Несколько лет назад Американская академия педиатрии выступила с официальным заявлением, в котором говорится, что медицина должна включать пропаганду грамотности с рождения. Это означает, что педиатры, заботящиеся о младенцах и малышах, должны регулярно сообщать родителям о том, насколько важно читать даже для очень маленьких детей. В официальном заявлении, которое я написала вместе с доктором Dr. Pamela C. High, был рассмотрен обширный анализ связей между чтением вслух, а позднее - развитием языка и успехом в школе. Новые исследования открывают неожиданно сложные механизмы, которые срабатывают, когда вы сажаете маленького ребенка на колени и открываете книгу с картинками.
В 2015 году журнал Pediatrics опубликовал исследование, в котором использовалась функциональная магнитно-резонансная томография для изучения активности мозга у детей в возрасте от 3 до 5 лет, когда они слушали рассказы в соответствии с возрастом. Исследователи обнаружили различия в активации мозга в зависимости от того, насколько с детьми читали дома. Малыши, родители которых сообщили, что больше читают дома и имеют много книг, выявили значительно большую активацию частей мозга левого полушария, теменно-височно-затылочной области. Эта область мозга является «регионом водораздела, зоной мультисенсорной интеграции, интеграции звука, а затем визуальной стимуляции», - прокомментировал руководитель, автор Dr. John S. Hutton, клинический научный сотрудник Детского медицинского центра Цинциннати.
Известно, что этот участок мозга очень активен, когда взрослые дети читают про себя, но Dr. John S. Hutton отмечает, что он также значительно активизируется когда малыши слышат истории. Особенно примечательным было то, что дети, которые слушали большее количество книг и занимались домашним чтением, показали значительно большую активность в отделах мозга, которые отвечают за визуальную ассоциацию, хотя ребенок был в сканере, просто слушая историю и не мог видеть никаких иллюстраций.
«Когда дети слышат истории, они воображают, - сказал доктор Hutton. Например: «Лягушка перепрыгнула через бревно». Я видел лягушку раньше, я видел ее в книге, как она выглядит?" - по словам доктора, различные уровни активации мозга говорят о том, что дети, которые имеют больше практики в представлении этих визуальных образов, когда смотрят на книжки с картинками и слушают рассказы, учатся развивать навыки, которые помогут им создать образы и истории из слов в будущем.
«Такие навыки дают понимание, как выглядят вещи, и помогают детям быстрее перейти на книги без фотографий», - отметил Hutton. «А в будущем, они станут лучшими читателями, потому что разработали ту часть мозга, которая помогает им понимать, фантазировать и легко визуализировать истории».
И конечно, истина для каждого родителя, который прочитал хотя бы одну сказку на ночь: этот процесс происходит в качестве контакта лица с лицом, кожи с кожей, ласковых звуков маминой речи - он трудно поддается количественной оценке, но дарит неповторимое ощущение безопасности и комфорта, важного ритуала.