5 детских Поэтов с большой буквы
Книжки для мальчишкиКак вы, наверное, уже поняли, мы с Кирюхой бесконечно любим стихи, а я так, кажется, вообще, увлеклась детской поэзией больше, чем ребенок! Когда я только начинала собирать библиотеку детских стихов, мне казалось, что дело это неимоверно сложное, достойного мало, а достойного в хороших иллюстрациях - и того меньше. Но все оказалось не так плохо, и мне безумно приятно, когда ко мне обращаются за рекомендацией, а я с горящими глазами начинаю сыпать именами и названиями. Сегодня я расскажу о поэтах, которых я рекомендую чаще всего, и, как правило, получаю восторженную обратную связь через пару недель. Пост этот для новых читателей, те, кто читает меня давно, я уверена, уже знают этих гениев!
Владимир Орлов
Этого поэта я никогда не устану рекомендовать. Во-первых, его книга «Кроко-Роко-Коко-Дил» до сих пор неимоверно популярна в нашей семье, а во-вторых, я не знаю ни одного человека, кому бы колоритный Кроко-Роко не понравился.
И мне, правда, совершенно непонятно, почему его стихи не издаются сейчас гигантскими тиражами, ведь на счету Владимира Натановича несколько десятков книг!
Стихи Орлова по-мальчишески задиристы, с напористым, звенящим юмором. Это настоящая детская поэзия, которую хочется пробовать на вкус снова и снова!
Многие стихи поэта, я уверена, вам знакомы, просто, вы еще не знаете, что это Орлов. Его стихотворение «Я узнал, что у меня есть огромная семья» звучало на всю страну в фильме «Брат 2», многие его произведения превратились в песни.
"Кроко-Роко-Коко-Дил" в Лабиринте, Майшопе, Риде
Сборник «Кроко-Роко-Коко-Дил» это хорошо изданная (в иллюстрациях Анны Гошко) квинтэссенция творчества Орлова, бесконечно оригинального и удивительно простого.
С тех пор, как я начала рекомендовать "Кроко-Роко...", карма моя, я чувствую, сильно улучшилась от посылаемых ей плюсов, а мое настроение - от ваших комментариев!
"Кроко-Роко-Коко-Дил" в Лабиринте, Майшопе, Риде
Я уверена, что читая Кирюхе Орлова (не только сборник «Кроко-Роко…»), но и стихи, которые я нашла на просторах сети, я прививаю ему чувство ритма, вкус к оригинальной рифме и понимание того, что читать и учить стоит, а что нет. Право, меня дергает от многих наших потешек и состоящих из одних глагольных рифм детских стишков.
Не в чтении ли с рождения правильных стихов кроется будущее понимание родного языка, звуковых форм и стилистических приемов?...
Каждым своим стихотворением Орлов доказывает, что словотворчество возможно и по будням, а границы творчества для детей много шире, чем принято считать.
Дмитрий Сиротин
Дмитрий Сиротин - наша новая любовь. Познакомившись с ним чуть больше года назад, мы уже не упускаем поэта из виду. Когда мы читаем его стихи, кажется что автор сидит рядом на диване и добродушно посмеивается над нами. Над нашей увлеченностью, нашим неуемным восторгом, нашим желанием повторять и на два голоса читать его вкусные, затейливые истории.
Стихи Сиротина вкусные. А в иллюстрациях любимой мною Sasha Kru они и вовсе напоминают какой-то деликатный, низкокалорийный, воздушный десерт для мозга.
Сиротин точно знает, как обращаться с рифмой, все-таки, филологическое образование и врожденное, наверное, чувство стиля языка.
В издательстве Феникс-Премьер на данный момент выпущено 4 его сборника. Неплохо для молодого поэта. И все они, конечно же, есть у нас на полке.
Самая первая и любимая - это «Почему у кита нет ушей», добрый, ироничный, наполненный цепляющими рифмами сборник.
"Почему у кита нет ушей" в Лабиринте, Майшопе
Стихи Орлова надо читать с выражением, в лицах, но держать себя в руках, а то и расхохотаться в голос недолго… Пропал тогда мини спектакль.
«Таракан в часы настенные попал -
чуть, бедняга, в механизме не пропал!
Ползал, ползал, еле выбрался на свет…
Моль увидела, кричит ему: «Привет!
Ты откуда? И какого роду-племени?
Он смутился: «Путешественник во времени…»
«Кто живет в холодильнике» - это сборник-исповедь мальчишки 6-8 лет, в нем автор аккуратно поднимает сложные вопросы из жизни младших школьников, по-доброму рассматривает их и, иногда, даже подсказывает выход.
В свете этого напрашивается вопрос о поучительности книги. Поучительна ли она, не знаю. Не уверена, что это тот критерий, по которому нужно судить детскую поэзию.
Стихи Сиротина откровенно современны, взять, хотя бы, это двустишие:
«Вам папу? Папы дома нет:
Он вышел в этот… в Интернет»
"Кто живет в холодильнике" в Лабиринте, Майшопе
«Азбука в картинках»
До появления этой азбуки у нас уже были и азбука Бродского, и штук десять других. Почему-то по достижению Кирюхой 2.5 лет все начали дарить нам именно их. Наверное, в расчёте на то, что года в четыре Крендель будет самостоятельно читать, а заодно самостоятельно «ходить в Лабиринт» и выбирать там нужную литературу. А я, наконец-то, перестану всех доставать больными вопросами детской литературы.
Азбука Сиротина выстрелила, сметя с полки все остальные азбуки очередью из 30 стихов. У него и у Sasha Kru, как обычно, все не просто так.
Опять конфета в каждом стихотворении.
Черепаха чай пила:
Утром в чашку налила
К ночи выпила до дна,
Что ж, медлительна она.
Иллюстрации очень хороши, они и трогательны, и выразительны, и цветовая гамма - просто АХ!
Небольшой бонус этой азбуки - возможность попрактиковаться в написании букв. Но разве кто-то осмелится писать в ней?!?! Еще один приятный момент - азбука издана, как и положено книге, к которой будут часто обращаться, в твердой обложке.
Ну и на закуску волшебно-поучительный сборник без грамма занудства и без капли морали:
«Поучительные истории».
"Поучительные истории" в Лабиринте, Майшопе
По-моему, следующие строчки про Сиротина до того момента, пока он не стал известным:
«Это был необычный
Летающий кот!
Ну, откуда мы знали?!
Живет и живет…
А он крылья прятал,
Застенчив крайне,
И летал не в центре,
А на окраине…»
В этом сборнике, что ни стихотворение, то жемчужина.
«Плачет глупый крокодил:
Зуб больной лечить ходил,
Но не вышло - сгоряча
До леченья съел врача…»
Очень часто, читая детские стихи, наталкиваешься на сюжеты, кочующие из книги в книгу, из эпохи в эпоху, так сказать, вечные. И от того, как автор их обыгрывает, как с ними обращается, зависит и восприятие его стихов.
Дмитрий Сиротин нравится мне тем, что избитых сюжетов у него очень мало, практически все, что мне посчастливилось прочесть, свежо и ярко. Но даже используя «вечные» темы, поэт приправляет их такой гремучей смесью из собственной фантазии и детской иронии, что они звучат по-новому.
Александр Введенский
Книги этого детского поэта обязательно нужно иметь в детской библиотеке. Он как будто знал, что проживет очень короткую жизнь (Введенскому было меньше 40, когда он умер в заключении), и стремился оставить после себя яркое наследие.
Детская поэзия Введенского элегантна. Каждое его стихотворение - это торжество простоты формы вкупе с занимательностью сюжета. Будь то стихотворный паровозик, построенный на невесомом рефрене или эмоциональный хорей, передающий завывание урагана, ребенок, тонко чувствующий прекрасное, слушает, замерев.
Изданий Введенского раз-два, и обчелся. Самый впечатляющий сборник - это, все же, «Когда я вырасту большой», проиллюстрированный Калаушиным.
"Когда я вырасту большой" в Лабиринте
В книге удачно сочетались декоративная графика Калаушина и стилистическая утонченность Введенского. Сейчас, перелистывая эту книгу, я думаю, что вряд ли можно представить себе более удачное сочетание.
Из чужих, далёких стран
Прилетает ураган,
Стонет, воет и хрипит.
Лес качается,
Скрипит.
Что бушуешь,
Ураган?
С кем воюешь,
Ураган?
Наконец проходит ночь,
Ураган уходит прочь.
Долго
Злился
Ураган.
Утомился ураган.
Солнце светит -
Греет крыши.
Дуй, дуй, ветер,
Дуй потише.
Этот сборник - настоящее сокровище для мама мальчиков, я считаю, ведь сюда попали стихи побуждающие, стихи зовущие, стихи будящие. Здесь нет места морализаторству и простому повествованию. Каждое стихотворение - это ДЕЙСТВИЕ, ДЕЙСТВИЕ, ДЕЙСТВИЕ, практически, осязаемое, готовое, просящее, чтобы его повторили хотя бы на словах.
Александр Коняшов
Поэт, прозаик, сценарист, редактор, издатель, и это не все, чем запомнился Александр Игоревич Коняшов, ушедший в 2014 году. Его книги выходили и, надеюсь, еще будут выходить, в издательстве «Август», где они был по совместительству главным редактором.
Его стихи для детей удивительны и уникально просты. Детьми они воспринимаются, как «свои», а взрослым приоткрывают дверь в сто раз покинутую страну, где, улегшись на пол, можно было разглядеть целый мир…
В полтора года у Кирюхи была любимая книга «Енот и бабочка». «Тай», - говорил маленький Кирюша, волоча за собой большую квадратную книгу. И я читала.
О чем мечтает енот? Где живет река? Почему не спит сверчок? Что нашел веник? Когда еще будут волновать эти вопросы, если не в детстве. Значит, и ответы на них нужно получать сейчас. Но не в этом дело.
Несколько книг Коняшова изданы в необычных иллюстрациях, выполненных акварельными карандашами художником Перевезенцевым. Их шероховатость хочется потрогать, их нежность хочется осязать. Размытость рисунка складывается в четкие очертания, стоит лишь перестать вглядываться.
Это «Енот и бабочка», а также «Где живет река?».
Совсем недавно вышел и полный сборник стихов Коняшова «Мы нарисуем дом», в него вошли все стихотворения автора. Честно скажу, он не нравится мне из-за иллюстраций и обилия ошибок, я нашла орфографические и пунктуационные, муж - полиграфические, поэтому рекомендовать его я не буду.
Леонид Мезинов
Как могло случиться, что талантливейшие стихи Леонида Мезинова были забыты издателями??? Такие редкие в детской поэзии лиричные и пронзительные, такие музыкальные, затрагивающие тончайшие струнки.
Тоненький букинистический сборничек Мезинова, заботливо сохраненный Кирюшиной прабабушкой, да тоненькая книжка от «Речи» - вот все, что осталось на нашей книжной полке от гения детской поэзии. Бесконечно обидно и грустно…
Хотя, конечно, "Кукла Фекла" радует и иллюстрациями Виктора Чижикова, и подборкой стихов, и стоимостью. Здесь и Кощеевы щи, и веселая история про унты, и, о боже, восхитительно, боржоми для моржей!!!
Мне бы очень хотелось большой-пребольшой сборник стихов Мезинова... Издатели, это намек=))))
"Кукла Фекла" в Лабиринте, Майшопе
Мезинов отличается тем, что не опускается до уровня ребенка, а, наоборот, подтягивает маленького читателя на свой уровень взрослого поэта с безупречным чувством ритма, умеющего проникновенно рассказывать о чем угодно, подбирая сложные и сочные рифмы.
Он шутит, но не заигрывает со слушателем, он раскрывается ему и верит, что даже самый маленький читатель способен услышать и понять то важное, что автор изо всех поэтических средств старается донести.
Меня стихи Леонида Мезинова о природе трогают так, что я, иногда, не могу дочитать Кирюхе стихотворение, потому что голос начинает срываться. Это говорит во мне память о тех временах, когда, продираясь сквозь росистые кусты дикой малины, мы с папой в 5 часов утра выходили на берег запрятанной в глуши перекатистой, говорящей речки, чтобы я смогла поймать своего первого хариуса…
Медвежонок сонный вышел
И застыл на задних лапах.
И увидел и услышал,
И учуял теплый запах.
Запах радостный и свежий
Ветра,
Что листву колышет…
А туман все реже, реже,
А рассвет все ближе, ближе,
Солнце - ярче,
Сосны - гуще,
Сосны - чаще,
Солнце - ближе,
Пробирается по чаще,
Как медведь огромный, рыжий.
И все звонче,
И все чаще,
И все громче, и все пуще
Голоса в сосновой чаще,
Заповедной темной пуще.
Я знаю, что стихи Мезинова всегда будут звучать в моей душе музыкой детства…
Вот такие пять мужчин, написавших умные, добрые, интересные, и, главное, настоящие детские стихи.
А кого из поэтов вот так, до дрожи, любите вы? Расскажите нам!