Музыкальные занятия с двухлетками (не говорящими).
Являясь профессиональным музыкантом и мамой очень эмоциональной малышки, я всерьез задумалась об обучении ее музыке. Со старшим сыном у меня такой цели не было, так как в силу тогдашнего своего возраста считала, что мальчик и музыка - это почти несовместимые понятия (если, конечно, мальчик не проявляет с ранних лет особых музыкальных качеств). Сын мой с самого начала показал себя человеком скорее рациональным, чем эмоциональным. И я всегда знала, что если он захочет научиться играть на музыкальном инструменте "для себя", то сделать это сможет в любом возрасте. Девочки - это другой мир ...
Моя "барышня" петь начала в месяц (точнее, подвывать за мной, но для меня, естественно, это было пением). В два года она точно интонировала на "ля-ля-ля" песню из мультфильма "Дед Мороз и лето". Имея такой "материал", я долго думала, как начать заниматься с ней музыкой, перечитала массу книг о современных методиках. К слову сказать, готовой методики, которая подошла бы мне, я не нашла. Везде были свои минусы, но хорошие идеи я "брала на вооружение". Конечно, к этому времени мы слушали с ней классическую музыку, смотрели балеты ("Щелкунчик" Чайковского, "Волшебная флейта" Моцарта) в разных постановках на You Tube, музыкальные мультфильмы.
Однако, занятий просто общим эстетическим развитием для меня стало мало. И здесь передо мной стояла огромная трудность: мой ребенок в два года не говорил. Я понимала, что рано или поздно она заговорит, но после прочтения всем известной книги М.Ибука "После трех уже поздно" я была уверена, что времени у меня осталось мало!
Первым делом я изготовила карточки с нотами, стихами и картинками к ним. На стену повесила нотный стан c нотами от "до" до "до" (просто на половине ватмана начертить 5 линеек, нарисовать скрипичный ключ и ноты), карточки с изображениями музыкальных инструментов. Карточки музыкальных инструментов я подглядела у Лизы Черниковой на
Дочка моя почти не говорила, но названия нот ей нравилось произносить, точнее, петь. Я пропевала звукоряд от «до» до «до», она повторяла, показывая ноты пальчиком на настенном нотном стане. К слову сказать, ей так понравилось это занятие, что ноты она «видела» и пела везде (на детских площадках, на ступенях, даже батарея у нас превращалась в музыкальный звукоряд) …
Таким образом, в два с половиной года мы одновременно выучили все буквы, цифры до десяти и семь нот. Она все это называла или пыталась называть. Конечно, точное расположение нот на нотном стане - это непосильная задача для такого возраста. Но я верю, что зрительная память в данном случае все-таки работает, и со временем дочка начнет «читать» ноты.
Инструмента (фортепиано) в то время у нас не было в наличии, но это и не обязательно в таком возрасте. Все изучение - только по карточкам и картинкам, сделанным самостоятельно. Важно то, что ноты можно и, я считаю, нужно, начинать учить одновременно с изучением букв и цифр. Тогда к моменту первого (серьезного) знакомства ребенка с музыкальным инструментом нотная азбука будет для него знакомой и понятной. Каждый музыкант, начавший заниматься музыкой в 6-7 лет, знает, каково это: научиться отсчитывать ноты на линейках, потом находить их на клавиатуре, а потом еще и скоординировать между собой две руки и голову. А уж прочтение нот в высоких и низких октавах с бесконечным числом дополнительных линеек - это, вообще, космос для новичка!
Так почему мы не учим своих детей нотной грамоте также, как мы это делаем с буквами и цифрами? Почему мы учим буквы с пеленок, а знакомство с нотами отодвигаем на более старший возраст? Разве плохо всем уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте? Учеными давно доказано положительное влияние игры на музыкальном инструменте на развитие головного мозга. Почему тогда музыка - удел «избранных»? Вопросов много…
В итоге, пели мы, пели, и почти в 3 года дочка заговорила: сначала слова, потом предложения. Сейчас ей 3 года и 4 месяца, настоящая болтушка. Летом мы переезжали из страны в страну, занятия наши, конечно, были отодвинуты, но я очень много пела ей. Пела разные песни, какие только вспоминала: из своего детства, из мультфильмов, народные, романсы (спасибо музыкальному образованию!), пела на кухне, в машине… Дочка тоже постоянно что-то напевает, сочиняет какие-то музыкальные небылицы.
Сейчас у нас есть «под рукой» настоящее фортепиано, акустическое (к слову сказать, каким-то чудом судьба привела нашу семью в квартиру с уже стоящим там фортепиано). Теперь мы учимся находить ноту «до» на клавиатуре и петь-играть звукоряд от нее.
Как музыкант, замечу, что лучше сразу учить ребенка играть отдельные ноты 3-м пальцем (средним), каждую ноту нажимать и «взлетать», как птица, от клавиатуры. Но, конечно же, мой ребенок в 3 года чаще всего не соглашается так делать, а нажимает клавиши таким удобным и привычным 2-м указательным пальцем. Пока я не упорствую…
Нота «до» живет у нас в многоэтажном доме и любит «ходить» по ступенькам, подниматься на второй этаж («до» второй октавы, потом на третий и так далее, иногда спускается вниз, в подземелье («до» малой октавы). Конечно, это не специальные занятия, а просто игра, но инструмент у нас теперь открыт почти весь день, и карточки с нотами всегда в работе. В ближайшее время я планирую открыть ей тайну молоточков, которые «живут» внутри фортепиано (туда мы еще не заглядывали). А дальше - посмотрим, буду будить в себе фантазию, так как совместить роль мамы и роль педагога - еще то испытание.
Ну, а итогом моего повествования будет то, что учить музыке своего ребенка можно начинать любой маме. Да, я понимаю, тут нужны элементарные знания, но мама может учиться одновременно с ребенком, делать карточки, учить ноты, слушать музыкальные инструменты. Даже наличие инструмента на начальном этапе не важно. А главное, можно учить этому и неговорящего еще ребенка. Думаю, наш с дочкой пример - подтверждение тому.