Ольга
9 лет
КАК делать массаж при вальгусе и иксах. как делать гимнастику
Нашла статью. Написано КАК делать массаж при вальгусе и иксах. как делать гимнастику и прочие рекомендации.
о вальгусном искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 сантиметров, вопреки распространённому мнению, это не врождённый порок, не наследственное качество, а приобретённый дефект. Искривление ног появляется чаще всего через несколько месяцев после того, как ребёнок встал на ноги и начал ходить, это объясняется чрезмерной нагрузкой на нижние конечности в период быстрого роста и ещё слабым мышечно-связочным аппаратом. Основной причиной деформации ног является рахит, перенесённый в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и нелечёная форма, в тяжёлых случаях возможно искривление костей голени выпуклостью кнутри, к более редким причинам относятся некоторые дефекты стоп, врождённый вывих бедра, болезни и травмы коленных суставов. неблагоприятно сказывается на формировании ног излишний вес малыша, однако у детей коренастого телосложения предрасположенность к этому дефекту меньше, чем у худых, девочки болеют чаще, что связано с их более широким тазом. При вальгусной деформации основные изменения происходят в коленном суставе, неравномерное развитие мыщелков бедренной кости (более быстрый рост внутренних мыщелков, чем наружных) приводит к тому, что суставная щель становится шире внутри и уже снаружи, связки, укрепляющие сустав, растягиваются, особенно с внутренней стороны, колено теряет свою стабильность, если посмотреть на такого ребёнка сбоку, то заметно переразгибание ног в коленных суставах. Стопы постепенно деформируются и приобретают устойчивое плосковальгусное положение- пятки отклонены кнаружи, развивается плоскостопие. В далеко зашедших случаях страдает походка, ребёнок ходит неуверенно, неловко, быстро устаёт, жалуется на боли в ногах, если одна нога искривлена больше другой, часто развивается искривление позвоночника, сколиоз. Лечение вальгусной деформации- дело трудное и длительное, требует от родителей постоянного внимания и настойчивости, постарайтесь убедить ребёнка в необходимости лечебных мероприятий, придав им вид увлекательной игры, создайте устойчивую привычку.
Во-первых, ребёнок должен избегать длительного стояния, особенно с широко расставленными ногами, стоять таким образом вредно, так как это усиливает отклонение колен вовнутрь и отведение стоп кнаружи, зато при сомкнутых ногах тяжесть тела падает через середину коленного сустава на наружный край стопы, назначение которого- нести тяжесть тела.
Во-вторых, необходимо периодически давать отдых ногам, воздерживаться от длительной ходьбы и продолжительных игр стоя.
В-третьих, надо подобрать малышу такие игры и упражнения, которые устраняли бы вредное воздействие тяжести тела на коленные и голеностопные суставы, одновременно способствуя развитию и укреплению мышечно-связочного аппарата.
Упражнения для ног необходимо делать ежедневно, постепенно увеличивая нагрузку, упражнения для других мышечных групп стоит, по возможности, выполнять из исходных положений сидя, сидя по-турецки, очень полезны таким детям занятия на гимнастических снарядах (шведской стенке, трапеции, лесенке), плавание, езда на велосипеде. Снижение излишнего веса также приводит к уменьшению нагрузки на ноги и благоприятно сказывается на состоянии колен и стоп.
Во время прогулок следует носить специально подобранную ортопедическую обувь со скошенными кнаружи каблуками или корригирующими стельками, но вопрос о ношении такой обуви должен решать врач-ортопед, в любом случае обувь должна быть удобной, новой (нельзя донашивать чужую обувь) и обязательно с жёстким задником, дома, если нет необходимости носить ортопедическую обувь постоянно, лучше ходить босиком, чтобы тренировать мышцы стопы, летом также очень полезно ходить босиком по песку, гальке, траве, предоставляя стопам и пальцам свободу движений, в случае значительных деформаций ног применяется лечение ортопедическими шинами, корригирующими укладками, хирургическое лечение.
Массаж- стабильность и нормальное функционирование коленных и голеностопных суставов зависит от состояния окружающих мышц, с помощью массажа и специально подобранных упражнений укрепляются ослабленные и растянутые мышцы, расслабляются излишне напряжённые. Массаж проводится курсами по 12-20 процедур ежедневно или через день, с перерывами между курсами две-четыре недели, интенсивность массажа постепенно увеличивается к середине курса, необходимо избегать резких, болезненных движений, у ребёнка должно оставаться приятное ощущение после массажа.
Исходное положение: ребёнок лежит на животе, под голеностопный сустав кладётся небольшой валик.
План массажа:
поясничная область спины- поглаживание в направлении от позвоночника в стороны и немного вниз, интенсивное растирание, разминание по типу надавливания или сдвигания, ударные приёмы не применяются.
Ягодично-крестцовая область- поглаживание в круговом или X-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирующие ударные приёмы (поколачивание, похлопывание, рубление), поглаживание.
Задняя поверхность ноги- Педро- поглаживание в направлении от подколенной ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание одной или двумя руками, лёгкие ударные приёмы (похлопывание, рубление одним-двумя пальцами), поглаживание, голень- общее поглаживание от пятки вверх до подколенной ямки, дифференцированное растирание (наружная часть голени- наружная головка икроножной мышцы- растирается мягко, внутренняя поверхность- внутренняя головка- интенсивно), разминание одной или двумя руками по всей мышечной группе, по внутренней поверхности лёгкие ударные приёмы, по наружной- вибрация, растягивание, в конце- поглаживание, область коленного сустава- коррекция (поглаживание боковых поверхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю поверхность- внутренний мыщелок бедра), при надавливании на внутренний мыщелок бедра одной рукой, другой удерживайте голень в нижней трети и старайтесь привести её к средней линии, ахиллово сухожилие- поглаживание и растирание (щипцеобразное). Исходное положение: ребёнок лежит на спине, под коленями- валик- передняя поверхность ноги- стопа- поглаживание по тыльной поверхности от пальцев к голеностопному суставу, граблеобразное или поперечное растирание, поглаживание и растирание вокруг лодыжек (интенсивно вокруг внутренней лодыжки), растирание внутреннего края стопы, поглаживание, коленный сустав (оррекция)- круговое поглаживание области сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедренной кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением голени, голень- поглаживание от стопы вверх до колена, лёгкое растирание, поглаживание, бедро- поглаживание, мягкое, но тщательное растирание, мягкое разминание, поглаживание в направлении от коленной чашечки вверх и кнаружи.
Лечебная гимнастика- упражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в день, один раз после массажа, другой- во время ежедневных занятий, включая их в обычный комплекс, некоторые упражнения должны стать привычными, например, поза сидя по-турецки, поэтому следует сажать ребёнка таким образом как можно чаще. Вставание из позы сидя по-турецки- ребёнок сидит по-турецки, предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп, помогайте ребёнку, поддерживая за руки, при повторении упражнения следует менять положение ног так, чтобы в исходном положении Сидя сверху была поочерёдно то левая, то правая нога. Приседание с разведением колен- научите ребёнка приседать с широким разведением колен, полезно сидение на корточках таким же образом, необходимо только следить за положением стоп, они должны полностью опираться о пол и стоять параллельно. Вставание на носки- предложите ребёнку встать на носочки и потянуться вверх, затем опуститься на полную стопу. Ходьба на наружных краях стоп- попросите малыша пройти немного, опираясь на наружные края стоп (мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенку поёт). Ходьба по двускатной ребристой доске, по узкой дорожке- приучайте малыша ходить и стоять со стопами, установленными близко друг к другу, с этой целью можно использовать любую неширокую (10-15 сантиметров) доску, полосу на ковре, можно нарисовать узкую дорожку мелом, отметить её верёвками. Сгибание и разгибание стоп в голеностопных суставах проводится поочерёдно для одной ноги, затем для другой, можно помогать ребёнку, сгибая его стопу одной рукой, другой фиксировать голень. Вращение стоп- сначала одна, затем другая стопа вращается в обе стороны, если надо, помогайте ребёнку, только вращение должно быть мягким, безболезненным. Захват игрушки подошвами- предложите ребёнку захватить и удерживать подошвами некоторое время удобную игрушку (кеглю, маленький мячик).
ро массаж писать не буду, это слишком много, да и лучше, чтобы это делал специалист. Или что бы вам это кто то показал.
Лечебную гимнастику нужно проводить в тонких носках или босиком по нескольку раз в день, разбив комплекс на несколько частей так, чтобы за 1 занятие выполнять 2-3 упражнения. Особое внимание нужно обратить на выработку правильного положения стоп при ходьбе и стоянии.
Начиная ходить, ребенок широко расставляет стопы, тем самым увеличивая площадь опоры. До 2-3 лет это нормально, но в этом возрасте у малыша должна выработаться правильная походка с параллельной установкой стоп на малом расстоянии друг от друга.
Основным упражнением при плоско-вальгусной установке стоп, направленным на воспитание правильных навыков ходьбы, является ходьба по «дорожке» - доске или полосе на ковровой дорожке шириной 10-15 см. в конце концов, ее можно нарисовать мелом прямо на полу. После того как она будет готова, предложите малышу пройти по ней, не наступая за ее пределы. При этом нужно следить за правильной установкой стоп. Кроме того, на прогулке можно водить ребенка по бревну, имеющемуся на каждой детской площадке, бортовому камню, ограждающему тротуар в сквере, и пр.
Ходьба по рельефной поверхности полезна в качестве не только профилактики, но и лечебного упражнения при плоскостопии. Лучше всего это делать летом, когда ребенок может без опаски ходить по песку, мягкой земле и жестким камешкам. В холодное время года можно постелить малышу рифленый коврик или насыпать песок в коробку либо полотняный мешок.
Захват пальцами ног мелких предметов развивает мышцы стоп, увеличивая ловкость и подвижность пальцев. Данное упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя. Предложите ребенку «поймать» какой-либо небольшой предмет - палочку или карандаш - и некоторое время его удерживать.
Собирание пальцами ног ткани. Попросите малыша захватить пальцами носовой платок или салфетку.
Сидение «по-турецки» очень хорошо корректирует неправильное положение стопы. Постарайтесь, чтобы ребенок полюбил это положение.
Приседания на полной стопе. При выполнении этого упражнения нужно следить за тем, чтобы стопы ребенка стояли на полу всей поверхностью и располагались параллельно друг другу. На первых порах можно помогать малышу, поддерживая его за руки или под мышки.
Подъем на носки. Это упражнение целесообразно объединить со знакомым упражнением «Стань маленьким - стань большим». В первом случае малыш должен потянуться вверх руками и подняться на носки, во втором - присесть на полную стопу.
Для профилактики и лечения детей с дефектами стоп полезно ходить по лежащей на полу лестнице и лазать по шведской стенке. Малышам с плоско-вальгусной установкой стоп рекомендуется плавать и делать упражнения в воде. Водные процедуры не только улучшат общее состояние ребенка, но и закалят его организм, ускорят обмен веществ и укрепят опорно-двигательный аппарат. Такие упражнения, как хождение и прыжки на рифленом коврике, постеленном на дно ванны, хорошо укрепляют детские стопы. Вода же снимет лишнюю нагрузку на неокрепший костно-хрящевой аппарат и сделает упражнения более приятными и легкими для выполнения.
Специальное ортопедическое лечение проводится только под наблюдением врача. Заказывать или покупать ортопедические стельки самостоятельно не рекомендуется. Дело в том, что стельки и специальная обувь не лечат плоскостопие, они лишь предупреждают прогрессирование заболевания. Кроме того, ими не рекомендуется пользоваться постоянно, так как в этом случае может развиться атрофия мышц стоп.
Истинное лечение плоскостопия и плоско-вальгусной установки стоп включает лечебную гимнастику и массаж. Тем не менее, обувь для ребенка с дефектами стоп нужно подбирать особенно тщательно. Прежде всего, она должна иметь жесткий задник и быть устойчивой настолько, чтобы удерживать пятку в нормальном положении. Лучшими в этом отношении считаются ботинки, фиксирующие не только пятку, но и голеностопный сустав.
Кроме того, обувь нужно подбирать по размеру, который определяется следующим образом: длина подошвы обуви должна быть на 0,5-1 см больше длины стопы стоящего ребенка. Еще одна деталь: ботинки должны иметь небольшой каблучок, достаточно широкий и устойчивый.
Детям с врожденной деформацией стоп категорически нельзя носить плоскую обувь и обувь без задников: резиновые сапоги, валенки, сланцы и пр. Категорически запрещается донашивать обувь за старшими детьми, какой бы хорошей она ни была. Запомните: плохо подобранная обувь приносит вред нежным детским ногам.
http://malenkiyrebenok.ru/x-obrazny-e-nogi-u-detej
http://ortosite.ru/articles/flatfeet-bentlegs-shoes