягушки. Серый козлик бородатый, А за ним олень рогатый. И несут в подарок зайке Барабан и балалайку. Брынди-брынди, балалайка, Принимай подарки, заика.
В этой маленькой избушке Поместились все зверюшки: Сам хозяин-зайка, Быстрый попрыгайка, Две подружки-говорушки, Двe зеленые лягушки, Серый козлик бородатый И большой олень рогатый.
Тесно в зайкиной избушке, Надо выйти погулять. Разбежались все зверюшки Ну, попробуй их догнать. Долго, долго мы бежали, Зато пальчики размяли.
Ручки на головке. Над головой крыша. Одна ладошка сверху лица, другая - снизу.
Плотно прижатые пальцы, двигается указательный. Двигается только большой палец. Пальчики «моргают» около глаз.
Движение ладошек на полу: раскрытые, открытые (движения лягушки).
Пальцы двигаются под подбородком. Растопыренные пальчики на голове. Движения игры на барабане и балалайке.
Руки «крышей» над головой.
Пальчики-ушки на голове,
прыгаем.
Движение ладошек по полу
лягушкой.
Движение пальчиков под подбородком.
Растопыренные пальцы над головой.
Быстрое широкое движение пальчиков по полу.
Сжимание и разжимание кулачков.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Композиция Л.Дыкман
1. Песня (хождение по кругу, движения по тексту):
Выш-ла ку - роч-ка ry-лять, А за ней ре - бят-ки, Све-жей трав-ки по-щи-пать. Жел-ты - е цып-лят-ки.
Вышла курочка гулять, Лапками гребите,
Свежей травки пощипать, Зернышко ищите.
А за ней ребятки, Наша курочка ко-кочет,
Желтые цыплятки. По двору-то ходит,
Ко-ко-ко, ко-ко-ко - Цыпляточек водит.
Не ходите далеко,
2. Игра (дети в кругу, держась за руки, курочка-рябушечка в центре): спокойное хождение к центру и от центра.
Ку-роч-ка-ря-бу-шеч-ка, ку-да пош-ла?
- Курочка-рябушечка, куда пошла? - На речку (речитативом).
(к центру) (от центра)
- Курочка-рябушечка, зачем пошла? - За водичкой.
(к центру) (от центра)
- Курочка-рябушечка, зачем водичка? - Цыплят поить.
(к центру) (от центра)
- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
(к центру)
Все дети: «Пи-пи-пи», - и убегают, курочка ловит.
3. Фольклорная сказка, хороводный вариант.
Жили-были дед (шагаем, как дед, медленно: топ-топ-топ) да баба (подбоченясь, быстрым шагом). И была у них (нога выносится вперед, подняв колено, руки на талии, киваем головой, ходьба курочкой) курочка Ряба. Ко-ко-ко, ко-ко-ко. (Остановка в кругу). И снесла курочка яичко (держим бережно в скругленных ладошках). Дед бил-бил - не разбил (кулачок о кулачок). Баба била-била - не разбила. Надо яйки складывать в лукошко (скругленные руки), а вона - на вокошко (жест рукой в сторону). Не завернула в тряпицу (движение руки вокруг другой), а положила на полицу (жест по горизонтали правой рукой). Бегла мышка (а их страсть скока было) по полице (дробный жест по горизонтали), хвостиком крутанула (сзади рукой), яичко покатилось, покатилось, покатилось (волнистое движение рукой), бах-тарарах (резко присели, руками об пол) и разбилось. (Сидя) Баба плачет: а-а-а-а (высоким голосом), дед плачет: а-а-а (низким). А курочка бегает: куд-куда, куд-куда (руками-крыльями машем и бегаем). Не плачьте, дед с бабой (присаживаемся на колени), я снесу вам яичко такое, такое не простое - золотое. И снесла золотое яичко (поднимаясь). Дед его продал, и (руки двигаются в горизонтальной плоскости) купил печь, чтоб было, где лечь. А к печи - трубу-у-у-у (руки снизу вверх параллельно), а к трубе-е избу-у-у (ладошки над головой треугольничком), а в избу - лавцы (руки низко двигаются по «скамейке»). Завели ребят (широкий жест на детей), все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушают да сказку слушают.
Корзинки для яичек
Зелень в яичный скорлупках
Мобиль
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПАСХАЛЬНЫХ ЯИЦ
"Дорого яичко к Христову дню" - так гласит известная русская пословица. Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения "чудесного Воскресения" распятого на кресте Иисуса Христа. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Предание способствовало тому, что обычай этот прижился. Крашеные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения. И если человек живет по христианским заповедям, он приобщается к искупительным заслугам Спасителя и к новой жизни. Считалось, что освященное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.
Символом Пасхи ("Праздника желтого цвета", как его еще называют в Европе) давным-давно стало яйцо. Почему? Возможно, по причине весьма прозаической. Как утверждает одна из версий, поскольку во время долгого поста куры продолжали нестись и диетпродукт мог испортиться, хозяева всячески старались приукрасить его, разрисовать позанятнее, чтобы скормить членам семьи и гостям как можно больше.
Даря друг другу пасхальные яйца, христиане исповедуют веру в свое Воскресение. Если бы не произошло Воскресения Христа, то, как учит апостол Павел, новая вера не имела бы основания и цены, она была бы напрасной - "не спасительной и не спасающей нас". Но Христос воскрес, воскрес первым из рожденных на земле и этим явил свою силу и Божественную благодать. Так свидетельствует библейская легенда.
Но почему именно яйцо стало одним из доказательств Воскресения Сына Божьего? В древности яйцу придавалось магическое значение. В могилах, курганах, древних захоронениях, относящихся к дохристианской эпохе, находят яйца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). При раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные яйца, иногда даже раскрашенные. Все мифологии мира хранят легенды, связанные с яйцом как символом жизни, обновления, как источником происхождения всего, что существует в этом мире.
Например, еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бессмертия - семя бытия и его тайну. Яйцо - общечеловеческий символ сотворения мира и созидания - упоминается и в индийских "Ведах" (золотое яйцо, из которого вылупился Брама). В Индии все птицы, несущие яйца, именуются "дважды рожденными", так как вылупливание из яйца означает второе рождение.
На Востоке считалось, что было время, когда везде царил хаос, а находился этот хаос в огромном яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу согревал огонь, давая яйцу тепло творения. Благодаря этому божественному огню и появилось из яйца мифическое существо - Пану. Все невесомое стало Небом, а все плотное - землей. Пану соединил Небо с Землей, создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. Чтобы нагреть появившуюся землю, Пану дал ей Солнце, а чтобы напомнить о холоде - Луну. Благодаря Пану Солнце согрело землю, засветила Луна, родились планеты и звезды.
С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые, состоятельные люди вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела. Интересно, что яйцом всмятку начинали день и русские помещики XVIII века - считалось, что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию остальной пищи в течение дня, "смазывает" желудок.
Для наших предков яйцо служило символом жизни. В нем хранится зародыш солнечной птицы - Петуха, будившего утро.
Пьеро делла Франческа в алтаре Монте Фельтро (Милан, Брера, XV век) над Мадонной с младенцем изобразил яйцо страуса. Здесь оно служит дополнительным атрибутом легенды о чудесном рождении Богочеловека Иисуса и указывает на мир, который покоится на христианской вере. Византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин подчеркивал, что небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земля. Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие. По преданиям, даже мертвым яйцо дает силу жизни, с помощью яйца они чувствуют дух жизни и обретают утраченные силы. Бытует первозданное поверье, что благодаря чудодейственной силе яйца можно вступать в контакт с умершими, и они как бы оживают на время. Если положить на могилу крашеное яйцо - первое из полученных на Пасху, - покойник услышит все, что ему говорят, то есть, как бы возвратится к жизни и к тому, что радует или печалит живущего.
Православная символика пасхального яйца своими корнями уходит в тысячелетние традиции религий многих народов мира. В то же время в православии она получает существенное смысловое дополнение: яйцо в нем, прежде всего - это символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью. Русские народные предания повествуют о том, что в момент Воскресения Христова камни на Голгофе превратились в красные яйца. Православная символика яйца имеет свои корни и в дохристианских верованиях славян, которым издревле свойственен культ предков, почитание бессмертных душ умерших, которые считались личностями священными.
Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братию, должен был раздавать им яйца со словами: "Христос Воскресе!". По рукописи "Номоканон Фотия" (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям. Таким образом, обычай дарения яиц на Пасху ведет свое начало еще от апостольских времен, когда Мария Магдалина первая подала верующим пример этого радостного дароприношения.
Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.
Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение яиц... На Пасху в кадку с зерном пшеницы помещали яйцо и берегли эти семена для посева.
Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, их раскладывали на зеленой траве. Зелень эту выращивали так: брали конопляную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к Пасхе они прорастали травой. На нее клали яйца, приготовляли всякие яства, смысл которых - Весна, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь.
На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю. П. Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни. Русская весна отличается необыкновенной нежностью, теплом и постоянством, а Пасха - сама Благодать жизни. Ибо смерти нет! Ее попрал тот, кто воскрес из гроба на Третий День.
У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Церковное торжество имеет поистине грандиозный характер. Церковь постепенно готовится к радости Воскресения Христова. Предпасхальная неделя расписывается по дням с нарастающим напряжением религиозной жизни.
Только успеет выглянуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, "и млад и стар", готовятся с радостию встретить "праздников праздник и торжество из торжеств" - Пасху Христову, которая празднуется не ранее 22 марта и не позднее 25 апреля (по старому календарю), в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. Во многих местностях России день Воскресения Христова называется великим днем, так как существует поверье, доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресения Христова солнце не заходит в продолжение всей святой недели, и день великого праздника, поэтому равняется семи обыкновенным дням. Ночь великой субботы представляет чудное, величественное зрелище, как в столицах, так и всюду на Руси, где только есть православные храмы. Сюда спешат через поля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православные, и опоздалые попасть в переполненный уже народом храм располагаются вокруг церквей в ожидании крестного хода. В Малороссии вокруг церквей разводятся костры, в столицах все иллюминовано, а на вышке колоколен церквей блестят зажженные факелы. Но вот раздался первый благовест большого колокола, вся толпа всколыхнулась, зажглись в руках православных свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами, с хоругвями, с иконами, и голос церковного хора возвещает радость великую: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах". В Новгороде, после того, как, войдя крестным ходом в северные двери и пройдя против солнечного течения, архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отвержал их крестом, певчие пели: "Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова", сохраняемое и доселе в церковном обиходе старообрядцев. Точно так же, по старому уставу, по 3 песни канона протопоп читал толковое Евангелие, сам святитель в алтаре во время христосования подходил к каждому священнику; прикладывался к иконам, которые они держали, лобызал их и давал по два яйца. По выходе из алтаря сам, в свою очередь, получал от боярина, властей и народа по яйцу.
От новгородской и московской старины обратимся к настоящему времени и бросим беглый взгляд на празднование "велика дня" на Матушке-Руси. При пении тропаря просветимся торжеством, и друг друга обнимем, начинается троекратное лобызанье и приветствие друг друга словами "Христос Воскресе" и ответным "Воистину Воскресе", причем отдаривают друг друга яйцами, называемые в зависимости от способа окраски: расписные - "писанками", крашеные - "крашенками". Отличие их в том, что для крашенки использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок - сырые и обязательно оплодотворенные. Позднее появились яйца из дерева (их называли "яйчатами"), фарфора, серебра, с украшениями из эмали, бисера, драгоценных камней. Способов окраски яиц множество, в них традиции переплетаются с фантазией, выдумкой исполнителей. Особенным уважением пользуется в народе пасхальное яйцо, полученное первым: оно обладает способностью открывать нечистую силу, оно никогда не испортится до следующего года. Разумеется, речь идет о тех яйцах, что изготавливаются из дерева и камня, стекла, хрусталя и фарфора и предназначены для хранения в "красном углу" - перед иконами и лампадами.
Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.
С самим "христосованьем" в Малороссии соединено много суеверий, вроде, например, того, что если на первое приветствие "Христос Воскресе" не ответить "Воистину Воскресе", а задумать какое-либо желание, то оно непременно исполнится. Возвращаясь после пасхальной заутрени домой, народ любуется восходящим солнцем, играющим на небе и разделяющим всеобщее ликование и природы и людей в возродившейся жизни. В средней полосе России дети поют песенку, обращенную к солнцу: Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, покатись, красное, нарядись и т.д.
А старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираются на крыши, чтобы лучше разглядеть, как будет играть и веселиться красное солнышко.
В домах и хатах, ко времени возвращения семьи из церкви от заутрени, накрыт уже стол, уставленный всевозможными яствами для разговения, особенным обилием отличающегося в Малороссии, где плохой хозяин не уставит стол поросенком, колбасою, пасхою и крашенками, а о зажиточных помещиках и говорить нечего - нет возможности перечислить все яства и пития, которые украшают пасхальный стол. Как в Рождество, так и в Пасхальную неделю духовенство ходит по домам славить Христа. Мирские люди - парни партиями человек 10-15 с запевалою или "починалыциком" во главе ходят по деревням с волочебными песнями, напоминающими рождественские коляды, и распевают их под окнами, а иногда заходят и в избу с целью угоститься. От хозяев обыкновенно волочебники получают и жареным и вареным или даже деньгами и делят все между участниками хора. Иногда партию волочебников сопровождает музыкант со скрипкою или дудою.
Также Пасха сопровождалась играми с пасхальными яйцами, которые составляли в России одно из главных праздничных развлечений. У славян известно несколько видов таких игр, однако наиболее массовым было катание пасхальных яиц - по земле с бугорков или со специальных лотков. Суть игры сводилась к тому, чтобы скатить яйцо с лотка и ударить им другое - из тех, что уже лежали внизу; когда это удавалось, человек брал себе яйцо с земли.
Древние традиции празднования Пасхи сохранились до наших дней. Бесчисленное множество людей вновь наполняет храмы во время пасхального богослужения, восстанавливаются и открываются посвященные празднику старинные церкви. Как и столетия назад, во многих семьях в четверг на страстной неделе красят яйца а в страстную пятницу дома полны запахов пекущихся куличей.
© Е. В. Солодянкина, 2000
Кафедра декоративно-прикладного искусства УГППУ,
работа "Искусство росписи пасхальных яиц" -
Е. В. Солодянкина, г. Екатеринбург, 2000 год