отзыв об экологической практике
Наша поездка в экологический лагерь.
В экологический лагерь я езжу с ребятами уже несколько лет. Каждый раз я с удовольствием возвращаюсь сюда, где мне всё близко и знакомо. Здесь царит по-настоящему домашняя и тёплая атмосфера. Это место, где можно научиться понимать и чувствовать природу.
В нашей школе стало хорошей доброй традицией приезжать на биостанцию. Семиклассники вернулись сюда в 3 раз, но, были и новички - 6 класс, для которых было всё ново и необычно.
Основным направлением образовательной работы Центра являются учебные полевые практикумы для школьников, сутью которых является обучение детей реальной, "живой" биологии, географии и экологии. Учебные занятия проходят в отдельном "лабораторном" корпусе, который находится неподалеку от жилого корпуса и состоит из четырех лабораторий - ландшафтоведения, ботаники, зоологии и водной экологии. Занятия включают в себя небольшую теоретическую часть, которую преподаватели рассказывают в лаборатории, и практическую - когда ребята небольшой группой вместе с преподавателями отправляются в лес или на водоём,и сами с помощью сачков отлавливают мелких животных, чтобы потом принести их в лабораторию. Для наших ребят такие занятия бывают настоящими откровениями: как много всего шевелится, ползает и плавает в небольшом ручье! Каждое пойманное в сачок животное, даже совсем маленькое, вызывает крики радости. Когда смотришь, с каким упоением они готовы залезать по колено в воду, копаться в иле в поисках своей добычи, как бережно они отсаживают ее в баночку с водой, понимаешь, что это всё не зря. В конце дня ребята пишут отчет о том, что они делали на занятии и к каким выводам пришли. А те, кто приезжает третий раз, - наши семиклассники - выступают с докладами на вечерней конференции.
Все преподаватели это учёные-исследователи, специалисты в области биологии, зоологии, ландшафтоведения. Они прекрасно умеют находить общий язык с детьми, заставляют думать, делать выводы, доказывать и аргументировать свою точку зрения.
Когда я наблюдала, как наши ребята выступают с докладами на конференции, у меня возникло чувство гордости и восхищения за них - как они уверенно и грамотно умеют презентовать свои исследования (это отметили и местные преподаватели).
Особенный восторг у семиклассников вызвало ночное ориентирование на местности. Ребята сначала вспомнили, как пользоваться топографической картой, чтобы не заблудиться в лесу. Определяли длину своего шага, чтобы пройти определенное расстояние по просеке. Вспоминали, что такое масштаб. Потом ребята разделились на 2 группы, и каждая группа проходила свой маршрут и выполняла задание. Все наши юные географы с заданиями справились, в лесу никто не потерялся.
В последний вечер перед отъездом мы ходили в лес на ночной костёр. Было очень весело: пели песни, танцевали, жарили хлеб, а когда хлеб закончился, жарили сушки и пряники. Это было забавно!!!
По окончании программы дети получили именные сертификаты (пригодятся для портфолио), которое является документом и ценится при поступлении в медико-биологические ВУЗы.
Я уверена, что все наши ребята не только расширили свои экологические, биологические познания и приобрели навыки практических работ, но ещё и стали ближе к природе.
Бауэр Наталья Владимировна.
Эколагерь - одно из самых долгожданных и значимых школьных событий. Уже за месяц до выезда каждому не терпится знать, что он или она будет исследовать, с кем жить в комнате, где прокладывать свой маршрут. Этот год не стал исключением - готовиться к поездке мы стали задолго до назначенной даты отъезда.
В первый же день 7 "Б" класс начал изучать водную экологию. Для начала мы пришли в лабораторию и узнали, что и как мы будем изучать. Оказалось, что вблизи станции есть два водоёма: река Клязьма и ручей Овражный. Нам предстояло найти и сравнить их биотические индексы, то есть числа, отображающие экологическое состояние водоёма по 10-ти бальной шкале. Это исследование производится по методике Вудивисса. Для начала мы отправились к ручью, а потом к реке, и там под руководством Владимира Юрьевича (это преподаватель экоцентра) ловили мелких водных беспозвоночных. Делали мы это, используя сито и кювету, а также маленькие ложки и всё наше внимание.
Вернувшись, мы определили пойманных животных. Но из-за недостатка времени мы оформили и презентовали результат этой работы уже в последний день пребывания в лагере. Итогом этого исследования стал вывод: биотический индекс ручья - 7, реки - 4, а воду из открытых водоемов никто из нас больше пить не будет никогда! Мы самостоятельно убедились в экологических проблемах Подмосковья и приобрели бесценный опыт исследования.
Весь второй день мы посвятили ландшафтоведению. После завтрака мы пришли в лабораторию, вспомнили, что же такое ландшафт, разобрались с новым для нас прибором - нивелиром. После этого, выйдя к реке Клязьме, мы разделились на две команды. Перед каждой из команд стояла задача с помощью нивелиров (это инструмент для определения неровности рельефа) изучить профиль речной долины Клязьмы в двух местах, а затем, после математических расчетов, изобразить его на графике. Мы распределили между собой материал, написали выступление и представили результат исследования учителям, 6 и 7 "А" классу. Да, пожалуй, устные презентации очень полезны для развития навыков привлечения внимания аудитории и выражения собственных идей и мыслей.
Отдельное внимание стоит уделить нашим ночным приключениям. В первую ночь состоялось ориентирование. Мы искали пакеты с конфетами на деревьях. Из помощников нам были даны только фонарики и карты, а также одноклассники, с которыми, признаться, было очень весело бродить по тёмному лесу. Особенно, когда на пути обратно мы не узнали голос учителя... И, представьте себе, я нашла один пакет!
Во вторую ночь наши кураторы организовали выход в лес, но теперь на костры. Да, мне очень-очень понравилось это времяпрепровождение, особенно с "Катюшей" и жареными на костре сушками и пряниками!
Большое спасибо всем, кто обучал нас в эти три дня, а также организаторам этой незабываемой поездки! Красота природы, уют и общение с друзьями - вот то, что делает счастливыми всех в эколагере.
Кузнецова Елена, 7 "Б" класс
В первый день нашего пребывания на биостанции мы отправились на урок под названием «Ботаника и зоология». Там мы познакомились с учителем Арсением Кирилловичем, который работал с нами на протяжении трех дней. В начале урока он нам объяснил и рассказал план выполнения лабораторной работы по теме «Беспозвоночные животные под корой мертвых елей». Оказывается, сейчас в России массово гибнут леса из-за эпидемии короеда-типографа. Это связано с засушливыми годами, что способствовало ослаблению деревьев и развитию популяции этих животных.
Мы вооружились пакетами для сбора экземпляров коры мертвых елей, и коробочками для складывания различных насекомых, живущих под корой дерева. После сбора материала, мы в лаборатории проанализировали его и перенесли данные в таблицу. С помощью Арсения Кирилловича мы разделили всех пойманных животных на экологические группы: «питаются тканями дерева», «хищники», «зимуют под корой». В первую очередь нас интересовали беспозвоночные, которые питаются тканями живых деревьев и наносят вред лесу. Исходя из собранной нами информации, ходы короеда-типографа есть во всех собранных экземплярах коры. На этом наш учебный день закончился.
На следующий день мы пошли в лабораторию на урок зоологии. Мы должны были изучить отряд дятлообразных в Московской области. Дятлы питаются беспозвоночными, которые находятся под корой деревьев, и, следовательно, могут уничтожать животных, которые питаются тканями деревьев.
В этот раз наша группа должна была ходить по лесу и искать дятлов. К сожалению, нам не удалось найти этих птиц, но зато мы увидели множество подолбов дятлов, а так же услышали их дробь и крики. Мы учились определять мертвое дерево или нет, его высоту - и заносили эти данные в таблицу. Затем на основании наших данных и пособий мы подготовили лабораторную работу и презентовали ее. Было интересно научиться определять вид дятла по его подолбам и звукам.
Вечером того же дня мы отправились на ночное ориентирование. Нашим заданием было с помощью фонариков, карт и компасов пройти определенный маршрут и собрать 5 пакетов с конфетами. Нам удалось это сделать. Это задание нам очень понравилось, и я думаю, что это обязательно пригодится в жизни.
В последний день нашего пребывания на биостанции «Экосистема» на уроке «Ботаника и зоология» мы делали работу под названием «Геоботаническое описание исследуемого участка леса». Наша группа отправилась в лес снова изучать кору деревьев, но на этот раз мы должны были определить, сколько ходов короедов-типографов находится на площади 10х10см2. Затем мы нашли площадь ствола ели и высчитали, сколько ходов короедов-типографов находится в одной ели. Таким образом, мы определили, сколько ходов находится в 1га. И эта цифра впечатляет, но в тоже время огорчает: 86 700 000! Короеды-типографы являются основной причиной смерти деревьев. После мы перенесли наши данные, и данные другой группы в тетради, и на этом наша поездка подошла к концу.
Мишкин Кирилл 7А.