Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
ДНЕВНИК Jolene

Запись

🔥
Jolene 20 января 2015, 01:49 , Харьков
···

Угол. Статья из рассылки, но подпишусь под каждым словом

УГОЛ

Сколько родителей, ставя детей в угол, находятся в иллюзиях, что ребенок сейчас чувствует раскаяние, сожаление, что он стоит и «исправляется»…
Я наблюдала однажды такую ситуацию, смешную и трагичную одновременно. Дочь моих знакомых, двенадцатилетняя девочка, совершила плохой поступок, за который и была наказана лишением возможности пойти на день рождения к однокласснице, которой она готовила подарок, на который она собиралась, как на важное мероприятие.

На дне рождения должны быть значимые для нее сверстники, с кем ей хотелось пообщаться в такой вот «неформальной обстановке». Но родители сказали: «За то, что ты так поступила, ты не пойдешь на день рождения!» И это было очень жестокое наказание, несоразмерное тому, что сделала девочка.

А что же она сделала? Она не захотела есть манную кашу, которую ей приготовили. (Я обращаю ваше внимание - двенадцатилетней девочке родители готовят манную кашу, которую она терпеть не может! И она должна ее съесть! Уже одно это вызывает большое сомнение в мудрости родителей, в их уважении к ребенку и признании его прав на элементарное желание - самому решить, что ему есть в этом возрасте!)

Ненавистную кашу девочка есть не хотела. Но знала, что ни ее нытье, ни жалобы, ни уговоры не убедят родителей, она понимала, что кашу все-таки придется есть. На ее счастье пришла я, родители отвлеклись на разговоры со мной, и она, улучив момент, прокралась на балкон и выбросила кашу.

Хочу обратить внимание на то, что ребенок был в самом прямом смысле поставлен в ситуацию, когда он не мог поступить по-другому. Съесть ненавистную кашу - невозможно. Тихо-мирно выбросить ее в туалет - нельзя: мы сидим на кухне, мимо нас с тарелкой в туалет не проберешься. Но из комнаты, куда ее отправили есть эту ненавистную кашу, можно незаметно пройти в большую комнату, а там - о счастье! - балкон, с него-то и можно выбросить кашу. Что она и сделала.

На беду, вся ее затея открылась. Открылась нечаянно и смешно. Когда взрослые вышли на балкон покурить, их взглядам предстала удивительная картина: ель, растущая напротив балкона, была припорошена чем-то белым, что при более тщательном рассмотрении оказалось манной кашей.

Преступница была выведена на чистую воду. Наказание родилось само - лишить ее того, чего она больше всего хотела. И это было так жестоко. И так несправедливо.

Я пыталась доказать, что этого делать нельзя. Что провинность ребенка не стоит этого наказания. Мало того, эта провинность была создана самими родителями - их «странным» стилем воспитания, когда большую девочку кормят манной кашей, не оставляя ей свободы выбора. Когда она должна отстаивать эту свободу выбора вот такими вот извращенными поступками - обливать роскошную ель манной кашей! Но родители были неумолимы.
«Она должна знать… Она должна осознавать… Она должна прочувствовать…» Это были их аргументы. И я уверена - она «прочувствовала».

Она прочувствовала всю глубину несогласия и несправедливости такого наказания. Прочувствовала боль разрушенных ожиданий. Я уверена - почувствовала даже ненависть к родителям, с такой вот жесткостью лишивших ее того, что ей было важно. И за что? За что, спрашивается?

Однажды я нечаянно воочию увидела чувства, которые испытывает ребенок, властью родителей лишенный возможностей. Я стала их свидетелем нечаянно, невольно - зашла в гости к соседке, у которой в этот момент ребенок стоял в углу, лишенный возможности играть, двигаться. Я в мягких домашних тапочках прошла за чем-то на ее кухню, где и стоял наказанный, он просто не услышал, что я вошла, поэтому стоя в углу продолжал делать то, что делал, пока был в одиночестве. Он бил ногой по стене, бил ритмично и говорил при этом так же ритмично, зло:

- Ненавижу мамку… Ненавижу мамку… Ненавижу мамку…

Я так же тихо, как вошла, ушла обратно, потрясенная этой неприкрытой, такой страшной в устах ребенка ненавистью. И только и смогла сказать его маме:

- Выпусти его, пожалуйста! Выпусти! Ему нельзя там стоять…

И сколько родителей, ставя детей в угол, находятся в иллюзиях, что ребенок сейчас чувствует раскаяние, сожаление, что он стоит и «исправляется»…

Ребенок, в большинстве случаев, испытывает совсем другие чувства! Думаю, они вам знакомы - из детства. И чтобы ярче вспомнить их, представьте, что чувствовали бы вы сейчас, если бы вам, взрослому человеку, кто-то большой и важный сказал:

- Ты забыл купить хлеб? За это останешься без своего футбольного матча по телевизору!

- Я пойду в кино, а ты останешься дома, потому что не помыла посуду!

- За то, что ты опоздал, никакого тебе ужина!

- Раз ты так мало зарабатываешь - никакого тебе секса!

Как вам понравится такое обращение? Какие чувства вы будете испытывать к этому большому и властному человеку? Приятно вам быть в этой роли?

«Мал еще родителей судить!» - скажете вы. Но почему мал? Чем мал? Мал телом? Да, мал. Но в нем живет та же вечная бессмертная душа, что и в вас. Он может быть так же недоволен вашим поведением, вашим отношением к нему. Вот только ответить вам таким же обращением он не может. Иногда я думаю: а жаль, что дети лишены такой возможности.

автор Маруся Светлова

Из рассылки сайта «Громоотвод».

1

КОММЕНТАРИИ

Prosto_yu 21 января 2015, 12:47 , Москва
                                

Мне про наказания рано рассуждать, но угол — вообще глупое наказание, по сеье помню. Меня родители никогда физически не наказывали и ничего не лишали (просто нечего было лишать, в моем советском бедном детстве почти ничего и не было), а вот в угол зачем-то ставили. И я помню как я смеялась над ними в душе: типа ну что это за наказание такое. Можно ведь просто уйти отсюда и все. И я тАк и делала. Просто уходила из угла и шла по своим делам, не чувствуя ни вины, ни раскаяния:-)))

Ответить
Елена 20 января 2015, 16:26 , Москва
                                Друзья! А мораль какова? Не наказывать? Я лично наблюдаю много детей знакомых, которые шли по этому пути! Если честно, то я бы не хотела, чтобы мой ребенок был таким! Что делать-то?!
Ответить
🔥
Jolene 20 января 2015, 17:41 , Харьков
                                Как по мне, мораль в том, что наказание должно быть адекватно проступку, и применять его нужно очень осторожно, особенно, когда проступок совершен в силу созданных родителями обстоятельств
Ответить
Елена 20 января 2015, 17:57 , Москва
                                

А я подумала, что Вы за то, чтобы вообще не наказывать. Я просто никак не могу для себя понять, если не наказывать совсем, то что делать. Начитаюсь в интернете противников наказания и  чувствую себя плохой матерью...Хотя ребенка наказываю редко, хотя поводы есть. Стараюсь с маниакальным упорством все объяснять и разъяснять. Потом начитаюсь последних исследований в этой области...и немного успокаиваюсь, так как они признают, что наказывать нужно...  Короче, голова кругом. 

Ответить
🔥
Jolene 20 января 2015, 18:17 , Харьков
                                

я бы с радостью отказалась от наказаний, но увы не всегда мне удается решить проблему другим путем, а с другой стороны наказания для моего ребенка не имеют долгосрочного эффекта и приходится включать мозги, чтобы упредить, что не всегда получается

Ответить
Catwoman 20 января 2015, 14:20
                                Полностью согласна. На мой взгляд угол — вообще унизительное наказание для детей из области черной педагогики прошлого века. Еще спасибо, что перестали на колени и на горох ставить, видно человечеству сложно сразу полностью избавиться от таких пережитков прошлого, мягко говоря. 
Ответить
Юлия 20 января 2015, 14:14 , Калининград
                                Нконечно у каждого родителя свои цели, но автор в жтом видет только одно.
Первый пример очень сложный, я сама выросла в рамках "Съешь!" и это рождало обман.                            
Ответить
🔥
Jolene 20 января 2015, 18:08 , Харьков
                                

Первый пример вообще, как с меня списан. Только в моем случае был борщ, вылитый в унитаз. К слову, первые блюда во взрослой жизни ем очень редко, чуть ли не раз в год, а детские воспоминания о том, как заставляли есть и более того наказывали за отказ, очень свежи в памяти

Ответить
Юлия 20 января 2015, 23:15 , Калининград
                                У меня с любым супом так было. И я не имела права сказать, что просто не ела его. Потому: туалет, окно....                            
Ответить
Анюта 20 января 2015, 12:29 , Харьков
                                

да, согласна полностью, с каждым словом! Просто такие случаи рождаются из чувства родительского бессилия! когда понимаешь, что отреагировать нужно на проступок, а как? просто слова, сказанные уже тысячу раз, опять не помогли... а проступки постоянно повторяются. Что же делать?

Ответить
наталья 20 января 2015, 13:31 , Нижний Новгород
                                

Хороший вопрос! Что де делать? Бить по попе нельзя, в угол нельзя, голос повышать нельзя, а что дальше, что можно?

Наказание, это этап воспитания, когда 1000 слов не эффективны.

Ну вот я не разрешаю ребенку кататься с горки вниз головой. Слова не всегда эффективны, приходится наказывать, не смотря на уговоры и дикие истерики, разворачиваться и идти домой. Такой метод действенен оказался на 6-7 мес. Вот подзабыла, пришлось повторить. А это же тоже неуважение, мама не считается с желаниями и т.д. и т.п., но подругому нельзя для сохранения жизни и здоровья ребенка.

Ответить
🔥
Jolene 20 января 2015, 18:05 , Харьков
                                

Согласна, что не всегда удается обойтись без наказаний. но опять таки нужно четко понимать, не мы ли причина этих проступков. Я вот не разрешаю кушать нигде, кроме кухни, что тоже можно расценить, как неуважение к свободе и личности, но с другой стороны, все взрослые члены семьи поставлены в такие условия, и нельзя пить кофе у компьютера маме, если ребенку нельзя есть печенье в комнате.

У моего сына была просто фанатичная тяга к розеткам и электроприборам. Ни слова, ни наказания не помогали вообще. Эта тяга и сейчас присутствует, но я на свой страх и риск научила его, для чего взрослые используют все это. Показала, как правильно взять вилку прибора и вытащить из розетки, разрешала нажать на кнопку пуска стиральной машинки и т.п., чтобы утолить интерес и научить правилам безопасности при обращении с электричеством. 

Я ни в коем случае не призываю мам разрешать своим детям играть с эл.приборами, это просто пример для конкретного ребенка в конкретном случае, когда другие способы решения проблемы, в. т.ч. и наказания, не помогали. Т.е. прежде чем наказывать, надо понять причину проступка и определить, не мы ли создали для него условия. 

Опять же, статья, как по мне, про адекватность наказаний совершенным проступкам, а не про то, что наказывать нельзя

Ответить
Леночка 20 января 2015, 14:12 , Тольятти
                                

Согласна что в некоторых случаях наказывать надо. И если это опасно для жизни ребенка то тем более.

Ответить