❂ Пасхальная эпоха
Вальдорфская системаПАСХАЛЬНАЯ ЭПОХА
НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ ЭПОХИ:
1. Помочь детям прочувствовать весеннее возрождение и обновление природы, щедрость солнца.
2. Переживание тайны появления новой жизни.
ПАСХАЛЬНЫЕ СКАЗКИ (сказок предлагается много, так что выбирайте в зависимости от возраста ребёнка)
1. «Курочка - пеструшечка»
2. «Волшебная дудочка»
3. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
4. «Курочка Ряба»
5. «Хаврошечка»
6. «Петушок и бобовое зёрнышко»
7. «Белоснежка и Алоцветик»
8. «Белая уточка»
9. «Волк и семеро козлят»
10. «Красная шапочка»
11. «Белоснежка»
12. «Осёл»
13. «Король Дроздовик»
14. «Рапунцель»
ТВОРЧЕСТВО И РУКОДЕЛИЕ Мк здесь
(предлагаю список всех возможных занятий на Эпоху Пасхи, кончено, всё невозможно охватить, выбирайте, что вам близко по душе)
1. Создание Великопостного садика.
2. Творческое задание «Волшебные пушистые шишки».
3. Изготовление пасхальных гнёздышек из веточек и пасхального веночка.
4. Изготовление мобиля с петухами из бумаги.
5. Валяние зайчика из шерсти или вязание зайчика.
6. Валяние яиц из шерсти.
7. Шитьё яичек из фетра и украшение их лентами и бусинами.
8. Пасхальная вышивка.
9. Подготовка земли для посевов и сев семян в горшки.
10. Посадка семян в яичные скорлупки.
11. Роспись и украшение яиц.
12. Украшение пасхального дерева.
13. Шитьё курочек и цыплят.
14. Изготовление бабочки (которая появится в пещере на Пасху).
15. Изготовление пасхальных открыток.
16. Изготовление пасхальных витражей.
17. Лепка гнёздышек и яичек из воска и ржаного теста.
18. Лепка зайчиков из пчелиного воска.
19. Изготовление свечей в виде яиц.
20. Окрашивание яиц натуральными красителями.
21. Приготовление творожной пасхи и выпечка пасхального кулича.
ОФОРМЛЕНИЕ СТОЛА ВРЕМЁН ГОДА
Из методички «Берёзка»: «На ветках уже распустились листочки. Снег растаял. Во двор вышли гулять курочки. Они щиплют зелёную травку (свежие всходы). Стоит пустая глиняная чаша (символ ожидания). К Пасхе композиция становится праздничной. На стене - розовая ткань. На столе - зелёная и ярко-красная. В чаше появляется красное яичко. Курочки вьют гнёздышки в свежей травке. Дети ожидают волшебных пасхальных яиц. Пасхальное дерево украшается пасхальными расписными яйцами».
Из книги Бригитта Барц «Праздники с детьми»: «Праздничный стол: фон - красный, скатерть -зелёная, миски с проросшими семенами, красным яйцом, тарелка с печеньем разной формы. Пасхальный заяц, приносящий разноцветные яйца. Горит большая белая свеча. Украшенное пасхальное дерево».
Очень хорошие рекомендации по созданию Великопостного и Пасхального садика даны в книге С.Купер, К. Файнес-Клинтон, М.Роулинг «Круглый год. Книга праздников года».
ИГРЫ С ДЕТЬМИ
1. Хоровод «Пасхальный».
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игры на коленках.
4. Игровой массаж.
При подготовке плана использовалась литература:
1) Лилия Дыкман «Гармоничный ребёнок».
2) «Берёзка». Методическое руководство для вальдорфских детских садов.
3) Галина Дайн «Детский народный календарь».
4) В. Загвоздкин «Вальдорфский детский сад».
5) Е. Ларечина «Развитие эмоционального интеллекта».
6) Бригитта Барц «Праздники с детьми»
7) С.Купер, К. Файнес-Клинтон, М.Роулинг «Круглый год. Книга праздников года»
8) С.Купер, К. Файнес-Клинтон, М.Роулинг «Детский год»
Фото Татьяны Бекряшевой
ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ ПАСХИ
Время Великого поста, Страстное время - это время сдержанности и духовной работы над собой - укрепления внутренней жизни, саморазвития, обновления и пробуждения. Это время переживания всеобщего обновления, умирания и воскрешения, весеннего природного возрождения, пробуждения от долгого зимнего сна.
Пост, самодисциплина - это исключительно взрослая внутренняя работа, и не требует от детей участия, тем более осознанного.
Как же провести ребенка через это предпасхальное время, как дать им поучаствовать в переживании этой эпохи? Ребенок воспринимает настроение и суть времени через образы и занятия. Не стоит пытаться напрямую доносить до него идейное и историческое значения атрибутов этого периода (это относится не только к Пасхе, но и ко всем праздникам, переживаемых в семье в рамках годового ритма). В свое время - в более зрелом возрасте - ребенок сам придет к пониманию происхождения символики, взаимосвязи традиций и истории и это будут ценнейшие самостоятельные открытия. Но сейчас - в раннем детстве, он как никогда открыт для впитывания сути происходящего, ребенок естественно и глубоко воспринимает и природные проявления и внутренние настроения окружающих взрослых.
Простота и сдержанность, вот меры, на которые стоит ориентироваться, формируя духовное и предметное пространство в этот период. Царство природы сейчас особенно глубоко входит в единение с сутью переживаний этого времени и предстоящего праздника. Мы можем наблюдать с детьми постепенное пробуждение природы. Можно делать это "на воле" - в лесу или парках, можно и дома... Мы закапываем, словно хороним, в землю семена и наблюдаем их произрастание - появление новой плодородной жизни. Приносим с улицы голую ветку и наблюдаем как, поставленная в воду, она начинает оживать, постепенно открывая почки и распуская листья. Всё это - образы дающие переживание таинства жизни и смерти, образ возрождения.
В книге "All year round", недавно вышедшей и в русском переводе "Круглый год. Книга праздников года", авторы так же предлагают говорить с ребенком о предпасхальном времени на понятном и близком детской душе языке природы. В книге вы найдете описание Пасхального садика. Наблюдая за метаморфозами в этом "садике", будет проще пройти с ребенком предпраздничный путь. Путь из Великого поста к Пасхе - из тихой тёмной ночи к светлому утреннему пробуждению. Здесь важно не переборщить и не спешить, чтобы буйство красок и зелени не заполнило садик раньше времени. Приготовления к пасхальному торжеству жизни идёт тут тихо и незаметно... Так же как в природе - первые весенние краски нежные и скромные и их совсем не так много.
По мере приближения праздника в доме могут начать появляться птичьи гнезда, потом в них добавятся яички и уже перед самым праздником дети обнаружат в гнёздышках вылупившихся птенцов!
В убранстве столика времен года или обеденного стола используются светло зеленый и белый цвета (в праздник Пасхи они сменятся красным). На столе может появится простая свеча, которая всё время ожидания остается незажженной.
СОЗДАНИЕ ВЕЛИКОПОСТНОГО САДИКА
В книге С.Купер, К. Файнес-Клинтон, М.Роулинг «Круглый год. Книга праздников года» мне очень понравилась идея создания Великопостного садика.
Из книги про Великопостный садик:
"Природа говорит на языке, который понимают все маленькие дети, и мы можем использовать этот язык как прочную основу, на которой ребенок может создать связные мысли в дальнейшем.
Концепции смерти и воскресения могут стать доступными только во взрослом возрасте, но мы всегда сосуществуем с ними довольно комфортно день за днем, окруженные многообразием картин из Книги Природы. Каждый раз, когда маленькое зернышко набухает и распадается на части, прекращая свое существование и превращаясь в новую жизнь, мы сталкиваемся с тайной смерти и воскресения.
Такие картины можно увидеть повсюду, но возможно ни одна из них не будет столь наглядна, как образ гусеницы, превращающейся в бабочку. Маленький ребенок всем сердцем внемлет красоте и чуду этой картины, и для него, и для всех нас это образ Пасхи. Поэтому в это время года мы делаем садик, с помощью которого мы можем провести наших детей от Великого Поста к Пасхе, от гусеницы к бабочке, из ночи в день.
Для создания этого садика вам потребуется:
Старая металлическая или пластиковая емкость или поднос, в которую будет налита вода. Она может быть сколь угодно большой, по вашему вкусу (для этой цели отлично подойдет поддон от старой плиты), или довольно маленькой, тогда другие предметы должны быть соразмерны этой емкости.
Три или четыре поросших мхом камня или камня-голыша.
Большое количество глины или пластилина, или любая другая подставка под «дерево»
Плоское стеклянное блюдо для «прудика», коричневая или темно-зеленая керамика тоже подойдет
Немного песка, гальки или очень мелких камушков
Мох
Маленькие плоские гамни-голыши или обычные маленькие камни
Белая свеча с подставкой
Вам также могут понадобиться: черное пластиковое защитное покрытие, газета, полотно или вуаль (покрывало) бледно-желтого или зеленого цвета, немного земли, полоса коры или сырой древесины
Столик времен года может стать местом, где можно расположить этот садик, особенно, если на него падают лучи утреннего солнца. Закройте столик газетой, листом черного пластика или мешком для мусора, и покройте тканью. Расположите поднос (емкость) наверху и устройте на нем маленькую пещеру с помощью камней. Вдоль пещеры положите большой кусок глины. Этот кусок должен быть оформлен в виде горы, с основным весом, приходящимся на основание. Воткните ветку, которую вы выбрали в качестве дерева в этот кусок, чтобы она стояла устойчиво. Ветка может быть дубовой, ясеневой или любой другой, с достаточно крепкими побегами и почками, которые должны быть плотно закрытыми неделю.
Расположите «прудик» на подносе. Разбросайте песок, камешки или ракушки на нем и наполните водой. Положите мох на оставшейся части подноса, закрыв кусок глины, и покройте мхом пещеру. Если у вас уже есть чаша с землей на столике времен года, то она может быть объединена с садиком, если нет, положите слой почвы между мхом, и, может быть, у основания «дерева». С помощью маленьких камешков сделайте извилистую дорожку из камешков, ведущую от основания дерева к пещере. Протяните через прудик полосу коры или кусок дерева, как маленький мостик. Расположите свечу (с подставкой, расположенной под слоем мха) около входа в пещеру. Садик теперь готов, и его нужно хорошо смочить водой.
В течение Страстной недели он станет скромным фоном для пасхальных приготовлений.
В страстную пятницу малышам можно предложить сделать гусеницу из воска, завернуть её в лоскуток белого или кремового шёлка и положить в мох "в пещеру". В страстную субботу гусеница будет на месте, а в воскресенье утром на земле останется лоскуток, а на пасхальном дереве будет сидеть прекрасная бабочка.
За одну ночь Великопостный садик превращается в Пасхальный сад.
Во время Пасхи садик преображается: распускается зелень, листья, появляются пасхальные зайчики, разноцветные бабочки порхают среди веток дерева. От гусеницы к бабочке, из ночи в день, от смерти к бессмертию".
ВЕЛИКОПОСТНОЕ НАСТРОЕНИЕ
Каким образом мы можем создать в доме подходящее для маленького ребенка великопостное настроение? Например, можно каждое утро на некоторое время собираться всем вместе и слушать тишину, или вечером наблюдать, как пение птиц черпает силы в угасающей ночи.
Мы можем вместе следить за тем, как меняет очертания луна в своем неизменном цикле между светом и тьмой. Есть много крошечных деталей и тихих занятий, с помощью которых взрослый может донести до ребенка определенные образы.
Например, не зажженная свеча, каждый день стоящая на обеденном столе вместо цветов, может произвести очень глубокое впечатление. Или можно украсить Столик времени года только голыми веточками (не забывайте заменять их, когда они начинают выпускать листочки - пусть они цветут в других уголках дома). Специально на время Великого поста можно заваривать особый травяной чай: это может показаться мелочью, но часто стоит обращать внимание именно на такие незаметные детали.
Иногда нам необходимо некоторое время побыть в своей собственной темноте, недоступной внешним воздействиям, в этом загадочном, и в то же время знакомом с рождения пространстве - пространстве, в первую очередь, восстанавливающем.
Именно таким может стать для нас время Великого поста, время, когда мы собираем все силы, необходимые для живительного обновления нашей повседневности. Для маленьких детей, которые в любом случае ощущают радость жизни ярче и отчетливее, полнота радости в день Пасхи будет только живее, если они подготовятся к нему во время "ночного", спокойного настроения Великого поста.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ИГРА К ПАСХЕ (ХОРОВОД)
В книге Лилии Дыкман "Гармоничный ребёнок" предлагается два варианта игры к Пасхе. Их можно объединять, что-то убирать на ваше усмотрение. Если ребёнок маленький, можно взять две-три понравившихся игры.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Композиция Л.Дыкман
1. Песня: Стоя в кругу. Движения согласно тексту.
На лесной лужайке
Собралися зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
Сели заиньки в кружок,
Ищут зайки корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
Вот пришла лисичка, - По кругу
Рыжая сестричка. лисичкой.
Ищет - где же зайки?
Спряталися зайки. - Присели.
2. рус. нар. песня
Песня: Продолжая сидеть, спрятав голову.
Си-дит, сидит зай-ка под кустом, под кустом. Вы, о-хот-нич-ки, ска-чи-те, на мои хвостик поглядите. Я не ваш, я у-шел.О-хот-нич-ки е-дут по кустам, по кустам.
Сидит, сидит зайка
Под кустом, под кустом.
Охотнички едут
По кустам, по кустам.
Вы, охотнички, скачите,
На мой хвостик поглядите.
Я не ваш, я ушел.
Сидит, сидит зайка, Ушки жмет, ушки жмет. Охотнички скачут В мимолет. в мимолет. Вы, охотнички, скачите, Меня, зайку, не ищите. Я не ваш, я ушел.
3. Считалка;
- Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыко драл.
- Куда клал!
Сидя, спрятав голову. Легкий бег по кругу, вертят хвостиком. Спрятали головку, сидя.
Прижимают к голове руки-утки.
Более быстрый бег, затем галопом.
Сели, спрятали головки.
- Под колоду.
- Кто убрал?
- Родион.
- Вышел вон.
На кого вышло - тот заяц. Он уходит за круг, и мы поем про него песенку:
4. рус. нар. песня
Песня: Идем хороводом. Зайка вне круга.
Припев:
За-инька по-за са-ду, Се-ренький по-за са-ду.
Вот как, вот как по-за са-ду, И вот э-так по-за са-ду.
(В припеве повторяются последние слова куплета)
Зайка входит в круг.
Заинька, войди в сад, Серенький, войди в сад. Припев.
Движения согласно тексту.
Заинька, рви цветочки, Серенький, рви цветочки. Припев.
Крутим руками венок.
Заинька, свей веночек, Серенький, свей веночек. Припев.
Надеваем на голову.
Заинька, на головку, Серенький, на головку. Припев.
Ножки поочередно выставляются вперед.
Выбирает следующего.
Заинька, пританцуй, Серенький, пританцуй. Припев,
Заинька, выбирай, Серенький, выбирай. Припев.
Песня может повторяться по желанию детей.
5. Пальчиковая игра. Стихи Н. Барановой.
У зайки ушки на макушке,
Он живет в своей избушке, Смотрит он в окно, Не идет ли кто.
Под окном собачка лает И ушами шевелит. Глазками она моргает, Зайкин домик сторожит.
В гости к зайкиной избушке Скачут быстрые зверушки: Две подружки-говорушки, Две зеленые лягушки. Серый козлик бородатый, А за ним олень рогатый. И несут в подарок зайке Барабан и балалайку. Брынди-брынди, балалайка, Принимай подарки, заика.
В этой маленькой избушке Поместились все зверюшки: Сам хозяин-зайка, Быстрый попрыгайка, Две подружки-говорушки, Двe зеленые лягушки, Серый козлик бородатый И большой олень рогатый.
Тесно в зайкиной избушке, Надо выйти погулять. Разбежались все зверюшки Ну, попробуй их догнать. Долго, долго мы бежали, Зато пальчики размяли.
Ручки на головке. Над головой крыша. Одна ладошка сверху лица, другая - снизу.
Плотно прижатые пальцы, двигается указательный. Двигается только большой палец. Пальчики «моргают» около глаз.
Движение ладошек на полу: раскрытые, открытые (движения лягушки).
Пальцы двигаются под подбородком. Растопыренные пальчики на голове. Движения игры на барабане и балалайке.
Руки «крышей» над головой.
Пальчики-ушки на голове,
прыгаем.
Движение ладошек по полу
лягушкой.
Движение пальчиков под подбородком.
Растопыренные пальцы над головой.
Быстрое широкое движение пальчиков по полу.
Сжимание и разжимание кулачков.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Композиция Л.Дыкман
1. Песня (хождение по кругу, движения по тексту):
Выш-ла ку - роч-ка ry-лять, А за ней ре - бят-ки, Све-жей трав-ки по-щи-пать. Жел-ты - е цып-лят-ки.
Вышла курочка гулять, Лапками гребите,
Свежей травки пощипать, Зернышко ищите.
А за ней ребятки, Наша курочка ко-кочет,
Желтые цыплятки. По двору-то ходит,
Ко-ко-ко, ко-ко-ко - Цыпляточек водит.
Не ходите далеко,
2. Игра (дети в кругу, держась за руки, курочка-рябушечка в центре): спокойное хождение к центру и от центра.
Ку-роч-ка-ря-бу-шеч-ка, ку-да пош-ла?
- Курочка-рябушечка, куда пошла? - На речку (речитативом).
(к центру) (от центра)
- Курочка-рябушечка, зачем пошла? - За водичкой.
(к центру) (от центра)
- Курочка-рябушечка, зачем водичка? - Цыплят поить.
(к центру) (от центра)
- Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
(к центру)
Все дети: «Пи-пи-пи», - и убегают, курочка ловит.
3. Фольклорная сказка, хороводный вариант.
Жили-были дед (шагаем, как дед, медленно: топ-топ-топ) да баба (подбоченясь, быстрым шагом). И была у них (нога выносится вперед, подняв колено, руки на талии, киваем головой, ходьба курочкой) курочка Ряба. Ко-ко-ко, ко-ко-ко. (Остановка в кругу). И снесла курочка яичко (держим бережно в скругленных ладошках). Дед бил-бил - не разбил (кулачок о кулачок). Баба била-била - не разбила. Надо яйки складывать в лукошко (скругленные руки), а вона - на вокошко (жест рукой в сторону). Не завернула в тряпицу (движение руки вокруг другой), а положила на полицу (жест по горизонтали правой рукой). Бегла мышка (а их страсть скока было) по полице (дробный жест по горизонтали), хвостиком крутанула (сзади рукой), яичко покатилось, покатилось, покатилось (волнистое движение рукой), бах-тарарах (резко присели, руками об пол) и разбилось. (Сидя) Баба плачет: а-а-а-а (высоким голосом), дед плачет: а-а-а (низким). А курочка бегает: куд-куда, куд-куда (руками-крыльями машем и бегаем). Не плачьте, дед с бабой (присаживаемся на колени), я снесу вам яичко такое, такое не простое - золотое. И снесла золотое яичко (поднимаясь). Дед его продал, и (руки двигаются в горизонтальной плоскости) купил печь, чтоб было, где лечь. А к печи - трубу-у-у-у (руки снизу вверх параллельно), а к трубе-е избу-у-у (ладошки над головой треугольничком), а в избу - лавцы (руки низко двигаются по «скамейке»). Завели ребят (широкий жест на детей), все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушают да сказку слушают.
Е.Крючкова- Курочка-рябушечка
Е.Крючкова- Вышла курочка гулять
ПЕСНИ К ПАСХЕ
1. «О солнце надо мной» (мел. А. Тютиковой)
О солнце надо мной,
Тепло, светло с тобой,
Ты даришь жизнь листочкам,
Ты даришь жизнь цветочкам.
Широкий жест рук кверху. Прижимаем руки к себе. Шевеление пальчиков вверху. Движение рук перед собой.
2. Русская народная песня «А на горе церковка»
А на горе церковка. (3 р.)
На церковке луковка. (3 р.)
На луковке крестичек. (3 р.)
На крестике сорока. (3 р.)
Сидит она высоко. (3 р.)
Видит она далеко. (3 р.)
Что на свете деется. (3 р.)
Идем хороводим, останавливаясь:
скругленные ладошки над головой,
скрещенные указ. пальчики (попеременно),
взмах крыльями-руками
и остановка (горизонтально),
опять взмах, повыше,
правая ладошка козырьком у лба,
широкий жест.
3. «Голос был» (мелодия в книге Л.Дыкман «Гармоничный ребёнок»)
сл. Л. Красноперовой
Го-лос был с не-бес зем-ле: Ты хра-ни лю-дей в теп-ле. Во-ду, воз-дух, свет да-ри, что-бы зер-на про-ро-сли. Не-бе - са бла-го - да - рю пе-ред тем как ем и пью. За да-ры зем-ле мо-ей блеск во-ды и ширь по-лей.
4. «Слава на небе» сл. 3. Штеклин мел. Н. Мошковой (мелодия в книге Л.Дыкман «Гармоничный ребёнок»)
Слава на небе солнцу высокому,
Слава на небе звездам серебряным.
Слава цветочкам в травах лазоревых,
Слава зверюшкам
В лесах густолиственных.
Слава матушке, деток растящей,
Слава всему доброму на свете.
Руки широко вверх. Указательные пальцы скрестно вверху попеременно. Движение ладошек вдоль пола. Поглаживание зверюшек, а затем руки кверху «ветвями деревьев». Укачивание дитя. Широкий жест.
5. «Мы пойдём сегодня в храм». Эту песню в оригинале поют очень быстро, мы с детьми поём её медленно, не таким речитативом, как в песне.
Мы пойдем сегодня в храм,
Потому что праздник там.
Все поют: "Христос воскрес!"
И сияет Божий Крест.
Освятим святой водой
Наш куличик золотой.
Засветим свои сердца
И восславим все Творца!
Пасха, праздник дорогой
В дом пришел и твой и мой!
Слезы радости из глаз,
Ведь Христос воскрес для нас!
6. "Христос Воскрес!" (на стихи А. Майкова)
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Е.Крючкова- О, солнце
Е.Крючкова- Церковка
детский хор - Песни к Пасхе ! мы пойдём сегодня в храм !
Неизвестен- Повсюду благовест гудит
ХОРОВОДНАЯ ЖЕСТОВАЯ ИГРА "КУПИМ МЫ, БАБУШКА, СЕБЕ КУРОЧКУ"
Это весенняя игра, которую наши учителя привезли с одного из вальдорфских семинаров, подойдет и малышам и детям примерно до 3 класса. Самое главное самой не запутаться!!!! Пока поем про 'купим мы бабушка..' - водим хоровод.
Поется на мотив 'маленькой елочке холодно зимой'.
Купим мы бабушка себе курочку (2 раза)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах(показываем пальчиками по ладошке как курочка клюет)
Купим мы бабушка себе уточку(2 раза)
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах
Купим мы бабушка себе индюшонка (2 раза)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке пальчиком)
Купим мы бабушка себе кисоньку 2раза.
Кисонька мяу-мяу(ударение на У) (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке пальчиком)
Купим мы бабушка себе собачонку (2 раза)
Собачонка ав-ав (ладошка ккак ротик собачки открывается и закрывается)
Кисонька мяу-мяу(ударение на У) (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке пальчиком)
Купим мы бабушка себе поросенка 2 раза
Поросенок хрюки-хрюки(касаемся пальчиком носа)
Собачонка ав-ав (ладошка ккак ротик собачки открывается и закрывается)
Кисонька мяу-мяу(ударение на У) (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке)
Купим мы бабушка коровенку 2 раза
Коровенка муки-муки (делаем пальчиками рожки)
Поросенок хрюки-хрюки(касаемся пальчиком носа)
Собачонка ав-ав (ладошка ккак ротик собачки открывается и закрывается)
Кисонька мяу-мяу(ударение на У) (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке)
Купим мы бабушка себе лошаденку 2 раза
Лошаденка скоки-скоки ( одной ногой стучим как конь копытом)
Коровенка муки-муки (делаем пальчиками рожки)
Поросенок хрюки-хрюки(касаемся пальчиком носа)
Собачонка ав-ав (ладошка ккак ротик собачки открывается и закрывается)
Кисонька мяу-мяу(ударение на У) (гладим одной ручкой другую)
Индюшонок фалды-фалды(показываем как индюк хлопает крыльями )
Уточка а у-тю-тю(складываем пальчики клювиком)
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах (стучим по ладошке)
пасхальные песни
1. «О солнце надо мной» (мел. А. Тютиковой)
О солнце надо мной,
Тепло, светло с тобой,
Ты даришь жизнь листочкам,
Ты даришь жизнь цветочкам.
Широкий жест рук кверху. Прижимаем руки к себе. Шевеление пальчиков вверху. Движение рук перед собой.
2. Русская народная песня «А на горе церковка»
А на горе церковка. (3 р.)
На церковке луковка. (3 р.)
На луковке крестичек. (3 р.)
На крестике сорока. (3 р.)
Сидит она высоко. (3 р.)
Видит она далеко. (3 р.)
Что на свете деется. (3 р.)
Идем хороводим, останавливаясь:
скругленные ладошки над головой,
скрещенные указ. пальчики (попеременно),
взмах крыльями-руками
и остановка (горизонтально),
опять взмах, повыше,
правая ладошка козырьком у лба,
широкий жест.
3. «Голос был» (мелодия в книге Л.Дыкман «Гармоничный ребёнок»)
сл. Л. Красноперовой
Го-лос был с не-бес зем-ле: Ты хра-ни лю-дей в теп-ле. Во-ду, воз-дух, свет да-ри, что-бы зер-на про-ро-сли. Не-бе - са бла-го - да - рю пе-ред тем как ем и пью. За да-ры зем-ле мо-ей блеск во-ды и ширь по-лей.
4. «Слава на небе» сл. 3. Штеклин мел. Н. Мошковой (мелодия в книге Л.Дыкман «Гармоничный ребёнок»)
Слава на небе солнцу высокому,
Слава на небе звездам серебряным.
Слава цветочкам в травах лазоревых,
Слава зверюшкам
В лесах густолиственных.
Слава матушке, деток растящей,
Слава всему доброму на свете.
Руки широко вверх. Указательные пальцы скрестно вверху попеременно. Движение ладошек вдоль пола. Поглаживание зверюшек, а затем руки кверху «ветвями деревьев». Укачивание дитя. Широкий жест.
5. «Мы пойдём сегодня в храм». Эту песню в оригинале поют очень быстро, мы с детьми поём её медленно, не таким речитативом, как в песне.
Мы пойдем сегодня в храм,
Потому что праздник там.
Все поют: "Христос воскрес!"
И сияет Божий Крест.
Освятим святой водой
Наш куличик золотой.
Засветим свои сердца
И восславим все Творца!
Пасха, праздник дорогой
В дом пришел и твой и мой!
Слезы радости из глаз,
Ведь Христос воскрес для нас!
ПАСХАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Сегодня начала обдумывать сценарий для Пасхи. Обязательным условием этого праздника являются пасхальные игры.
Вот 6 идей для игр: первые три игры стали у нас уже традиционными. К остальным трём я пока присматриваюсь)))
1) Катание яиц
Одной из любимых пасхальных забав было катание яиц. Устраивали игру так: делали из картона или дерева «каток», а под ним раскладывали разные игрушки, сувениры, крашеные яйца. Игроки по очереди подходили к «катку» и катили яйца. Выигрышем становился предмет, которого касалось яичко.
2) Поиск яиц.
Раньше во многих семьях дети не представляли Пасху без этой забавы. Взрослые заранее прятали дома пасхальные яйца и коробочки разного размера в форме яиц, в которые складывали подарки и сюрпризы. Дети искали эти яйца и коробочки, а взрослые по ходу игры давали подсказки. Можно использовать слова «горячо», «холодно».
3) Чоканье яйцами.
Этой старинной русской забаве много-много лет. Крашеным яйцом (тупым или острым концом) ударяли по яйцу соперника. Выигрывал тот, чьё яйцо оставалось целым. Он же забирал себе яйцо проигравшего.
4) Найди напёрсток.
Этой игре лет пятьсот. Играющие на несколько минут покидали комнату. Ведущий старался в это время спрятать напёрсток, но так, чтобы он был в поле зрения игроков. Потом все заходили в комнату и начинали искать напёрсток глазами. Если игрок обнаруживал напёрсток, он молча садился на пол. Последний игрок, увидевший напёрсток, платил фант, а игрок, севший первым, получал право прятать напёрсток.
5) Кто ведущий?
В игре должны были участвовать не менее шести игроков. Один из них выходил из комнаты, а оставшиеся становились в круг и выбирали ведущего. Ведущий выполнял простейшие движения: например, поднимал руки, вертел головой, хлопал в ладоши, топал. Остальные игроки повторяли все движения вслед за ним. Игрок, покидавший комнату, возвращался и вставал в центр круга. Ему нужно было обнаружить ведущего, а это совсем непросто. Когда ведущий находился, уже он выходил из комнаты, а игроки выбирали нового ведущего.
6) Подарки.
Кто-то из игроков становился водящим, он собирался в «путешествие», а остальные просили его привезти подарки от «родственников» из разных городов. Они называли города, но подарки не называли, ведь не ясно, что «передадут» им «родственники». Водящий всех выслушивал и отправлялся в «путешествие» - выходил их комнаты. «Путешествие» продолжалось минут пять-семь, в это время водящий придумывал, какие подарки привезти. Подарки должны были называться с тех букв, с которых начинались названия городов, сказанные игроками. Например, назвавшему город Псков можно было привезти перчатки, поднос, полотенце, пирог, пуговицу и т. п., а назвавшему Новгород - ножницы, накидку, наволочку, нитки. Чем смешнее подарок, тем веселее. «Путешествие» заканчивалось, начиналась раздача подарков. «Был у вашего дяди, он прислал вам свитер», - обращался водящий к тому, кто назвал город Севастополь. Игрок брал подарок. Но если водящий вдруг делал ошибку (игрок называл другой город), то подарок отвергался, а водящий отдавал свой фант.
Источник:http://vk.com/waldorfhome
Самый простой вариант игры - просто спрятать подарочки в разных местах. Необычные варианты тайников: приклеить скотчем под сиденье стула или вложить в лапы мягкой игрушки.
Более сложные варианты игры:
- перед тем как положить приз в тайник, привяжите к нему толстую нитку, после чего пройдите с этой ниткой по квартире, опутывая ей разные предметы на своем пути. Ребенок находит конец нитки и, сматывая ее в клубок, доходит до приза. Используйте нитки разных цветов.
- можно позаимствовать идею из игры в "казаки-разбойники", отметив путь к сюрпризу стрелками.
- наиболее интересный вариант, когда ребенок находит сюрприз по серии записок. Причем первая записка указывает, где спрятана вторая, вторая - где третья и т.д. Из последней записки ребенок узнает, где находится тайник с призом.
Если ребенок маленький и не умеет еще читать, в записках могут быть использованы рисунки или фотографии тайников. Можно начертить карту помещения, помечая крестиками места с записками.
Дети, которые уже умеют читать, могут прочитать и выполнить задания, написанные в записках. Например, решить какую-нибудь логическую задачку, прежде чем узнать местонахождение следующего тайника, или разгадать ребус.
Конкурсы на Пасху
Как провести Пасху с детьми? Разделите ребятишек на две команды и устройте им соревнования и конкурсы на Пасху.
Вариант 1.
Дайте каждому ребенку по ложке и по одному яйцу (сваренному вкрутую) на каждую команду. Начертите на полу или на земле линии старта и финиша. Дети выстраиваются друг за другом на линии старта. У каждого в руке своя ложка. Первые соревнующиеся из каждой команды должны положить яйцо в ложку и с ложкой в руке (или в зубах) добежать до линии финиша и обратно, после чего передать яйцо следующему игроку. Таким образом все члены команды по очереди должны пробежать с яйцом в ложке от старта до финиша и обратно, стараясь не выронить яйцо. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание и с наименьшим количеством падений яйца на землю.
Вариант 2.
Каждому ребенку выдается крашеное яйцо определенного цвета. Одно яйцо должно быть белым. Белое яйцо кладется в центр комнаты, после чего каждый ребенок должен катнуть один раз свое яйцо по направлению к белому яйцу. Получает очко тот игрок, чье яйцо ближе всего будет к нецветному яйцу. Тот, кто первым наберет определенное количество очков, выигрывает.
Еще можно начертить мелом или наклеить из изоленты игровое поле, и тот игрок, чье яйцо выкатиться за границы поля, получает штрафной бал (-1 очко).