Про английский в начальной школе (1)
Репетитор английского, работаЧтобы начать сначала, нужно вспомнить, как ребенок овладевает своим родным языком: сначала очень-очень много слышит, потом произносит свои первые звуки, первые слова, сначала простые и корявые, потом все более сложные предложения, учится рассказывать связные истории. В дошкольный период ребенок может заниматься словотворчеством. Еще в 6 лет он вполне может неправильно просклонять слово, употребить не совсем корректно. В среднем к 6-7 годам обычный ребенок полностью овладевает фонетикой своего родного языка.
За эти годы, со своего рождения, он уже много-много раз слышал и произносил самые разные слова родного языка. И тут мы начинаем учить его читать и писать. Когда ребенок начинает читать, значения слов он уже знает, то есть, прочитав слова "мама", "кот", "пирог", он уже понимает, о чем идет речь, перед ним возникает образ-картинка этого слова. А когда ребенок по своей инициативе начинает писать (дошкольник и первоклассник: открытки, истории, подписи к картинкам), мы радуемся этим первым самостоятельным смешным словам, предложениям, стараемся исправлять его потихоньку, чтобы не обидеть.
И вот уже на уроках в школе ребенок учится писать сначала простые слова, потом начинает учить сложные, словарные. Все это занимает время, много-много времени. Русский алфавит проходят месяца 2 точно (причем, обычно дети буквы уже знают, видели и слышали их много раз), в каких-то школах и до Нового года. Учатся писать по одной букве за урок (обычно), потихоньку начинают читать. В первом классе никто за все это оценок не ставит, родители исправляют, где нужно. Ребенок растет, присматривается к вывескам вокруг себя, пробует сам читать книги, он прислушивается к новым словам, сам делит на слоги, анализирует звучание и написание слов, делает очень много открытий. Уроки русского языка и литературы у ребенка почти каждый день, и уроки он делает каждый день, а еще тренируется писать словарные диктанты и читает списки литературы; вокруг он тоже слышит русскую речь. Но все же, нет-нет да встретится ему какое-то незнакомое слово, требующее пояснения взрослого. А если он этого слова не знает, он и прочитать его может неправильно (где ударение ставить?), а написать - тем более. Наш ребенок только в школе узнает про гласные и согласные, про части речи, про члены предложения. До этого момента же он прекрасно пользуется языком без этих знаний.
Все это я так подробно расписала потому, что механизмы овладения ребенком любого языка схожи. Будь то родной язык, или иностранный.
Что же нам предлагается в отношении английского языка в обычной российской школе?
Английский язык вводится со второго класса, 2 урока в неделю. Наш ребенок только 90 минут в неделю (плюс домашка) будет иметь дело с английским. Из этих 90 минут часть времени преподаватель будет устанавливать порядок в классе, некотое время понадобится на орг моменты (перекличка, домашка и тд). Если преподаватель ведет урок на русском и большую часть времени говорит на русском, а еще и не ставит аудирование, то сколько времени остается нашему ребенку на английский язык? Вопрос риторический. Если классы делят на группы, то в группе 15 человек. Слова они прочитают хором. Хором споют песню. Много ли будет парной работы на уроке, чтобы ребенок мог хоть что-то сказать? Или он будет ждать, когда учить его спросит, один-два раза за урок? Это мы уже разобрались с аудированием (тем самым восприятием речи на слух) и устной речью, их ничтожно мало. Теперь про чтение и письмо: авторы некоторых учебников предполагают, что английский алфавит - это же не русский, его вполне можно выучить урока так за 4, чего там на 2 месяца или еще дольше растягивать. С чтением вообще интересно: в английском языке есть правила чтения, но очень многие слова читаются не по правилам. Поэтому обычно учатся читать и по правилам, и методом целых слов одновременно (когда запоминают образ слово: вот есть слово, а читается оно вот так, и все). Но это происходит не прямо сразу, а очень постепенный процесс.
И всё вместе изучение иностранного языка детьми в идеале должно походить на изучение родного: много слышу (много! помимо занятий - мультики и песенки дома), учу слова на слух, начинаю говорить сам (отвечать на вопросы), может, с ошибками, может, очень просто, все это увлекательно, в игре, потом начинаю знакомиться с буквами, читать (читаю "cat" - и перед глазами возникает образ котика - слово-то уже знаю), а потом потихоньку писать. Если слова мелькают перед глазами: то приходится букву вставить, то с картинкой соединить, то в комиксе встретилось, потом они учатся значительно проще, чем с нуля. Некоторым детям и учить их не приходится: просто уже запоминают. А уже потом, когда дети познакомятся с простейшими конструкциями, смогут сами многое сказать, хорошо читать слова - тогда можно рассказывать и про грамматические понятия (что вот am, is и are - это все формы глагола to be (к этому времени ребенок формами в речи уже свободно оперирует), и про транскрипцию (ребенок будет хорошо знать, как слова читаются, и понять, какой звук какой транскрипционный значок обозначает, труда не составит).
В общем, если подытожить, обычно школа берет на себя формальную часть вопроса: она проверит, как родитель научил ребенка английскому языку. Фактически получается, что если мы хотим, чтобы ребенок понимал английскую речь на слух (согласно своему уровню), говорил (согласно своему уровню), только в рамках школы мы этого достичь не сможем никак; 2 раза в неделю по 45 минут в разноуровневой группе из 15 человек не позволят этого сделать ни в начальной школе, ни потом. Что может сделать школа: заставить вызубрить слова к диктанту, заставить вызубрить диалоги или тексты, заставить вызубрить грамматические правила. Иногда дети учатся талантливо правильно раскрывать скобки в грамматических упражнениях. За это они будут получать "четверки" и "пятерки". Но! Обычно сказать при этом они ничего не могут (или мало, что могут), читают самые простые слова с жуткими ошибками, а на слух не воспринимают даже простейшее "как дела?", поэтому школьная оценка - не очень большой показатель успешности ребенка в изучении английского.
Увы, сейчас ситуация в обычных школах такова.
Евгения
Это все так.
Но если бы автор ещё посоветовал, как в данных условиях облегчить жизнь ребёнку...
Хотя... Песенки т мультики видимо немного, но облегчаетоблегчат....
У нас, к слову, англ с первого класса.
Но первый год они учили алфавит и слушали англ речь, привыкали к ней.
Во втором они учатся читать.
В целом, мне сначала показалось странным, но у нас пока неплохо работает. Хотя большая часть класса с прошлого года с репетиторами......
25.11.2017
Ответить
Анна (преподаю английский и китайский)
Облегчить жизнь ребёнку можно, если не рассчитывать только на школу. Потому что "в школе научат" здесь не работает, пусть сам справляется, мы же справлялись - тоже не работает. Не научат, при всём старании и прилежании ребёнка. Не позволяет это школьный урок в обычной школе. А сам с собой дома ребёнок на английском отрабатывать диалоги не будет, сам себе задавать вопросы он тоже не будет, аудирование ему надо поставить в записи, и в чтении ошибки кто-то исправить должен. Если родитель знает язык, нужно делать уроки с ребёнком. Все вычитывать, беседовать на темы урока, задавать вопросы, отрабатывать устно слова. То, что было в школе - ещё раз подробно устно. Письменные упражнения - сначала устно проговорить. Смотреть видео по темам. Можно ридеры дополнительные покупать/читать (есть с озвучкой). В общем, не отдавать все на откуп школе, если английский важен.
27.11.2017
Ответить
Ирина
А если родитель плохо знает язык, как тогда быть?
Про мультфильмы вспомнилось.
Включила ребенку известный мультфильм Muzzy и наблюдаю за ним. Вижу не понимает слов, но продолжает смотреть. Посмотрел несколько серий и готов был еще. Но много незнакомых слов и если на первых порах он вслушивался, то потом перестал и только наблюдал за картинкой. Специально ставила на паузу в тех местах, где знала, что только что были произнесены слова, которые ребенок знает и спрашивала:
- Что только что сказали?
- Не знаю. Я не слушал.
Поэтому много слов вокруг - это еще ничего не значит. Со словами надо работать, слушать их целенаправленно, повторять, говорить. Если я включу радио фоном и не буду подпевать, то я не смогу вспомнить песни, которые звучали 5 минут назад.
А чтобы оперировать словами и фразами, нужно их знать. И снова я возвращаюсь к своему вопросу. Как быть если родители не владеют в нужной мере языком?
10.05.2018
Ответить
Анна (преподаю английский и китайский)
Да, согласна, что фоном - это фоном, это только вспомогательный инструмент (привыкаем к звучанию иностранной речи, языковая догадка, учимся вычленять основное, слышать знакомые слова и прочее), говорить на языке так не научимся. Если родители не владеют языком, надо искать того, кто им владеет (курсы с небольшим количеством человек в группе, частные преподаватели и тд) или учить самим параллельно (вспоминать, осваивать и тд). По-другому, увы, не получится.
10.05.2018
Ответить
Ирина
Я пока второй вариант выбрала, но есть опасения, что сама неверно выучу (произношение, например) и ребенку неправильные знания передам((
10.05.2018
Ответить
Анна (преподаю английский и китайский)
Я бы отдала на летний интенсив, может. Не знаю, как бы поступила, если бы ребёнок начал учить язык, который я не знаю и учить не планировала. Или пусть учит в школе, как учится, если язык не важен вообще, оценки какие-нибудь нарисуют, или дополнительно заниматься - если есть желание, чтобы действительно знал.
11.05.2018
Ответить
Ирина
Спасибо! Подумываю об интенсиве. Но не на это лето. Сейчас интереса, увы, нет никакого к языку.
11.05.2018
Ответить
Любовь
Мы начали изучать английский с самых младших классов, пошли заниматься в школу ILA Aspect. Ребенку понравилось, есть расположенность к языкам, поэтому ходит туда с большим удовольствием, программа там подобрана хорошо и в интересном формате ilaaspect.com.
25.11.2017
Ответить
Анна (преподаю английский и китайский)
Таких школ очень много, главное, вовремя взяться)
26.11.2017
Ответить