Игры в тетрадке
Игры с детьмиВ рамках проекта "Игра на ура" решила написать об играх, в которые я учу играть своих учеников в надежде оторвать их от планшетников и прочей электроники хотя бы на переменах, и, конечно, играю в эти игры с дочкой. Из материалов необходимы любые чистые листочки и ручки, карандаши, фломастеры и т.п. Мы играем на цветных заламинированных листах бумаги, правда несколько пачкаются руки и одежда, но доче нравится стирать нарисованное салфеткой или тряпочкой. А в последнее время мы очень полюбили тетрадки, поэтому я очень обрадовалась, обнаружив в магазине тетрадки в крупную клетку, купила сразу много. Теперь они у нас везде: дома, у бабушки, в машине, в маминой сумке… К сожалению, нет у нас фотоаппарата, поэтому сейчас буду играть сама с собой (главный мой любимый соперник уже пятый сон смотрит), и фотографировать на телефон.
Итак, игры, как известные еще с моего детства, так и придуманные мною для дочки.
1. «Танчики». Игра для двоих. Лист бумаги сгибаем пополам, на сгиб ставим какую-нибудь ширму в виде книги, чтобы не видеть, что творит соперник, и рисуем танчики, заранее оговоренных размеров в заранее оговоренных количествах.
Ширму убираем, любуемся творчеством и начинаем войну одновременно: каждый на своем поле жирной ручкой рисует мину размером с клетку, примерно симметричную танку противника. Рисуем жирно-жирно.
Затем лист складываем рисунком внутрь, ладошками хорошо трём, особенно в местах нарисованных мин и разворачиваем.
Если ваша мина отпечаталась на танке соперника, то танк считается взорванным – рисуем «танк в огне».
Победит тот, кто первым подобьет все танки противника. Иногда подбивать танки противника приходится ценой своего танка, если эти танки оказались симметричны друг другу.
Большим детям, конечно же, следует играть в эту игру на белых листах, развивая глазомер и ощущение симметрии. Можно даже разнообразить поле боя, добавив отвлекающие элементы: окопы, деревья, кусты… Мы же пока считаем клеточки от линии сгиба до танка и повторяем счет со своей стороны, стараясь не сбиться с линии. А я по ходу ненавязчиво (надеюсь) говорю о симметрии и перпендикулярности. Далее планирую договориться со своей Чудой считать клетки «глазами», не прикасаясь к полю соперника карандашом. Ну а далее будем играть, как взрослые!
2. Сундучки. Также играем вдвоем. Рисуем поле любой конфигурации размером соответствующим усидчивости, заинтересованности вашего чада и наличием у вас времени на игру. Игроки по очереди рисуют на сторонах клеточек отрезки.
Как только кто-то увидит, что после хода соперника получилась клетка с тремя обведенными сторонами (сундучок),
он запирает его «крышкой», то есть четвертым отрезком, и рисует внутри занятого сундучка свой знак (крестики-нолики в старинном варианте, но можно придумать и что-нибудь поинтереснее, а можно просто раскрашивать квадратик в свой цвет).
После того, как сундук «занят», этот же игрок должен нарисовать еще одну палочку, часто бывает, что за один ход игрок занимает несколько сундучков. Но, если палочка нарисована, и она не замыкает контура квадратика, то ход переходит к сопернику. Когда все поле разбито на сундучки, подсчитываем количество клеток, занятых одним и вторым игроками, у кого больше сундучков, тот и победил.
Эта игра лучше всяких прописей научит ребенка рисовать палочки горизонтальные и вертикальные.
Если ребенок еще не сопоставляет счет и количество (знаю, что так частенько бывает, увы), то можно приготовить «драгоценности», например, монетки или пуговки, которые будем раскладывать по своим сундучкам при подсчете итогов игры. После, все свои драгоценности выкладываем в ряд, чей ряд длиннее, тот и победил. Вот вам и сопоставление «счет – количество» и развитие мелкой моторики. А можно заранее дать игрокам одинаковое количество «драгоценностей», и выкладывать в ряд те, которым не нашлось места в сундуках. Тогда победителем станет тот, у кого ряд меньше. (Так скоро и к понятию «обратной пропорциональности» придем.)
3. Змеегусеница. Идея пришла в голову после убивания времени игрой «Змейка» на старом сотовом телефоне: помните, она там ползает, точечки «лопает» и становится длиннее. Игра заканчивается, если змея головой упрется в стенку или сама в себя… Для нашей игры понадобится лист в клетку, ручка и игральный кубик. Играть можно и вдвоем и втроем и даже вчетвером, но тогда имеет смысл провести несколько игр, чтобы все побыли первыми.
Рисуем прямоугольное поле размером, как в предыдущей игре; в одну из клеточек рисуем голову гусеницы.
Первый игрок кидает кубик и пририсовывает к голове столько кружочков (вписывая их в клетки), сколько выпало на кубике. Гусеничка может изгибаться под прямым углом, но кружочки не могут касаться друг друга.
Игрок, который не может сделать ход – проигрывает. Вот у меня на фото: синему игроку выпало 3, а он столько кружков нарисовать не может, ушел плакать…
Играть можно и без кубика, договорившись, что игроки рисуют , например, по 4 кружочка (один-два маловато для стратегии будет). Еще можно на поле заранее нарисовать несколько точек, лучше ближе к углам. Игрок, который нарисует кружочек в клетке с точкой, получает конфетку, печеньку или витаминку, а гусеница не окажется слишком короткой.
4.
Блокус в тетрадке. Навеяно изучением правил игры «Блокус» на сайте магазина «Игровед», надеждой купить когда-нибудь эту игру или сделать самостоятельно (слишком уж там дорогая пересылка в Казахстан). Играть будем снова вдвоем, втроем или вчетвером с помощью кубика. В свой ход надо на квадратном или прямоугольном клетчатом поле нарисовать своим цветом фигуру из стольких клеток, сколько точек выпадет на кубике. Фигура должна быть цельной, т.е. закрашиваемые клетки одной фигуры должны соприкасаться хотя бы одной стороной, а не уголком. Далее, как в правилах «Блокуса», цитирую:"Во время своего первого хода каждый игрок обязан поместить элемент в одном из углов игровой доски.Игроки должны расставлять свои элементы таким образом, чтобы они соприкасались с элементами того же цвета, хотя бы одним уголком, но при этом не соприкасались с ними ни одной своей стороной. Элементы разных цветов могут соприкасаться любыми сторонами!
А по окончанию игры можно еще и пофантазировать, не получилось ли на поле каких-либо силуэтов?
5. Ростки. Тоже игра из моего детства. Рисуем несколько точек – «почек» (трех – пяти будет достаточно для игры с ребенком).
Затем из почек начинаем рисовать «ростки»: росток – это любая кривая, соединяющая либо две почки, либо начинающаяся и заканчивающаяся в одной и той же почке.
Ростки не могут пересекаться. Из одной почки не может расти более трех ростков. Нарисовав росток, игрок должен на нем нарисовать одну почку.
После ход
переходит к другому игроку. Игрок, который не может вырастить очередное
растение, выбывает из конкурса на звание лучшего садовника.
А здесь в кривых ничего не угадывается?
6. Треугольники. Теперь на листочке бумаги рисуем много точек.
Делая поочередно ходы, игроки соединяют любые две точки отрезком, который не должен проходить ни через какие-нибудь другие точки, и не должен пересекать другие уже построенные отрезки.
Если игрок в свой ход может, дорисовав отрезок, получить треугольник,
то он рисует в нем свой символ и рисует еще один отрезок.
Как и в «Сундучках»
здесь за один ход можно нарисовать несколько треугольников.
Побеждает, тот чьих треугольников будет больше.
Таковы правила игры, в которую я играла когда-то давно со своими одноклассниками.
С дочкой мы правила разнообразили, что позволяет нам добавлять всякие развивающие моменты. Во-первых, точки можно соединять «от руки», стараясь максимально приблизиться к понятию «отрезок», а можно это делать с помощью линейки (уже года полтора, как все линейки из моего стола перекочевали в дочкины коробки, а заодно и транспортиры и трафареты с математическими элементами, вот теперь на циркуль глаз положила, - надо будет под строгим присмотром попробовать с ней и этот инструмент). Во-вторых, треугольники можно раскрашивать своим цветом, а можно для каждого своего треугольника придумывать новую штриховку, или в свой треугольник рисовать свои символы просто так или по теме (например, рожицы с эмоциями, овощи, цветочки, геометрические фигуры, разные для каждого треугольника, цифры…). Главное, чтобы у каждого игрока был свой цвет карандаша. В-третьих, само собой получилось, что при раскрашивании треугольников понадобилось выделять стороны пожирнее, а как это сделать? Думаем…Аааа… Раскрашивать карандашами, а отрезки рисовать фломастерами, или обвести отрезок несколько раз, или посильнее надавить на карандаш (о-па, карандаш сломался, надо отрегулировать силу нажатия), или взять карандаш помягче, а раскрашивать без сильного нажатия карандашом твердым.
Вот сколько возможностей у этой игры!
7. Упакуй чемодан. Придумано моей ЧуДочкой. Для игры понадобится «чемодан» - лист бумаги и «багаж» - трафареты с геометрическими фигурами, одеждой, животными и т.п. По очереди игроки на листе бумаги рисуют любую фигуру из выбранного для игры трафарета. Фигуры не должны накладываться и касаться друг друга. Договариваемся, что одну и ту же фигуру нельзя рисовать больше трех раз. Занимаем багажом все пространство чемодана, уплотняя поклажу. Кто очередную вещь не сможет поместить в чемодане – остается дома, победитель едет отдыхать на море. В общем, принцип игры, как в «Блокусе в тетрадке».
8. Закорючки. Играть может сколько угодно человек, чем больше, тем лучше. Для каждого игрока готовим лист бумаги, разделенный на клетки (для детей 9 клеток будет достаточно). В каждой клеточке рисуем закорючку. Можно всем игрокам заранее нарисовать одинаковые закорючки, а можно попросить игроков нарисовать закорючки в каждой клетке. Если играем впервые, то закорючки рисуем до объявления дальнейших правил, единственное, что рисунки не должны быть сложными. Далее передаем лист по часовой стрелке соседнему игроку, включаем таймер минуты на 3-5. Задача игроков: превратить закорючки в картинки. Когда время, отведенное для рисования, закончится, рассматриваем рисунки.
Игрок показывает картинку, говорит, что это он нарисовал. Если такой же сюжет повторяется еще у одного-двух игроков, то за картинку игрок получает 2 жетона (или 2 балла, для тех, кто уже понимает такую систему подсчета), если рисунок повторяется у более двух игроков, то вручаем 1 жетон, а вот за оригинальный рисунок художнику вручается три жетона. За каждую не воплощенную в рисунок закорючку игрок отдает один жетон. У нас жетонами служат кубики лего, из которых строится башня, чья выше, тот победил! Не забудем пересчитать, сколько этажей в башне. Если жетоны – одинаковые квадратики, то выстраиваем их как вагончики за паровозиком. Чей состав длиннее, а сколько в нем вагончиков?
Кроме того, в этой игре можно выделить художников в различных номинациях: самый быстрый, самый аккуратный, самый понятный, самый абстрактный, ну и, конечно, путем голосования определяем шедевр.
Вместо закорючек можно рисовать цифры, а можно буквы. Просим сначала их нарисовать в клетки самих художников, а потом уж превращаем в рисунки.
Вот так поиграете с детьми, а потом ваше чадо играючи выполнит тест на креативность, который часто дается при поступлении в школу.
9. Геометрик. Игра, придуманная, но не воплощенная по каким-то всяким причинам. Нужны кубики, штук3-5. На грани наклеиваем разные геометрические фигуры (не забываем трапецию, ромб, параллелограмм, пяти и шестиугольники). Кубики бросили, посмотрели, какие фигуры выпали, повторили их название, по сигналу начинаем рисовать просто картину или какие-то предметы, например, роботов, дома, одежду, машины… В рисунке должны использоваться выпавшие на кубиках фигуры. Другие фигуры и дополнительные линии рисовать можно, но при подведении итогов, подсчитываются только заданные. Как долго рисовать? Можно ставить таймер на определенное время, можно закончить, как только один из игроков крикнул «стоп», решив, что он уже «нарисовался» или же, как только кто-то нарисовал, например, 5 человечков. Считаем, у кого больше в рисунке использовано геометрических фигур, тот и победил. Как и в предыдущей игре можно еще дать дополнительные призы за самый красивый рисунок, за самый аккуратный, за «любовь к определенной фигуре», за самое большое количество нарисованных предметов за отведенное время.
10. Укрась елочку. Тоже из придуманных (точнее подсмотренных на каком-то игровом сайте идей), но еще не реализованных.
Готовим карточки, на которых написаны различные признаки, которыми могут обладать елочные игрушки. Причем на одной карточке пишем какой-то признак, а на другой – ему противоположный. Например, желтая – не желтая, с полоской – без полоски, круглая – не круглая, овальная – не овальная, однотонная – многоцветная, на самой вершине елки – на самой нижней ветке – выше всех других игрушек – ниже всех других игрушек, правее всех – левее всех.… Находим рисунок елочки либо черно-белую для раскрашивания, либо зелененькую, но ламинируем картинку.
Карточки перемешиваем. Первый игрок берет карточку. Он может сразу нарисовать на елке игрушку, соответствующую выпавшему признаку и забрать карточку себе, а может вытащить вторую карточку и даже третью и больше, но тогда игрушку на елке придется рисовать уже в соответствии со взятыми карточками. Если игрушка нарисована по правилам, то игрок забирает все карточки себе. А вот если ему достались условия противоположные и задание выполнить невозможно, то открытые карточки уходят в «сброс» и игрок ничего не получает. Игра заканчивается, когда заканчиваются карточки в стопке. Побеждает то, кто набрал большее количество карточек.
Оставлю эту игру для новогоднего стола…
Надеюсь, что предложенные игры будут интересны и полезны, заглянувшим ко мне на страничку.