Ирина
8 лет
Пальчиковые игры с малышами
Развитие от 0 до годаДиалог строился примерно так:
"А сколько вам?"
"11 месяцев"
"11? Ой, а выглядите вы намного меньше, месяцев на 5 максимум. И что, вы до сих пор в сороку играете? Это же совсем для младенцев".
Сказать, что меня это удивило - это ничего не сказать.
Поэтому напишу о пользе и значимости пальчиковых игр. Ведь не зря неврологи советуют играть в пальчиковые развивашки минимум до 7 лет.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.
Они влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Многие врачи рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Продолжать о пользе можно до бесконечности. Но и вышеперечисленные факты для меня уже достаточны для того, чтобы не просто продолжить, а регулярно добавлять в арсенал новые игры и упражнения.
Сейчас мы знаем минимум 10 игр, но больше всего любим сороку белобоку. Утро обычно начинает Аня с того, что показывает мне сороку, как она варит кашу и каким пальчикам дает покушать. И очень смешно она отчитывает мизинец, который дров не рубил и воды не носил.
Кстати, на первом фото Аня показывает козу рогатую, что тоже можно вполне отнести к пальчиковой игре.
Времени подобные игры занимают совсем немного, зато отлично помогают разнообразить поездки, очереди в поликлинике.
Времени подобные игры занимают совсем немного, зато отлично помогают разнообразить поездки, очереди в поликлинике.
Для начала небольшая справочка о том, как играю и заинтересовываю ребенка.
1. Текст к игре произношу очень эмоционально, четко.
2. Все показываю на своих руках и теле, потом те же манипуляции провожу с дочкой.
3. Если что-то из игры не идет, то показываем с мужем пример и играем в это сами. А дети, как известно, любят копировать со взрослых. Например, мы долго бились с ладушками, но как только начали "играть" в них с мужем, Аня с интересом стала повторять за нами.
1. Текст к игре произношу очень эмоционально, четко.
2. Все показываю на своих руках и теле, потом те же манипуляции провожу с дочкой.
3. Если что-то из игры не идет, то показываем с мужем пример и играем в это сами. А дети, как известно, любят копировать со взрослых. Например, мы долго бились с ладушками, но как только начали "играть" в них с мужем, Аня с интересом стала повторять за нами.
4. Обязательно поощряю, если у дочки хорошо получилось или она сделала что-то новое. Например, говорю: " Ой, как здорово у тебя получилось", "какая ты способная", "отлично вышло". Иногда, конечно, говорим и "умница", и "молодец", хотя знаем, что с психологической точки зрения это не правильно.
5. Никогда не принуждаю. Либо меняю игру, либо возвращаемся к игре позже.
6. Никогда не осваиваем сразу много новых игр. Сначала оттачиваем одну, потом добавляем новую и так постепенно, без фанатизма.
5. Никогда не принуждаю. Либо меняю игру, либо возвращаемся к игре позже.
6. Никогда не осваиваем сразу много новых игр. Сначала оттачиваем одну, потом добавляем новую и так постепенно, без фанатизма.
А теперь об играх.
1. (водим пальчиком по ладошке малыша круговыми движениями):
Сорока-белобока, кашу варила,
Деток кормила:
(Загибаем пальчики по очереди).
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала
(Грозим мизинцу)
Ты в лес не ходил, ты дрова не рубил, ты печеу не топил и кашу не варил. Нет тебе ничего!
2. (Выполняем движения по смыслу. У нас Аня очень любит эту потешку. А показывает пока только как греет лапки зайке).
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Деток кормила:
(Загибаем пальчики по очереди).
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала
(Грозим мизинцу)
Ты в лес не ходил, ты дрова не рубил, ты печеу не топил и кашу не варил. Нет тебе ничего!
2. (Выполняем движения по смыслу. У нас Аня очень любит эту потешку. А показывает пока только как греет лапки зайке).
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Зайку волк напугал,
Зайка прыг - и ускакал.
3.(разгибаем пальцы)
Мальчик с пальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!
4. Кулачок
Надо лапочки согреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Зайку волк напугал,
Зайка прыг - и ускакал.
3.(разгибаем пальцы)
Мальчик с пальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!
4. Кулачок
Этот пальчик - маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик - слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик - длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик - сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик - толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе - кулачок!
5. В гости
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Этот пальчик - слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик - длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик - сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик - толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе - кулачок!
5. В гости
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
6. Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
6. Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
7. Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
8. (Сгибаем пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять!
Выйти пальчики гулять!
7. Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)
8. (Сгибаем пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять!
Выйти пальчики гулять!
Этот пальчик - гриб нашел,
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!
9. Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
Этот пальчик - чистит стол,
Этот - резал,
этот - ел.
Ну, а этот лишь глядел!
9. Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.
10. Горшок
Жили - были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки - рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики - платочки,
Лики - штанишки,
Чики - носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки - рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого)
Тики - платочки,
Лики - штанишки,
Чики - носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.