Из жизни дворян
удивительноеИз рассказа искусствоведа Питоевой Киры Николаевны о изображении дворян в кино и на сцене.
Я не могу представить себе, что в «Живом трупе» Саше, сестре Лизы, Каренин целует руку. Это было невозможно. Девушке руку не целовали. В кино Никита Михалков (Паратов) в «Бесприданнице» на пароходе представляет Ларису капитану. Не даме представить мужчину, а наоборот!
Во время игры на сцене актеров учили - зритель должен понять, что русский дворянин думает по-французски, а по-русски как-бы чуть-чуть переводит. По-русски речь немного тянется, а потом вставляется быстрая французская фраза с намеком на то, что по-французски герою говорить легче
Когда актёры старшего поколения играли дворян, они ничего для этого не делали специально. А когда пришли люди из другого сословия, им уже нужно было показывать, как это делается. Самый трудный вопрос - это умение есть на сцене. Например, никогда дворяне не наклонялись к тарелке. Раньше детей специально водили в ресторан, чтобы научить их есть те блюда, которые не готовили дома.
Цветы всегда накалывали на костюм ножкой наверх. Мужчин учили приснимать перчатку так, чтобы дама поняла, что он готов подать ей руку (ладонь мужчины должна быть при этом слегка изогнута), учили сгибаться не лакейски, учили как носить трость и различать места, в которые пропускать вперед даму. В ресторан, например, дама не могла входить первой
Настоящие дворяне вежливо разговаривали и с дворниками. Одна из «бывших» как-то заметила актрисе, играющей дворянку, что аристократы так не ходили - они никогда не ставили сразу всю ступню на землю.
Но труднее всего актерам на сцене было передать чувство собственного достоинства.
Л.О. Пастернак. Наташа на балу. Иллюстрация к роману «Война и мир». 1893 г.
http://www.svoboda.org/content/transcript/27375535.html