Ягодка
8 лет
Развиваем ребенка на 5 месяце
Как заниматься с ребёнком в 5 месяцев. В какие игры можно играть с ребёнком в 5 месяцев. Игры для ребёнка в 5 месяцев. Игрушки для ребёнка в 5 месяцев.
Как развивать зрение, слух и двигательные способности ребёнка в 5 месяцев.
На пятом месяце окружающее пространство становится для ребенка все более важным. И если вы еще не организовали площадку для игры в прошлом месяце, подготовьте ее сейчас. Очень важно, чтобы покрытие, на котором будет находиться ребенок, было ровным, а также защищенным от сквозняков, если это пространство на полу. Пространства должно быть достаточно, чтобы малыш мог осваивать новые навыки в движениях и в манипуляциях с игрушками.
Игрушки для ребёнка в 5 месяцев
Набор игрушек в этом месяце можно значительно расширить. Это могут быть погремушки с ручками, колечки, резиновые зверюшки. Вынимая их для игры, сразу расположите их на некотором расстоянии, чтобы малыш пытался к ним подползти и достать, это активизирует его движения.
Хорошо, если у ребенка есть возможность изучать самые разнообразные игрушки для хватания и манипулировать с ними. Активно используйте пластмассовую и деревянную посуду, пластиковые бутылки (пустые и наполненные разными мелкими предметами, например крупой), маленькие коробочки с крышками.
Конечно, обязательное условие для всех предметов - их чистота и безопасность. Важно, чтобы все бутылочки были крепко закручены, деревянная посуда была без шероховатостей, а пластмассовая - без трещин. И, разумеется, не забывайте часто и регулярно менять эти подручные средства.
Когда купаете ребенка, пусть вместе с ним в ванночке плавают и его игрушки: уточки, кораблики, мячики, ситечки, яркие губки. Они позволят малышу играть с водой, делают процесс купания увлекательным и более комфортным и активизируют его исследовательский интерес.
❧ Будьте внимательны при покупке игрушек! Все они должны быть из экологически чистых и безопасных материалов. Краска не должна отслаиваться, а материал - рассыпаться в руках. Обращайте внимание на запах и на цвет игрушек - они не должны быть слишком яркими, поскольку действуют слишком возбуждающе, так же как и не должны пахнуть «химией».
Игры для ребёнка 5 месяцев
Игра «Достань игрушки»
Выложите ребенка на животик и поставьте перед ним игрушку совсем на небольшом расстоянии. Побуждайте его подползти и достать ее. Вы можете ему немножко помочь, подпирая своей рукой стопы его ног. При необходимости повторите до 4-6 раз.
Чтобы учить ребенка переносить вес тела с одной руки на другую, положите его на животик и дайте в одну руку игрушку. Другой рукой он будет опираться о поверхность. Когда ребенок лежит в кроватке, вывешивайте в ней крупные звенящие игрушки так, чтобы он мог их доставать ножками, ударять или толкать.
Что бы вы ни делали, разговаривайте с малышом, объясняя свои действия. Переодевая, купая, готовясь к кормлению, мама и папа могут ласково приговаривать и рассказывать о своих действиях. Больше пойте песенок в различных темпах, веселых и сентиментальных.
Малыш активно подражает маме. Конечно, стоит поддерживать такое поведение для развития способностей. Мама может обращать внимание ребенка на разные голоса животных и даже учить узнавать их.
Киски и собачки, коровы и поросята, а также машины, поезда, самолеты и даже звон посуды - звуки всех этих животных и техники мама может запросто изобразить ребенку, добаляя при этом полное название. Показывайте их на картинках или на улице и имитируйте голосом звуки, которые они издают. Помните, что для запоминания малышу нужны многократные повторения слова и звука.
Игра в названия
Играйте с ребенком в названия игрушек. Показывайте их малышу и при этом называйте их. «Му-му» - это коровка, «мяу-мяу» - киска, «ав-ав» - собачка, «ж-ж» - пчелка. Очень быстро ребенок запомнит их, и, когда вы будете их называть, малыш будет улыбаться и тянуться к ним.
Слух ребенка становится острее. Он отчетливо слышит даже самые тихие или непривычные звуки и поворачивает в их сторону голову.
В КАКИЕ ИГРЫ ВЫ ЕЩЕ МОЖЕТЕ ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ?
Ладушки
В этом возрасте с малышом можно играть в ладушки.
Музыкальные инструменты
Сядьте рядом с малышом и покажите, как можно играть на разных инструментах. Погремите погремушкой, постучите в бубен и барабан, позвоните колокольчиком. Показав игру, передайте игрушку ребенку. Он попробует все ваши действия повторить.
Откуда звенит
Включайте музыкальные игрушки. Ребенок будет не только отыскивать источник звука, но и переворачиваться к нему, а может быть, даже стремиться к нему подползти.
Танцы под музыку
Танцуйте с малышом под музыку. Возьмите его под мышки и, слегка касаясь его ножками твердой поверхности, активизируйте движения в такт веселой мелодии, под которую так и хочется поплясать. Ребенок может так «танцевать» на полу, на столе или на ваших коленях.
РАЗВИВАЕМ ДВИЖЕНИЯ РЕБЁНКА
Если с ребенком регулярно занимались гимнастикой, то на протяжении пятого месяца он хорошо осваивает самостоятельный поворот со спинки на живот и учится переворачиваться с живота на спину.
Присаживаясь, он все крепче и все более прямо удерживает спинку. Но это не означает, что его уже можно сажать в детское креслице или среди подушек, - большая нагрузка на позвоночник по-прежнему нежелательна.
В этом месяце вы можете добавить такие упражнения:
- держа ребенка под грудь, поднимайте его вверх на вытянутых руках. Так он учится поднимать ноги, а мышцы спины работают активнее;
- сядьте на стул, а ребенка положите животом себе на ноги так, чтобы его ножки при этом свободно свисали. Прижмите руками туловище малыша к своим ногам, и он начнет поднимать ноги вверх, укрепляя мышцы поясничной области и ягодиц.
Игры в «прятки»
В этом возрасте ребенка очень увлекают игры с предметом, который пропадает и появляется. Это может быть и лицо его любимой мамы, и игрушка, и кукла, которую надевают на руку в виде перчатки.
Если ничего этого нет, используйте варежку-ухватку, нарисуйте на ней лицо или сделайте аппликацию с помощью пуговиц и кусочков ткани. Главное, чтобы эта ухватка была из однотонного материала и ребенок смог различить на ней «лицо».
Еще вы можете играть в такие игры:
❧ Накройте игрушку салфеткой, а потом сдерните ее, привлекая внимание ребенка к игрушке, произнося при этом «ку-ку».
Сначала он может не обратить внимания, но, если вы время от времени будете возвращаться к этой игре, он, конечно, начнет реагировать и понимать происходящее.
❧ Малышу интересно находить спрятанный под салфеткой звучащий предмет, например будильник. Сначала положите звучащую игрушку и спросите: «А что это там звенит?» Затем поднимите салфетку и обрадуйтесь «находке». Вскоре малыш присоединится к поискам, ведь это так интересно.
Очень важным в этот период становится развитие движений рук. Ребенку полезно рвать и мять мягкую бумагу. Только пусть он делает это в вашем присутствии: вы должны быть уверены в том, что он не засунет в рот оторванные куски.
ГДЕ МАМА? ГДЕ ПАПА?
В этом возрасте малыш хорошо начинает реагировать на вопросы. Задайте ему вопрос: «Где мама?» - и малыш начнет искать глазами вас. Точно так же он будет искать и папу. Если вы таким образом поиграете с ним в прятки, это доставит ему большое удовольствие. Появляясь всякий раз из укрытия, вы вызовете его искренний и заразительный смех. Но не прячьтесь на долгое время: если малыш не найдет вас, то может испугаться и расплакаться.
Я уже почти сижу
Цели игры: укрепление мышц спины, развитие координации движений.
Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, хорошо обработанная небольшого диаметра палка.
Рекомендации: малыш может воспротивиться тому, что его укладывают на спину. Не делайте этого насильно, в случае активного сопротивления возьмите ребенка на руки, успокойте, походите по комнате.
❧ Родителям на заметку. Уделяйте общению с малышом все больше и больше времени, тогда он будет более адаптирован к окружающему его миру.
Ход игры: положите ребенка на спину на расстеленное одеяло, немного поговорите с малышом, дайте ему свои указательные или большие пальцы, чтобы он крепко за них схватился, зафиксируйте свои руки, чтобы они были неподвижными. Ребенок будет пытаться подтянуться и сесть. При этом можно считать: «Раз, два, сели».
Когда он перейдет в положение сидя, постарайтесь первое время ему помочь удержать позу, ободрите, похвалите, вызовите положительные эмоции: «Три, четыре, пять, сидим, во все стороны глядим».
После этого положите ребенка вновь на спину. Дайте ему отдохнуть, займите игрой в «Ладушки», после чего вновь предложите поиграть в игру «Я уже почти сижу...».
В качестве подручного снаряда может быть использована хорошо обработанная небольшого диаметра палка. Применение палки целесообразно тогда, когда у ребенка цепкие, крепкие руки.
В конце игры обязательно похвалите малыша, прижмите к себе, обнимите.
Мячик прыг, мячик скок
Цель игры: осваивание простых движений.
Необходимые материалы и наглядные пособия: яркий, маленький, прыгучий мячик.
Ход игры: возьмите ребенка на руки, посадите на колени спиной к себе. Дайте малышу в руки мяч, пусть он немного с ним поиграет. В тот момент, когда мяч из рук упадет, привлеките внимание малыша к движению, озвучив его стихотворением:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Поднимите мяч вместе с ребенком: «Давай посмотрим, куда убежал мяч?», «Давай догоним мячик». Пусть мяч несколько раз неожиданно упадает, но, как показывает опыт, малышу нравится наблюдать за тем, как он прыгает, и ребенок с удовольствием и смехом его роняет.
❧ Родителям на заметку. Выбирайте для ребенка звучные и простые стихи, повторяйте их несколько раз, чтобы они запомнились малышу и были им узнаваемы впоследствии.
Играть можно и тогда, когда мама или папа стоят и держат малыша, тогда мяч будет прыгать дольше, что тоже очень нравится малышу. В дальнейшем исследования подобного плана будут проводиться со всеми игрушками, но каждое падение должно сопровождаться другим ответным действием: необходимостью поднять предмет. Причем игрушку должен поднять малыш сам (хотя и на руках у мамы или папы).
Первое время ребенок просто разжимает пальцы, и мяч падает. Несколько позже он научится его бросать, тогда стоит принять меры предосторожности, чтобы прыгающий и летящий мяч не разбил что-либо. После игры обязательно положите мяч в коробку с игрушками или на свое место.
В заключение игры похвалите ребенка за то, что он хорошо достает мяч и убирает его на место.
Говорун
Цели игры: выработка навыков общения, развитие артикуляции, навыков слушать собеседника.
Рекомендации: слушайте ребенка и пытайтесь научить его слушать вас, делайте паузы в разговоре.
Ход игры: играть можно практически везде - когда моете, переодеваете ребенка, перед кормлением, после него, как перед сном, так и после сна. Главное, чтобы малыш ощущал ваше участие и интерес. Перед сном разговор должен быть более напевным и плавным, после сна - более ритмичным, радостным и живым.
Разговаривая с ребенком, старайтесь, чтобы он первое время видел ваше лицо и следил за движением губ и выражением лица. Беседа должна быть эмоционально положительно заряжена. Первое время требуется большое количество повторений звуков и их сочетаний.
Начиная играть, привлеките внимание ребенка. Когда он начнет отвечать, вы, меняя интонацию, повторите звуки, которые хорошо получаются у малыша. Незнакомая интонация привлекает ребенка, он несколько теряется, осмысливает ее, подобным образом вырабатывается навык слушать собеседника.
❧ Родителям на заметку. Если ребенок оказывает вам сопротивление, не пытайтесь физической силой заставить его подчиниться, постарайтесь найти компромисс. Взаимопонимание важно с самого раннего возраста.
Когда вы произносите новые звуки и их сочетания, то ребенок сразу не может вам ответить, возникает вынужденная пауза. Во время этой паузы повторите предложенное сочетание несколько раз (родители сами выбирают сочетания звуков в зависимости от навыков малыша).
Хороший результат на выработку умения слушать собеседника приносит коллективная игра, когда играют и папа, и мама, и малыш. Ребенок переключает свое внимание с одного собеседника на другого, с одного тембра голоса на другой.
В конце разговора обязательно похвалите малыша ласковым голосом, прижмите к себе, обнимите.
Первые стихи
Цели игры: развитие навыков общения, умения понимать обращенную речь, сопоставление слухового и зрительного образа.
Необходимые материалы и наглядные пособия: яркие игрушки, яркие книжки с картинками, одеяло.
Рекомендации: начинайте знакомство малыша с одной игрушки. По мере того как он осваивается, рассказывайте ему и о других предметах.
Ход игры: расстелите одеяло на полу, положите ребенка на спину, сядьте с ним рядом. Возьмите игрушечную кошку, привлеките к ней внимание малыша, прочитайте стихотворение о кошке и расскажите, как плачет киска, как она разговаривает:
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе,
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски. (Б. Заходер)
Подобным образом рассказывайте и о других игрушках.
В дальнейшем можно будет проводить игру и на коленях у мамы и папы с книжкой, когда, читая стихотворение, ребенку показывают картинки с изображением животных или игрушек. При этом малыш должен дотронуться до картинки, благодаря чему происходит запоминание и соотнесение слухового и зрительного образов.
В конце игры повторите, как говорят киска, собака, птичка.
Достань игрушку
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, игровых навыков, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, яркая игрушка, носовой платок.
Рекомендации: если ребенок плохо контролирует позу при сидении, помогите ему, немного придерживая его во время игры.
Ход игры: сядьте на расстеленное одеяло, посадите рядом с собой ребенка, возьмите в руку любимую игрушку малыша, покажите ее ребенку, прочитайте небольшое стихотворение об игрушке. Накиньте на игрушку платок (спрячьте игрушку) спросите малыша: «Где мячик (или иная игрушка)?» Подождите и посмотрите, что будет делать ребенок. Как правило, он поднимает платок и находит игрушку. В момент появления игрушки и проявления радости и восторга радуйтесь вместе с ребенком, похвалите его обязательно за находку. Повторите игру несколько раз, всякий раз говорите ребенку слова одобрения. В конце игры вновь почитайте ребенку стихотворение о его любимой игрушке. Дайте малышу самостоятельно поиграть с ней. В конце игры игрушку необходимо положить на место.
❧ Родителям на заметку. С раннего детства очень важно приучить ребенка к тому, что игрушки лежат в определенном месте.
Волшебная коробочка
Цели игры: развитие мелкой моторики, контроль позы при сидении, развитие навыков самостоятельной игры, логического мышления.
Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, яркая коробка, игрушки разных размеров.
Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, если в коробке находятся предметы, которые он может проглотить, засунуть в нос или ухо.
Ход игры: расстелите одеяло на полу, сядьте на одеяло и посадите ребенка перед собой, покажите ребенку яркую картонную коробку, малыш обязательно ей заинтересуется. Потрясите коробку, находящиеся в ней игрушки или предметы издают шум, что также привлекает внимание крохи. После того как ребенок проявил к коробке интерес, откройте ее со словами: «Давай посмотрим, что там так шумит?» Откройте крышку и наблюдайте, что будет предпринимать малыш.
Как правило, он сразу же начнет доставать игрушки из коробки, если же у него это получается с трудом, немного помогите ему. Доставая игрушки, заостряйте внимание ребенка на том, какая это игрушка или предмет, какой формы, какого цвета и так далее, аккуратно складывайте их рядом. Приучайте ребенка к тому, что ломать и бросать игрушки нельзя. После того как все игрушки перекочевали из коробки к малышу, повторите обратное действие: сложите все в коробку, при этом также проговаривайте и повторяйте свойства и характеристики игрушек или предметов. Покажите малышу, что после игры коробка должна быть закрыта крышкой и убрана на свое место.
❧ Родителям на заметку. Не высыпайте сразу содержимое коробки на одеяло, приучайте, чтобы ребенок вынимал игрушки из нее аккуратно.
Звери, птицы
Цель игры: развитие познавательной способности у малышей, восприятия обращенной речи, умения слушать собеседника.
Рекомендации: играйте с ребенком каждую свободную минуту, на улице, дома, там, где есть наглядный материал, окружающий малыша со всех сторон.
Ход игры: во время прогулки, когда ребенок бодрствует, привлекайте внимание к окружающему его миру, прыгающих и летающих птиц, пробегающих кошек и собак. Рассказывайте ребенку, что это за птицы или животные. Импровизируйте, живо и весело рассказывайте малышу о заинтересовавших его объектах (используйте стихотворения из главы «Бабушкин сундук»):
Маленький воробышек по дорожке прыг-скок,
Прыг-скок, чик-чирик.
Черная ворона - кар-кар.
Собачка - гав-гав.
Кошка - мяу-мяу.
Голуби-сизари - гули-гули-гули,
Летели, летели,
Устали, сели.
Крошку съели,
Шу-у-у, улетели!
Подобная прогулка доставляет ребенку массу удовольствия, он быстро запоминает окружающих его животных и птиц, с интересом за ними наблюдает, тянется к ним, расстраивается, когда они улетают или убегают. Всякий раз, когда малыш пытается выказать свое неудовольствие, переключайте его внимание на другие объекты, которые находятся в непосредственной близости и могут заинтересовать кроху.
Хлоп, хлоп
Цели игры: развитие целенаправленных движений, мелкой моторики, массаж активных зон ладоней.
Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло.
Ход игры: расстелите на полу одеяло, сядьте на пол, посадите ребенка напротив себя, привлеките его внимание, немного поговорите, повторяйте за ним его звуки и слоги, выдерживая паузу. Затем привлеките его внимание, хлопая в ладоши, приговаривая:
Хлоп-хлоп,
Ладушки!
Мы печем оладушки.
Хлоп, хлоп, Испекли!
На ладошках понесли!
Гуленьки прилетели,
Оладушки съели,
Шу-у-у, улетели!
На последних словах поднимите руки вверх.
Повторяйте движения несколько раз, читайте стихотворение. Ребенок обязательно начнет повторять за вами движения, только необходимо терпение, и результат вас обрадует. Хвалите малыша, поощряйте его интонацией голоса, улыбкой.
СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ
1. Коробка стоит на столе. Малыш сидит у вас на бедре, наклонившись вперед. Вы поддерживаете его за грудку. При этом основной вес малыша приходится на ваши руки. Сажать малыша на колени в прямом смысле этого слова следует лишь в том случае, если он уже делает самостоятельные попытки садиться.
2. Коробка лежит на полу. Ребенок лежит на животе, под грудку ему подкладывается валик из свернутого полотенца, небольшая диванная подушечка (высотой до 15 см) или подушка для кормления (теперь-то вы, наконец, оправдаете эту покупку). В этом положении руки малыша свободны и он может активно изучать и рассматривать содержимое сенсорной коробки.
Что же вы положите внутрь?
- разнообразные крупы, панировочные сухари, мука, крахмал (очень интересные тактильные ощущения);
- сваренные макароны (остывшие, конечно);
- попкорн, сухие завтраки - звездочки, шарики, подушечки, кукурузные хлопья;
- фигурное детское печенье;
- изюм;
- замороженные овощные смеси (для закаленных деток или в жаркий день);
- гладкие камушки;
- трава (зимой можно купить в зоомагазине. Вы уже заметили, как часто я вас туда направляю?);
- песок;
- катушки или клубки разноцветных ниток;
- пуговицы;
- мозаика, детали конструктора;
- кубики, мячики-ежики (да-да, покупаем там же J), детали счетного материала;
- кусочки паззла-потеряшки;
- хозяйственные губки, нарезанные на кусочки различной формы.
Думаю, принцип вы поняли. Дальше подключайте вашу фантазию и наблюдайте за предпочтениями вашего малыша.
Я лечу
Пятимесячный ребенок достаточно хорошо владеет собственным телом, а если вы выполняли упражнения, рекомендованные для предыдущих этапов развития, то мышцы его спины, живота и шеи настолько окрепли, что малыш может… взлететь! Конечно, с вашей небольшой помощью. Вот несколько вариантов:
- Расположитесь на полу на спине, ноги согните в коленях и поднимите (голени параллельны полу). Положите малыша на свои ноги и слегка покачайте вперед-назад и из стороны в сторону, придерживая ребенка руками за спинку. Удобно, что во время выполнения занятия, кроха видит ваше лицо, и вы можете разговаривать с ним. К тому же, это отличное упражнение для маминого пресса, ведь заботясь о том, как развивать ребенка в 5 месяцев, не стоит забывать и о себе.
- Также лежа на спине возьмите ребенка под мышки и покачайте на вытянутых руках.
- Положите малыша на пол на животик. Сами встаньте над ним, широко расставив ноги. Наклонитесь и возьмите кроху под животиком (одна рука в районе бедер, вторая - под грудкой). Покачайте ребенка, постепенно увеличивая амплитуду движений.
Выбирайте понравившийся вам способ полета или опробуйте их все. Во время полета вы можете спеть потешку или рассказать стишок, например, вот этот:
Я лечу над облаками,
Над лесами, и полями,
Кто со мной в железной птице
Не боится прокатится?
Первые шедевры
пункт «Вернисаж»). Но что же это за галерея без творческих работ самого малыша? Возможно, вы уже меня опередили и попробовали порисовать с малышом. Если нет, давайте займемся этим прямо сейчас. Малыш находится у вас на коленях в позе, которую я описала в предыдущей игре. Положите перед ним большой лист бумаги и поставьте блюдечко с краской (для первого рисовании лучше взять 1-2 цвета, например, синий и желтый, красный и синий). Сначала возьмите ручку малыша в свою, обмакните его пальчик в краску и поставьте несколько отпечатков на листе. Обратите его внимание на образовавшиеся следы. Теперь помогите крохе погрузить всю ладошку в блюдечко с краской и пошлепать по листу. Есть еще 2 важных замечания. Во-первых, малыша лучше совсем раздеть, а вам надеть фартук или одежду, которую потом не жалко сразу отправить в стирку. Рисовать лучше всего перед вечерним купанием. Во-вторых, будьте готовы к любой реакции. Возможно, малыш сразу заинтересуется процессом и проведет некоторое время исследуя отпечатки и размазывая краску по листу. Держите под рукой еще пару запасных листов на этот случай. Но может оказаться, что крохе занятие не понравится. Он даже может бурно выражать протест. В этом случае не настаивайте. Отвлеките кроху другой игрой, а к рисованию вернитесь через недельку-две. Обычно первые несколько занятий рисованием малыша больше увлекает не столько процесс и результат рисования, сколько новый объект исследования - краска. Дайте ему время, чтобы насладиться новыми ощущениями от размазывания и сжимания ее в руках, но не позволяйте есть краску. Мягко остановите руку малыша, направляющуюся ко рту и отвлеките игрушкой, а сами тем временем уберите краску. На всякий случай, используйте безопасные краски,
Съедобное рисование
Рисовать можно не только краской. Вы можете использовать для этой цели овощное или фруктовое пюре. Налейте пюре на поднос с невысокими краями, а кроху расположите лежа на животике, подложив ему под грудку валик из полотенца. Малыш будет оставлять следы на поверхности подноса. Время от времени вы тоже можете что-нибудь нарисовать (мячик, солнышко, кубик, цветок) и позволить малышу стереть ваш рисунок. Игра является первым знакомством ребенка с нетрадиционными способами рисования, способствует развитию тактильной чувствительности, стимулирует его познавательную и творческую активность.