Обучение счету и чтению
Попробуйте включать счет, цифры, буквы, склады и слова в любые игры. Делайте это регулярно и непринужденно.
Если рисуете или делаете аппликацию, то подпишите рисунок.
Считайте все, что можно считать (ступеньки, ложки и чашки, карандаши, печенье, пальцы).
Нарисуйте на полоске бумаги несколько кружков в цепочку. Попросите ребенка отрезать нужное количество кружков.
Разрезайте картинки, кружки, квадратики на половинки и расскажите малышу о том, что целое можно разделить.
Если играете с пластилином или печете печенье – слепите букву или цифру.
На прогулке напишите палочкой что-то на снегу, песке или мелом на асфальте. Попробуйте прочитать вывеску или рекламную газету с крупными буквами.
Напишите на старых визитках или картонных карточках склады или слова и разложите их в разных местах. Затем «случайно» найдите вместе и прочитайте.
Приклейте названия, только не очень много, на предметы в доме («СТУЛ», «СТОЛ» и т.п.). Меняйте их время от времени, перепутывайте и просите малыша приклеить правильно.
Дайте ребенку написанное на листочке слово, пусть он разрежет его на части. Перепутайте части и сложите слово вновь.
Поиграйте словами, заменяя в них буквы. Например, сложите из пластиковых или деревянных букв слово «МЫШКА», замените одну букву и вот это уже «МИШКА», а затем «МУШКА» и вдруг «МУРКА».
Составьте (сложите из карточек, игрушечных букв, кубиков) какое-то слово и переверните один склад (или букву) на 90 или 180 градусов. Пусть ребенок найдет ошибку.
Изготовьте буквы из тонкого поролона. Намазывайте нужную сторону буквы пальчиковыми красками и печатайте на листе, составляя слова.
На плиточном полу разложите написанные на карточках цифры или буквы (склады, слова). Пусть ребенок ходит по клеткам, собирая карточки и называя то, что там изображено.
Разложите несколько шнуров или лент на полу параллельно. А между ними поместите карточки с буквами, цифрами или словами. Предложите малышу перепрыгивать через шнур и называть то, что написано на карточке.
Пусть малыш попробует написать буквы крупным шрифтом на компьютере. Раскрасьте склады в разные цвета. Распечатайте, вырежьте и сложите в коробку. Вернитесь к этим словам через некоторое время.
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Сделайте самодельные книги используя рисунки, картинки и фотографии ребенка и семьи. Сделайте простые надписи к ним. Сначала просто «мама», «папа», «Мурка», а потом «Мурка ест», «папа в машине» и т.д.
Сделайте или скачайте в сети и покажите ребенку презентации – надпись и картинка. Например, можно сделать по принципу загадок. Появляется загадка и отгадка - надпись. После прочтения по щелчку появляется картинка. Несколько презентаций есть на нашем сайте.
Разложите по кругу слова и запустите юлу со стрелкой. Где стрелка остановится, то слово пусть малыш и читает. Если прочитал – слово его!
Пусть малыш побудет почтальоном. Напишите папе письмо, пусть ребенок отнесет его и прочитает папе. Сделайте почтовый ящик из коробки – кладите туда письмо для малыша. Он с удовольствием его прочет.
Из старой визитницы сделайте кармашки (наклейте скотчем на картон). Малышу понравится складывать туда счетный материал (фигурки из цветной бумаги) или буквы, составляя слова.
Купите яркие крупные пуговицы (штук 40 двух-трех цветов). Пусть это будут деньги или товар при игре в «магазин». Выкладывайте ряды и последовательности из пуговиц. Предлагайте оценить на глаз, сколько пуговиц вы выложили.
Вырежьте буквы из шершавой или наждачной бумаги и приклейте на картон. Пусть ребенок трогает их и запоминает на ощупь.
Возьмите прозрачные баночки и прорежьте в крышках дырки. На баночках напишите цифры. Пусть малыш опускает нужное количество пуговиц или монет в эти «копилки»
Вырежьте из журналов несколько картинок. А на бумаге напишите слова того, что изображено на картинках. Предложите малышу приклеить нужные картинки рядом с надписями.
Составьте слово из букв одной азбуки, а малыша попросите выложить рядом по вашему образцу такое же слово, используя буквы из другой азбуки.
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Сложите все пуговицы в коробку. Теперь по очереди кидайте кубик и доставайте из коробки такое количество пуговиц, какое значение выпало на кубике. Когда все пуговицы в коробке закончатся, посчитайте, сколько их накопилось у каждого игрока. Победил тот, у кого пуговиц больше, ему и достается приз!
Спрячьте где-нибудь игрушку. На карточках нужно зашифровать путь к ней. Каждая карточка указывает на то, где искать следующую карточку, а последняя из карточек, на то, где спрятана сама игрушка. Вы можете использовать рисунки вместе с надписями.
Прошейте вдоль нитками пакетик, оставив в середине промежуток, чтобы проходила пуговица. Положите две пуговицы в правую и две в левую половинку мешочка и закройте застежку. Перемещайте пуговицы из одной половинки в другую и озвучивайте результат.
Договоритесь с ребенком о том, что вы будете играть «в магазин», но не будете при этом говорить. Пусть малыш будет продавцом, а вы покупателем. Выложите из букв азбуки (кубиков Зайцева) или напишите на листке бумаги то, что вы хотите купить. Пусть ребенок попытается прочитать (в зависимости от навыков с вашей помощью или без) и даст вам нужный товар. Затем поменяйтесь ролями, теперь пусть малыш придет к вам за покупками. Он, наверное, сложить нужное слово не сможет, поэтому пусть покажет пальчиком то, что хочет купить. А вы в ответ требуемую за товар сумму покажите на пальцах. Ребенку нужно постараться отсчитать требуемое количество пуговиц и оплатить товар.
Пусть ребенок выйдет из комнаты или закроет глаза. В это время положите предмет в коробку и закройте крышку. Сверху положите листок с надписью названия этого предмета. Малышу нужно попытаться прочитать надпись (может быть с вашей помощью) и тогда вы откроете коробку со спрятанным предметом.