Подростки и кибер-пространство
РазмышлязмыЯ думаю, этот пост будет последним о подростках (до поры до времени), но не написать его не могу, так как хочется подвести итоги моего трехнедельного погружения в подростковое кибер-пространство. Это нужно прежде всего мне самой, чтобы навести порядок в голове и душе. Если кому-то будет созвучно, я рада, Если же нет, простите, это просто мои мысли и ощущения, не более. Я не психолог, даже не мама подростков, чтобы настаивать на своем мнении, как на авторитетном. Я просто интересующийся человек, который разрывается между званием мамы и смотрит на подростков как на детей, и той частью меня самой, которая еще не повзрослела до конца. Я где-то между. Но тем интереснее был этот опыт для меня, я провожу мысленный мостик между двумя мирами, миром подросших детей и взрослых, которые уже не очень хорошо помнят себя в этом прекрасном и сложном возрасте.
Итак, в тот день, когда я нырнула в интернет-мир подрастающего поколения, у меня было ощущение, что я смотрю 421 серию популярного сериала и не понимаю, что вообще происоходит. Мне пришлось вникать, много гуглить в поиске значений различных слов и историй интернет-мемов, просматривать одно за другим видео, так как повсюду я натыкалась на различные отсылки к чему-то другому. Это напоминало гигантскую головоломку со множеством неизвестных. И стоит только открыть одно неизвестное, как тут же открывается еще пять, а на каждое из пяти еще по пять и так далее - геометрическая прогрессия. И тогда я пришла к первому выводу:
- Чтобы понимать, о чем они все говорят, нужно сидеть в этих пабликах КАЖДЫЙ ДЕНЬ 24 часа в сутки.
Я поняла, почему молодежь постоянно в телефонах. По-другому просто не получается, нужно быть в теме. Надо постоянно держать руку на пульсе, и они сами же друг друга подначивают:
- А ты видел новый видос Хована?
Если раньше, чтобы стать своим, нужно было затянуться сигаретой или разок мелькнуть с бутылкой водки в руках, то сейчас нужно быть в курсе всего происходящего в кибер-пространстве, говорить на этом языке, следить за развитием событий. Это капкан, который они сами себе поставили. Очень сложно найти какую-то меру, чтобы быть слегка в курсе, но не зависать в сети сутками. И здесь второй мой вывод:
- Это затягивает.
Как болото. Попадая в эти паблики, словно оказываешься в каком-то вакууме. Еще ссылка, еще комменты, еще один видос. Час проходит за часом, ты не замечаешь, и лишь выныривая оттуда (с силой, потому что не хочется), осознаешь вдруг, как тяжело и скучно вокруг, в реальности. Лучше снова туда, забыться, убивая время. Я представила себе детей, которые чуть ли не с младенчества приучены проводить время за гаджетами и не умеют развлекать себя иначе, каковы их шансы выбраться из этого болота самостоятельно? Какова их мотивация? Я, взрослый человек, выросший во дворе и до 17 лет не знавший, что такое интернет, и то почувствовала на себе, как трудно заставить себя РАДОВАТЬСЯ реальности после этих вымышленных виртуальных миров. Это страшная ловушка для наших детей.
Но что же в этих пабликах? Бесконечная шокотерапия. Это концентрация безнравственного шокирующего отвратительного и некачественного контента, направленного на разрушение психики ребенка и подростка. И чем популярнее паблик, тем он в этом плане хуже. Дети, которые в них сидят, настолько привыкли к дозам отвратительной мерзости, что она их уже не шокирует, не задевает, это НОРМА для них. Такие понятия как целомудрие, честь, достоинство, природная красота, щедрость, любовь, вера - их просто нет либо же они высмеиваются самым отвратительным способом. Нет понятий табу. Все, абсолютно все разрешено, любые запретные прежде темы. Да, эти кибер-дети чаще даже из собственных комнат не особо стремятся выходить, но им это и не нужно. Они успешно разлагаются изнутри, не выходя из дома.
Прочитала написанное, безнадежная картинка вырисовывается. Однако, это только на первый взгляд. Таким было мое первое впечатление от увиденного, но есть определенные знаки, которые дают мне надежду на то, что все не так уж и плохо.
Сами подростки далеко не едины в своем мнении относительно подобных безнравственных вещей. Это становится очевидным, если читать комментарии под постами. Часто встречаются те, кто категорически не принимает как норму увиденное и активно высказывается против.
В настроениях подростков чувствуется поиск чего-то иного, чего-то приципиального нового. Возможно, именно поэтому такую популярность приобретают рэп-баттлы, они предлагают пищу для ума, заставляют что-то переосмысливать, думать, размышять, читать литературу. Я это понимаю так: современный мир подростков в моральном смысле уже достиг дна. Дальше двигаться уже просто некуда, самое страшное, что только есть в этом мире, сейчас любому ребенку доступно со школы. Причем это не зависит от воспитания, от фильтров на телефоне или компьютере, потому что ведь есть телефоны друзей, у которых никаких фильтров нет и все, абсолютно все в открытом доступе. Если ниже падать некуда, значит пора менять направление и двигаться.. куда? Думаю, вверх. Поиск, духовный поиск - вот что я уловила на просторах кибер-пространства молодежи.
Что же делать нам, родителям подрастающих детей? Я думаю, ответ для каждого будет свой. Могу высказаться только за себя.
Во-первых, я считаю, что запреты ничего не дают. Запретить можно только в пределах собственного дома. Но есть школа, есть друзья и там просветят все равно. Домашнее обучение? Ну что ж, как вариант. Только нужно заранее вооружить своего ребенка против этой духовной атаки, которая ведется в мире против наших детей. Если он вступит в мир несведущим в том, с чем он может столкнуться, он рискует все равно попасть в тот же капкан. Пусть с опозданием, но он все равно в него попадет и пройдет через те же искусы, что и дети, которые учились в общеобразовательной школе.
Поэтому, во-вторых, я считаю, что ребенок должен знать, с чем он может столкнуться. А значит, об этом должны знать в первую очередь МЫ, взрослые. Нужно вникать в интересы подрастающего поколения, стараться быть в курсе и открывать своим детям часть этого падшего мира, комментируя увиденное, давать свою здоровую оценку происходящему и отмечать положительные явления тоже или хотя бы наименее отрицательные, чтобы у наших детей был ориентир в виде нашего отношения. Как на практике это делать? Вступать в те же группы, в которых состоит ребенок в соц. сетях. Смотреть те же видео, а потом небрежно их комментировать, не навязывая свою точку зрения (иначе ее примут в штыки), и не выказывая своей паники, но конструктивно критикуя и предлагая альтернативу.
В-третьих, я считаю, что нужна какая-то мера прежде всего в нашей жизни между реальностью и виртуальным миром. Пора признать, что совсем без интернета обходиться уже не получится никому. Часть нашей жизни проходит в пределах виртуального пространства. Значит, мы должны нашим собственным примером показывать детям, как с этим нужно жить, как распределять время и приоритеты. Не ныкаться (простите) с компьютером по ночам, а днем демонстративано любоваться цветами, но быть честными прежде всего с собой - да, мы ТОЖЕ зависим от интернета в определенной степени. Кто-то меньше, кто-то больше. Пусть ребенок видит, что и мы боремся с собой, стараемся делать выбор в пользу других дел и интересов, потому что мы тоже люди, не идеальные, обычные. Они, наши дети, могут быть такими как мы, это достижимая цель, а не призрачный идеал. Пусть мои дети знают, что иногда я могу засидеться за ерундой, а потом об этом пожалеть и скорее взять книжку, чтобы восполнить этот пробел во времени. А может быть, я, сидя на ступеньках у дома и с удовольствием вдыхая свежий запах леса после дождя, скажу, как мне нравится просто вот так сидеть и общаться с моими детьми и как же затягивает интернет, что можно даже в какой-то момент забыть обо всем, что так радует в настоящей жизни. Ведь дети учатся только на примере, а слов не слышат. Значит нужно такой пример создать.
Ну и самое важное, на мой взгляд, давать детям пример того, что
красиво
и хорошо. Прививать хороший вкус к музыке, фильмам, книгам, мультфильмам. Отсеивать то, что некачественно, небрежно создавалось, потому что все должно делаться с любовью к делу и зрителю. Если мультфильм нарисовали кое-как, любят ли создатели своих зрителей? Или просто хотят быстро заработать? Я думаю, даже самым маленьким зрителям и слушателям можно донести эту мысль и научить самостоятельно фильтровать контент, будь то музыка, фильмы, или информационные паблики.
Разговаривать с детьми, делиться увиденным и услышанным. Все, что мы видим и слышим, влияет на нас - положительно или отрицательно. Если музыка побуждает нас созидать и радоваться - значит это хорошая музыка. Если мультфильм побуждает ребенка вести себя агрессивно - очевидно, что он действует отрицательно. Эти моменты можно отмечать вместе с ребенком, научить его прислушиваться к себе и своим ощущениям, чтобы это вошло в привычку и стало его навегатором в кибер-пространстве и по жизни.