Такие разные мнения...
о изучении иностранного языка детками с логопедическими проблемами.
1. Мнение К.Д. Ушинского. В своей статье «Родное слово» он писал:
«Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак не прежде того, пока будет заметно, что родной язык пустил глубокие корни в духовную природу дитяти…. С иным ребенком можно начать изучение иностранного языка в 7 или 8 лет (никогда ранее), с другим в 10 и 12».
«С детьми, обладающими крайне слабой восприимчивостью, лучше не начинать никогда: иностранный язык только подавит окончательно и без того слабые его способности».
2. Мнение владелицы студии раннего изучения языка
Тут лучше посоветоваться с такими узкими специалистами, как логопед, невролог и психолог. Есть детки, которые и с логопедическими проблемами успешно изучают иностранный язык, возможно и с немного некорректным произношением. Но ведь и на родном языке не все говорят фонетически правильно из-за тех или иных проблем. Сейчас я говорю о тех проблемах, которые нельзя полностью исправить. Однако, бывает и так, что ребенок имеет проблемы с произношением на родном языке, а когда в раннем возрасте начинает изучать иностранный, при правильном подходе преподавателя и правильно выбранной методике, произношение улучшается даже на родном языке. Дело в том, что детей учат работать со своим артикуляционным аппаратом, на занятиях с ними вплотную занимаются фонетикой.
3. Мнение преподавателя иностранного языка, переводчика
- Если у вашего ребенка трудности с родным языком и произношением отдельных звуков, то с приобщением его к активному изучению иностранного языка лучше повременить.
- Если вы собираетесь отдать ребенка на дополнительные занятия иностранным языком в детском саду (а это обычно происходит в 3-4 года и упор делается на активное обучение) и сомневаетесь в том, хорошо ли поставлено звукопроизношение родного языка, то не лишним будет проконсультироваться с логопедом.
- Если преподаватель не обращает внимания на то, что ребенок не выговаривает отдельные звуки, то родителям следует насторожиться, так как это ставит под сомнение профессионализм подхода к изучению иностранных языков.
4. Мнение логопеда
Не все дети обладают одинаковыми способностями. В первую очередь, родителям и педагогам необходимо обратить внимание на речевое развитие ребенка,поскольку не у всех детей оно происходит в соответствии с общепринятой нормой. Существует множество нарушений речи, самое частое из которых - это нарушение звукопроизносительной функции речи, которое встречается как самостоятельный дефект или как симптом более сложного речевого дефекта. Если такие проблемы существуют, не нужно усугублять их изучением иностранного языка. Любой язык имеет свои звуковые особенности. Норма произношения в чужом языке может быть дефектом в родном. Например, в английском языке межзубное произношение свистящих звуков является нормой, а в русском языке это является дефектом (межзубный сигматизм). Поэтому обучение ребенка иностранному языку может привести к закреплению неправильного произношения звуков родной речи.
Если ребенок занимается с логопедом, не стоит начинать учить какой-либо иностранный язык. В этом случае, логопед будет заниматься постановкой звука, а преподаватель иностранного языка закреплять другой, дефектный для русского языка звук. Это может привести к еще большим речевым проблемам у ребенка.
Выводы логопедов
Когда не стоит заниматься языком?
От изучения иностранного языка в раннем возрасте лучше отказаться, если:
- ребенок начал говорить значительно позже, чем его сверстники;
- ребенок неправильно выговаривает некоторые звуки и его речь невнятна;
- речь ребенка смазанная и нечёткая;
- ребенку уже пять лет, но в его речи много лексико-грамматических нарушений, и маленький словарный запас;
- ребенок говорит очень быстро или очень медленно, проглатывая слоги и слова;
Если логопедических проблем у ребенка нет, можно попробовать начать учить его иностранному языку с раннего возраста. В эпоху глобализации, интернета и свободного перемещения людей по планете знание иностранного, преимущественного английского языка приобретает все большее значение. При этом, важно помнить, что развитие родной речи влияет на успешное изучение иностранного языка. Чем лучше, правильнее (с грамматической и артикуляционной точки зрения) и активнее ребенок говорит по-русски, тем лучше он заговорит и на иностранном языке.