Откуда растут ноги у Шичиды?
Правополушарное развитиеВот уж не думала, что меня так затормозят источники. Оказывается, восстанавливать где и что взял, уже имея общую картину, дьявольски сложно и муторно. Даже подходящего заглавного фото у меня не нашлось, пусть будет сакура, как самое красивое напоминание о японских корнях. Тем не менее.
Откуда же растут ноги у метода Шичиды? Кто-нибудь задавался этим вопросом?
А ответ на него, похоже, стоит искать где-то в промежутке между 1955 и 1973 годами, который еще называют экономическим чудом Японии.
Чуть-чуть истории:
1950-е: Япония, разбитая, капитулировавшая, послужившая делу испытания ядерного оружия, оккупированная американцами, в прямом смысле поднимается из экономической разрухи с тем, чтобы спустя годы по многим показателям догнать, а где-то и перегнать более «развитые» страны, совершив экспансию на зарубежные рынки. Не буду утомлять вас размерами ВВП и процентами роста, но эти 18 лет не зря называют экономическим чудом.
В это время Японию развивает множество талантливых людей, но нам для повествования важны два человека, связанные компанией SONY. Это Акио Морита и Масару Ибука.
Про Ибуку знают, наверное, все, кто как-то соприкасался с ранним развитием. Его книга "После трех уже поздно" давно раздергана на цитаты, в интернете можно найти заповеди Ибуки относительно развития и воспитания детей. И вообще, его личная история взращивания и адаптации собственного ребенка, требующего повышенного внимания, убеждает и трогает многих.
А вот про Акио Мориту знают не все. Между тем, его перу принадлежит книга «Сделано в Японии», очень содержательно, эмоционально и откровенно описывающая все происходящее в Японии конца 50-х начала 90-х. Я начала читать Акио Мориту сразу же после "Стива Джобса" Айзексона и, как только увидела имя Ибуки, поняла, что ничего просто так в этой жизни не бывает. Спрашивая, ты всегда получаешь ниточку, ведущую к цели. Так вот, Акио Морита, прослывший в Японии бунтарем, гений стратегии и принятия рискованных решений, посредник между Востоком и Западом, таланливейший руководитель, использовавший особый подход в выборе кадров для своего растущего предприятия, в 1960-х пишет книгу о несостоятельности школьного обучения, которую так и называет «Ничего не значащие школьные достижения». Уже одним своим существованием книга подвергает резкой критике существующую в Японии систему образования… Ставим здесь себе галочку.
Теперь посмотрим, что происходило в умах обычных людей. Об этом ясно говорят исследования психологов и статистические данные.
На начало 70-х годов (начало конца японского чуда) пришелся пик роста кривой самоубийств, а через некоторое время появилась статистика, сразу же насторожившая ученых. В Японии, как и в любой стране, всегда были самоубийцы. Но нигде не принимает решение добровольно уйти из жизни такое количество мужчин среднего возраста. В зоне риска в Японии оказались мужчины 50+-5, представители того поколения, что внесло наибольший вклад в послевоенный экономический триумф капитулировавшего государства… «И именно оно надорвалось, надломилось под тяжестью взваленной на его плечи ответственности, непомерных физических и психических нагрузок.» (Тавровский Ю.В. «Двухэтажная Япония»). Это было поколение, поднявшее страну, и в то же время, страдающее от техностресса, вызванного собственными же усилиями.
Японии нужен был новый человек, тот, который бы успевал за стремительно меняющимся миром, обладал бы адаптивными способностями и сверхспособностями восприятия (ESP? и иже с ним..), памятью, как в постоянно совершенствующихся компьютерах (читай, бесконечные накопительные возможности правого полушария), способностью к быстрой обработке информации (читай мгновенная память) и т.п.
И последнее, в 1971 году выходит книга Масару Ибуки «После трех уже поздно». Макото Шичиде в это время 40 лет.
Семь лет спустя, в 1978 году Шичида основывает в Гоцу Shichida Educational Institute.
Сопоставим?
Еще три года спустя в 1981 Роджер Сперри с сотоварищами получит премию в области физиологии и медицины за открытия, связанные со специализацией полушарий головного мозга. За открытия, которые были закрыты в 2013 году=). Но это уже совсем другая история.
Ну что? Пока интересно? Писать дальше?
PS Все, что я написала, кроме общепризнанных энциклопедических фактов - результат моей непоседливости и любви к раскопкам. У кого угодно может быть любая иная трактовка.