в канун....
В канун масленичной недели в начальной школе проведен фольклорный час.
Масленица, успешно перекочевавшая из язычества в христианство, богата песнями, закличками, скоморошинами, небылицами, потешками, пословицами, поговорками, а также поминальными, брачно-семейными, земледельческими обрядами.
Празднование масленицы было связано с обрядовой пищей - блинами, жертвенным хлебом. Блины символизировали солнечный диск. В масленицу игрались свадьбы - и природа, и люди готовились к плодоношению.
Учащиеся посмотрели красочную и познавательную презентацию о Масленице: познакомились с ее фольклором, традициями, забавами, потехами, заглянули в закрома русской души.
Узнали, как раньше встречали Масленицу: мастерили чучело, ставили на высокую горку, пели Масленице песни, разговаривали с Масленой как с живой, называли ее обманщицей, упрекали, что пришла к ним только на неделю «…дожидались мы тебя хорошенько, провожать будем еще лучше».
Детям были открыты истоки некоторых обычаев и традиций.
На Масленице обязательно катались с гор: считалось, что кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, у того и лен будет больше, поэтому в народе говорили, что идут кататься "на долгий лен".
Так, существовал обычай в среду приглашать к теще на блины зятьев с дочерьми, сыгравших свадьбу в предыдущем году. Именно с этого момента считалось, что девушка навсегда покидает родительский дом, отсюда и грустные мотивы масленичных песен. Пели о молодой женщине, окончательно расставшейся со своей семьей, сравнивали ее с перепелкой, летающей по чужой стороне, ищущей родимого батюшку.
Заканчивался праздник прощеным воскресеньем. После сожжения чучела Масленицы, наступало время покаяния, смирения: близкие просили друг у друга прощения. Раскаявшись в грехах и примирившись, они подготавливались к началу Великого поста, ожиданию Христова воскресения.
Особое внимание ребят в презентации привлекли страницы интересных фактов масленичных гуляний в христианской России: торжественный маскарад 1722 г. (царь Петр I); Свадьба шута и строительство Ледяного дома для нее в 1740 г. (императрица Анна Иоанновна); грандиозное театрализованное маскарадное шествие под названием "Торжествующая Минерва" в 1763 г. (императрица Екатерина II).
Костя А., 3 «а» кл.: «Масленица один из самых веселых, интересных и длинных праздников России. Меня особенно заинтересовало, что на каждый день Масленицы существовали определенные обряды. Петр I и Екатерина II любили этот праздник, провели масленичные маскарады, которые вошли в историю государства. Из истории празднования больше всего впечатлил Ледяной дом, из состязаний - кулачные бои и единоборство человека с медведем».
Вера А., 3 «а» кл.: «На этом уроке мне открылось много нового. Я даже не думала, что Масленица настолько интересный праздник. Для меня особо значимо, что этот праздник проходит в России до сих пор.
Особое впечатление на меня произвело то, что императрица Анна Иоанновна оставила князя Голицына и шутиху Буженинову в Ледяном доме на ночь. Возмутительно!»
Катя Я., 3 «а» кл.: «Мне понравился маскарад Петра I. Огромные корабли будто плыли по улицам Москвы. Запомнились медвежья потеха и единоборство человека с медведем. Стало понятно, чему посвящены масленичные дни недели».
Даша В., 3 «б» кл.: «Я узнала, что праздник Масленицы это проводы зимы. Из фольклора мне запомнилось гадание девушек: первый блин клали за пазуху и выбегали на улицу, если первым встретится мужчина, тогда выйти ей замуж в текущем году, если женщина - год в «девках» сидеть. Впечатление на меня произвели горки высотой с дом, которые строили купцы к Масленице».
Лиза К., 3 «а» кл.: «Мне стало понятно, почему на Масленицу пекут блины и почему люди катались с горок.
Меня удивила императрица Екатерина II. Она устроила на Масленицу праздник во дворце: тем, кто оказывался в выигрыше в играх, императрица преподносила бриллиант. За вечер она раздарила своим приближенным 150 бриллиантов».
Алина Г., 3 «б» кл.: «Я впервые услышала о шуточных обрядах на Масленицу. Касались они парней: наказание не вступивших в брак (привязывали им колодки на шею, с которыми наказанные должны были ходить целый день) и женщин, состоящих в браке всего год (запряженные в сани, напевая песни, рассказывая прибаутки, они вынуждены были катать по селу своих подруг).
Я узнала, что когда сжигали чучело Масленицы, пепел раскидывали по полям, чтобы урожай был богатым.
Мне понравились кулачные бои, сразу было видно кто - настоящий мужчина».
Катя К., 3 «а» кл.: «На меня произвел впечатление раек, которым развлекали публику. Раек - это предшественник телевизора. Внутри ящика была катушка с полосой картинок. Раешник крутил катушку, люди смотрели в отверстие и видели смену картинок.
По-моему, поступок императрицы Анны Иоанновны непозволителен: как можно было закрыть в Ледяном доме молодых на ночь!»
Егор Л. 4 «б» кл.: «Мне стал понятен смысл пословицы «Первый блин - комам». Древние славяне почитали медвежьего бога: приносили ему «блинные жертвы» Медведя называли «ком».
Жасмин С., 4 «б» кл.: «Мне было интересно узнать, что Петр I любил и сам открывал масленичные гуляния в Москве, покачавшись на качелях с офицерами. А его отец, Алексей Михайлович, остерегался разгула и рассылал по городам и весям указы, чтобы кулачные бои не устраивали, на качелях не качались».
Гоша Д., 4 «б» кл.: «На меня произвели впечатление кулачные бои, с правилами биться до первой крови и не обижаться на шишки и синяки.
Особое впечатление произвел поминальный обряд - родительская суббота: сходить в церковь помолиться и вспомнить своих бабушек и дедушек.
Я оценил находчивость невесты-шутихи во время свадьбы в Ледяном доме. Она поменяла у охранников свадебный подарок на теплые вещи, это спасло ее и жизнь жениха.
Я согласен с царем Алексеем Михайловичем, запрещавшим опасные состязания, где могли погибнуть люди. Например, единоборство человека с медведем».
Илья К., 4 «б» кл.: «Мне стали понятны пословицы и поговорки масленичной тематики. Урок очень понравился».
Ричард Г., 4 «б» кл.: «Меня поразили как мастерство чудесных строителей: возведение Ледяного дома, скульптур так и самодурство императрицы Анны Иоанновны, приведшее к трагедии людей».
Миша П., 1 «б» кл.: «Мне понравилось состязание по ловкости: победитель снимал со столба подарки. Я узнал, как Петрушка веселил народ на празднике».
Миша Л., 1 «а» кл.: «Мне очень понравился праздник Масленица. Я узнал, что праздник длится 7 дней. Больше всего заинтересовало катание на лошадях».
Саша И., 1 «а» кл.: «Меня очень заинтересовали Ледяной дом и ледяная пушка. Удивила ледяная пушка. Как она стреляла?».
Ева Б., 2 «а» кл.: «У нас был урок, посвященный Масленице. Мне понравился Ледяной дом. Я очень возмутилась, что императрица оставила молодоженов в Ледяном доме на всю ночь, они чуть не замерзли».
Моника П., 2 «б» кл.: «Мне запомнилось празднование воскресенья. Прощались с Масленицей, жгли соломенное чучело, пели, танцевали. Потом просили прощение друг у друга».