Навеяло окончанием учебного года.
Не перестаю восхищаться финской системой всеобего образования, хотя многие мои соотечественники подвергают критике. Особенно, те , кто были отличниками , любимчиками системы и плавали в похвалах учителей, задаренные грамотами с отличием и красующиеся на досках почёта каждую весну по окончании учебного года.. Я и сама хорошо училась в школе, родителям "не было за меня стыдно" как любили тогда говорить... Ещё был такой разряд учеников как "середнички". Более грубо "посредственность", которые очень старались, но почему-то кто-то решил что они "не дотягивают" .. Про "двоишников" лучше промолчать.. В русских школах они "источник зла" без права на перемены к лучшему... Как не лезь из кожи вон, твоё будущее предопределено. Ты "позорище" всей школы! Точка.
Дак вот, к чему это я собственно.. Моя дочь, в отличие от меня, будучи ученицей начальной финской школы, понятия не имеет, к примеру, какие оценки заработала по окончании третьего класса, её лучшая подруга.. Они с ней бок о бок, не разлей вода, два сапога пара... А вот про оценки как-то не интересовалась.. Не интересно.. Просто в последний школьный день, учитель подошла к каждому ученику отдельно, обняла, поблагодарила за прошедший учебный год, пожелала хорошего лета и дала папку, которую моя дочь принесла домой... В папке лежал её диплом с оценками.. Такие папки получили все 20 учеников класса и ни один не открыл её в стенах школы.. Не потому что СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО, а потому как - неэтично как то... Какая кому разница, что там в нём обозначенно. Ты учился для себя, а не для шаблонов, и Богом упаси, не для того, чтобы хвастануть перед одноклассниками. Получил, то что заработал, для того, чтобы сделать объективные выводы о своих слабых и сильных сторонах, где-то подтянуть, где-то выдохнуть..
Точно так же обстоят дела со всеми текущими тестами и контрольными. Тут учителю и в голову не придёт объявлять оценки вслух пофамильно.. Кузнецов - 4, Петрова -5, Васечкин -3, Сидоров... Эх, Сидоров .. двойка тебе. По классу понесли смешки и шепотки... Работа выдаётся лично в руки и сразу убирается в рюкзак. Наверное поэтому, никто ни у кого не списывает, не подглядывает... А зачем собственно? Кого обманывать? Свой рюкзак? Дети пишут простым карандашом, чтобы снизить до минимума уровень тревоги.. Не правильно, сотри резинкой, делай дальше... Каждый ребёнок делает в собственном темпе определённые задания, соответствующие текущей теме. Выполнил задание, сверь ответы, что-то неправильно, найди ошибку, не можешь найти...Вот тут в голове должен раздаться щелчок - Значит ты что-то недопонял!! Спроси у учителя, он с радостью объяснить тебе тему ещё раз. Один на один. Собственно он только за тем и сидит весь урок за своим рабочим столом. Главный принцып - инициатива, спроси сам, учитель не "вдалбливает" знания, она даёт их тем, кто к ним стремиться.
Таким образом, финские дети не классифицированны как растения на цветы и сорняки. Акцент ставится на индивидуальность, а не подгон под стандарты. Мне дико слышать, как некоторые мамочки (хорошие мамочки, очень любящие своих детей) пишут в дневниках, моя "Маша" (имя вымышленное) самая лучшая ученица в классе, у неё все пятёрки, кроме.. блалбла бла... (читай как остальные 30 человек класса " могзгами не вышли" ). Обидно. Не за своих детей. За ваших, русских замечательных ребятишек, но "недотягивающих" до оценки "отлично" .. Так ли это важно?