Упражнения на развитие дыхания 8-18 мес
Играем в..., играем с...!Что дает ребенку умение правильно дышать? Свободу от болезней, уверенность в себе, красивую и плавную речь.Не этого ли мы добиваемся, закаливая, следя за питанием, покупая красивые книги и пособия, занимаясь ранним развитием? Когда же начинать дыхательные тренировки? Чем раньше, тем лучше.
Сегодня я хочу поделиться с вами нашими упражнениями на дыхание от 8 до 18 месяцев.
Немного предыстории для любопытных.
Во времена беззаботного студенчества я занималась в театральной студии. Занималась, надо сказать, с огромной отдачей процессу. Но была одна дисциплина, которая мне очень не нравилась, потому что не давалась. Класс по сценической речи. Пытка, достойная комедии Данте.
Мало-помалу, ситуация со срывающимся голосом и легким головокружением во время длинных монологов отправила меня на поиски причины таких срывов в моей, вроде бы, поставленной речи. Несколько книг и пара индивидуальных занятий сделали свое дело. Причина сбитого дыхания отыскалась в моем недавно закончившемся конноспортивном прошлом. Тогда-то мне и стало интересно.
Потом вопрос правильного дыхания подняла моя тренер по йоге для беременных, и снова пришлось тренировать дыхание и лопатить информацию.
Поэтому о том, что с я буду заниматься с ребенком развитием дыхания, я знала задолго до родов и, как следствие, успела немного подковаться.
Сильно ошибаются те, кто считает, что дыхательные упражнения с ребенком – это долго, муторно и скучно. Дети, особенно, маленькие, особенно, когда еще не очень понимают, что от них хочет мама и, главное, как сделать то, что она показывает, быстро устают. Поэтому упражнения не могут длиться дольше 1-2 минут для годовалого малыша и 2-3 минут для полуторагодовалого. Дальше, постепенно, можно увеличивать время занятия до 5 минут.
Занятия на тренировку дыхания показаны всем детям без исключения, но особенно тем, кто
- часто простужается;
- часто ходит с заложенным носом;
- дышит ртом во сне, на прогулках, при переутомлении;
- страдает приступами астмы;
- пугает маму и папу приступами ларингита (ложный круп);
- нечетко произносит звуки (естественно, в том возрасте, когда нечеткое произношение ведет вас к логопеду), очень тихо, громко, прерывисто говорит;
- произносит фразу или длинные, сложные слова, переходя на шепот в конце;
- быстро утомляется и теряет концентрацию (опять-таки, в том возрасте, когда это уже имеет показательное значение).
Мы начали тренировать дыхание в возрасте 8 месяцев, для начала, естественно, учились просто дуть, а более сложные упражнения у нас появились ближе к году.
Проблема в том, что разные умные (без иронии) люди очень хорошо и понятно описывают упражнения для тренировки дыхания, но при этом совершенно ничего не пишут о том, как заинтересовать маленького ребенка этим процессом. Думаю, меня понимают все мамы, которые задавались целью, чтобы чадо задуло свою первую свечку самостоятельно!
Поэтому, я буду не только писать об упражнениях, но и делать ремарки о том, как, во сколько и через какие тернии они у нас пошли.
Дыхание бывает физиологическим и фонационным (речевым),
разницу между ними, я думаю, все понимают.
Упражнения на физиологическое дыхание стоит делать каждый день, это основа основ, на которую потом ляжет все остальное.
Что нужно делать для тренировки?
Просто дуть. Дуть на все, что подвешено, положено, колышется и разлетается.
В самом начале упражнений я делала простые подвески из бумаги. Например, листик или балерину, рыбку, яблоко, лошадку, желудь и т.п. Кирюше одной подвески хватало на 2-3 дня, дул он, действительно, с энтузиазмом. Дальше подвеску надо было менять на другую.
Моя случайная находка - помпон с глазками – это был вариант
на безрыбье, балеринка с ее недолгим веком была отправлена на пенсию в
отставку, а дуть на что-то очень хотелось. Я прикрепила к помпону глазки и, о чудо,
Кирюха не отходил от него минуты три.
Секрет прост. Помпон все время крутится вокруг своей оси, периодически поглядывая на сына лукавыми пластиковыми глазами…
Теперь, когда у меня ничего нет, я вешаю помпон. «Здравствуй, родной!»
Помпоны можно купить в Риде металлизированные и пастельные. Или огромный пакет помпонов в том же Риде.
Крупные помпоны можно купить в Майшопе или в магазинах Буквоеда, видела их там недавно.
И, конечно, главная фишка - это глаза. Большие в Риде и маленькие в Риде.
Перья. Эффект потрясающий. Можно вешать одно перышко, а можно сразу все. Нам хватало на неделю, а то и больше.
Чтобы усложнить игру, подбросьте перышко, и пусть оно плавно опускается, а вы с малышом будете поддерживать его своим дыханием.
Страховка ребенка здесь обязательна. От запрокинутой головы и сильных выдохов может закружиться голова.
Перья микс я покупала в Риде, их там просто неприлично безумное количество, и в Майшопе.
В Риде
красные, синие, зеленые, салатовые, оранжевые, очень красивые бирюзовые
Ватные шарики – идеальный вариант для тренировки, легкие, взлетающие, их можно сдувать с ладони, а потом весело убирать трактором=)
Можно дуть на кораблик в миске с водой, на резиновую игрушку для ванны. Где-то к полутора годам, я уже просила сделать так, чтобы дельфинчик приплыл к заданной мною точке.
Вертушка. Обычная детская вертушка. Только не давайте с ней гонять, иначе ваш хитрец, как и мой, быстро сообразит, что для приведения ее в движение, можно не напрягать легкие.
На улице очень полезно дуть на березовые сережки, на капельки, остающиеся на листьях и поверхностях после дождя, осенние листья и одуванчики=))))
Что происходит во время этого простого упражнения: тренируется выдох, сильный и плавный (он понадобится после, когда нужно будет выдавать отдельные звуки), тренируются мышцы лица, мышцы рта (придется кстати, когда нужно будет артикулировать звуки).
Следите за тем, чтобы перед началом упражнения ребенок делал глубокий вдох, а потом выдувал его ВЕСЬ. Отработанный воздух не должен оставаться в легких. Если я чувствую, что Кирюха халтурит и не "додувает", я прошу в конце упражнения (показываю, что, а он уже знает) сделать фу-фу-фу – серию кратких выдохов.
Булькание. Булькать можно везде, это не баловство, оно способствует формированию глубокого вдоха, нормализации ритма дыхания, учит владеть силой выдоха.
Нужна всего-то емкость с водой (чашка, тарелка, ванна) и соломинка. Чуть позже булькать можно будет уже непосредственно ртом (выдох в воду).
Соломинку можно использовать и для другой цели. Например, сильной направленной струей воздуха через соломинку или трубочку задуть помпон в ворота.
Об этой игре-упражнении я писала в большом обзоре наших игр с помпонами.
Конечно же, мыльные пузыри! Любимое внесезонное развлечение! Выдувать пузыри Кирилл еще не умеет, а вот дуть на них, не давая им очутиться на земле – пожалуйста.
Дудение в свистульку, дудочку, рожок.
Здесь нужно соблюдать одно правило. Вдох перед началом дудения должен совершаться через рот. Если Кирюша добирает через нос, зажимаю ему нос. Вот так все просто у матери-ехидны.
На фотографии наши самые любимые дуделки: глиняная птичка, с 13 месяцев и моя флейта (простенький Hohner) – примерно с полутора лет.
Флейта – это, в принципе, инструмент с огромным потенциалом для развития слуха и голоса. С первого же, я не шучу, с первого же занятия Кирюха начал с ней разговаривать на ее, флейтином языке=))). Волшебство поймало нас там, где его никто не ждал. Флейта не просто дудит на манер дудочки, нет! В зависимости от случайного расположения пальчиков она выдает разные звуки. Их-то и стал повторять на свой лад Кирилл, обращаясь к инструменту. Я онемела, когда услышала это. Флейта у нас настолько одушевлена и любима, что отправляясь на дневной сон, мы и ее укладываем спать…
Хорошая детская деревянная флейта в Майшопе, в этом магазине, кстати, вообще очень богатый выбор детских музыкальных инструментов для развития дыхания, причем, за смешные деньги: от простого рожка, в который дудит пастушок до тромбона=))))
Упражнения на речевое дыхание
Упражнения на речевое дыхание мы, на самом деле, начинаем в тот момент, когда начинаем общаться с малышом на его языке, то есть, с рождения. Еще когда Кирюхе было 3-4 месяца он часто передразнивал мои агуканья.
Мы повторяли вместе, как летит самолет УУУУ, как жужжит пчела ЖЖЖЖЖЖ, как рычит тигр РРРРРРР, ржет лошадь ИИИИ, разлетаются листья ШШШШ.
Слыша и подражая звукам окружающего мира, ребенок делает первые шаги в становлении речевого дыхания.
Позже, у нас где-то в 15 месяцев получилось недолгое удержание этих звуков. Сперва А и У, а потом и остальные гласные. Для пропевания нужен хороший запас воздуха, я не знаю, как объяснить это годовалому ребенку, поэтому я просто клала сына на себя и глубоко-глубоко вдыхала носом, объясняя, что и зачем я делаю.
Во время этого упражнения тренируется умение (в будущем) говорить без вынужденных пауз, ребенок учится рассчитывать, сколько воздуха ему понадобится и экономить его, если знает, что звучать ему придется долго.
Позже, когда Кирюшка уже стал выбирать, что ему делать, а что нет, вызвать его на долгое пропевание стало сложным делом. Возможно, кому-то поможет наш опыт.
Используйте детскую любовь к передразниванию. Каждый раз, когда Кирюха дразнил мои «ой-ой» или «ууупс», я включалась в игру и передразнивала его в ответ, понемногу забирая инициативу в свои руки. Через минуту-другую мы уже поочередно, как пересмешники, тянули то, что нужно было: ууууу или эээээ.
Вот пока и все, чем мы занимаемся для развития дыхания. Но Кирюха
стремительно взрослеет, так что скоро впору будет писать об упражнениях на
речевое дыхание 1,5-3=)
Подписывайтесь, добавляйтесь, проще говоря, не теряйтесь!
А какие упражнения делаете вы? Особенно интересно для деток возраста 2+!