БЕЗ ФИЗ-РЫ — ПОЧЕМУ ДЕТИ ПРОГУЛИВАЮТ ФИЗКУЛЬТУРУ И КАК ЭТО ИСПРАВИТЬ
Советы родителям1. Будьте осторожнее с критикой (и оценками) - никаких «Петрова, у тебя жопа большая для этого упражнения»
В принципе, это важное правило относится не только к физкультуре, и соблюдать его стоит и родителям, и учителям. Дети и особенно подростки болезненно реагируют на любую критику, тем более, когда она касается физических данных.
Избегайте комментариев в стиле: «В твои годы я такие расстояния за пять минут пробегал, а ты еле двигаешься!», «Сколько-сколько ты подтягиваешься? Мда, спорт - не твоё». Постарайтесь наоборот подбодрить ребёнка: «Сегодня ты отжался три раза, а завтра сможешь четыре».
Помните героев фильма «Знакомство с Факерами», которые гордятся наградой сына за девятое место в соревнованиях? Иногда хвалить нужно даже за маленькие достижения.
Труднее, если постоянную критику ребёнок слышит в школе. Возможно, в таком случае стоит обсудить с родителями других учеников, как детям ставят оценки на уроках физкультуры. Всё-таки «неудовлетворительно» по этому предмету - весьма спорное определение, согласитесь?
---------------------------------------------------------
Владимир Долгий-Рапопорт:
«Оценки за сдачу нормативов - то, что отбивает у ребёнка желание заниматься физкультурой. Все дети разные, и по-разному физически развиты в одном и том же возрасте. Гораздо важнее не нормативы, а прогресс, который показывает ребёнок. Например, у нас в школе 100-балльная шкала, которая складывается из многих факторов. Один балл мы ставим просто за посещение. Ещё один - за то, что не забыл форму. Можем начислять или снимать баллы за поведение во время занятия».
---------------------------------------------------------
2. Помните, все дети разные - к каждому нужен свой подход
Одни пишут сочинения за полчаса, но ночами не спят из-за задач по алгебре, другие, напротив, льют слёзы из-за работы над ошибками по русскому языку. В физкультуре то же самое: даже спортивный ребёнок не всегда одинаково хорош в беге, плавании и лыжах. К сожалению, на уроках часто всё вновь упирается в страшное слово «норматив», который должны сдать все.
«У нас достаточно спортивный ребёнок: он с радостью гоняет на велосипеде, играет с папой в футбол и волейбол. В какой-то момент мне позвонила классная руководительница и сказала, что он прогуливает физкультуру, а чтобы получить хотя бы тройку в четверти, учитель заставил его написать сочинение о любимом виде спорте и ответить на какие-то вопросы о правилах игры в баскетбол.
Оказалось, что ребёнка почему-то записали в "лузеры" и не брали в команду. Несколько уроков он просидел на скамейке запасных, а учитель вместо того, чтобы предложить ему какую-то интересную альтернативу, заставлял подтягиваться и бегать по кругу. Естественно, ребёнку стало обидно и он решил на этих уроках не появляться», - рассказывает Надежда, мама пятиклассника Димы.
---------------------------------------------------------
Владимир Долгий-Рапопорт:
«Индивидуализация важна во всём, в том числе в спорте. Вопрос лишь в том, хватит ли нам, учителям, желания и смелости на такой подход? В одном я уверен - любят и хотят играть все дети. Как правило, им нравятся командные игры. Другой вопрос - как они проходят на уроках.
Если ребёнок от природы не особо спортивный, или просто никогда не занимался спортом, он может чувствовать себя некомфортно по сравнению с одноклассниками. В таком случае учитель может, например, разделить детей по их интересам. Одни будут играть в футбол, другие - заниматься гимнастикой, третьи - ещё чем-нибудь. Важно, конечно, чтобы благодаря физкультуре все части тела развивались гармонично, поэтому лучше эти занятия чередовать».
---------------------------------------------------------
3. Подайте пример
Делать это лучше, когда дети ещё маленькие и во всём хотят подражать маме и папе. Если родители чем-то увлечены и не навязывают ребёнку свои хобби, а именно прививают к ним интерес, то, скорее всего, он сам охотно выйдет с папой на футбол или с мамой на фитнес.
Наташа, мама 15-летней Леи: «Увлечение большим теннисом началось в нашей семье ещё с дедушки и бабушки. Когда у меня родилась дочь Лея, не было никаких сомнений, на какой спорт её отдать. С раннего детства мы смотрели вместе Уимблдон и чемпионат Ролан Гаррос. Честно говоря, когда она была маленькой, я даже с некой опаской думала: "А вдруг Лее не понравится теннис?".
Но потом успокаивала себя: "Ну ничего, значит придётся всем вместе ходить на баскетбол или в бассейн". Когда Лее исполнилось семь лет, мы подарили ей первую теннисную ракетку - фиолетовую, с красивыми блёстками. С тех пор прошло уже восемь лет, а вторник и четверг для неё по-прежнему - дни тенниса».
4. Купите ребёнку удобную форму (и красивую, да)
Во-первых, хорошая и правильная форма - это не только красиво, но и важно для здоровья: дети должны чувствовать себя комфортно во время занятий спортом. А ещё часто яркая спортивная одежда для ребёнка - это важный стимул для занятий физкультурой. «У меня близнецы - сын и дочь.
И, честно говоря, я мыслила стереотипно: девочке нужно два красивых спортивных костюма, а парню - достаточно удобных штанов, нормальной обуви и пары футболок. Потом я поняла, что кроссовки даже у 11-летних пацанов - это такой фетиш, они в школе их обсуждают. Теперь у сына четыре пары кроссовок - на физкультуру, бутсы на футбол, на каждый день и ещё одни яркие, которые я разрешаю носить только на каникулах. С одной стороны, я знаю, что моё поведение - просто хрестоматийный пример избыточного потребления, с другой - ребёнку это важно», - рассказывает Лена.
Покупать четыре пары спортивной обуви, конечно, не обязательно. Достаточно позаботиться о двух комплектах, которые подойдут и для школьных уроков физкультуры, и для занятий в секции.
Самое важное - обращать внимание на состав: материал должен быть воздухопроницаемым и приятным к телу. И не забудьте про кроссовки - любой ортопед скажет вам, насколько важно подбирать правильную обувь. Она должна быть с хорошей амортизацией, смягчать приземления и надёжно фиксировать стопу.
5. Найдите спорт, который подходит именно вашему ребёнку
Найти школу, в которой ребёнку будет комфортно во всех отношениях, тяжело. Вряд ли родители согласятся менять учебное заведение, если проблемы возникают только на уроках физкультуры, а со всеми остальными предметами всё в порядке. Обсудите с ребёнком, какой вид спорта ему интересен.
Если ему не нравится бег по кругу в спортзале и приседания, вовсе не значит, что ему не интересен спорт в принципе. Мыслите шире, чем «мальчика - на футбол, девочку - на фигурное катание». Сегодня есть достаточно опций - может, ребёнку с детства нравится йога, пилатес или что-то более экстремальное, например, скалолазание.
В большинстве спортивных клубов и студий первое занятие можно посетить бесплатно, чтобы проверить, действительно ли ребёнку нравится на этих занятиях. Помогите ему найти «свой» спорт, и тогда есть шанс, что и ненавистная физкультура перестанет быть для него кошмаром.
Мел
А как вы решаете вопрос с прогуливанием физкультуры в школе с вашим ребенком?
Делитесь в комментариях!