3 ограничения. Статейка
Детская ПсихологияСреди всех процессов, связанных с ограничениями, пожалуй, самые важные три: приучение к опрятности, запрет на мастурбацию и признание права на интимные отношения родителей без ребенка.
Приучение к горшку не должно быть насильственным, а радость родителей от "подарка" в горшке должна быть безграничной. Надо помнить, что когда ребенок делает это в горшок, он делает это вовсе не потому, что принимает культурные требования, которые ему совершенно чужды и непонятны, а совершает первый в своей жизни альтруистический поступок во имя любви к своим родителям. Он дарит Вам часть себя! Как это не покажется парадоксальным, но чем естественнее произойдет приучение к горшку, чем выше оценят родители каждый "подарок" ребенка, тем проще у него произойдет адаптация к сверстникам в школе, тем проще ему будет без страха и агрессии налаживать новые взаимоотношения, найти друзей, а, в дальнейшем, свою любовь и создать семью. Тогда он сможет принять подарок от своей любимой, своего ребенка, или она сможет подарить ребенка своему любимому. Дело в том, что отношение родителей к "подаркам" в горшке формирует первоначальную способность к альтруизму и выражению любви, обеспечивая чувство приятия со стороны окружающих и уверенность в себе. Инстинктивная деятельность, связанная с дефекацией, благодаря этому, сможет быть направлена в "нужное русло", без задержек и фиксаций. Важным следствием "мягко" пройденного приучения к опрятности является развитие творческих способностей в области искусства и получения удовольствия от мыслительной деятельности.
Детский онанизм часто очень пугает родителей (а, возможно, в большей степени их пугают "морализованные" воспитательницы детских садов, которым хочется считать, что дети - это кастрированные ангелочки).
Надо помнить, что дети — это, всего лишь, маленькие люди. Конечно, нельзя поощрять детскую мастурбацию, но репрессивные меры здесь недопустимы. К сожалению, не существует универсального совета, как поступать, если ребенок мастурбирует. (А мастурбируют все дети, и, если ребенок никогда не мастурбировал - это весьма тревожный признак!) Главный принцип, которым надо руководствоваться - не прибегать к фантастическому устрашению ("будешь трогать - отвалится") и категорическому осуждению ("трогать здесь противно"). Воспитание ложью никогда не может быть успешным (ведь не отвалится же, и трогать там приятно). Надо отдавать отчет, что мастурбация ребенка выражает противоречие между приятными ощущениями в области гениталий и невозможностью выполнять репродуктивную функцию. В результате такого конфликта у ребенка скапливается огромное количество нереализованной энергии (либидо), которую, в случае "мягкого" запрета оказывается возможным перенаправить в "нужное" русло, а именно, в область познавательной сферы и обучения. Если "перестараться", тревога, возникшая в результате страха перед мастурбацией, хотя, возможно, и поставит точку в этом "недостойном" занятии, окажется значительным препятствием не только в будущей сексуальной жизни, но будет преследовать и в других видах деятельности, возможно, в течение всей его жизни. Именно после успешного решения вопроса мастурбации у ребенка открывается мотивация к познанию и обучению (сублимирование генитального инстинктивного влечения).
И конечно, очень важная и самая сложная проблема, которую должен решить для себя ребенок, это то, что родители существуют не только для него, но и друг для друга и каждый сам для себя (это всем известный эдипов комплекс). Маленький ребенок не только полностью зависим от родителей, он психически не в состоянии самостоятельно обнаруживать собственного существования. Мать для маленького ребенка как солнышко, которое своими лучами освещает его, и без него ребенок в темноте, невидим и не существует. Если это солнышко будет светить постоянно, ребенок будет в удовольствии нежиться в его лучах. Такое беспрестанное удовольствие лишает ребенка стимула к развитию и называется симбиотическим удовлетворением. Если же ребенок будет обнаруживать, что иногда это солнышко отворачивается от него, чтобы предпочесть другого, а именно его папу, ребенку придется с ним "конкурировать". Для этого ребенку ничего не остается, как стараться подражать папе, чтобы стать похожим на него и привлечь внимание мамы. Иногда ребенок будет "разочаровываться" в маме и отдавать предпочтение папе, "конкурируя" с мамой, и эта смена предпочтений будет повторяться множество раз, пока мальчик окончательно не выберет маму, а девочка - папу. Все это обеспечивает необходимость совершенствования и развития в конкуренции за любовь и внимание. (Это очень похоже на саморегулируемые рыночные отношения в противовес застою социализма с одним большим папой, который всех безмерно любит.) Очень важно и то, что в этой ситуации для того, чтобы "заслужить" любовь родителей ему приходится, с одной стороны, выполнять их требования, с другой стороны, подражая, принимать их образ жизни, убеждения и, вообще, всячески подражать (идентифицироваться). Это создает условие для формирования здорового Супер-Эго (сознательную часть которого мы называем совестью), социальноприемлемых жизненных принципов и идеала-себя. Если ребенок в процессе проживания периода эдипова комплекса, который, аккурат, заканчивается перед школой, удачно формирует Супер-Эго, он приобретает внутреннюю необходимость соблюдать социальные нормы, включая школьные требования (если, конечно, родители не вели себя как тот мулла, который говорит, то, что сам не делает). Тогда ребенок будет иметь внутреннюю потребность послушания перед учителями, и позволит им стать для себя авторитетом, что является необходимым условием успешного обучения. Тогда ребенка будет "мучить совесть" за несделанное домашнее задание, а не страх перед гневом учительницы, которую, конечно, он, со временем, научиться обманывать.