Психология. Про борщ.
Психология. Мысли.Вот ребенок. Его позвали есть обед. Он сел за стол. Перед ним мама/бабушка/папа/дедушка ставит тарелку супа.
*А в свои 2-3-4 года он "хотел сам" сам налить, разлить при этом конечно половину, но самостоятельно попробовать налить, как мама, и ещё обязательно услышать похвалу, и за то, что попробовал, и за то, что сам и за то что целых 10% супа попали в тарелку, а ещё вместе вытереть оставшиеся на столе 90% ведь он попробовал, а что разлил ну кто не ошибается, теперь он будет знать и обязательно научится как мама (это же сценарий победитя)
**Но маме проще самой, быстрее и чище. Сейчас. И ребенок уже не просит "я сам"
Перед ним появляется тарелка супа и ложка. Через пару лет он будет слышать занудное "ну что ты сам себе еды погреть не можешь, лось вон какой вымахал" а он уже запомнил что "нет нельзя, разольёшь, испачкаешся" а маму надо слушать.
Ну а пока тарелка появилась сама. И ложка. И птичка за окном пролетела. А у мамы было много своих дел сегодня и они не ходили гулять. И засмотревшись на птичку он разлил суп.
- ну что ты ешь как свинья? Что ты за бестолочь, балбес, и тд (критика, навязывание ярлыков, прозвищь) тебе не стыдно, кто теперь это стирать будет (чувство вины) Дай я вытру (это опять быстрее, чем позволить ребенку самому исправить ситуацию)
А как надо? Я пока не знаю как. Но.
Во-первых, взрослый тут я. Ну предполагается, так по крайней мере должно быть. Ребенок - это ребенок. Спрогнозировать возможные варианты поедания борща ребенком в чистой рубашке на обычной табуретке за взрослым столом, который ему по ключицы моя обязанность как взрослого. Организовать условия, одеть слюнявчик - это действия, которые в зоне моей ответственности. Мой опыт общения с миром старше на энцать лет.
Во-вторых, разлил. Взрослые тоже проливают и посуду бьют, кому на счастье, а кому "руки из известного места" А ребенку положено по возрасту разливать и разбивать и проверять функции мира. И ему вообщем-то все равно, в лучшем случае он заметит и скажет "ой, мама..." в зависимости от возраста. А может не заметить, потому что в его планах заняться единственно важным в его возрасте занятием - играть и развиваться в игре. Не все равно мне. Я взрослый. А что мне? Мне обидно, или скорее я злюсь на себя, что я сама забыла или не предусмотрела такую возможность, не одела слюнявчик. Я расстроена, что теперь придется выводить пятно, а я и не знаю как и когда и мне совершенно не хочется тратить на это свое время и свои силы, это внеплановое покушение на мое личное время. Я взрослый, я могу это сказать своему ребенку. Это я сообщения, я говорю о своих впечатлениях. "Ты свинья, вышел из-за стола быстро" это угроза, команда, навешивание ярлыков, отсутствие поддержки и информации от взрослого. Он же не понял "за что?" Он-то ел очень аккуратно, старался. В его картине мира. И в его картине мира нет ответа "а почему это плохо?" Ему ещё никто не объяснил доступно и подробно, почему нельзя испачкаться. А что будет? А почему? Не обсудил и не ответил на оригинальные детские вопросы. И почему нельзя пробовать и самому вытереть?
И как?
1) я сообщения. Это про мое видение ситуации
2) а что ты сам думаешь? А он думает и думает обычно совершенно так, как не догадывается взрослый и даже решение сам может предложить
3) что мы (это поддержка) можем сделать, как исправить ситуацию? (Это учит алгоритму отношения к и работы с ошибками
4) помочь исправить ситуацию и снова проговорить, похвалить.
Но. Это долго. Это требует ресурсов, времени, желания, сил, повторений Это не даёт мгновенный результат. Это сложно. Этого у мамы в ее программе нет, не было у нее самой такого алгоритма. Ей надо сдерживать абзацами из книг по детской психологии рвущийся с железной цепи алгоритм из собственного детства. Простой, привычный, доступный, проверенный временем "ну вас как-то вырастили и ничего"
И я все равно не знаю как. Я ещё тот маленький ребенок, в слезах и следах ремня за разлитый суп.