Ольга
6 лет
Чтение о чтении)
На этот раз дневник чтения тематический: о литературе и чтении) Больше месяца прошло с момента последней перевёрнутой страницы третьей из трёх книг, а я вот только собралась рассказать. Лучше поздно...)
Начну с более специфического, не для всех, хотя как раз это исследование о том, что читает большинство!
Меня эта книга заинтересовала, в первую очередь, с профессионально-практической точки зрения: как доступно и интересно рассказать старшеклассникам о современной массовой литературе не на уровне простого читателя.
И с этой стороны меня книга порадовала: и исторический экскурс по теме, и об особенности русского писательско-читательского менталитета, и развёрнутая характеристика массовой литературы с анализом её особенностей.
Самая объёмная глава посвящена жанрам маслита. И там не только сформулирована теория, там объясняется всё на конкретных примерах. И вот тут-то "вылезли" минусы этой книги в моём восприятии.
Я с интересом прочитала про детективы, с любопытством - про дамские романы и про боевики. Следующая глава была посвящена жанру школьной повести, и тут-то мне совершенно не понравилось, что современные примеры произведений данного жанра исчерпывались повестями А. Жвалевского и Е. Пастернак. Ничего против этих авторов и их произведений не имею, сама читала ряд повестей с удовольствием, но.... всё что ли? нет больше в современной литературе примеров? И поймала за хвост ещё одну мысль: ни в детективах, ни в боевиках (а вдруг?) не мелькали книги Андрея Константинова. А уж он-то очень яркий представитель маслита! Правда, больше был, чем есть.
Глава о фантастических романах и фэнтези очень короткая, хотя вот их-то в современной литературе, по-моему, большинство, а тут даже ни одного примера не разобрано: 4 странички теории с перечислением (очень скромным) имён в финале. Куда как подробнее и с наглядными примерами разобраны комиксы!
Безусловно, для работы книга мне подойдёт, а с примерами буду разбираться сама)
***
"Высокое искусство, в известной степени, непредсказуемо и призвано разрушать стереотипы, массовая литература основана на стереотипах сознания".
***
"Массовая литература содержит комплекс социокультурных ценностей, соответствующих уровню потребностей и вкусу массового потребителя".
***
"Если высокая гуманитарная художественная культура заинтересована в постановке проблем всех ступеней, то обыденная культура, частью которой является массовая литература, идёт по пути упрощения - сведения к готовым формулам, стереотипам, мифам и т.п., так как решает проблемы не познания действительности, а повседневной ориентации в ней, предлагая упрощённые приёмы осуществления подобной ориентировки, но одновременно помогая человеку адаптироваться к социальным изменениям".
***
В одной из глав приводятся слова интересные слова Бориса Акунина:
"Я хочу, чтобы читателю было со мной интересно, больше мне ничего от него не надо. Я не хочу его воспитывать, куда-то вести. Я хочу с ним играть. Я не уверен в том, что игра менее важное дело, чем поиск истины. Очень трудно разобраться в иерархии человеческих ценностей. Может, они все одинаково ценны или бесценны - я не знаю".
Заключение хочется процитировать чуть ли не полностью, но выберу самые яркие фразы:
***
"... массовая литература (культура), с одной стороны манипулирует читателем, поддерживая в его голове привычную для него и выгодную для кого-то (для власти разного уровня) картину мира и стереотипы поведения. С другой - она утешает, избавляет от страхов, вселяет чувство устойчивости и стабильности, относится к читателю с уважением и поддерживает в нём сладостное ощущение своей "нормальности", без которого человеку трудно жить".
***
"Литература без эпитета "массовая" не похожа на задачник с ответами в конце или на тест, где надо поставить галочку в правильном месте. Она, собственно, не даёт даже однозначного ответа, что правильно, а что нет. Она предлагает читателю идти туда, не знаю куда, найти то, не знаю что, да ещё и с непредсказуемым финалом. Это очень интересно, но сложно, требует иногда недюжинных усилий, редко утешает, развенчивает иллюзии. Иными словами, развивает".
Если вы регулярно читаете публикации Марины Аромштам на "Папмамбуке", то в этой книге вам встретится очень много знакомого. Мне кажется, что книга и рождалась из собрания статей на определённые темы. Просто здесь они плавно перетекают одна в другую, подчиняясь раскрытию основных тем.
Для меня здесь две линии:
1) как учить ребёнка читать;
2) книги на сложные темы.
Первая для меня не очень актуальна (я этим не занимаюсь), но с интересом прочитала о поэтапном знакомстве малыша с книгой (очень была рада главе о сказках Рахиль Баумволь!), о методиках обучения чтению, о роли родителей после того, как ребёнок стал читать самостоятельно.
Вторая линия представлена частью "Книги, которых боятся взрослые". Тут большинство рассуждений Марины Аромштам мне были уже знакомы по "Папмамбуку". Разговор, не теряющий своей актуальности) То одна, то другая мама вдруг натыкаются на книжку про кротика с необычным "украшением" на голове, то вдруг узнают, что полные версии знаменитых сказок не столь невинны, то впадают в панику от страшных книг или темы смерти. И если есть желание понять, с какой целью написаны эти книги, почему их читают, почему иногда полезно бояться или зачем нужно говорить о смерти, то Марина Аромштам поможет и направит. Но думаю только тем, кто сам захочет. Если есть своя принципиальная категоричная позиция - не поможет никто.
Из финальной части понравилась глава "Как говорить о прочитанном?", хотя ничего нового для себя я там не узнала.
Что мне очень импонирует, так это позиция Марины Аромштам по поводу всякого разного "раннего" чтения тех или иных книг. Нет отдельной главы по этому поводу, но несколько раз встречаются конкретные примеры, почему ту или иную книгу не нужно читать (слушать) ребёнку раньше времени.
***
"...нелёгкая это работа - растить из ребёнка читателя".
***
"...хорошая художественная книга не может не обучать, только она делает это совсем не так, как книга-тренажёр".
***
"Ваше дело - предлагать разное, право ребёнка - выбирать из разного то, что он считает "своим", отвечающим его интересам и потребностям. Переход ребёнка от чтения вслух к чтению глазами - важнейший шаг в его развитии, в том числе и в развитии его внутреннего мира, его отдельности от всех остальных, даже от родителей".
***
"...ребёнку очень нужно, чтобы тревожащие его вопросы - часто очень смутные, плохо сформулированные - обретали форму, озвучивались, обретали "материальные контуры" в слове".
Эту книжку-крошку (мал золотник, да дорог!) хочется сравнить со шкатулкой, которая полна милых "секретиков", дорогих сердцу мелочей. Да, она тоже о том, зачем читать, как полюбить книги и чтение, но подход здесь совершенно иной. Автор - мама двоих детей (очень разных, их отличия не только в поле), эта книга - её родительский опыт. Здесь нет упора на физиологические и психологические особенности определённого возраста (как у Марины Аромштам), зато она полна оригинальными идеями, практическими советами и рекомендациями. Думаю, что каждый родитель сможет найти здесь что-то себе по душе, а главное убедиться ещё раз:
"Чтение - не повинность, не обязанность. Это способ познать мир и себя в мире, а ещё - укрепить детско-родительские отношения на всю жизнь".
Юлия Кузнецова показала свой путь "заражения" детей чтением, многое там мне понравилось, но пересказывать как-то долго, вы и сами прочитаете про уголок с торшером, про стояние на голове, про пользу диктофона, про домашнюю книгу, про "дружбу" детей с писателями и "дневник съеденных котлет".
Безусловно, это не готовый рецепт, всем пунктам которого нужно следовать, и тогда у вас "на выходе" читающий и любящий книги ребёнок. Но подсмотреть идеи можно, понять, что интересно и что пойдёт именно у вас с ребёнком, можно.
А ещё в этой книге был один момент, которому я посвящу отдельный пост! Ждите!
***
"Нужно учитывать и то, что цель чтения выбирается для конкретного момента или этапа жизни".
***
"Если вы читаете книги, закачивая их в телефон, сообщите об этом детям. Они будут поступать так же. Если вы хотите, чтобы они читали бумажные книги, а сами ни одной не прочли с институтских времён, - можно не тратить время, убеждая детей, что это важно".
***
"Увлекательное чтение - это не произнесение вслух напечатанных слов, это рождение образов".
***
"...если вы читаете с увлечением, с удовольствием, всегда найдутся любители послушать. Важно не настаивать, чтобы эти любители обязательно сидели вокруг вас или смотрели на картинки".
Лика
Спасибо, Оля! Жаль, что Аромштам нет в электронном виде, я б её охотнее всего почитала, нравится она мне. Две другие уже закачала в телефон.
19.08.2018
Ответить
negativecharge
Надо попробовать почитать "Расчитайку", хотя мне уже трудно даются такие книги, т.к. я - жертва твёрдых убеждений заблуждений :+)))
19.08.2018
Ответить