Детская агрессия
Когда мама принимает агрессию ребенка
Итак, мама понимает, что агрессия - это такое же чувство, как и все остальные. Без него жизни не бывает и нужно просто научиться выражать ее адекватно. Причем мама не просто это понимает на уровне мыслей, но и поступает соответственно - сама совершенствует свои способы выражения агрессии.
В первую очередь стоит определиться с теми способами выражения агрессии, которые именно для Вашей семьи являются адекватными. Кто-то не приемлет швыряние игрушками, а для кого-то это нормально, но они не переносят крик и т.д. Универсальных способов нет - понятно, что драки и матерные слова мы исключаем.
Следующий этап - стоит научиться различать причину агрессии. Сначала научиться маме, а потом научить этому ребенка. Почему это так важно? Потому что на физиологические причины агрессии - голод, недосып, усталость и стресс стоит реагировать устранением этих причин - накормить, уложить спать, расслабить и успокоить. В этих ситуациях речь не идет о выплеске агрессии, потому что ребенку не станет легче от такого выплеска. Его физиологическая причина не исчезнет, а в процессе выплеска агрессии он только заведется еще больше. Итак, мама на прогулке поняла, что ребенок кукситься и скандалит от того, что устал, хочет спать и есть. И свое движение к дому она сопровождает следующими словами: «Уже много времени, наверное, ты устал и хочешь есть, поэтому мы идем домой. Покушаем и поспим и снова вернемся на площадку». Здесь важны два момента: первое - это наверное, и второй - это речь о том, что будет потом. Наверное обязательно, потому что не стоит в утвердительной форме говорить о том, что чувствует ребенок. Мы не можем этого знать, мы можем только предполагать. Да, опытная мама предполагает с вероятностью в 99%. Но я рекомендую вам использовать всегда именно предполагающие фразы, чтобы привыкнуть к этому самой и приучить ребенка. Почему так важно говорить о том, что будет потом. Так ребенку проще перенести скучный процесс питания и сна и вообще оторваться от игры. Меньше конфликтов - всем спокойнее. Спустя какое-то время ребенок начнет сам говорить о том, что он голодный и сердитый, или уставший и капризный. И он научится сам отслеживать свое состояние и корректировать его. Это мега-важное умение для его дальнейшей жизни.
Итак, физиологическую причину агрессии мы исключили. Осталось то, что раздражает ребенка в процессе его деятельности и взаимодействия с окружающим миром. Что-то ему запретили, что-то в игре не получается, нужно что-то делать, а страшно или неохота - причин миллион. Сначала маме стоит принять чувства ребенка - здесь работает активное слушание по Гиппенрейтер. Активное слушание работает в любом возрасте ребенка - это я могу подтвердить на собственном примере. Другой вопрос, что конструкция очень сложная и научиться применять ее очень нелегко. Мы в своей программе для мам много времени уделяем этому умению. Мама говорит: «Ты разозлился. Разозлился потому, что паззл не складывается.» А дальше мама предлагает способ выплеска агрессии и способ решения проблемы: «Ты можешь поколотить диван и мы вместе придумаем, что с этим паззлом делать». Для детей постарше - после четырех, можно предлагать не способ решения проблемы, а более общую фразу, чтобы ребенок учился сам определять какая помощь ему нужна. Фраза будет выглядеть так: «Ты можешь поколотить диван и сказать мне, чем я могу тебе помочь».
И напоследок хочу поделиться с вами перечнем игр, которые позволяют выпускать пар - специальные кидательные-кусательные игры. Я взяла их у ujzos-kakoi-to, спасибо ей большое за это :)
Для «драчунов» подойдут игры, где необходимо делать движения, которые совпадают с реальными ударами.
1. Драка воздушными шариками или подушками.
2. Игра на профилактику вербальной агрессии. Смысл игры: обзывать друг друга безобидными словами, например: «А ты - шпрот! А ты - чашка! А ты - шнурки!». В сочетании с предыдущей игрой, очередная «обзывалка» совпадает с атакой воздушным шаром.
3. Выбивание ковра теннисной ракеткой с ритуальным изгнанием оттуда микробов, сопровождающееся криком Воинов.
4. Разрывание на мелкие кусочки бумаги на скорость: кто быстрее, а затем бросание этими кусочками друг в друга.
5. Пинание или бросание меча. Необходимо найти такое пространство, где малыш смог бы бросать мяч безопасно для окружающий, не ограничивая себя в движениях.
Для «зубастиков» подойдут игры, где есть проявление гнева с использованием зубов.
1. Игры в зоопарк со скалящимися и рычащими животными. Необходимо показать, как злятся тигры, львы, волки, медведи и пр. Обязательно с ревом и оскалом.
2. Купить длинный багетный батон и играть, кто больше откусит от него кусочков. Съеденные кусочки не считаются.
Для совсем маленьких малышей можно использовать детские прорезыватели для зубов, которые малыш имел бы возможность кусать.
Помните, что все игры необходимо проводить вместе с малышом, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них - когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет.
http://kornienko-anna.livejournal.com/55549.html