В КАКОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО ПРОВОДИТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИЮ ДЛЯ РЕБЕНКА?
Недавно ко мне обратилась клиентка по поводу того, что скоро школа, а свекровь пристала, что называется, с ножом к горлу по поводу того, не пора ли отдать внучку, которой 12 лет, в какой-нибудь профильный класс. То есть математический или исторический и т.д. Вопрос был, а не рано ли об этом задумываться?
Как возрастной психолог могу сказать, что 12 лет это действительно рано для диагностирования по благоприятным видам деятельности в будущем (не пишу «по профессиональной деятельности», ибо это не только профессия, но и серьезные увлечения, сопровождающие нас в жизни). И вот почему. Как раз у меня была в университете преподаватель, защитившая диссертацию на эту тему. И она специализируется на возрастной психологии, отдавая предпочтение именно детским возрастам. К слову, именно с ней мы стали просто друзьями после получения диплома и мы общаемся и встречаемся уже просто как подруги. Что случается редко. Так вот, на одном из лекций она рассказала о своей научной работе и показала наглядно, в графиках, её результаты.
Кто постарше, помнит: в 90-х было очень модно образовывать специализированные классы. После младшей школы, т.е. в 11 лет, четвертые классы сразу в одной такой ленинградской школе стали комплектовать, отобрав детей после тестирования и по результатам успеваемости. Получились «математики», «художники» и… ну, и «обычный» класс - то есть, все, включая детей этого класса, поняли, что это так, бесперспективные дети без особых таланов и будущего. Что сделала исследовательская группа психологов во главе с моей Жанной Александровной. Они всех детей, разделенных по группам, протестировали и получили интересную картину. У «математиков» «художников» в свои 11 лет получился очень гармоничный график корреляций по различным параметрам. А у «обычных» детей, отобранных в один класс троечников, - дисгармоничный и перекошенный.
Но! Когда, спустя три года, в 7-м классе (это где-то 14 лет), они пришли в эту школу и заново протестировали этих же детей, то открылась ошеломляющая картина. Никто из педагогов и самих психологов не предполагал такое увидеть. Теперь оказалось всё наоборот - не слишком гармоничный график у профилированных детей, зато у тех самых, бесперспективных, - гармоничный, и еще какой! Жанне Александровне за это работу дали степень кандидата наук практически сразу после аспирантуры.
Научный вывод из этого в диссертации был сделан следующий: развитие т. наз. проблемных детей просто несколько откладывается по времени, но не искажается и не отменяется! Любой ребенок находит себя и «выравнивается», только в различное, запрограммированное только для него конкретно, время жизни. И поэтому если преждевременно «заточить» его под какой-то вид деятельности, есть риск дезориентировать его в будущей профессии или просто истощить его психические силы прежде времени! А это огромный риск профессионального выгорания во взрослой жизни. Это я уже говорю, как специалист, защитившийся по синдрому выгорания.
Так вот. Те же финны не напрасно сделали у себя систему образования в течение школьной жизни детей таким образом, чтобы они за это время могли себя попробовать в разных профессиях - и штукатуром, и водителем, и программистом, и художником и т.п. Важно, чтобы у ребенка накапливался багаж этого «предпрофессионального опыта». И еще. К примеру, если вашему ребенку пришлось контактировать с животными, пока он рос, то он, возможно, выберет профессию, связанную с животным миром, а может, и не выберет. Но если такого контакта в опыте ребенка не было, то вряд ли он даже задумается о такого рода профессии, хотя у него будут все склонности и задатки для этого.
И еще важная вещь. Из новейших исследований психологов оказалось, что человеку важнее не то, насколько он имеет склонности и таланты к той или иной профессии, а то, нравится ли ему видеть себя в той или иной профессии. Другими словами, кайфово ли ему видеть себя в образе моряка, пилота, артиста и пр.
И можно представить, что те дети, из 90-х, которых скомплектовали по классам, упорно долбили свои профильные предметы и морально готовились быть математиками или художниками, отметая возможность просто так, ненавязчиво попробовать себя в чем-то другом, а обычные троечники, имея неорганизованное свободное время, пробовали себя в том-другом. И в конечном счете из таких вот троечников и получились нынешние успешные бизнесмены. ))) Просто они себя попробовали в одном виде деятельности, в другом, они научились выкручиваться, когда требуют обстоятельства. Они пластичнее, а значит, более приспособлены к условиях реальной жизни.
Так вот еще раз повторюсь, рано профилировать и рано диагностировать до лет 14-15-16-ти.
Единственный момент, когда можно согласиться отдать в какой-то профильный класс ребенка, если он вдруг сам (сам, без намеков близких взрослых и какого-либо давления!) запросится пойти в такой класс. Потому что бывает сорт людей, которые почему-то с раннего детства знают, кем они будут во взрослой жизни. Но это скорее исключения.